Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Льва,еп.Катанск.(ок.780). Прп.Агафона Печерск.(ХIII–ХIV). 34 преподобномчч.Валаамских (1578). Блгв.кн.Ярослава Мудрого(1054).Прмч. Корнилия,игум.Псково-Печерск. Прп.Агафона,Папы Римск. Сщмч.Садока,еп.Персидск.,128 мчч.

05 Март 2018 г. Понедельник

   Св. Лев был епископом в г.Катане, в Сицилии.Славился добротой и милосердием, христ. любовью к нищим и странникам. Господь удостоил его дара врачевания и чудотворений. Во времена епископства св.Льва в Катанах жил чародей Илиодор, к-рый поражал ложными чудесами. Он прежде был христианином, но потом сделался служителем диавола. Свт. Лев убеждал Илиодора отстать от злых дел и обратиться к Богу, но напрасно. 
  Однажды Илиодор вошел в храм, где епископ совершал Богослужение, и волхвованием произвел смятение, пытаясь устроить бесчинства. Видя народ, беснующийся по колдов. внушению, св. Лев спокойно вышел из алтаря и, обвязав шею чародея омофором, вывел его на площадь. Он заставил Илиодора признаться во всех злодеяниях, приказал развести костер и вступил с чародеем в огонь, удерживая его омофором. Они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а свт.Лев силой Божией остался невредим.
  Это чудо прославило прп. Льва. Когда прп-ный скончался, при гробе исцелилась кровоточив. женщина. Тело святого положено в храме св. мц. Лукии, позже мощи перенесены в церковь свт. Мартина Милостивого, еп. Турского
Тропарь преподобного Льва, епископа Катанского глас 4
 Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Льве,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Льва глас 8
Якоже светильника превелика, Церковь имать, всеблаженне,/ тебе, паче солнца сияюща,/ юже твоими молитвами сохрани, блаженне,/ непобедиму, и непоколебиму от ереси всякия, и нескверну,// яко приснопамятный.  

  Валаамская обитель, находившаяся близ границ владений Великого Новгорода со Швецией, неоднократно разорялась шведами. При короле Густаве Ваза в Швеции провели Реформацию. В правление его сына Иоанна III военный отряд из новообращ. лютеран, преследуя правосл. корел, по льду перешел с материка на остров и напал на м-рь. 20 февраля 1578 г. 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твёрдость в правосл. вере. Их имена с пометой «побиты от Немец на Валааме старцев и слуг» внесены в синодик в Васильевском м-ре.
 Это священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Серий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушники Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн.
  Нападения шведов продолжались. На Валааме нет камня, к-рый не был запечатлён кровью подвижническою. В XIX в. один из валаамских иноков близ пустыни игум. Назария сподобился видения неведомых черноризцев: «они шествовали в два ряда из залитой солнцем зелёной рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия. Шли они, сложив руки на груди, образом пресветлы и очи имели кротости несказанной. Когда шествие приблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью и покрыты ранами. Там, где прошли они, трава была не помятой. Они исчезли, как и явились, в зелёной чаще, причём тихие отголоски погреб. напева долго носились в воздухе».
 С благословения игум. Дамаскина в день мученичества 34 иноков, 20 февраля (4 марта н. ст.) в Валаамской обители ежегодно совершалась Божественная Литургия «о вечном покое их», с которой пелась и соборная панихида. Причислены к лику св.Рус.Правосл. Церкви на Архиерейском Соборе в августе 2000 г.

   Ярослав I, в крещении Георгий, Владимирович, Мудрый  блгв. вел. кн. Киевский, род. между 978 и 989 гг., он второй сын равноап. Владимира от полоцкой княжны Рогнеды. В детстве страдал от паралича ног, к-рый прошёл в 988 г., но осталась хромота. Владимир посадил 9-летнего Ярослава в Ростове. В 1012 г., после смерти Вышеслава св. Владимир перевел Ярослава на княжение в Новгород, миновав Святополка, к-рый был в немилости. Кн. Новгородский Ярослав не подчинился Киеву, не стал платить отцу дань. Св. Владимир решил идти на сына, но умер.
 Великокн. столом завладел Святополк Окаянный, к-рый умертвил трех братьев - страстотерпцев Бориса и Глеба, а также Святослава. Между Ярославом и Святополком завязались междоусобные войны, к-рые 1019 г. завершились тем, что Ярослав стал вел. кн. Киевским. Потом шли битвы с племянником Брячиславом,с младшим братом Мстиславом В 1035 г. Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править Рус. землей. Хотя ему приходилось постоянно вести войны, но,по словам летописца,  воевать он не любил.
  Значение Ярослава в рус. истории основывается на его трудах по внутр. устройству земли Русской. Ярослав был князем - «нарядником» земли, ее благоустроителем. Подобно отцу, заселял степные пространства, строил новые города, как Юрьев (ныне Тарту) и Ярославль, продолжал политику предшественников по охране границ и торг. путей от кочевников и по защите интересов рус. торговли в Византии. Он огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города – Юрьев (ныне Белая Церковь), Торческ, Корсунь, Треполь и др.
 Столица Ярослава, Киев, иностранцам казалась соперником Константинополя; ее торг. оживленность изумляла писателей-иностранцев XI в. – показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил 5 языков. Украшая Киев многими постройками, он обвел его новыми каменными стенами («город Ярослава»), устроив в них знаменит. Золотые ворота, а над ними церковь Благовещения. Ярослав основал в Киеве, на месте победы над печенегами, храм св.Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой, также построил м-рь св. Георгия и м-рь св. Ирины. Прообразами их были архитектур.сооружения Константинополя и Иерусалима. Завершение строит-ва совпало с созданием великого памятника древнерус. лит-ры «Слова о Законе и Благодати», к-рое произнесено буд. свт.Иларионом 25 марта 1038 г. Тогда же написана первая рус. летопись– «Древнейший свод».
 Стержнем деят-сти св.князя было содействие распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Как в Киеве, так и в др. городах, Ярослав не щадил средств на церк. благолепие, приглашая греч. мастеров. При Ярославе приехали на Русь из Византии церк. певцы, научившие русских осьмогласному пению. Летописец Нестор отметил, что при Ярославе христ. вера стала «плодиться и расширяться, черноризцы множиться и м-ри появляться». Когда в конце его княжения надо поставить нового митрополита на Киевскую митрополию, Ярослав в 1051 г. велел собору рус. епископов поставить митрополитом свт. Илариона, первого архипастыря Рус. митрополии родом из русских.
  Чтоб привить народу начала христ. веры, Ярослав велел переводить рукописн. книги с греч. на славян., сам их покупал. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, умножил кол-во книг на Руси и постепенно ввел их в повсемест. употребление. Рукописи Ярослав положил в библиотеку, построенную при Софийском соборе для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел дух-ву обучать детей, а в Новгороде, по  летописи, устроил училище на 300 мальчиков.
 Знаменитым Ярослав остался как законодатель. В Новгороде, когда назначен наместником, его звали Правосуд – именно там началась разработка писаных законов Руси. Ярославу приписывается древнейший рус.памятник права — «Русская Правда» (также «Устав, или «Суд Ярославль»),  сборник законов и обычаев, «Закон русский», к-рый упоминался в договорах Руси с Византией. Рус. Правда дана Новгороду в 1016 г., она яв-сь 1-м письм. кодексом законов – уголовн., граждан. и администрат-ным. Это вопросы охраны обществ. порядка. При Ярославе появился Церк. Устав, или Кормчая книга на основе визант. Номоканона. В нем впервые разграничены понятия греха и преступления: всякое преступление есть грех, но не всякий грех – преступление.
По летописи, вел. князь «был хромоног, но ум у него добрый и на рати храбр». Летописец говорит о благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от отца, любившего весел. пиры. Современники отмечали, что Ярослав был начитанным в богослуж. книгах, владел большой личной библиотекой. Он, по летописи, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Блгв. князя отличало усердие в вере. Скончался блгв. вел. кн. Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 г. в  загород. резиденции - Вышгороде, под Киевом. Похоронили в мрамор.гробу в заложенном им Киевском Софийском соборе.
Княжение Ярослава ознаменовалось расцветом стольн. града Киева. Это эпоха высшего процветания Киев. Руси. Ярослав так возвысился, что его назвали «Мудрый». Имя блгв. вел. кн. Ярослава внесено в месяцеслов Рус. Правосл. Церкви по благословению патр. Моск. и всея Руси Алексия II 8 декабря 2005 г.

   Прп. Агафон Печерский был великим постником, исцелял больных возложением руки, имел дар пророчества, предсказал день кончины. Он подвизался в Киево-Печерском м-ре в ХIII-ХIV вв. Мощи почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского м-ря.
Тропарь прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах, глас 8
 Блага Небесная ради дел твоих стяжавый,/ благости тезоимените, Агафоне,/ моли Благаго Господа, молим тя тепле,/ яко да не лишит нас вечных благ Своих.
Кондак прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах, глас 2
  Ведый известно, яко снедию род человечь испаде из рая,/ постом же паки вниде в онь,/ постное избрал еси себе житие,/ в немже крепце подвизался, блаженне Агафоне,/ и бесовская шатания тем низлагая,/

 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский род. в 1501 г. во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Родители отдали его в Псковский Мирожский м-рь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг, иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родит. дом, решив стать иноком.
  Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, к-рая беднее псков. погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия впечатление, он ушел из дома и принял иноч. постриг.
 В 1529 г. в 28 лет прп. Корнилий возведен во игумена, избран настоятелем м-ря. Псково-Печерская обитель достигла расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 чел. 
 Деят-сть прп. Корнилия вышла за пределы обители: он распространял Православие среди эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот. Во времена ужасного мора на Псковщине прп. Корнилий причащал живых в моров. деревнях и отпевал у круглых ям умерших.
  Во время Ливонской войны прп. Корнилий проповедовал христ-во в отвоеван. городах, строил храмы, раздавал пострадавшим эстам и ливам пособия из монаст. запасов; в обители лечили и кормили раненых, хоронили в пещерах убитых, вписывали их имена в монаст. синодик на вечное поминовение.
   В 1560 г., в праздник Успения Божией Матери, прп. Корнилий послал в благословение рус.войскам, осаждавшим г. Феллин, просфору и св.воду. В тот же день немцы сдали город.
 Прп.Корнилий был большим знатоком и любителем книг -  в м-ре собрана солидн. библиотека. В 1531 г. вышел труд "Повесть о начале Печерского м-ря". В сер. XVI в. Псково-Печерский м-рь воспринял от Спасо-Елеазаровск. м-ря традицию летописания. В основу летописи положены сведения 2-х первых Псков. летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 г. Игум. Корнилий завел монаст. синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести "Кормовую книгу" с 1558 г., составил "Описание м-ря" и "Описание чудес Печерской иконы Богоматери".
  Прп.Корнилий расширил м-рь, прокопал далее монаст. пещеры, перенес деревян. церковь Сорока мучеников Севастийских за монаст. ограду, на приезжий монаст. двор, а на ее месте в 1541 г. поставил церковь Благовещения Пресв. Богородицы, в 1559 г. построил храм Покрова Пресв. Богородицы.
  Печерская обитель на границе Рус. гос-ва была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. В 1558-1565 г. прп. Корнилий воздвиг вокруг м-ря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собств. проекту построил каменную церковь свт. Николая, поручив ему охрану обители. В храме поставлен деревянный скульптурный образ "Николы Ратного".
Кончина прп. Корнилия была мученической. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игум. Корнилий вышел за монаст. ворота с крестом навстречу царю, разгневанный ложным наветом Иоанн отсек ему голову, но раскаялся и, подняв тело, на руках понес в м-рь.
 Обагренная кровью прп.Корнилия дорожка, по к-рой царь нес тело к церкви Успения, названа "Кровавым путем". Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому м-рю после кончины прп.Корнилия. Имя игум.Корнилия вписано и в царский синодик.
 Тело прмч. Корнилия положено в стене "Богом зданной пещеры", где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 г. митр. Псковским и Изборским Маркеллом мощи перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене. 17 декабря 1872 г. мощи прп. Корнилия с прежним гробом переложены в медно-посеребрен. раку, а в 1892 г. - в новую раку.
Тропарь преподобномученика Корнилия Псково-Печерского глас 6
Псково-Печерская обитель,/ издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/ многия иноки Богови воспита,/ тамо и преподобный Корнилий/ подвигом добрым подвизася,/ чудную Богоматерь славя,/ иноверныя просвещая,/ иноки и многия люди спасая,/ обитель же свою дивно украшая и ограждая./ Тамо и мученичества венец/ по многих летех пастырства своего доблестне прият./ Темже воспоим, людие,/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/ яко даров а нам преподобномученика славна/ и молитвенника о душах наших достоблаженна.
Кондак прмч.Корнилия Псково-Печерского,  глас 4
Светлый светильник Православия/ и сугубая/ Псковския земли защита был еси,/ многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./ Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/ добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,/ поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие.
Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому
  Святый преподобномучениче Корнилие, смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси. Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших; умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному страшному судилищу Христову и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

    Сщмч.Садок, еп.Персидский, с ним 128 мучеников пострадали в Персии при царе Сапоре II. Св.Садок был преемником сщмч.Симеона. Однажды он увидел сон, в котором св.Симеон предупреждал его о предстоящей мученич. смерти. Стоя на вершине лестницы, касавшейся небес, свт. Симеон сказал: "Взойди ко мне, Садок, не бойся - я вчера взошел, а ты взойди сегодня".
  Вскоре царь Сапор, воздвигший гонение на христиан, повелел взять св. Садока с его клиром и паствой. Всего схвачено 128 чел., в их числе 9 дев. Они брошены в темницу, где 5ь мес. их жестоко истязали, принуждая отречься от христ. веры и поклониться солнцу и огню. Св. мученики бестрепетно отвечали: "Мы - христиане и поклоняемся Единому Богу". Они осуждены на усечение мечом.
Кондак священномученика Садока, епископа Персидского, глас 4
 Владычню речению усердно в подобстве последова, / яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучеyиче Садофе, молим тя, многострадальне, / моли gастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садофе,/ иже за Христа кровь свою излиявый.   

Прп. Агафон, папа Римский, из богатой семьи, от благочестивых родителей христиан, давших ему хорошее образование. После их смерти св. Агафон раздал имение нищим и принял иночество. Добродетельная жизнь не укрылась от людей. В 679 г. он поставлен во главе Римской Церкви и не оставил кафедры до кончины (+ 682)

Сказание в греческом синаксаре на неделю Православия связывают с явлением Кипрской иконы Божией Матери кратко. В 392 г. на о. Кипре произошло событие, что открыло чудотв. силу ранее безвестн. иконы Пресв. Богородицы. Св. образ стоял на воротах к одной из церквей острова на месте погребения прав. Лазаря. Однажды аравитянин, проезжая мимо храма, поглумился над святыней. Он пустил в образ стрелу и попал на иконе в колено Пресв. Богородицы. Из раны обильно потекла кровь и обагрила землю. 
Аравитянин от ужаса бросился прочь, но пал мертвым. Божеств. Провидение наказало святотатца. Издревле Кипрская икона хранится в м-ре Ставруни, что на месте ее обретения, где для пребывания св. образа построена церковь Богоматери Панагии Ангелоктиссы. 
Икона Кипрской Богоматери представляет сидящую на троне Царицу Небесную с Богомладенцем на руках. По сторонам от Нее стоят 2 ангела, держащие пальмовые ветви. 
Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы Божией Матери находился в с.Стромынь недалеко от Москвы в Богородском уезде. Недалеко от села в XIV в. основан прп. Сергием Радонежским м-рь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. м-рь упразднен по указу Св. Синода, здания м-ря сломаны, а храм обители превращен в приход. церковь, на месте к-рой в XIX в. построена прихожанами новая камен. церковь Успения Богоматери с 2-мя приделами: прп. Сергия Радонежского и свт.Николая. В этой Успенской церкви находилась чудотв. икона Кипрской Богоматери, прославившаяся в 1841 г. чудесным исцелением болящей.
В нач. 1841 г. 18-летняя дочь крестьянина с. Стромыни Марфа заболела так, что родные были уверены в ее кончине. После того как больную исповедали и причастили, ей стала явл-ся во сне Кипрская икона Божией Матери, стоящая над папертью при входе в местную приход. церковь. Марфа услышала голос: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». После настоят. просьб больной ее привели в церковь, чтоб сама отыскала икону. Поиски долго не увенчивались успехом, пока Марфа не увидела над церк. дверьми старин.икону Богородицы, в к-рой признала образ из сновидения. В доме больной отслужен молебен с водосвятием перед чудотв. иконой, и девушка окончательно выздоровела.
После чудесного исцеления жители с. Стромыни и окрестн. мест поспешили в церковь для служения молебнов пред образом. Засвидетельствовано несколько случаев исцеления от паралича и расслабления. О чудесах и о  народном почитании иконы доложено Москов. митрополиту, свт. Филарету, к-рый указал больше узнать об образе, служить пред ним молебны и сообщать о выдающихся случаях чудотворения. С тех пор Кипрская-Стромынская икона стала почитаемым образом во всей России. Образ украшен богатой сребропозлащ. ризой. 
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения