Версия для печати
На страницу списка праздников

Торжество Православия. Иверск.Божией Матери. Свт.Моск. Алексия, всея России чудотв. Свт.Мелетия,архиеп.Антиохийск. Свт. Мелетия,архиеп. Харьковск. Прп.Марии,имен.Марином,отца её. Свт.Антония, патр.Константиноп. Прп.Мелетия Ипсенийск.

25 Февраль 2018 г. Воскресенье

  Иверская икона (на Афоне) в IX в. находилась у благочест. вдовы близ г. Никеи. При имп. Феофиле (829-842) иконоборцы, уничтожавшие св.иконы, пришли в дом христианки, и воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из поражен. места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала имп. воинам деньги и попросила до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина с сыном (позже афон. иноком) для сохранения св.иконы опустила ее в море.
 Икона, стоя на воде, спустя долгое время приплыла к Афону. Афон. иноки, несколько дней видя в море огнен.столп, восходящий к небу, пришли к берегу и нашли св. образ, стоящий на воде. После молебна о даровании м-рю святыни блгч. инок Иверского м-ря св.Гавриил Грузин по повел. Божией Матери, яв-ся ему во сне, пошел по воде, принял св.икону и поставил в храме. 
 Но на след. день икона обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресв. Дева не открыла св. Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не хочет быть хранимой иноками, а быть их Хранительницей. После этого образ поставлен над монаст. воротами. Поэтому св.икона наз-ся Портаитиссою, Вратарницею.
 Иверская икона на Афоне прославилась  чудесами. Слух о чудотв. образе чрез паломников распространился по России. Святейший Патр. Никон (тогда Новоспас. архимандрит) обратился к архим. Иверского Афон. м-ря Пахомию, что прибыл в Москву за милостыней для афон. обителей, с просьбой прислать список с чудотв. Иверской иконы Пресв. Богородицы. 
 Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа,  чрез год икона в сопровождении афон. монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 г. торжественно встречена жителями столицы. Вел. святыня Рус. Правосл. Церкви моск. Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Иверская, глас 4
Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоей,/ обоя весело торжествующе вопием:/ сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.

  Свт. Алексий, митр.Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий), род. в 1292 г.(по др., в 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Господь рано открыл буд. святителю высокое предназначение. В 11 Елевферий раскинул сети для ловли птиц, задремал, услышал:"Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей".
  С этого дня отрок уединялся, часто посещал церковь, в 15 лет решил стать иноком. В 1320 г. вступил в Моск. Богоявленский м-рь, где провел более 20 лет в строгих иноч. подвигах. Рук-лями и друзьями были подвижники обители старец Геронтий и Стефан, брат прп.Сергия Радонежского.
 Митр.Феогност повелел буд. святителю оставить м-рь и заведовать суд. делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митр. наместника. В кон.1350 г. владыка Феогност посвятил Алексия во еп.Владимирского, по смерти митрополита стал преемником в 1354 г.
  Рус.Церковь была раздираема распрями, в частн. из-за претензий митр. Литвы и Волыни Романа. В 1356 г., чтоб положить конец смутам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. 
 Патр.Каллист дал Алексию право считаться архиеп. Киева и вел. России с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха". На обратном пути в бурю кораблю грозила гибель. Алексий дал обет построить храм святому того дня, в к-рый корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва.
  Несмотря на смуты, свт.Алексий всячески заботился о пастве, ставил епископов, устраивал общежит. м-ри (по образцу Троицкого, основан. прп.Сергием), налаживал отношения с ордын. ханами. Не раз ездил в Золотую Орду. В 1357 г. хан потребовал у вел.князя, чтоб святитель исцелил слепую Тайдулу, его супругу. "Прошение и дело превышает силы мои, - сказал св.Алексий, - но я верю Тому, К-рый дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная св.водой супруга хана исцелилась.
 Когда скончался вел. кн.Иоанн, святитель взял под опеку малолетнего сына Димитрия (буд. Донского). Много пришлось св. владыке трудиться, дабы примирять строптив. князей, не желавших признать власть Москвы. Не оставлял митрополит трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 г.Спаса Нерукотворного Образа м-рь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика прп.Сергия, первого игумена м-ря) по обету, к-рый дал, когда корабль в поездке в Константинополь терпел бедствие; Чудов в Моск. Кремле, восстановлены 2 древние обители-Благовещенская в Ниж. Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 г. построена жен. общежительная обитель его имени (Алексеевская).
 Свт. Алексий достиг глубокой старости-78 лет, пробыв на митр. кафедре 24 года. Почил 12 февраля 1378 г., погребен по завещанию в Чудовом м-ре. Мощи обретены чрез 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память вел. святителя и молитвенника за Рус. землю.
Тропарь святителя Московского Алексия, глас 8
 Яко апостолом сопрестольна,/ и врача предобра, и служителя благоприятна,/ к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/ сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/ в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/ таковую благодать тебе даровавшаго исцелений// и граду твоему великое утверждение.
Кондак святителя Московского Алексия, глас 8
 Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.

 Св.Мелетий, архиеп.Антиохийский, был сначала еп.Севастийским в Армении (ок.357), затем вызван имп. Констанцием в Антиохию для защиты от арианской ереси и получил Антиохийскую кафедру. Св.Мелетий боролся против ариан. заблуждений, по проискам еретиков 3 раза изгоняем с кафедры, т.к.ариане окружали Констанция и склоняли к себе. Антиох. святитель отличался кротостью, неустанно прививал пастве добродетели и благие нравы, полагая, что так легче взойдут семена истин.вероучения.
 Св. Мелетий рукоположил во диаконы буд. свт.Василия Великого. Свт. Мелетием крещен и возрастал при нем Иоанн Златоуст, к-рый написал архипастырю похвал.слово. После Констанция престол занял Юлиан Отступник, святой снова изгнан, он скрывался в тайных убежищах. Возвращенный имп.Иовианом в 363 г., св. Мелетий написал богослов.трактат "Изложение веры", к-рый помог обращению к Православию многих ариан.
 В 381 г., при имп. Феодосии Великом, состоялся II Вселенский Собор. В 380 г. святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь, был председателем. Пред началом Собора св. Мелетий поднял руку, показал 3 перста, потом соединил 2 перста, а один пригнул, благословив народ, провозгласил: "Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем", при этом святителя осенил огонь, словно молния. Во время Собора свт.Мелетий отошел ко Господу. Св.Григорий Нисский почтил память его похвал.словом.
  Сохранились беседа св.Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к имп.Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи св. Мелетия перенесены из Константинополя в Антиохию.
Тропарь святителя Мелетия, архиеп. Антиохийского, глас 4
 Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Мелетие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Мелетия, архиеп. Антиохийского, глас 6
 Духовнаго твоего дерзновения убоявся,/ отступник бегает Македонии,/ молитвенное же служение совершающе, твои раби,/ любовию притекаем,/ Ангелом собеседниче, Мелетие,/ огненный мечу Христа Бога нашего,/ вся безбожныя закалаяй:/ воспеваем тя, светильника, просветившаго вся.

  Свт.Мелетий, архиеп.Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), род. 6 ноября 1784 г. в с. Старые Санжары Полтавской обл. В 1808 Михаил Леонтович окончил Екатеринославскую дух.семинарию. Как лучший ученик направлен архиеп. Екатеринославским Платоном в Петербург, в Александро-Невскую академию. Окончив в 1814 г. со степенью магистра, определен адъюнкт-профессором греч. языка.
 С 11 марта 1817 г. Михаила Леонтовича назначили секретарем Строит. комитета при академии. 30 июля 1817 г. перевели в Киев. дух. семинарию на должность инспектора, где был профессором церк. истории и греч.языка. Когда 28 сентября 1819 г. открыли Киевскую дух.академию, Михаил Леонтович стал первым инспектором.
    11 февраля 1820 г., накануне дня памяти свт.Мелетия Антиохийского, в соборном храме Киево-Братского м-ря пострижен в монашество с им. Мелетий. Постриг совершил Киевский митр. Евгений (Болховитинов). 22 февраля 1820 г. инок Мелетий посвящен  в сан иеродиакона, 25 февраля - во иеромонаха.
  9 августа 1821 г.иеромонах Мелетий назначен ректором Могилевской дух. семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского м-ря с возведением в сан архимандрита. В августе 1823 г. его перевели на должность ректора Псковской дух.семинарии, а 24 января 1824 г. архим. Мелетий назначен ректором Киевской дух.академии.
  В октябре 1826 г. Святейший Синод назначил архим.Мелетия еп. Чигиринским, викарием Киевской епархии и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского м-ря. 19 октября 1826 г.  наречен во епископа, 21 октября в Киево-Софийском соборе совершена архиерейская хиротония.
  С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах, воспитывая преданными Церкви Христовой. Особой заботой было попечение о бедных, вдовах и сиротах. Часто посещал заключенных, совершал богослужения в тюрем.церквах. Заботился святитель о дух. окормлении братии Михайловского м-ря. Назиданиями,личным примером воспитывал в иноках истин. подвижничество. Свт.Мелетий говорил: "Смирение - охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба".
  В апреле 1828 г. свт. Мелетий получил назначение на Пермскую кафедру. Строгий к себе, святитель был строг к др. Для подготовки кандидатов к принятию сана свт.Мелетий написал так называемый "Ставленнический катехизис". В августе 1831 г. свт. Мелетий переведен на Иркутскую кафедру, с возведением в сан архиепископа.
  Большое внимание уделял просвещению малых народов России светом Еванг. учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточн. части Иркутской епархии и вдоль р.Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он был на побережье Охотского и Ледовит. морей, в пределах Северн. Америки, где трудился знаменит. Апостол Сибири свящ.Иоанн Вениаминов, впоследствии свт.Иннокентий. Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана свт.Мелетий общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель объяснял еванг. истины язычникам - тунгусам, бурятам, камчадалам, жителям Курильских и Алеутских островов.
  После неутомимых трудов здоровье святителя ухудшилось, его перевели в 1835 г. на Слободско-Украинскую кафедру (Харьковская и Ахтырская). Свт.Мелетий уделял большое внимание дух.уч.заведениям, заботился о быте и образовании дух-ва. Он поднял вопрос о восстановлении тех м-рей и дух.училищ, к-рые упразднила имп.Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом. 2 июля 1839 г. свт.Мелетий возглавил торжество в г. Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотв. иконы Богородицы Ахтырской.
   Блж.кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 г. После причастия, со словами "Ныне отпущаеши", святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем "Простите меня",- отошел ко Господу. 4 марта 1840 г. свт. Мелетий предан земле еп.Курским Илиодором в усыпальнице под Крестовой церковью Покровского монастыря.
   Верующие твердо уповали на предстательство св.Мелетия пред Богом и получали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстояний. Особую надежду возлагали верующие на св. Мелетия в бедственные дни Великой Отечеств. войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов.
  В 1948 г., с благословения Святейшего Патр. Алексия, гробница с мощами свт. Мелетия перенесена в Благовещенский кафедр. собор, где находится по сей день, молитв. утешением верующих. Со дня утверждения в 1977 г. Святейшим Патр.Пименом и Свящ.Синодом службы с акафистом свт.Мелетию харьковчане спешат по средам вечером в собор, прося молитвенного ходатайства святителя о благостоянни Св.Церкви, о мире и благоденствии Отечества.
Тропарь святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, глас 4
  Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/ от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/ иерархов славо и преподобных похвале,/ Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/ сирых и неимущих крове и прибежище./ Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/ и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/ отче наш, святителю Мелетие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, глас 4
  Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси/ и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие,/ и Егоже ради к иноческому подвигу потекл еси/ и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси,/ яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси./ Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне .

  Прп.Мария-Марин и отец ее прп.Евгений жили в нач.VI в. в Вифинии (северо-запад. обл. Малой Азии). Овдовев, прп. Евгений решил уйти в м-рь, но дочь не хотела с ним расстаться и переоделась мужчиной. Они вместе вступили в обитель, недалеко от Александрии, где преподобная получила имя Марин.
 "Брат" Марин преуспевал в добродетелях, отличаясь смирением и послушанием. Когда отец св.Марии скончался, она усилила свои подвиги и получила от Господа дар исцелять одержимых нечистыми духами.
  Однажды "инок" Марин в числе пр. братий послан на монаст. огороды, по пути они ночевали в гостинице. Дочь хозяина гостиницы, согрешившая с постояльцем, оклеветала "инока" Марина, назвав "его" виновником падения. Отец пожаловался игумену м-ря, и тот изгнал "согрешившего брата". Преподобная не сказала ни слова в оправдание и стала жить у монаст. стены. Когда у согрешившей девицы родился мальчик, хозяин гостиницы принес его к Марину, молча бросил внука и удалился. Святая приняла младенца и стала воспитывать.
  Через 3 года братия упросили игумена принять в обитель "инока Марина". Игумен неохотно уступил просьбам, назначал "брату Марину" самые тяжкие послушания, к-рые преподобная исполняла с величайшим усердием, продолжая воспитывать мнимого сына.
  Чрез 3 года святая мирно отошла ко Господу в келье. Братия увидели скончавшегося "инока" и мальчика, рыдающего над ним. Когда обряжали преподобную для погребения, тайна раскрылась. Игумен м-ря со слезами просил прощения у усопшей, его примеру последовал хозяин гостиницы. Тело прп.Марии с честью погребено в м-ре. Дочь гостинника пришла к гробу святой и открыто исповедала грех, отчего сразу исцелилась от болезни беснования. Отрок, к-рого воспитывала преподобная, позже принял иноческий чин.
   Мощи святой перенесены в Константинополь, в 1113 г. увезены в Венецию.

 Родиной свт. Антония, патр. Константинопольского была Азия, но жизнь протекла в Константинополе. Род. ок. 829 г. от богатых и благочест. родителей. После смерти матери в 12 лет поступил в м-рь, где, подражая примеру настоятеля, проводил ночи в молитве и вел строгую иноч. жизнь. Позже он, против желания, рукоположен в сан пресвитера, потом, по повелению патриарха, поставлен игуменом. Он постриг в монашество родного отца. Св.Антоний отличался милосердием, любовью и попечительством бедных, раздавая щедрую милостыню.
 Возведенный на патриарш.престол в Константинополе в 893 г., св. Антоний усилил попечение о бедных, особенно о бедных из дух. сословия. При поддержке имп.Льва Мудрого патр. Антоний сделал много добра для Церкви. Он заботился об утверждении благочестия в народе и, несмотря на преклон.возраст и старч. недуги, обошел все церкви патриархии, исполняя завет Спасителя - быть слугой для братий. В 895 г., дожив до глубокой старости, св. Антоний мирно отошел ко Господу.

  25 декабря 2014 г. в Синодальном зале офиц. Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом м-ре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось последнее в этом году заседание Свящ. Синода Рус. Правосл.Церкви.
Священный Синод постановил «включить в месяцеслов Рус. Правосл. Церкви имена прп. Мелетия Ипсенийского, прп. Никифора Прокаженного и прп. Порфирия Кавсокаливита с определением празднования памяти соответственно 12 февраля, 4 января и 2 декабря — как установлено в Константинопольской Правосл. Церкви»
  Прп. Мелетий Ипсенийский род. в конц.XVIII в. в селении Лардос на острове Родос в Османской империи. Служил игуменом м-ря Пресвятой Богородицы в Ипсени. Проводя жизнь в суровых аскетических подвигах, святой много потрудился на поприще укрепления правосл. веры в народе во времена турецкого владычества. 27 ноября 2013 г. Свящ. Синод Константинопольской Правосл. Церкви причислил прп. Мелетия Ипсенийского к лику святых, о чем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уведомил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей письмом от 24 декабря 2013



 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения