Версия для печати
На страницу списка праздников

Апп.от 70-ти Архиппа,Филимона,равноап. Апфии. Вмч.Феодора Тирона. Прп.Феодора Санаксарск. Мчч.Максима,Феодота,Исихия,мц. Асклипиодоты. Прпп.Евгения, Макария исп.,пресвит. Антиохийск. Прп.Равулы. Прп.Досифея,учен. прп.Дорофея. Собор прпп.отцев Киево-Печ.

04 Март 2018 г. Воскресенье

  Св.апп. от 70-ти: Архипп, Филимон и Апфия -  были учениками и сподвижниками св. ап.Павла. В послании к Филимону апостол именует св. Архиппа сподвижником. Ап.Архипп был епископом г. Колоссы во Фригии. Ап.Филимон был именитым гражданином этого города. По принятии Крещения от св. ап. Павла они обратили свой дом в дом молитвы, где собирались верующие во Христа, совершались богослужения, посвятили себя служению больным и обездоленным. Филимон рукоположен в сан епископа ап. Павлом и обходил фригийские города, проповедуя Евангелие. Позже был архипастырем г. Газы. Св.Апфия, супруга его, принимала в доме странников и больных, с усердием служа им. Она была верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божия.
  Св.ап.Павел не оставлял ап.Филимона рук-вом. К нему направил первоверх.апостол полное любви Послание, в к-ром благословляет "Филимона возлюбленного и сотрудника нашего, и Апфию, сестру возлюбленную, и Архиппа, сподвижника нашего, и их домашней церкви"(Флм.1,1-3). В гонение Нерона (54-68) св. Филимон и Апфия, живший в Колоссах св. ап. Архипп приняли мученическую кончину
Во время языч.праздника разъяренная толпа ворвалась в христ. храм, когда совершалось богослужение. Все разбежались, остались св.Филимон, Архипп и Апфия. Их схватили и повели к градоначальнику Артоклису за проповедь веры во Христа. Св.Архиппа озверевшая толпа избила и изрезала ножами, по дороге на суд он скончался. После истязаний Филимона и Апфию по пояс закопали в землю и били камнями, пока св. мученики не скончались.

Тропарь апостолу Архиппу глас 3
  Учениче Павлов и апостоле Христов, Архиппе,/ Евангелия провозвестниче и Колоссаев учителю,/ каменное побиение приемый,/ аки драгоценное украшение,/ имже венец мучения украсив, вшел еси на веселие Царствия,/ идеже помяни нас поющих твою память,/ апостолов сопрестольниче.
Кондак апостолу Архиппу глас 4
 Яко звезду великую, тя Церковь имущи, Архиппе,/ чудес твоих лучами просвещаема, зовет тебе:/ спаси верою почитающия память твою.

  Прп. Феодор Санаксарский род. в 1718 г. в с. Бурнаково Ярославской губ., в родов. имении благочест. дворян Игнатия и Ирины Ушаковых,  при св. крещении наречен Иоанном. Когда ему было 6, умерла мать. Отец женился вновь. Родители воспитывали Иоанна в вере и благочестии. При совершеннолетии они, люди состоятельные, определили юношу на воин.службу в гвардейский Преображ.полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна произвели в сержанты. Живя в столице, в довольстве, среди беспечных товарищей, среди раздольного быта, молодой Иоанн Ушаков легко мог потерять благочест. природн. наклонности, но Господь не оставил его погибнуть в развращении. В разгар веселья один из юношей, совершенно здоровый, внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния, Иоанн, очнувшись от обаяния мирских соблазнов, осознал непрочность того, что люди называют счастием.
  Юноша решил оставить воин.чин, друзей, родителей, тайно бежать в пустыню. Иоанн спешно выехал из столицы. Отъехав несколько верст, юноша отпустил слугу, переоделся в нищен.одежду и пошел на берега Двины в поморские леса. Там подвижник нашел в чаще опустевшую келью, жил в ней один более 3-х лет в посте, молитве и терпении скорбей. Местное начальство усилило гонения на раскольников и пустынников, проживавших без документов. Иоанн вынужден перейти в Площанскую пустынь Орловской губ. Иоанна поселили в отдален. келье в лесу. При очередной проверке Иоанн взят как не имеющий вида. При допросе  сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, потому доставлен в Санкт-Петербург к имп. Елисавете Петровне.
  По Петербургу быстро пронеслась весть, что сержант Ушаков сыскан. За 6 лет Иоанн сильно изменился, трудно было в этом изможденном постом человеке узнать блестящего гвардейца. От великого воздержания Иоанн был сух и бледен, одет в скудную власяницу, подпоясан простым ремнем. Императрица предложила Иоанну вернуться в полк в прежнем звании, но он хотел умереть монахом, подвизаться в Саровской пустыни, но для принятия монаш. пострига его оставили в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. После трех лет послушания 13 августа 1748 г. 30-летний Иоанн Ушаков пострижен в монахи с им. Феодор. При постриге присутствовала имп. Елисавета Петровна.
  Петербург. жители, желавшие жить в мире богоугодно, приходили к нему за советом и утешением. Монахи из зависти, ненависти жаловались, что простой монах привлекает к себе народ, беспокоит обитель и производит соблазн. Чада старца многие годы всё терпели со смирением, принимая поношения с радостью. Потерпев так 9 лет, прп. Феодор просил начальство Лавры отпустить его в Саровскую пустынь. Получив увольнение, преподобный исходатайствовал у Св. Синода отпускные грамоты для своих дух. чад, желавших следовать за ним в Саров, в 1757 г. выехал из Петербурга. Не доехав 60-ти верст до Сарова, старец поместил немногих учениц в девичьем Никольском м-ре, сам с учениками поселился в Саровской пустыни. Ученицы преподобного переведены в Алексеевскую общину, где жили в строгом следовании уставу, данном старцем.
  Прожив в Саровской пустыни 2 года, прп. Феодор, видя растущее число учеников, счел неудобным руководить ими, т. к. был послушник саровский. Старец просил дать ему обедневшую Санаксарскую обитель, в трех верстах от уездного г. Темникова, на левом берегу р. Мокши. В 1759 г. преподобный переселился в Санаксарскую пустынь со своими учениками. К приезду о. Феодора единственная церковь обители была ветха, деревянные кельи и ограда почти развалились, кровли сгнили. Много стараний приложил старец для возрождения Санаксарской обители. 13 декабря 1762 г. прп. Феодор рукоположен в иеромонаха, назначен настоятелем. Высочайшим указом от 7 марта 1765 велено Санаксару именовать м-рем. По причине умножения братии построена каменная двухэтажная церковь.
  Преподобный управлял двумя м-рями: своим и женским Алексеевским (община в Арзамасе), к-рый основал.По несправедливому обвинению в 1774 г. «Оного Феодора, лиша настоятельского и иеромонашеского звания, отослать яко человека безпокойного простым монахом в Соловецкий монастырь, препоручив начальнику оного монастыря неослабное за ним смотрение». 9 лет прожил св. страдалец в Соловецком м-ре в самом строгом заточении. По ходатайствам учеников дело о. Феодора пересмотрено, велено возвратить старца в Санаксарскую обитель в прежнем сане иеромонаха.
  И опять многие из приезжавших и из братии ходили для наставлений и бесед к о. Феодору. Настоятель, хоть и бывший ученик старца, посчитал себя униженным и пожаловался епарх. начальству, будто тот смущает обитель. Вход к о. Феодору, даже с дух. нуждами, воспрещен. В 1788 г. настоятель о. Венедикт умер. После его кончины преподобный, получив разрешение на выезды, поехал в Арзамас к дух. детям. Посещение Арзамасской общины было последним, он заехал в Саровскую пустынь и поспешил в Санаксар. Там после беседы с учениками душа прп. старца Феодора мирно разлучилась с телом.

 Св. мчч. Максим, Феодот, Исихий и св. мц. Асклипиодота пострадали за веру во Христа в Адрианополе, в гонение имп. Максимиана (305-311). Св. мчч. перенесли много страданий. Их подвесили на дереве и строгали железн. крюками. После этого с надругательствами водили из города в город, затем отдали на съедение зверям. Сохраняемые благодатью Божией, св. мученики остались невредимы. Только от рук истязателей приняли мучен. кончину. Св.мц. Асклипиодоту сначала избивали на земле, затем подвесили на дереве и бросали камни, после чего отрубили голову.

 Прп.исповедники Евгений и Макарий были пресвитерами Антиохийской Церкви. В царствование Юлиана Отступника (361-363) их привели на суд императора за отказ участвовать в языч.оргиях. Пресвитеры безбоязненно обличили его в отступничестве и отданы на жестокие истязания, к-рые переносили с молитвой и дух. радостью.
  После мучений их отправили в оковах в ссылку в Оасим, оазис Аравийск.пустыни, где они хотели поселиться на горе. Жители предупредили святых, чтоб они удалились, т.к. там обитает огромн. змей. Св. мученики просили показать это место, по их молитве в пещеру ударила молния, испепелившая чудовище. Св.Евгений и Макарий подвизались в этой пещере. Исповедники молились умереть вместе. Господь услышал их молитву,  они преставились одновременно в 363 г.

 Прп.Равула род. в сирийском г. Самосаты и получил хорошее образование. Молодым принял иночество и подвизался в пустынях и горах, подражая св. прор.Илии и Крестителю Господню Иоанну. Затем перешел в Финикию, где долго подвизался и прославился благодат. дух.дарами. Имп.Зенон дал прп. Равуле денеж. пособие для устройства м-ря, возведенного при содействии Беритского еп.Иоанна.
  В окрестностях нового м-ря проживало много язычников, к-рые постепенно обращены в христианство трудами насельников обители. При преемнике Зенона Анастасии (491-518) прп. Равула пришел в Константинополь, вновь получив ср-ва от императора, построил несколько м-рей в разных местах. Один из них назван именем св.подвижника.
  Жизнь прп.Равула провел в трудах, был кроток, милостив и благожелателен, был вел. молитвенником. Дожил до 80 лет, пред кончиной услышал глас: "Приидите ко Мне вей труждающиися и обремененнии" (Мф.II,28). После непродолжит. болезни прп. Равула преставился к Богу, ок. 530 г.

 Прп.Досифей, ученик прп.аввы Дорофея, жил в кон. VI - нач. VII вв., воспитывался в богатой и знатной семье. От слуг дяди, к-рый был военачальником, юноша Досифей услышал рассказы о св. г. Иерусалиме, ему захотелось побывать там. Вскоре мечта его осуществилась.
 Будучи в Гефсимании, долго смотрел на изображение Страшного суда. Вдруг увидел рядом женщину, к-рая объяснила Досифею, что изображено на картине. Юноша спросил: "Как можно избежать вечных мук?"  Услышал ответ: "Постись, не употребляй мяса, чаще молись". Странная наставница стала невидимой. Это была Пресв. Богородица.
 Юноша решил поступить в обитель, где настоятелем был авва Серид, среди насельников вел.подвижники старцы Варсонофий и Иоанн. Досифей, усердно просивший принять его в число братии, отдан в ученики старцу Дорофею. Прп.Досифей нес послушание в монаст. больнице, служа недужным. 
  Прп. Дорофей приучал ученика к воздержанию и посту, понемногу уменьшая кол-во ежедневно съедаемого хлеба. Он отучил юношу от раздражительности и гнева, напоминая, что недоброе слово больному говорится Иисусу Христу. Беспрекословным послушанием инок Досифей освободил душу от пристрастия. 
Прожив 5 лет в подвиге служения больным и послушании старцу, прп.Досифей впал в тяжкий недуг. Терпеливо перенося страдания, он не роптал и беспрестанно молился. Незадолго до смерти просил передать старцу Варсонофию: "Отче, отпусти меня, не могу больше жить". Тот прислал ответ: "Терпи, чадо, недалеко уже милость Божия".
 Чрез несколько дней прп.Досифей послал к старцу сказать: "Владыко мой, не могу больше жить". Тогда прп. Варсонофий благословил отойти к Богу и просил умиравшего о молитвах за братию, когда предстанет пред Св. Троицей. Братия удивились, что вел. авва Варсонофий просил молитв у инока, к-рый жил в м-ре всего 5 лет и большими подвигами не прославился. 
 Но после смерти прп-ного опытный подвижник, молившийся, чтоб ему было открыто пребывание почивших отцов обители, увидел во сне в сонме святых юношу Досифея. Прп-ный удостоился вел. славы в Царстве Небесном за совершенное послушание старцу и полное отречение от своей воли.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения