Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Василия,исп. Сщмч.Арсения,митр.Ростов. Сщмч.Нестора,еп.Магиддийск. Прпп.жен Марины,Киры. Сщмч.Проторея,патр.Александр. Блж.Николая Саллоса,Христа ради юрод.Псковск. Прп.Иоанна Кассиана Римлян. Прп.Иоанна,нареч. Варсонофием,еп.Дамасск. Прмч.Феоктириста

13 Март 2018 г. Вторник

  Прп. Василий исповедник, инок, пострадал в царствование иконоборца Льва Исавра (717-741). Когда началось гонение на почитателей св.икон, св. Василий со сподвижником прп.Прокопием предан многим истязаниям и заключен в темницу, где оба мученика томились долгое время, до смерти нечестивого императора. Когда св.испп. Василия и Прокопия освободили с др.почитателями св.икон, они продолжили иноч. подвиг, наставляя многих в правосл. вере и добродет. жизни. В 750 г. прп. Василий мирно скончался.
Тропарь преподобного Василия исповедника,глас 1
 Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе, отче наш Василие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Василия, глас 2
  С высоты приим Божественное откровение,/ изшел еси, мудре, от среды молв/ и, монашествовав преподобно,/ чудес приял еси действо/ и недуги исцеляти благодатию,// Василие всеблаженне священнейший.

  Сщмч.Арсений, митр.Ростовский (в миру Александр Мацеевич) был последним противником церк. реформы Петра I. Он род.в 1697 (по др. в 1696) г. во Владимире-Волынском в семье правосл.священника, ведущего род от польской шляхты. Получив образование в Киевской дух. академии, в 1733 стал иеромонахом. Вскоре совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий м-рь, где полемизировал с заточёнными староверам. Об этом написал «Увещевание к раскольнику»
  В 1734-37 гг. о.Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 г. прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему главенствующее место в церк. иерархии. Назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу о. Арсения. Посвящённый в 1741 г. в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещён. инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмешательства светского суда.
   Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье владыки, и по воцарении Елисаветы Петровны он переведён в 1742 г. на кафедру в Ростов с назначением членом Синода. Строгий к подчинённым, владыка встал в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает пред имп.Екатериной II на удалении светских чинов из Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонич. основы, делает вывод о необходимости восстановления Патриаршества. Записка владыки «О благочинии церковном» стала первым протестом Российской иерархии против синодальной системы.
 Отношения владыки со светской властью обострились, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, затем при Петре III и Екатерине II-й распоряжения по ограничению м-рей в управлении имуществом вызвали негодование высшего духовенства. 9 февраля 1763 владыка в Ростове совершает «Чин отлучения» с прибавками против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и м-ри», «принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения».
  В марте владыка подал два донесения в синод, к-рый доложил императрице, что свт.Арсений является «оскорбителем Ея Величества». Екатерина предала его суду Синода, к-рый длился 7 дней. Владыка  осуждён, низведён в звание простого монаха и заточён в Карельский Николаевский м-рь.Но и в ссылке святитель обличал действия властей в отношении церк.имущества, выражал сомнение в правах Екатерины II-й на престол, сочувствие вел. кн.Павлу Петровичу. Делу владыки дан характер политический, и в кон.1767 г. он лишён монашества, приговорён к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате, где умер 28 февраля 1772 г.
 За смиренное перенесение скорбей и нестяжательность, а также за мученич. кончину за Церковь святитель почитается в рус. народе. Причислен к лику святых РПЦ для общецерк. почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.

    Блж. Николай Псковский более 30 лет нес подвиг юродства. Задолго до смерти стяжал благодатные дары Св. Духа, удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что с греч. значит "блаженный, юродивый", еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.
   В феврале 1570 г. после опустошительного похода с опричным войском на Новгород Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену. По псковской летописи, "прииде царь... с великою яростию хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити". Весь город молился об отвращении царск. гнева. Услышав колокол. звон к утрени по Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской  иконе Умиления Божией Матери, "умилившись, сказал воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут убийства"".
   Жители Пскова вышли на улицы, каждая семья стояла на коленях у ворот, вынеся хлеб и соль для царя. На одной из улиц к царю выбежал блж. Николай верхом на палке, будто на коне, закричал:"Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христ. крови".Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный хотел разграбить город. Он слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам св. блгв. князя Всеволода-Гавриила,хотел получить благословение у блж. Николая. Когда царь пришел в его келью, тот сказал: "Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати". Юродивый предложил сырое мясо."Я христианин, не ем мяса в пост",-сказал Иоанн.- "Ты пьешь кровь человеческую", - отвечал блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы", чтобы тот прекратил убийства и не грабил св. церкви. Но Иоанн приказал снять колокол с Троиц. собора, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.
  Слово блаженного пробудило совесть царя. Испуганный сбывшимся пророчеством, Грозный остановил грабеж, бежал из города. Опричники писали: "Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов".
 Блж. Николай умер 28 февраля 1576 г., погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и архипастыри. Местное почитание блаженного началось спустя 5 лет после кончины. В 1581 г., при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди к-рых и блж. Николай
  В кафедр. Троицком соборе Пскова почивают мощи блж. Николая Псковского, к-рый "плотски в юродстве быв, горняго Иерусалима гражданин явися.., царску державу и смысла свирепство на милость обратив".
Тропарь блж. Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского, глас 4
Словенска языка, Псковския земли/ плотски в юродстве быв,/ юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/ Ангелом, славне, свеселишися,/ мироточиваго святителя Николая звание восприим,/ с нимже всегда Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.
Кондак блаженного Николая, глас 8
Чудотворец явися, Николае,/ царску державу и смысла свирепства на милость обратив,/ и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/ и ныне молим тя, святе,/ пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение 

Во время патриаршества Диоскора (444 - 451)  последователя монофизитского лжеучения Евтихия, в Александрии жил пресвитер Протерий, к-рый бесстрашно обличал еретиков и исповедовал правосл.веру. В 451 г. на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия осуждена, составлено определение, по к-рому Христос исповедуется, как Совершенный Бог и Совершенный Человек, пребывающий в двух природах неслиянно и нераздельно. Еретик Диоскор низложен и изгнан, а на Александрийский патр.престол возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью.
  Однако в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, к-рые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для усмирения. Благочест. имп. Маркиан (450-457) лишил александрийцев льгот, к-рыми они пользовались, послал усиленный отряд воинов. Тогда жители города смирились и просили патр. Протерия ходатайствовать пред императором о возвращении прежних привилегий. Незлобивый святитель легко достиг просимого.
  После смерти Маркиана еретики подняли головы. Пресвитер Тимофей, домогавшийся патр. сана, воспользовавшись отсутствием правителя города, выступил во главе мятежников. Свт. Протерий решил оставить Александрию, но ночью увидел во сне св. пророка Исаию, к-рый сказал: "Возвратись в город, там я буду ждать тебя". Святой понял, что это предупреждение о мученич. кончине, возвратился в Александрию и укрылся в крестильне.
  Мятежные еретики ворвались в убежище, убили Патриарха и 6 чел. с ним. Их не остановило то, что происходило это в канун Пасхи - в Великую Субботу. В ярости они дошли до того, что,привязав веревку к телу убитого святителя, вытащили на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли, а прах развеяли по ветру (+ 457).
   Православные известили об этом имп. Льва (457 - 474) и свт. Анатолия, Константинопольского Патриарха (449 - 458). В Александрию прибыло войско, мятеж подавлен, Тимофей предан суду и сослан.   

  Сщмч. Нестор, еп.Магиддийский, в гонение на христиан от римского имп. Декия (249-251), в 250 г., взят в своем доме во время молитвы. О предстоящем страдании он извещен особым откровением - видением агнца, уготованного к закланию. Правитель г. Магиддиса отправил его на суд в Пергию. На пути св. Нестор укрепился духом - он слышал Глас с неба, после чего произошло землетрясение. В Пергии после страшных истязаний священномученик распят на кресте.

    Прп. Марина и Кира, родные сестры, жили в IV в. в г. Берии (Малая Азия). Родители были знатными и богатыми, но сестры, достигнув совершеннолетия, оставили дом и удалились из города. Отгородив небольшой уголок земли, св. девы завалили вход в убежище камнями и глиной, оставив лишь небольшое отверстие, через к-рое им подавали пищу, жили там под открытым небом. На теле носили тяжелые железные вериги и терпеливо переносили голод: 3 года принимали пищу раз в 40 дней. Прежние служанки решили присоединиться к их подвижнич. жизни. Святые поместили их в домике недалеко от ограды и руководили ими, побуждая к подвигам молитвы и поста.
  Жизнь св. подвижниц Марины и Киры хорошо знал блж. Феодорит, еп. Кирский: его из почтения к свт. сану допускали св.девы в жилище. Блж. Феодорит беседовал с ними, просил не носить вериги, к-рые были так тяжелы, что слабая телом Кира всегда была согнута и не могла выпрямиться.
  Так подвизались они 40 лет. Уединение нарушили лишь для того, чтобы совершить путешествие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Во время странствия не принимали пищи, пока не поклонились св. местам, возвращаясь обратно, также ничего не вкушали. Такой же подвиг они совершили, когда путешествовали ко гробу прмц. равноап. Феклы в Исаврию. Скончались прпп. Марина и Кира ок.450 г.

  Св. мч. Феоктирист (Феостирикт), игумен Пеликитский, пострадал за иконопочитание при нечестивом имп. Константине Копрониме (741-775). С ним подвергнут пыткам св. Стефан Новый и др. благочестивые иноки. Св. Феоктирист был обожжен кипящей смолой. Св.мученик известен как дух.писатель и автор канона Божией Матери "Многими одержим напастьми".

  Прп.Иоанн, нареченный Варсонофием, родом из Палестины, 18-ти лет воспринял св. Крещение, а вскоре и иноческий постриг. За подвижническую жизнь прп. Иоанн рукоположен во епископа г.Дамаска. Любя жизнь уединенную, прп. Иоанн оставил епископию и тайно ушел в Александрию, наименовав себя Варсонофием. Затем удалился в Нитрийскую пустыню, пришел в м-рь и просил игумена принять его в обитель, чтобы служить старцам. Это послушание он добросовестно исполнял днем, ночь проводил в молитве. Через некоторое время преподобного увидел св. Феодор Нитрийский, знавший о том, что он епископ, тогда св. Иоанн вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца жизни (V в.).

    Явление Девпетерувской иконы Божией Матери произошло 29 февраля 1392 г. Один из древнейших списков с этой иконы находился в Николаевской церкви с. Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губ.
  В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей свт. Питирима, находится др. чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ был келейной иконой святителя, и пред ней Питирим воссылал усердные молитвы к Господу Богу и Пресвятой Богородице.
  Особенно она прославилась в 1833 г. вследствие одного события. Некая женщина, муж которой по ложному обвинению заключен в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, приказавшего отыскать в соборе келейную икону свт.Питирима и отслужить молебен. Он показал ей икону. Женщина выполнила приказанное, муж ее оправдан и освобожден из тюрьмы.Много богомольцев притекает к св. иконе Божией Матери на поклонение, и все, кто обращается к Ней с горячей молитвой и верой, получают исцеление и утешение.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения