Версия для печати
На страницу списка праздников

Памфила пресвитера,Валента диакона,Павла, Порфирия,Селевкия, Феодула,Иулиана, Самуила,Илии,Даниила,Иеремии,Исаии(308-309). Свт. Макария митр. Московск. и Коломенск. (1926). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп.Маруфа, еп.Месопотамск. (422).

01 Март 2018 г. Четверг

  Свв. 12 мучеников - Памфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия пострадали во время гонения на христиан, воздвигнутого имп. Диоклитианом в 308 - 309 г. в Кесарии Палестинской.
  Св.мч. Памфил, уроженец г.Берита (Бейрут), получил образование в Александрии, поставлен пресвитером в Кесарии. Он много трудился над исправлением текстов Нового Завета, поврежденных переписчиками. Исправленные копии рассылал желающим их иметь. Так обращены ко Христу многие язычники. Его заботами в Кесарии собрана огром. библиотека дух. книг, служившая христ. просвещению. Блж. Иероним (IV-нач.V в.) чтил св.Памфила и считал себя счастливым, ибо хранил у себя нек-рые его рукописи.
 Св.Памфилу в благовестии Христ. веры  помогали св.Валент, диакон Елийск.церкви, преклон. возраста, прекрасно знавший Свящ. Писание, и св.Павел, горевший верой во Христа. Все трое заключены на 2 года в темницу правителем Кесарии Палестинской Урбаном. 
 В правление его преемника Фирмилиана в Египте отправлены в Киликию (Малая Азия) на золотоносн. рудники 130 христиан. Их провожали до места изгнания 5 юношей-братьев. На обратном пути в Египет они задержаны в Кесарии и брошены в темницу за исповедание Христа. Юношей привели на суд к Фирмилиану с заключенными св.Памфилом, Валентом и Павлом.
 Назвавшись именами ветхозав. пророков Илии, Иеремии, Исаии, Самуила и Даниила, на вопрос об  отечестве отвечали, что они граждане Иерусалима, разумея небесный Иерусалим.
Фирмилиан ничего не знал о городе с таким названием, т.к. на месте Иерусалима, разрушенного имп.Титом в 70 г., построен имп.Адрианом (117-138) город, названный Елий-Адриан. Фирмилиан долго мучил юношей, пытаясь узнать место неведом. города и склонить их к вероотступничеству. Ничего не добившись, правитель предал их усечению мечом с Памфилом, Валентом и Павлом.
Прежде пришлось пострадать слуге пресвитера Памфила 18-летнему юноше Порфирию, кроткому и смиренному. Услышав о вынесенном смертном приговоре мученикам, просил разрешения у правителя похоронить тела приговоренных после казни, за что  предан сожжению.
  Свидетель мученичества, христианин Селевкий, бывший воин, приветствуя подвиг страдальцев, подошел к Памфилу пред казнью и рассказал о мученич. кончине св.Порфирия. Он схвачен воинами и, по повелению Фирмилиана, усечен мечом.  Один из слуг правителя, Феодул, преклонного возраста и тайный христианин, приветствуя мучеников, ведомых на казнь, попросил помолиться за него. Он приведен воинами на допрос к Фирмилиану и по приказу его распят на кресте.
 Юноша Иулиан, каппадокиец, подходя к Кесарии, увидел тела святых, брошенные без погребения на съедение зверям. Иулиан преклонил колена и облобызал тела страдальцев. Воины схватили его, повели к правителю, к-рый осудил св.Иулиана на сожжение. Тела 12-ти мучеников пребывали без погребения 4 дня.Ни звери, ни птицы не коснулись их. Смущенные язычники позволили христианам взять тела мучеников и похоронить.
Кондак мучеников, глас 4
 Мучением страшным предлежащим,/ Господни страдальцы доблии/ в небоязненном радующеся мудровании,/ сим собеседоваша, о плоти нерадивше,/ темже наследствоваша вечнующую славу,/ о нас молящеся присно,// восхваляющих их подвиги.

 Свт. Макарий, митр. Московский и Коломенский, ап.Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) род.1 октября 1835 г. в Покров Божией Матери, в с.Шапкино Владимирск. губ. Отец Андрей Иванович служил причётником сел.храма Рождества Пресв.Богородицы. С детства мать приучила Михаила к молитве. Любим. чтением были труды св. Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие прп.Серафима Саровского.
 В 1854 закончил семинарию (дали фамилию Невский), поехал в Алтайскую миссию ряд. сотрудником, хотя по блестящ.  успехам мог продолжить обучение в академии. Образцом миссион. служения стал прп.Архим (Глухарёв), основатель Алтайск. миссии, о жизни к-рого он слышал от очевидцев. Первое время буд.святитель был чтецом, преподавал в катехиз. школе, сопровождал миссионеров в отдал. места, изучал алтайс. яз.
 16 марта 1861 г. принял монаш. постриг с им. Макарий в честь прп.Макария Великого. На след.день рукоположили в иеродиакона, 19 марта в иеромонаха. Начинается его самостоят. мис. служение. Сначала в Чемальском стане, затем в Чулышмане. Успех проповеди тогда, когда народу несли слово Божие на родном языке. Поэтому о.Макарий в совершенстве овладел алтайск. яз., его наречиями. Многие годы посвятил переводу богослуж. книг на алтайск. язык, работая в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 г. св.Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.
 В 1883 г. о.Макария возводят в сан еп.Бийского, он стал начальником Алтайской миссии, прослужив 8 лет. Число крещёных возросло до 19 216 человек (при прп.архим.Макарии (Глухарёве) число крещёных —675), число приход. храмов — до 49, открыто такое же кол-во школ и училищ с числом уч-ся до 1168 чел.
За 36 лет миссион.служения свт. Макарий приобрёл всероссийск. известность. В 1891 г. его назначили еп. Томским. Он занимался попечительством: к концу пребывания на Томской кафедре в Томске было 11 церк. - приход. попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, 6 приютов для детей, ночлежный дом, 5 богаделен. В епархии открыто 217 приходов, 2 жен. м-ря, 229 церк.-приход.школ, 442 приход. попечительств.
 Свт.Макарий предчувствовал грядущ.события в России. В одном из поучений говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но не было так худо, как теперь. Тогда были все за Бога, за Царя. Теперь не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его...».
 В мае 1906 г. его возвели в сан архиепископа. А в 1912 г. назначили митр.Московским и Коломенским и членом Святейш. Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации, обличает нравств. распущенность современников, выступает против того, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Сщмч.Арсений (Жадановский) писал: «Столице не понравилось его простое учительство, его строго церк. патриарх. направление. Отошедшие от веры и нравственности люди считали его отсталым архиереем, пастыри, ставившие на первое место личные жит. интересы, не находили в митрополите поддержки». Митр.Макарий был дух.писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
  В 1917 г. после Февральск. переворота в газетах начинается клевета на владыку, к-рый остался верен присяге государю и отказался присягнуть Времен. прав-ству. Его не допустили на Всерос.собор 1917-18 гг. святителя принуждают под угрозой заключения в Петропавл.крепость подать прошение об отставке. Это было беззакон. действие со стороны Времен. прав-ва, т. к. моск. митрополиты, благодаря особому статусу, никогда не увольнялись на покой ни по причине болезни, ни по старости. 82-летнего старца лишили содержания и права жить в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом к-рой был, сослав в Николо-Угрешский м-рь.
Последние годы св.старец, забытый и покинутый почти всеми, был в параличе, но не потерял способности говорить. Не раз посещал больного владыку св.патриарх Тихон, последнее свидание в августе 1924 г., где оба испросили друг у друга прощение. Сщмч.митр.Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка подарил ему белый клобук.
 Выдающ. святитель-миссионер, «ап. Алтая», «сибир. столп Православия», «живой Рус. святой» — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 г. в пос. Котельничи Моск. обл. Люберецк. р-на. В 1957 его нетлен. останки перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, захоронены в храме Рус. Святых Успенского Собора. Причислен к лику святых РПЦ на Архиер. Соборе в августе 2000 г. Включен в Собор Моск. святых (память в воскресенье пред 26 августа по стар. стилю).

Прп.Маруф был епископом основанного им гор. Тигрита (по-греч. Мартирополь),пограничн. города Византийской имп. и Персии. Он прославился ученостью и благочестием, писал о мучениках, пострадавших за веру Христову от персид. царя Сапора, оставил после себя др.сочинения на сирском яз., среди них наиболее известны "Толкование на Евангелие", "Песни Маруфа", "Литургия Маруфа" и "73 Правила Вселен. Никейского Собора" (325) с описанием деяний Собора.
В 381 св.Маруф участвовал на II Вселен. Константиноп. Соборе, созванном против ереси Македония, в 383 г. на поместном Антиохийск. Соборе против мессалиан. В 403-404 гг. св. Маруф отправился в Константинополь, чтоб исходатайствовать у имп.Аркадия заступления персидским христианам. Дважды он посылаем имп. Феодосием Младшим к шаху Издегерду для заключения мира между империей и Персией.
 В 414 г. св.Маруф, исполняя должность посла при дворе Издегерда, внушил шаху расположение к христианам и много содействовал свободе исповедания в Персии истин.веры. Он восстанавливал христ.храмы, разрушенные в гонения персид. шаха Сапора, а также испросил мощи пострадавших св. мчч.и перенес их в Мартирополь (Тигрит). Там скончался ок. 422 г.. Мощи св. Маруфа перенесены в Египет и положены в скитском м-ре Богоматери.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения