Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап. и сщмч.Симеона, сродника Господня (107). Прав. Евлогия странноприимца (IV). Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094).Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) ик. Божией Матери.

10 Май 2018 г. Четверг

 Св. Симеон, называемый сродником Господа нашего Иисуса Христа по плоти, был сын Клеопы, брата св. Иосифа Обручника, как свидетельствуют греч. церк. историки Евсевий, еп. Кесарии Палестинской, Георгий Кедрин и Никифор, сын Каллиста, Ксанфопул. Иосиф, обрученный со Пресв. Богородицей, и Клеопа происходили от одного отца и матери, первый был старший брат, второй – младший. Когда Иосиф возвратился из Египта, на его дочери Марии женился Клеопа. От этого брака родился св. Симеон, к-рый в зрелом возрасте, увидев чудеса Господа, уверовал в Него. После крестных страданий, воскресения и вознесения Иисуса Христа Симеон сопричислен к сонму 70-ти св. апостолов, наравне с др. проповедовал учение Христово, переходя из города в город, наставляя и творя чудеса, просвещая народы в  св. вере и изобличая идолослужение.
 1-м епископом иерусалимским был св. Иаков, брат Господень, сын Иосифа Обручника. Нечестивые иудеи за прославление Христа сбросили его с паперти храма,убили ударом дубины по голове. Вскоре Тит, сын Веспасиана, разорил Иерусалим, как было предсказано Господом. Собравшись после разгрома, оставшиеся в живых ученики Христа и Его сродники по плоти избрали на место Иакова, брата Божия, вторым епископом иерусалимским Симеона, сына Клеопы, также сродника Христа, внука и в то же время племянника Иосифа Обручника. Иерусалим заселялся. Св. Симеон с честью занимал кафедру иерусалимскую, приводя заблуждающихся ко Христу.
 Чрез много лет в царствование Траяна некоторые еретики из зависти донесли Аттику, правителю римскому, о мнимых преступлениях Симеона, что он происходит из дома царя Давида и что исповедует христ. веру. За то и другое были гонения римских императоров. Потомков Давида старательно разыскивали и умерщвляли, чтобы не осталось следа от царского иудейского рода и рим. императоры вечно владели иудейской землей.
 Мучили и убивали верующих во Христа, чтобы вся вселенная почитала только языч. богов. Поэтому св. Симеон как потомок царя Давида, как последователь и родственник Христа, уже достигший 100-летнего возраста, схвачен нечестивыми язычниками по приказанию правителя Аттика. После долгих мучений святой был, как и Господь  Иисус Христос, пригвожден ко кресту и предал свою душу Богу. 
 Тропарь, глас 1: 
  Христова тя сродника, Симеоне священноначальниче, и мученика тверда священно восхваляем, прелесть потребившаго, и вряеру соблюдшаго: темже днесь всесвятую твою память празднующее, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.
Кондак, глас 4:
 Яко звезду превелию, церковь имущи днесь богоглаголиваго Симеона, световодится зовущи: радуйся мучеников честный венче.

 Прав. Евлогий Странноприимец жил в IV в. в Фиваиде. Он нес подвиг служения странникам.

  Прп.Стефан, игумен Печерский, еп. Владимиро-Волынский, с молодых лет подвизался в Киево-Печерской обители под руководством прп. Феодосия и был любимым его учеником. Прп. Феодосий иногда поручал ему наставлять братию словом назидания. Перед кончиной прп. Феодосия иноки просили назначить игуменом св. Стефана, который был тогда доместиком (главным уставщиком на клиросе). "Он вырос, - говорили они, - под твоей рукой, послужил тебе, дай его нам". И прп. Феодосий вручил управление обителью прп. Стефану. Во время его игуменства был отстроен обширный храм Успения Пресвятой Богородицы, начатый еще прп. Феодосием. Братские кельи переведены ближе к новому храму, а на прежнем месте остались несколько келий для иноков, которым поручено погребение умерших и ежедневное совершение Божественной литургии с поминовением усопших.
 В 1078 г. прп. Стефан вынужден  покинуть монастырь. На другой горе, недалеко от родной обители, он основал новый монастырь Пресвятой Богородицы (в память положения Ее ризы во Влахерне), который был назван Кловским. Монастырь  основан в благодарность за благодеяния Матери Божией к Печерской обители. Прп. Стефан видел, как пришли из Греции мастера-каменщики с иконой Матери Божией и рассказали видение Царицы Небесной во Влахерне. Именно поэтому св. Стефан  создал на Клове церковь в честь Влахернской иконы Матери Божией.
 В 1091 г.св. Стефан  поставлен епископом Владимира-Волынского и участвовал в перенесении мощей прп. Феодосия из пещеры в монастырь. Он много потрудился по обращению в христианство жителей Волыни. Скончался свт. Стефан 27 апреля 1094 г.
Тропарь прп.Стефана,игум.Печерского, еп.Владимиро-Волынского, гл. 8
 Учению пов инуяся Богоноснаго Феодосия,/ поставлен бысть от него вождь быти святому его стаду, еже добре пасый,/ церковь Богородицы,/ волею Тоя основанную чудне,/ совершил еси благолепно,/ приснопамятне Стефане,/в нейже нам, молящимся, испроси от Христа Бога велию милость.
Кондак прп.Стефана, игум.Печерского, еп. Владимиро-Волынского, лас 6
  Завидя враг честному ти житию,/ изринул тя бяше злокознством своим от начальства паствы,/ но ты, изгнан быв,/ и на ином месте церковь Богородицы воздвигл еси,/ за что и Та саном почте тя архиерейства,/ в нейже ты добре упас врученная ти овцы,/ прейде во веселии ко Христу, Стефане,/ Емуже молися о нас, рабех твоих.

   Свт. Иларион, в миру Владимир Троицкий, род. 13 сентября 1886 г. в семье сельского свящ. Алексея Троицкого. В семье было еще 4 ребенка. Жизнь отличалась патриарх. строгостью. Мать умерла рано; воспитанием занималась ее незамужняя сестра—учительница приход.школы. С детства Владимир церк. службы проводил на клиросе. В 5 лет читал часы и шестопсалмие. Правосл. дух свт. Илариона отличался не только силой и крепостью, но и утонченностью, изяществом, добротой и красотой. 
  Самой яркой чертой в детстве было желание учиться. Свт. Иларион Троицкий, один из крупнейших представителей рус. академич.богословия XX в., получил превосходное дух.образование. 1900 г. - окончание Тульского дух. училища, 1906 - завершение с отличием Тульской дух.семинарии и поступление в Моск. дух. академию. В 1910 г. Владимир Троицкий закончил академию со степенью кандидата богословия, остается как профессорск. стипендиата. За студенч. работы в 1910 г. удостоен премии Моск.митр. Макария за лучшее семестровое соч-е и премии митр. Моск. Иосифа за лучшую кандидатскую работу. В 1913 г. защищает магистерск.диссертацию; еще в 1912 г. она опубликована в Сергиевом Посаде под назв.«Очерки из истории догмата о Церкви». За магистер.диссертацию получил премию Моск. митр. Макария.
  Владимир Алексеевич был исследователем-богословом. Эта любовь носила страстный характер, и в 1913 г. при монаш. постриге молодой ученый переживал это как серьезный грех. Путь к преодолению кризиса указал Троицкому еп.Феодор Поздеевский, ректор академии. Он обратил внимание на дух. закон: дух. мудростью и писаниями обогатили Церковь не богословы-рационалисты, а пустынники, отвергшие книжную мудрость, поскольку жертва и подвиг открыли в их душах бездонные источники боговедения. Богословие Владимир Алексеевич понимал как опытное богопознание; влад. Феодор утвердил его в этом, облегчив жизн. выбор.
 Научная деят-сть для Троицкого неотделима от подвижничества и благодатной церк. жизни. 20 лет научн. деят-сти (началась в студенч. годы и продолжалась даже в заключении: в тюрьмах и на Соловках святитель много писал) он разрабатывал проблему Церкви. Основой богослов. убеждений стало переживание спасительности Церкви, ее приподнятости над преходящим бытием. Концепция Церкви, предложенная святителем, опирается на Свящ.Писание и учение св. отцов, причем святоотеческие представления пережиты им изнутри. 
  Писал владыка Иларион ясно, просто, с установкой на устное слово: с его именем связана слава блестящ. проповедника, лектора, полемиста (диспуты в академии, после 1917 в Политехнич. музее). В лит.пр-ниях святителя сквозит возвышенная простота его личности. 
 11 декабря 1912 г. в академии состоялась защита Владимиром Троицким магистер.диссертации. Он называет догмат о Церкви выражением церк. самосознания, показывает, как на протяжении первых веков Церковь приходит к нему в напряжен. борьбе с ересями. И эта древняя полемика, утверждает автор диссертации, имеет параллели с совр. богословской борьбой за Церковь.
Одновременно с присуждением Владимиру Троицкому степени магистра богословия в нач. 1913 г. его утверждают в должности доцента академии по кафедре Нового Завета. В мае 1913 г. Троицкий стал профессором академии.Скоро приобрел всеобщие любовь и уважение. Студенты восторженно относились к лекциям молодого профессора. Чтение лекций было для Владимира Троицкого, затем архимандрита Илариона насущнейшим делом — борьбой за Церковь, с этим связан их полемический настрой. 
  О годах в стенах лавры святитель вспоминал как о лучшем времени жизни. С академией связан до мая 1920—времени рукоположения во еп. Верейского. 28 марта 1913 г. произошло событие особой важности в жизни Владимира Троицкого: он принял монаш. постриг с им. Илариона. Он не сомневался в монаш. призвании. 11 апреля 1913 г. Троицкого рукоположили во иеродиакона, 2 июня во иеромонаха, а 5 июля о. Иларион возведен в сан архимандрита. Совершение Божественной литургии стало центром его жизни.
    Сщмч. Иларион (Троицкий) был не только прирожденным монахом, ученым и педагогом, его натуре церк. деятеля присущ святительский размах. Этот новый поворот в жизни произошел в 1917 г., когда он участвовал в Поместном Соборе Русской Церкви. На Собор о.Иларион пришел с идеей восстановления в Рус. Церкви патриаршества — идеи, к-рую вынашивал всю жизнь. Восстановление патриаршества означало для него освобождение Церкви от гнета гос-ва. 23 октября архим. Иларион произнес на Соборе ставшую знаменитой речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?». В основу положил убеждение, что «патриаршество есть осн. закон высшего управления каждой Поместной Церкви». Речь звучала со страстной убежденностью. Выбор Собора осуществился в пользу патриаршества, в чем немалая заслуга архим.Илариона.
  По воле Божией сщмч. Илариону довелось в труднейшие для Церкви годы большевист. гонения быть главным помощником Патр.Тихона. Сразу после избрания Патриарха архим. Иларион стал его секретарем и главным консультантом по богослов. вопросам. Во всех контактах с сов. властью: при переговорах с Тучковым, встречах с «революционным» духовенством и т. д. — свт. Иларион заслонял собою Патриарха.
  В марте 1919 г. архим. Иларион заключен в Бутырскую тюрьму. Причина ареста -  близость к Патриарху. Через 2 мес. сщмч. освободили. После выхода на волю о.Иларион поселился в Москве у друга по академии свящ. Владимира Страхова. Деят-сть архим.Илариона в Сергиевом Посаде после закрытия академии летом 1919 г. прекратилась. С нач.20-х гг. установил тесную связь со Сретенским м-рем. До ареста в ноябре 1923 г. свт. Иларион- настоятель Сретенского м-ря.
  В мае 1920 г. возведен в святительский сан. Святейшим Патриархом Тихоном совершена хиротония архим. Илариона во еп. Верейского, викария Моск. епархии. Святитель чувствовал, что к еп. служению в Церкви в этот страшный момент его призвал Божий Промысл. «Знаю твердо, — сказал сщмч., — что воля Божия управляет Церковью и не без Божией воли поставляются в Церкви епископы... Господь милосердый да примет душу мою для употребления на общую пользу». Свт. Иларион вступил на еп.стезю с готовностью к мученичеству.
 После принятия еп. сана святитель по-прежнему жил в квартире свящ. Страхова на Сретенке: помещения Сретенского м-ря захватило гос-во, монахи выселялись оттуда, обосноваться в м-ре возможности не было. Ежедневно первую половину дня свт.Иларион проводил у Патриарха в Донском м-ре; часто сослужил Святейшему. Известность святителя и любовь к нему церк. народа возрастали; за ним закрепилось имя «Иларион Великий». Все годы владыка ожидал ареста.
   Когда в 1921 г. в ряде губерний России вспыхнул голод, всюду совершались всенародные моления о спасении погибающих. Во время моления в храме Христа Спасителя свт. Иларионом сказано пламенное слово о помощи. Переполненный народом храм слился в общей молитве и жертвен. порыве. Обострением ситуации в стране власти воспользовались для нанесения Церкви очередного удара. После декрета ВЦИК от февраля 1922 г. относительно изъятия церк. ценностей по стране покатились репрессии. В апреле 1922 г. арестован Патриарх Тихон. 22 марта арестовали свт. Илариона, к-рому выпало разделить крест Патриарха. В июне выслан на год из Москвы в Архангельск, в мае власть в Церкви захватили обновленцы.
  Когда в июне 1923 г. Патриарха Тихона освободили из-под стражи, его правой рукой стал свт.Иларион, вернувшийся из ссылки (вскоре возведен в архиеп. сан). Казалось, Церковь погружается в бездну обновленч. растления. Гос-во поддерживало обновленцев, взяло курс на упразднение «тихоновских» общин. В чрезвычайно напряжен.переговорах с Тучковым святитель добился от власти смягчения политики в отношении Церкви. Когда началось массовое возвращение в Церковь обновленцев, благодаря свт. Илариону церк. жизнь в Москве налажена в кратчайший срок. Святитель разработал чин покаяния, сам принял исповедь сотен обновленцев — священников и мирян.
 Сретенский м-рь после захвата обновленцами власти в Церкви занят сторонниками «митрополита» Антония Грановского. Это был один из радикальных реформаторов Церкви, в Сретенском м-ре служились «литургии» по разработанному им чину. Неприятие им Правосл. Церкви было беспредельным. Ненависть к Патриарху Тихону поражала даже его друзей-чекистов. 
  Летом 1923 г. свт. Иларион прибыл в Сретенский м-рь и изгнал обновленцев. Он совершил беспрецедентное деяние: заново, вел.чином освятил престол и собор Сретенского м-ря. Он показал, что грех и отступничество от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом разнеслась по Москве и по всей России. Обновленцы целыми приходами каялись и возвращались в Церковь. Приходилось святителю участвовать в знаменитых диспутах в Политехнич.музее. «Религиозному гипнозу» обновленческого «митрополита» Александра Введенского и атеизму А. Луначарского святитель противопоставлял уверенность в высшей Истине. Люди чувствовали глубокую правоту святителя и, выражая благодарность, устраивали овации.
 Осенью 1923 власти предприняли новую попытку подорвать патриаршую Церковь: Тучков потребовал от Патриарха немедленно начать примирение с обновленч. «архиепископом» Евдокимом Мещерским. Патриарх отказался. Через несколько дней арестовали архиеп. Илариона, на к-рого Тучков возложил главную ответственность за провал. Владыку осудили на три года концлагерей. 1 января 1924 г. привезен на пересыльный пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки. На берегу залива Белого моря работал сетевязальщиком, рыбаком; лесником, живя в Варваринской часовне; как сторож жил в Филипповской пустыни. В лагере его не оставляли бодрость и дух.радость. Святитель стремился поднять дух солагерников шутками. Люди отвечали ему искренним уважением и любовью.
  Святитель так поставил себя, что на Соловках создавались о нем легенды. Силе, исходившей от спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять тюремщики: в разговоре с ним они не позволяли непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали необходимостью злобно поиздеваться над "опиумом".
  Однажды буря унесла в открытое море лодку, где находился самый злобный лагерный охранник Сухов. Заключенные и солдаты на берегу убеждены: гибель лодки с людьми неминуема. Вдали шла отчаянная борьба человека со злобной стихией. Владыка Иларион потребовал лодку, стал у руля, и лодка, медленно пробиваясь сквозь заторы, отошла от берега. Все молчали, шептали, молились. Когда солнце разогнало туман, увидели  лодку и в ней не четырех, а девять человек. И тогда все: монахи, каторжники, охранники, — все без различия, крестясь, опустились на колени.
   — Спас Господь! — сказал владыка Иларион, вытаскивая из карбаса окончательно обессилевшего Сухова.
 Свт. Иларион был одним из авторов так называемой «Памятной записки соловецких епископов» (27 мая/ 9 июня 1925), выразившей волю группы епископов, к-рая стала негласным церк.собором.«Записка» ставила целью разработать основы сосуществования Церкви и гос. власти в тех условиях, когда их дух. принципы противоположны; она продолжала церк. политику, к-рую вел Патриарх Тихон. Составители «Записки» заявили о гонениях на Церковь в Сов.Союзе и обличили обновленчество. Они призвали к проведению в жизнь закона об отделении Церкви от гос-ва, речь шла о желании Церкви действовать без опеки чиновников.
 В кон. лета 1925 святителя внезапно перевели из Соловков в ярославскую тюрьму. Это сделали, чтобы склонить священномученика присоединиться к новому расколу — григорьевщине. В разговоре с агентом ГПУ святитель отверг это. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», — сказал он обновленческому «епископу» Гервасию. Через год святителю дали трехлетний срок. Основанием было «разглашение» святителем среди заключенных содержания разговора с агентом.
  Весной 1926 святитель вновь оказывается на Соловках. По-прежнему судьба Церкви занимает его помыслы. В условиях враждебного окружения Церковь могла устоять, сохранив единство и добившись легализации. Поэтому после выхода в свет декларации митр.Сергия святитель поддержал ее позицию. 
  Осенью 1929 срок заключения свт. Илариона заканчивался. Но власти не собирались выпускать его;его надеялись сгноить в тюрьме. В октябре священномученик вновь осужден на три года, на этот раз на поселение в Среднюю Азию. Повезли его этапным порядком — от одной пересылочный тюрьмы к др. В дороге святитель заразился сыпным тифом. Без вещей (в пути его обокрали), в одном рубище, кишащем насекомыми, в горячке его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Через день при температуре 41°, изнемогая, он пешком перебрался в больницу им. доктора Гааза. Помочь страдальцу было невозможно. Спустя несколько дней начался бред, перешедший в агонию. В бреду священномученик говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач, присутствовавший при кончине, был свидетелем, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» Это было 15/28 декабря 1929 г. Жизненный путь священномученика увенчан блаженной кончиной.
  Ленинградский митр. Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя в соответствии с саном. Когда родственники и друзья увидели его тело, святителя с трудом узнали: годы лагерей и тюрем превратили цветущего человека в седого старика. Похоронен священномученик на кладбище Новодевичьего м-ря у Московской заставы. В 1999 г. состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский м-рь.

 Моздокская икона Божией Матери, список с афонской Иверской иконы, была в XIII в. прислана св. царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 г. эта икона явила знамение на берегу Терека, недалеко от Моздока. Еп. Гаий построил для иконы часовню. В 1796 - 1797 гг. на месте часовни выстроен храм Успения Пресв. Богородицы, при к-ром вскоре основана жен. обитель (упраздненная вместе с самой Моздокской епархией в 1799 г.). В кон. XIX в. жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величествен. храм. Матерь Божия неоднократно оказывала скорую помощь верующим чрез эту икону.

 Икона Пресв. Богородицы «Дубецкая» находится в Свято-Покровском Красногорском жен. м-ре (Черкасская обл., Украина) Еще до нач. XVII в. (время основания обители) здесь обосновался для пустынного монаш. жития, по преданию, некий инок-отшельник, выходец из Константинополя, поселившийся в этих местах по велению явившейся в видении Божией Матери. Иконой, пред к-рой молился подвижник, стало вырезанное им на коре дерева изображение образа Божией Матери «Корецкой», позже покрытое красками и облаченное в ризу. После разорения м-ря икона бесследно исчезла. Вскоре в этой же местности на дубе явилась др. икона Пресв. Богородицы, получившая наименование «Дубенской». Она до сих пор является главной святыней Красногорской обители.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения