Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел.пост.Равноап.Кирилла,учит. Словенск. Прп. Авксентия. Прп.Исаакия, затворника Печерск. 12 греков,строит.Успенск. церкви Киево-Печ.лавры. Перен.мощей блгв.кн.Михаила Черниговск.и боляр.Феодора. Прп.Марона, пустын.Сирийск. Свт.Авраамия,еп.Каррийск.

27 Февраль 2018 г. Вторник

  Св. равноап. Кирилл, учитель Словенский (до принятия схимы Константин), и старший брат Мефодий, по происхождению славяне, род. в Македонии, в г.Солуни. Св.Кирилл получил блестящее образование, с 14 лет воспитывался с сыном императора. Рано принял сан пресвитера. По возвращении в Константинополь состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии. 
 Св.Кирилл с успехом вел прения с еретиками иконоборцами и с магометанами. Стремясь к уединению, удалился на гору Олимп к старшему брату Мефодию, но уединение продолжалось недолго. Оба брата посланы в 857 г. имп.Михаилом в миссионер. путешествие для проповеди христианства у хозар. По дороге останавились в Херсоне и обрели мощи сщмч. Климента, папы Римского. Прибыв к хозарам, св. братья беседовали о христ. вере. Убежденный проповедью св.Кирилла хозарский князь и народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников, но они отказались, просили тпустить с ними на родину всех греч. пленников. Св.Кирилл вернулся в Константинополь с 200-ми пленниками.
 В 862 началось главное дело св. братьев. По просьбе кн.Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славян. языке. Св.Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славян. азбуку и перевели на слав. язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и др. богослужебные книги. Они ввели Богослужение на слав. языке.
 Затем св.братья вызваны в Рим по приглашению Рим. папы, где папа Адриан И встретил их с вел.честью, ибо они принесли мощи сщмч.Климента, папы Римского. Болезненный и слабый, св.Кирилл от многих трудов заболел и, приняв схиму, скончался в 869 г. в 42 года. Пред смертью завещал брату продолжить христ. просвещение славян. Погребен св.Кирилл в рим. церкви св.Климента, где почивают мощи священномученика, принесенные в Италию из Херсонеса словенскими учителями.
Тропарь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, глас 4
 От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/ пресветлую видев, яко девицу чисту,/ юже приемь, приведе,/ яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум,/ и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,/ разумом и именем мудре.
Кондак равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, глас 2
  Твердым и Богодохновенным учением/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,/ разсевая пресветлое Божие слово,/ на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.

Прп.Авксентий, сириец, служил при дворе имп.Феодосия Младшего (418-450). Он известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, имел дружбу с благочестивыми мужами. Тяготясь мирской суетой, св.Авксентий принял сан пресвитера, потом иноч. постриг. После этого, удалившись в Вифинию, нашел уединенное место на горе Оксия, недалеко от Халкидона, вел жизнь отшельническую. (Гора позже названа Авксентьевой.) Место подвигов святого обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, к нему приходили люди за исцелением. Именем Божиим св.Авксентий исцелял больных и недужных.
 В 451 г. св.Авксентий призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где прославился как обличитель Евтихиевой и Несториевой ересей. Великий знаток Свящ.Писания, св.Авксентий легко посрамлял противников. После Собора св. Авксентий вернулся в уединенную келью на горе. Дух. взором он видел на большом расстоянии кончину св. Симеона Столпника (459). Прп. Авксентий скончался ок. 470 г., оставив учеников и устроив многие м-ри в Вифинской области.
Тропарь преподобного Авксентия, глас 1
 Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Авксентие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Авксентия, глас 2
 Насладився, богомудре, воздержания/ и желания плоти твоея обуздав,/ явился еси, верою сияя,/ якоже сад посреди рая, процвел еси,// Авксентие отче священне.

  Соборная Успенская церковь Киево-Печерской лавры, заложенная прпп.Антонием и Феодосием в 1073 г., 15 лет возводилась греч.зодчими и иконописцами. Память 12 греков-строителей  27 февраля.
  В Киево-Печерском патерике есть рассказ зодчих о том, как Пресв. Богородица повелела возвести церковь: «Однажды, когда мы спали в своих домах, на восходе пришли благообразн. юноши: «Зовет вас Царица во Влахерну». Мы пошли, взяв друзей и ближних. Пришли в одно время и, расспросив друг друга, узнали, что речь Царицы слышал каждый, посланники одни были к нам. Наконец увидали Царицу и воинов.
 Мы поклонились, Она сказала, что хочет построить Церковь на Руси, в Киеве. Предложила золота на 3 года. Мы, поклонившись, сказали: «Госпожа Царица! Посылаешь нас в чужую страну, – к кому придем». Она сказала, что посылает с Антонием и Феодосием. Мы сказали: «Зачем, госпожа, на 3 года золота даешь? Им прикажи, что нам есть и пить». Царица сказала: «Антоний только благословит и отойдет в вечный покой;  Феодосий чрез 2 года отойдет. Берите золота до избытка. Я сама увижу церковь и в ней жить буду».
  Дала Она мощи св. мчч. Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Ареофы, Иакова, Феодора и сказала, чтобы их положили в основание.
  Мы взяли золота больше, чем нужно было. Она сказала: «Выйдите на двор, посмотрите величину церкви». Мы вышли и увидели церковь в воздухе. Войдя к Царице, поклонились: «Госпожа Царица, какое имя церкви?» Она сказала, что Богородицына будет церковь. Дав икону, сказала, что она будет наместной. Мы поклонились и пошли, неся икону, полученную из рук Царицы».
Тропарь 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры,глас 3
 Преблаженнии и Богоноснии отцы наши,/ двоенадесятице честная,/ устроению великия церкве Киево-Печерския послуживший/ и равноангельным житием Богу угодивший/ и Того ради дерзновение велие у Него стяжавший,/ молим вас прилежно,/ испросите душам нашим очищение и велию и богатую милость.
Кондак 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, глас 4
 Богатство благодати и сыноположения стяжавше/ многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим./ Сего ради вопием вам:/ радуйтеся, двоенадесятице честная/ великия церкве Печерския здатели/ и ликов иноческих похвало и утверждение.

  Св.блгв.кн.Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного, с детства отличался благочестием. У него было плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил св.молитв у прп.Никиты Переяславского Столпника, к-рый получил известность молитв. предстательством пред Господом. Получив от св. подвижника деревянный посох, князь исцелился.
  В 1223 г. блгв.кн.Михаил был участником съезда рус. князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против татарских полчищ. С 1223 г. после гибели в битве на Калке дяди, Мстислава Черниговского, св. Михаил стал князем Черниговским. В 1225 г. приглашен на княжение новгородцами.  Справедливостью, милосердием и твердостью снискал любовь Новгорода. Важным для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом св.блгв.вел.кн.Владимирского Георгия Всеволодовича, жена к-рого, св.кн. гафия, была сестрой кн.Михаила.
 Но блгв.кн. Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре возвратился в родной Чернигов. На уговоры новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родств.землями, а их жители - братьями, и он укрепит узы дружества. Блгв.князь ревностно занялся благоустройством удела. Его деят-сть вызвала беспокойство курского кн. Олега, и между князьями в 1227 г. едва не вспыхнула междоусобица - их примирил киевский митр. Кирилл (1224-1233). В том же году блгв. кн. Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киев. вел. кн. Владимиром Рюриковичем и кн.Галицким.
   С 1235 г. св.блгв.кн.Михаил занимал Киевский великокняжеский стол. Наступило тяжелое время. В 1238 г. татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 г. двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 г. монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву покориться, но блгв. князь не стал вести переговоры. Кн.Михаил уехал в Венгрию, чтобы побудить венгер. короля Бела организовать отпор общему врагу. Пытался св.Михаил поднять на борьбу с монголами Польшу, герман. императора. Но Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, св.Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил недалеко от города на острове, затем переселился в Чернигов.
  Он не терял надежды на объединение христ. Европы против азиатских хищников. В 1245 г.на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный св.Михаилом митр.Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языч.Орды. Католич. Европа предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы воспользовались монгол. нашествием, чтобы броситься на Русь. В этих обстоятельствах общехрист. значение имеет исповеднич.подвиг в языч. Орде правосл. князя-мученика св.Михаила Черниговского. На Русь явились ханские послы для переписи рус.населения и обложения его данью. От князей требовалась покорность татарскому хану, а на княжение особое разрешение - ярлык.
  Послы сообщили кн.Михаилу, что нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, блгв.кн.Михаил понимал, что нужно повиноваться хану, но знал, что от веры пред язычниками не отступит. От дух. отца, еп.Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть исповедником Имени Христова.
 Со св.кн.Михаилом отправился в Орду верный друг боярин Феодор. В Орде знали о попытках кн. Михаила организовать выступление против татар с Венгрией и др. европ. державами. Враги давно хотели убить его.
  Когда в 1246 г. блгв.кн.Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали пред тем, как идти к хану, пройти через огнен. костер, что очистит их от злых намерений, поклониться обожествляемым монголами стихиям - солнцу и огню. В ответ жрецам князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности рус. князя. Батый через приближенного Эльдегу передал: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Последовал решительный ответ св.кн.Михаила: "Я готов поклониться царю, т.к. ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам".
  Судьба мужественных христиан была решена. Св. князь и боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, к-рые дал им дух.отец. Татарские палачи схватили князя и долго избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один, по имени Даман, отсек голову св.мученику.
  Св.боярину Феодору, если он выполнит языч. обряд, татары льстиво обещали княж. достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало св.Феодора - он последовал примеру князя. После зверских истязаний ему отрубили голову. Тела св.страстотерпцев брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их, пока христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи св.мучеников перенесены в Чернигов.
   Исповеднический подвиг св.Феодора поразил даже палачей. Убедившись в непоколебимом хранении рус. людьми правосл. веры, татарские ханы не решались испытывать терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. .
  Но борьба рус.народа и Церкви против монгольского ига продолжалась долго. Правосл. Церковь украсилась новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами вел.кн.Феодор. Замучены св.Роман Рязанский, св.Михаил Тверской, его сыновья Димитрий и Александр. Всех укрепляли пример и св.молитвы рус. первомученика в Орде – св. Михаила Черниговского.
  14 февраля 1572 г., по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митр.Антония, мощи св.мучеников перенесены в Москву, в храм их имени, оттуда в 1770 г. перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 г. - в Архангельский собор Московского Кремля.
  Житие и служба св.Михаила и Феодора Черниговских составлены в сер. XVI в. иноком Зиновием Отенским. "Род праведных благословится", - говорит св.псалмопевец Давид. Св.Михаил явился родоначальником многих славных фамилий в рус.истории. Дети и внуки его продолжили христ. служение кн.Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь, прп.Евфросинию Суздальскую, его внука - св.блгв.Олега Брянского.
Тропарь, глас 4:
  Жизнь вашу мученически совершивше, исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте, Михаиле премудре с доблим Феодором: молите Христа Бога сохранити отечество ваше, императора же и люди, по велицей Его милости.
Кондак, глас 8:
 Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси: самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором. Царю сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, императора же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Прп.Марон жил в IV в. недалеко от г. Кира в Сирии. Почти всё время проводил под открытым небом в молитве, бдении, трудах и строгом посте. Вскоре прославился даром исцеления больных и изгнания бесов.  Советовал быть воздержанным, заботиться о спасении, бояться любостяжания и гневливости. Учениками прп. Марона были Иаков Отшельник, Лимний, Домнина. Св.Марон основал множество обителей в Кирской обл.
Тропарь преподобного Марона, пустынника Сирийского, глас 8
 Яко незаходимое солнце возсия нам днесь/ светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне,/ иже некия горы достигл/ и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть,/ за превосходящую твою к Богу добродетель,/ и тамо обрет требище идольское. Богу освятив, в нем пребывал еси,/ и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды,/ дарова тебе дар Свой,/ имже пронесеся имя твое в человецех,/ целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою./ Темже и зовем ти:/ радуйся, целителю наш скорый;/ радуйся, заступниче наш теплый,/ предстоиши бо у Пресвятыя Троицы,/ молися Той о призывающих имя твое святое,/ да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.
Кондак преподобного Марона, пустынника Сирийского, глас 5
  Страстей пещь, преподобне, угасил еси, воздержания росою./ Дарованием обогатился еси исцелений от Бога, Мароне,/ приял еси целити верным болезни тяжкия,/ и бесов отгонити полки./Сего ради с веседием почитаем тя

 Св. Авраамий, еп. Каррийский, жил в сер. IV и нач. V вв., был родом из г. Кира. В молодые годы поступил в м-рь. Затем избрал для подвигов Ливанские Горы, где жил отшельником.
 Прп. Авраамий много претерпел нападок от язычников, хотевших изгнать его из своих мест. Кроме того, бедные жители ближайшего селения постоянно приходили к нему за подаянием, нарушая уединение, но прп-ный терпеливо переносил посещения и отдавал им всё, что ему жертвовали. Христиане,жители селения, построили церковь и усердно просили св. Авраамия принять священство и стать  пастырем. Прп-ный исполнил их желание. Утвердив в вере паству, оставил вместо себя др. иерея, сам вновь ушел в м-рь.
 За высокое благочестие поставлен епископом Каррийским, своих пасомых святой непрестанно учил Богоугодной жизни, подавая пример воздержания: со времени принятия священства никогда не употреблял вареной пищи. Имп. Феодосий Младший пожелал видеть епископа, пригласил к себе. Прибыв в Константинополь, св. Авраамий вскоре скончался. Останки торжественно перенесены в г. Карр и там преданы погребению.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения