Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап.от 70-ти Онисима (ок.109). Прп.Пафнутия, затворника Печерского, в Дальн. пещерах(ХIII).Прп. Пафнутия и дщери его Ефросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского(V). Виленской (перенес.в Вильно в 1495) и Далматской ик.Божией Матери (1646)

28 Февраль 2018 г. Среда

  Ап. от 70-ти Онисим в молодости был рабом Филимона, христианина знатного рода, жившего в г. Колоссах Фригийской обл. Провинившись пред господином и боясь наказания, св.Онисим бежал в Рим, но там, как беглый раб, попал в тюрьму. В тюрьме встретился с ап.Павлом, содержавшимся в узах, просвещен им и принял св. Крещение. В тюрьме св. Онисим как сын служил ап.Павлу. Ап. Павел, лично знавший св.Филимона, написал ему письмо, полное любви, прося простить беглого раба и принять его как брата. С письмом отправил св.Онисима к хозяину, лишив себя помощи, в которой нуждался.
Св.Филимон, получив письмо, не только простил Онисима, но отпустил на волю, послав обратно в Рим к первоверх. апостолу. Впоследствии св.Филимон рукоположен во епископа г.Газы. 
 После смерти ап. Павла св.Онисим служил апостолам до их смерти и поставлен ими во епископа. После кончины св.апостолов он проповедовал Евангелие во многих странах и городах: в Испании, Карпетании, в Колоссах, в Патрах.
 В глубокой старости св.Онисим занял епископский престол в Ефесе, после ап.Тимофея. Когда Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему навстречу вышел еп. Онисим с христианами, о чем упоминает св.Игнатий в письме к ефесянам.
  В царствование имп.Траяна св.Онисим схвачен и приведен на суд к епарху Тертиллу. Тот продержал святого 18 дней в темнице, потом сослал в заточение в г. Путиолы. Через время епарх вызвал узника и, убедившись, что св.Онисим твердо исповедует веру во Христа, подверг его жестокому избиению камнями, после чего святому усекли голову мечом. 
 Тело мученика взяла знатная женщина и положила в серебряную раку. Это было ок. 109 г..
Тропарь апостола Онисима, глас 3
  Апостоле святый Онисиме,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак апостола Онисима, глас 4
  Яко луча, возсиял еси вселенней,/ зарями сияя солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла, мир просветившаго:/ темже тя почитаем,// Онисиме славне.

  Прп. Евфросиния род. в нач. V в. в Александрии в семье знатных и богатых родителей, была единственным ребенком. Мать умерла рано. Воспитывал девочку о. Пафнутий, к-рый был глубоко верующим христианином. Он часто посещал м-рь, игумен к-рого был дух.наставником. 
  Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, отец хотел выдать её замуж. Он направился в м-рь к наставнику, чтобы получить благословение на брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей благословение, но св. Евфросиния стремилась к иноческой жизни. 
  Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, что в жен.м-ре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в муж. м-рь, к-рый с детства посещала с отцом.  Иноки не узнали переодетую в муж. платье Евфросинию и приняли в обитель.В уединен.келье в трудах, посте и молитве св. Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого дух. совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая свою печаль, и находил у него дух.утешение. Перед кончиной прп.Евфросиния открыла скорбевшему отцу тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, Пафнутий раздал имущество нищим и м-рю, принял монашество. 10 лет, вплоть до кончины, он подвизался в келье дочери.
Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8
 В тебе, мати, известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Евфросиние, дух твой.
Кондак преподобной Евфросинии Александрийской, глас 2
 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/ дольнюю сладость тщательно оставила еси,/ и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая:/ Христа бо ради Жениха твоего/ о обручнице привременном небрегла еси.

   Прп. Евсевий пустынник жил в IV в. и подвизался на горе близ сел. Асиха в Сирии. Он проводил суровую жизнь, находясь под открытым небом, терпеливо перенося летний зной и зимний холод, одежду носил кожаную, питался моченым горохом и бобами.
  Будучи немощным старцем, во всю Великую Четыредесятницу ел всего 15 смокв. Когда к прп.Евсевию стеклось много народа, он пришел в ближний м-рь, устроил у монаст. стены небольшую ограду и в ней пребывал до смерти. Прп. Евсевий дожил до глубокой старости, скончавшись в 90 лет, после 400 г.

  Память прп.Пафнутию Печерскому, затворнику, 15/28 февраля, в Соборе прп. отцев Киево-Печерских Дальних Пещер (28 августа) и в Соборе всех прпп. отцов Киево-Печерских. Непрестанно плакал и вздыхал всю жизнь о времени разлучения души с телом, как окружат человека ангелы и духи злобы, покажут все дела — добрые и злые, напомнят ему о всех  мыслях и желаниях, о том, что забыл и чего не считал за грех.
 Но блажени плачущие, яко тии утешатся (Мф.5,4). И прп. Пафнутий при кончине своей увидел лики ангельские, к-рые, приняв душу, вознесли ее на небо. Мощи его покоятся в Феодосиевых пещерах. Его имя вспоминается в 8-й песни канона:«Плачущих поминая блаженство, Пафнутие, всегда плакал еси, ныне же радостная наследив места, молися тамо и нам в кров безплачевный вселитися».
Тропарь прп.Пафнутия, затворника Печерск., глас 2
 Велия веры исправления,/ в пещернем затворе, яко на воде упокоения,/ преподобне отче Пафнутие, радовался еси,/ огнем бо любве Божественныя распаляемь,/ бдением и молитвою безстрастия достигл еси/ и явился еси равноангельный на земли,/ того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак прп. Пафнутия, затворника Печерск., в Дальн. пещ.  глас 8
 Помышляя исход души твоея/ и праведное мздовоздаяние по делом,/ непрестанными слезами умолил еси Господа/ даровати тебе неизреченных радостей наследие,/ яже уже со святыми предвкушая, Пафнутие преподобне,/ поминай и нас пред Богом, чтущих тя.

  Виленская икона Божией Матери написана св.еванг. Лукой. Долгое время она была родовой святыней греч. императоров в Константинополе. В 1472 г. икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга вел.кн. Московского Иоанна III (1462-1505). 
  В 1495 г. вел.князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже св.икону поставили в Предтеченском храме, в к-ром погребена кн. Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий м-рь.

   В соборной церкви Успенского Далматова м-ря на берегу р. Исети в Пермской обл. хранился чудотв. образ Успения Божией Матери, принадлежавший иноку Далмату, основателю обители.
    В 1-й пол. XVII в. дворянин Димитрий Иванов Мокринский, житель г.Тобольска, удалился в Невьянский м-рь (Тобольская епарх.), где принял иночество с им. Далмат. Инок отличался добродет. жизнью, был подвижником, и братия Невьянского м-ря решила избрать игуменом. Смирен. Далмат, избегая ответств. сана, удалился из обители, взяв икону Успения Богоматери. В 1644 г. прибыл в Пермскую губ. и поселился в пещере во владениях тюменского татарина Илигея.
 Решив изгнать отшельника, Илигей остановился на ночлег против Далматовой пещеры, за р. Исетью, рассчитывая на рассвете напасть на инока. Но защитницей Далмата была Царица Небесная. Она яв-сь татарину во сне в багрян.одеянии, с пламен. мечом. Богоматерь запретила причинять Далмату обиду и приказала Илигею дать отшельнику землю для обители, что татарин со смирением сделал. Это чудесное событие произошло в 1646 г., когда основан Далматов м-рь.
  В кон.1646 г. на обитель напали калмыки. Они сожгли монаст. постройки, часть монахов убили, др. увели в плен. Во время разгрома чудесно спасся основатель обители старец Далмат, сохранив принесенную из Невьянского м-ря икону Успения Божией Матери.
  Чрез несколько лет благодаря усердию Далмата на месте разрушен. м-ря стояла деревян. церковь, а недалеко появились кельи для иноков. Сюда стекались богомольцы и жертвовали на украшение обители. Слава м-ря росла. В 1664 г. м-рь опять подвергся нападению. Хан Девлет-Гирей сжег обитель. Но икона Божией Матери осталась невредимой, хотя церковь сгорела; только на задней стороне доски обгорело место, к к-рому прикоснулся рукой мусульманин.
  Обитель восстановлена сыном Далмата, архим.Исааком. Он в 1707 г. выстроил камен.церковь, где находилась чудотв.икона Успения Божией Матери. Риза и венцы серебряные, вызолоченные, с драгоцен. камнями.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения