Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Поликарпа,еп.Смирнск. Обрет.мощей блж. Матроны Московск.(1998). Прп.Александра монаха,начальника обители «Неусыпающих». Прпп.Иоанна, Антиоха,Антонина,Моисея и др. пустынников Сирийских(V). Прп.Поликарпа Брянск.

08 Март 2018 г. Четверг

  Свт. Поликарп, еп.Смирнский, род. ок. 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано остался сиротой, воспитан благочестивой вдовой Каллистой. После смерти вдовы Поликарп раздал имение и вел целомудрен. жизнь, служа больным и немощным. Его приблизил св. еп. Смирнский Вукол, посвятил Поликарпа в диакона, поручив проповедовать в храме Слово Божие.
  Был еще жив св. ап. Иоанн Богослов. Св. Поликарп был близок к св. Иоанну Богослову, сопровождал в ап. путешествиях. Свт. Вукол рукоположил св. Поликарпа во пресвитера, незадолго до кончины завещал поставить  епископом на Смирнскую кафедру.
 Когда совершалось посвящение св. Поликарпа во епископы, ему яв-ся Господь. Свт. Поликарп с ап. ревностью руководил паствой. Пользовался любовью среди священства. С большой теплотой относился к нему св. Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (растерзан дикими зверями), писал св. Поликарпу: "Как кормчим нужны ветры или обуреваемому - пристань, так наст. времени нужен ты, чтоб достигнуть Бога".
 На Рим. престол вступил имп. Марк Аврелий (161-180), на христиан воздвигнуто жесточайшее гонение. Язычники требовали, чтоб судья искал св. Поликарпа, "отца всех христиан". В это время свт. Поликарп по настоят. просьбе паствы пребывал в селении ок.Смирны. Когда пришли воины, св. Поликарп вышел, велел накормить, молился, готовясь к мучен. подвигу. Его страдания и смерть описаны в "Послании христиан Смирнской Церкви к др. Церквам"- одном из древних памятников христ. письменности. 
  На суде свт. Поликарп твердо исповедал веру во Христа, приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно сказал, что не сойдет с костра, и его связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось, сомкнувшись в воздухе над головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев потребовала убить  его мечом. Когда св. Поликарпу нанесли рану, вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело сщмч.Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали св. останки, свято чтя его память.
  При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло Послание к Филиппийцам, к-рое, по сообщению блж.Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно написано в ответ на просьбу филиппийцев прислать им сохранившиеся у свт. Поликарпа письма сщмч. Игнатия Богоносца
Тропарь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского глас 4
  И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Поликарпа глас 1
  Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.

  Мощи Матроны обретены 8 марта 1998 г. и 1 мая перенесены в Покровский Ставропигиальный жен. м-рь у Покровск. заставы. В 1999 г. Матрона канонизирована РППЦ «в лике местночтим. святых Моск.епархии»,2 мая 1999 г. Патр. Московский и всея Руси Алексий II постановил:«Причислить к лику праведных для местного церк. почитания в г. Москве и Моск. епархии старицу Матрону Московскую.Честные останки блж. Матроны Московской, почивающие в Покровском ставропигиальном м-ре г. Москвы, отныне именовать св. мощами и воздавать им должное поклонение.
Память блж. Матроне Московской совершать в дни её преставления —19 апреля (2 мая по новому стилю).
 Службу новопрославл. блж. Матроны Московской составить особую. Писать новопрославл. блж. Матроны Московской икону для поклонения согласно определению 7 Вселенск. собора.Напечатать житие блж. Матроне Московской для назидания в благочестии чад. Наст. Определение Наше довести до сведения клириков и верующих правосл. приходов и обителей г. Москвы и Моск. епархии».В 2004 г. на Архиерейским соборе «св. прав. Матрона причислена к общецерк. почитанию».
  Из мест паломничества по св. местам правосл. Москвы посещение св. мощей Матроны Московской считается одним из самых благодатных. Рака с мощами Матроны Моск. находится в левом приделе Покровской церкви Покров. м-ря. 
Тропарь блаженной Матроны Московской, глас 4
Матроно. / От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая. / Но от Бога щедро духовное зрение приявшая, / прозорливице и молитвеннице. / Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая. / Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных, / радосте наша.

  Прп.Поликарп Брянский в миру был кн. Петром Ивановичем Борятинским, потомком св. Михаила, кн. Черниговского. Это предположение выдвинуто из-за участия Борятинских в судьбе Брянского Спасо-Преображенского м-ря. 
  Время жизни его относят к XVI в. Имя кн.Петра Борятинского нередко встречается в актах XVI в. Так, он в числе др. отправлен на реку Сестру воевать против шведского короля. В 1576 г. назначен воеводою в Тулу. В 1580 г. Борятинский, поставленный воеводою в Холму, пленен литовцами вместе с осадным головою Паниным. По возвращении из плена при Борисе Годунове Борятинский подвергся опале.
В 1591 г. назначен воеводою в Тюмень, чрез несколько лет оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с им. Поликарп. Прп-ный на свои ср-ва устроил обитель Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижнич. жизнь. Св. Поликарп был первым настоятелем обители.Там скончался в 1620 или 1621 г. и был погребен.
Кондак прп. Поликарпа Брянского глас 1
  Ветрилом креста душевный корабль окормив,/ житейская красная оставил еси,/ и от мирскаго мятежа изшед,/ плотския похоти воздержанием многим, отче, умертвил еси,/ пощением и слезами, молитвами и песньми непрестанно прилепляяся Богу:/ темже и жилище достойно Духа Пресвятаго показался еси./ Моли, Поликарпе преподобне, Христа Бога/ оставление прегрешений даровати нам и велию милость.
Молитва преподобному Поликарпу Брянскому
  О пастырю добрый, наставниче неусыпный, преподобне отче Поликарпе, ты от мятежа мира сего изшед, отвержением благ преходящих евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, Бесплотных почести сподобился еси; того ради памятуя любовь твою к людям ти сродным, яко чадо ко отцу, к тебе прибегаем и молимся со умилением: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, воинству, яко соратник, и споспешествуй в победах на супостаты. Избави, о преподобне угодниче Божий, от всякаго навета вражия и веси страны Российския и не остави заступлением твоим нас немощных, грехи и скорбьми многими обремененных: умоли благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерно и да не во зло обратим благая, нам свыше выну посылаемая. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, иже ныне осиявает тя; укрепи благодатиею Господнею произволение наше, да утвердившеся в законе Христове, неленостно течем по пути заповедей святых; осени горним твоим благословением нас и всех в скорбех сущих, беды и болезньми душевными и телесными обдержимых, исцеление, утешение и избавление им даруя; дух кротости и смирения, дух терпения и покаяния, да прочее время живота нашего иждивем в вере и сокрушении сердечнем и тако в час скончания и разрешения от уз плоти благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную во веки веков.

   Прп.Иоанн, ученик св.Лимния, жил в V в. в Сирии, избрав подвиг "беспокровного жития" - поселился на холме, открытом со всех сторон ветрам, и жил там 25 лет. Питался только хлебом с солью, тело изнурял тяжелыми веригами. Когда кто-то из посещавших подвижника посадил на холме миндальное дерево, чтобы преподобный укрывался в его тени от палящего зноя, святой велел срубить его, чтобы не давать телу никакого отдохновения.
Прп. Моисей, подражая св. Иоанну, поселился на вершине горы близ сел.Рамы.
Таким же подвигом подвизались и прпп. Антиох и Антонин. До преклонного возраста они совершали подвиги, подавая пример дух. крепости, превозмогающей всякие немощи.
Прп.Зевин, подвизавшийся на той же горе, достиг глубокой старости, но никогда не садился во время молитвенного правила, лишь иногда опирался на жезл. Окрестные жители почитали прп. Зевина и получали по его молитвам большую помощь в своих скорбях и нуждах.
Св.Полихроний, ученик прп.Зевина, подражал жизни старца, дни и ночи проводил в посте и бдении. Вериг у прп.Полихрония не было, но во время молитвы он налагал на плечи тяжелый дубовый корень, к-рый выкопал из земли. Молитвой св. Полихроний испросил у Бога дождь во время засухи, и для нуждающихся наполнил елеем каменный сосуд. С прп.Полихронием жил ученик прп. Моисей. Во всем подражая старцу, св. Моисей также явил образец суровой аскетической жизни.
Др.ученик – прп. Дамиан удалился в обитель Иера и подвизался там, имея в келье лишь малую коробочку с чечевицей, к-рой питался. Все прп. отцы мирно скончались в V в. в Сирии.

    Прп.Александр, первоначальник обители "Неусыпающих", родился в Азии и получил образование в Константинополе. Он состоял на военной службе, но, чувствуя призвание к иному служению, оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных обителей близ Антиохии под рук-вом игумена Илии.
 Восходя из меры в меру по ступеням иноч.подвигов, получил благословение игумена на пустынножительство. Подвизался в пустыне наедине со Св.Евангелием - единственное, что взял с собой.
 Господь призвал его на проповедь язычникам. Он обратил к вере местного градоначальника Раввулу, к-рый преуспевал впоследствии в церк.служении, удостоен святит. сана и 30 лет управлял еп. кафедрой в г. Едессе.
 Наконец, прп. Александр поселился невдалеке от р.Евфрат. Иноки собирались вокруг него, привлекаемые высотой молитв. подвига и дух.опытностью. Возник м-рь, насчитывавший до 400 монахов. Св. игумен в молитв. ревности решил устроить в обители ни днем, ни ночью не прекращающееся славословие Господу.
 3 года прп-й. молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли будет установление такого монаст. правила. И, по откровению Божию, ввел в обители след. порядок: все иноки разделены на 24 молитв. стражи. Каждый час сменяясь, день и ночь они пели на два лика св. псалмы, за исключением часов, когда в церкви совершалось Богослужение. Отсюда пошло наимен. "обители Неусыпающих", т.к.неусыпное пение возносилось подвижниками Богу.
 20 лет правил прп. Александр м-рем на Евфрате. Затем, оставив игуменом ученика, опытного старца Трофима, отправился с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия и обращения к дух. жизни. Дойдя до Константинополя, столицы Византийской империи, он основал обитель с излюбленным уставом "неусыпающих". 
 Скончался прп. авва в глубокой старости после 50 лет непрестанных иноческих подвигов. Датой его преставления называют 430 г.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения