Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Власия, еп.Севастийского, 2-х отроков, 7 жен (ок.316). Блгв.кн.Всеволода, во Св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп.Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прав.Феодоры,царицы Греческой, восстановившей почитание св.икон(ок.867

24 Февраль 2018 г. Суббота

  Сщмч. Власий, еп.Севастийский, известен прав. жизнью. Он единодушно избран жителями и рукоположен во епископа г. Севастии в царствование римских импп. Диоклитиана (284-305) и Ликиния (307-324) - жестоких гонителей христиан. Св. Власий укреплял  пасомых, посещал заключенных, поддерживал мучеников.
  Многие скрывались в уединен.местах. Власий удалился на гору Аргеос, где подвизался в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока он окончит молитву и благословит их - святитель исцелял больных животных. Убежище святого открыли слуги правителя Агриколая, прибывшие для отлова зверей, чтобы терзать мчч.-христиан. Слуги донесли, что на горе скрываются христиане, он повелел схватить их. Они нашли лишь севастийского епископа. Прославляя Бога, призывающего на подвиг, св. Власий последовал за воинами.
   По пути святой исцелял больных и совершал чудеса. Так, бедная вдова пожаловалась на беду: волк утащил поросенка. Епископ улыбнулся и сказал: "Не плачь, поросенок будет возвращен..." К изумлению, волк прибежал и принес добычу невредимой.
  Агриколай, встретив епископа, льстиво назвал его Другом богов. Святой языч. богов назвал бесами. Его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу. На др.день святого подвергли мучениям. Когда его вели в темницу, 7 женщин сзади собирали капли крови. Их пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились, сказав, что совершат очищение в озере. Они утопили идолов в самом глубоком месте, после чего христианок жестоко истязали. Святые стойко переносили мучения, тела стали белыми, как снег, вместо крови из ран текло молоко. 
  У одной женщины было 2 юных сына, к-рые просили мать помочь достичь Царствия Небесного .Она поручила их еп. Власию. Семи св.женам отсекли головы.
  Св. Власий приведен к Агриколаю, где исповедал веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой осенил воду крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к язычникам на берегу, святитель предложил идти к нему, призвав на помощь идолов. Дерзнули 68 приближенных правителя, и все утонули. Святой, повинуясь велению ангела, вернулся на берег.
  Агриколай в ярости, т.к. потерял лучших слуг, приказал обезглавить св.Власия и 2-х юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всех, особенно о тех, кто будет чтить его память. Это было ок. 316 г. Мощи сщмч.Власия перенесены на Запад во время крестов. походов, частицы хранятся во многих странах Европы.
Тропарь священномученика Власия, глас 4
   И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Власия, глас 2
 Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.

  Св. блгв. кн. Всеволод, в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, род., почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088-1093 и 1095-1117 гг. княжил отец, св. блгв. князь Мстислав-Феодор Великий. В 1117 г., когда вел. кн.Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, делав его соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгород. княжении. Много доброго сделал св.кн.Всеволод для Новгорода. Со свт. Нифонтом, архиеп. Новгородским, воздвиг множество храмов, среди к-рых собор вмч. Георгия в Юрьевском м-ре и храм св. Иоанна Предтечи на Опоках.
 В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Св.Софии и др.церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил казну. Кн.Всеволод был доблестным воином, победоносно сражался, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.
 В 1132 г., по смерти св. вел. кн.Мстислава, киевский кн.Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха - Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода наследником, выступили против племянника.
 Не желая междоусобиц, св. князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был "вскормлен" ими и не должен уходить от них. "Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, - отметил новгородск.летописец, - а целовал крест новгородцам, сказав, "хочу у вас умереть"".Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 г. предпринял победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородск. владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135-1136 г. на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения князю.
 Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а св. Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, "пустиша из города".Всеволод ушел в Киев, дядя Ярополк дал ему в Вышгородскую волость под Киевом, где в Х в., в годы правления сына Святослава, жила св. равноап. вел. кн. Ольга. Ольга, "градов Киева и Пскова изрядная доброто", защитила неправедно обиженного потомка: в  1137 г. жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину равноап. Ольги. Это первый псковский князь, избранный по воле псковичей.
Славным деянием св.блгв. кн.Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма Живоначальной Троицы на месте деревянного времен равноап. Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм "об одном верху - Святая Троица".
 Только год прокняжил во Пскове св. Всеволод-11 февраля 1138 г. он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церк. пения от народ. плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его св.тело, но князь отвратился от Новгорода, и рака не двинулась с места.
 Горько плакали новгородцы, раскаиваясь, молили даровать им малую частицу св. праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили св. Всеволода в храме св.вмч. Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".
  27 ноября 1192 г. обретены мощи св. князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, где освящен в честь его придел. 22 апреля 1834 г. в первый день Пасхи, св.мощи торжественно перенесены в главный храм собора. Никогда не нарушалась глубокая дух.связь города св. Ольги со св. князем: он навсегда остался Псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 г., когда разрушена крепостная стена и поляки готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения св. мощи кн. Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы св. блгв. князь Всеволод-Гавриил был среди Небесных защитников Пскова.
Тропарь блгв.кн. Всеволода, во св.Крещении Гавриила, глас 4
  Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.
Кондак благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила,глас 8
  Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

  Прп.Димитрий Прилуцкий, чудотворец, род. в богатой купеч. семье в Переславле-Залесском. Приняв постриг в Переславльском м-ре, в Нагорном Борисоглебском, близ города на берегу Плещеева озера святой основал Никольский м-рь, стал игуменом. В 1354 г. Димитрий впервые встретился с прп.Сергием Радонежским, пришедшим в Переславль к еп.Афанасию. Он неоднократно беседовал с прп.Сергием и сблизился с ним. 
 Слава о переславл. игумене распространялась, он стал восприемником детей вел. кн. Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца прп-й удалился в глухое место, с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на р.Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова,хотели заложить м-рь. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.
 Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединен.месте прп.Димитрий решил создать первый на рус. Севере общежительный м-рь. Жители Вологды с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под м-рь, Илья и Исидор, затоптали озимые, чтобы храм построили немедленно. В 1371 г. воздвигнут деревян. Спасский собор, собралась братия. Многие ученики прп-го перешли из Переславля. Углублен. молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих, принимал странников, давал советы.
 Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей была просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил старый тулуп, до глубокой старости ходил с братией на общие работы. Господь наделил  угодника даром прозорливости.
  Скончался прп-й в глубокой старости 11 февраля 1392 г. Братия нашли его как бы уснувшим, келья исполнилась чудного благоухания. Чудеса от мощей св. Димитрия начались в 1409 г., а в XV в. почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 г., на основании рассказов ученика Димитрия, игум.Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).
Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, глас 1
  Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, глас 8
  От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

   Прав. царица Феодора - супруга греч. царя Феофила-иконоборца (829-842), не разделяла ереси мужа, тайно почитая св.иконы. После его смерти, когда св.Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного св.Патр.Мефодия и созвала Собор, где иконоборцы преданы проклятию. 
 Ею установлено празднование этого события - Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Прав.Феодора воспитала в сыне Михаиле преданность Православию.
 Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители св.Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой), мирно скончалась около 867 г. Мощи ее в 1460 г. отданы турками жителям г. Керкира (совр. Корфу).

 

         

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения