Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел.пост. Сщмч.Харалампия и др.(202). Блгв.кн.Анны Новгородской(ХI) Прп.Прохора Лебедника Печерского(1107). Прп.Лонгина Коряжемского(1540). Прав. Галины(III). Мцц.дев Еннафы, Валентины и Павлы(308).Прп.Шио Мгвинск. Ик.Богородицы «Огневидная»

23 Февраль 2018 г. Пятница

  Сщмч.Харалампий, еп.Магнезийский, мчч. Порфирий и Ваптос и 3 жены мученицы пострадали в 202 г.Св. Харалампий, еп. фессалийского г. Магнезии (северо-вост. обл. Греции), распространял веру во Христа Спаса. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению к-рого святой приведен на суд, где исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. 
 Несмотря на преклонный возраст епископа (113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали кожу с головы до ног. Святой говорил мучителям: "Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!" Видя терпение старца, незлобие, два воина Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях еп. Харалампия 3 женщины прославляли Христа и были замучены.
Разгневанный Лукий схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него отнялись руки. Правитель плюнул в лицо святому, и голова его повернулась назад. Лукий умолял святого о пощаде, и по его молитве мучители исцелились. Множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них Лукий, к-рый припал к ногам св. старца, прося прощения.
 Лукиан донес о случившемся имп.Септимию Северу в Антиохию Писидийскую (запад. часть Малой Азии), тот распорядился привести св. Харалампия, что исполнили с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде.
 Император приказал мучить епископа сильнее, его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, он остался невредим. По его молитве совершались чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый 35 лет, народ стал исповедовать Христа. Во Христа уверовала дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языч. храме.
  По приказу императора святителя били камнями по губам, подожгли бороду, из к-рой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и вельможа Крисп хулили Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь властью. Во гневе Господь поколебал землю, на всех напал страх, 2 нечестивца повисли в воздухе, связанные невидим. узами, и лишь по молитве святителя возвращены вниз. 
Устрашен. император заколебался но вскоре приказал мучить святого, затем осудил на усечение мечом. Во время последней молитвы святой видел Спасителя и просил Его даровать месту, где будут почивать мощи, мир, плодородие, а людям - прощение грехов и спасение. Господь обещал и восшел на небеса, унося душу сщмч.Харалампия, к-рый принял, по милости Божией, мирную кончину до казни. Дочь императора, блж. Галина, погребла тело мученика с великой честью.
Тропарь священномученика Харалампия, глас 4
   Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Тропарь сщмч.Харалампия, поемый на молебне глас 4. Подобен: К Богородице прилежно:
 Страстотерпцу Харалампию приступим/ и образу его поклонимся, от сердца вопиюще:/ мучениче Харалампие и отче,/ от всякаго обстояния и всех бед своих раб избави нас,/ в церкве твоей выну пребывающих.
Кондак священномученика Харалампия, глас 8
 Подобствовав благодатию священства, славне,/ Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/ еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие,/ честный светильниче всемирный, осияваяй концы,// яко непобедимый.
Кондак сщмч. Харалампия, поемый на молебне глас 6. Подобен: Предстательство христиан:
 Яко мученик и исповедник цвет,/ двойным венцем Христос тя увенча,/ возвеличив безчисленными чудесы на земли,/ но яко благодать Господню являя нам, / верно к тебе прибегающим, / даруй мир, помозй в напастех и лютых бедах,/ святейший Харалампие.

 Св. Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) - старшая дочь шведского короля св.Олофа Шетконунга(994-1022.), прозванного «всехристианнейшим королем».  В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Св.Крещение. Ингигерда получила исключит. образование: изучила Свящ. Писание, лит-ру, историю. Она, дочь Скандинавии эпохи викингов, с ранних лет пользовалась свободой, участвовала в обществ. жизни, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием, была умна и смела.
  В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за вел.кн.Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В приданое принесла Рус. земле г. Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с им. Ирина. Став вел. княгиней, все благодат. дары свои отдала новой родине, став помощницей и советчицей мужа. Когда возмутилась наемная норвежск. стража и просила вел. княгиню быть посредницей, она предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против вел.князя выступил с ратью брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор воен. поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами не борется, — и уступил брату.
 Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Приютила в Киеве изгнанных сыновей англ. короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину, пока вел.княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол. Рус. гос-во играло значит. роль в жизни Европы, его авторитет был высок—в этом немалая заслуга вел. княгини.
 Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» — земное отражение Небесного Иерусалима (Откр.2.10). Центром Киева стал храм Софии — Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся чрез Золотые Врата, над к-рыми воздвигли храм Благовещения. Недавние язычники почитали Пресв.Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храм. праздником в Киевском соборе св. Софии стало Рождество Пресв. Богородицы.
 В 1046 г. греч.царевна Анна, выйдя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, принесла в Киев чудотв. икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Дух. значение образа для христ. Руси выражают слова акафиста: «Радуйся, Царствия нерушимая стено!» Икона получила имя «Смоленской».
 В 1051 г. пришел в Киев с Афона прп. Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского м-ря.
Ярослав Мудрый хотел сделать Русь частью вселенского христианства. Храмы строились по всей Рус. земле. Греч. певцы научили рус. правосл. церк. пению. При Ярославе составлен первый свод законов «Рус. Правда», появилась «Кормчая» — перевод визант. Номоканона. Ярослав собрал книги и рукописи, что переводились с греч.на славян.. Для распространения грамотности повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище.
 В кратчайший срок киевские книжники освоили громадные лит. богатства Византии. Столь стремительно усваивались образцы визант. ис-ва — архитектуры, живописи.
 Не менее важным для судьбы Руси стало вхождение в Кирилло — Мефодиевское наследство. Из Болгарии с богатейшей христ. лит-рой Русь получила огромное кол-во книг, а главное — богослуж. книги на понятном языке.
 Вел. князь часто бывал в далеких походах, во время к-рых Ирина в Киеве управляла делами. При жизни Ирина прославилась добродетелью и благочестием. Свт. Иларион, митр. Киевский в «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к покойному св.Владимиру — крестителю Руси: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты завещал, как они восхваляют Имя Христово!».
  Ирина - мать семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны св. блгв. кн. Владимир Новгородский, вел. кн. Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).
 Дочери Ирины воспитывались в атмосфере «книжности». Вел. княгиня научила детей родному языку, они прекрасно понимали скандинавские саги, к-рые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской.
 Вел. княгиня основала в Киеве м-рь св. вмц. Ирины и, по обычаю времени, управляла им. В 1045 г. направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора Св. Софии Премудрости Божией. В Новгороде вел.кн.Ирина приняла монаш. постриг с им. Анна. Это был первый постриг в великокняж. доме; с него началась традиция пострижения рус. князей и княгинь после исполнения долга правителей народа. В Новгороде св. кн. Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 г., погребена в Софийском соборе. Рядом упокоилось тело сына — Новгородского князя Владимира.
 Почитание св. Анны и сына св. Владимира установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиеп. Евфимию в 1439 г. Установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Св. Софии.
Тропарь благоверной княгини Анны Новгородской, глас 1
 От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/ прияти Православную веру сподобилася еси,/ в нейже плод благославный Русской земле принесши,/ святая благоверная княгине Анно,/ Христа всем сердцем возлюбила еси,/ Того оправдания и законы хранящи;/ темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов оставление молитвами твоими приемлем.
Кондак благоверной княгини Анны Новгородской, глас 4
 Днесь в светлой памяти твоей/ Великий Новград веселится,/ созывая всех верных светло праздновати память твою,/ и мы ныне, духовно ликовствующе,/ радостно славим тя и молим:/ святая благоверная княгине Анно,/ предстоя Святей Троице/ моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/ от всяких бед и обстояний и всем нам спастися.

   Прп.Прохор Печерский, родом из Смоленска, принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089 - 1103). Был великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище "лебедника". Никто не видел его печальным.
 При жизни святого на Русской земле наступил голод. Прохор усерднее собирал лебеду и готовил свой "хлеб". Некоторые последовали его примеру, но не смогли есть его из-за горечи. Прохор раздавал хлеб из лебеды нуждающимся, и вкус его был лучше пшеничного. При этом заметили особенность - хлеб был вкусным тогда, когда его брали с благословения преподобного. Слух о Прохоре разнесся повсюду.
 Через некоторое время не стало в Киеве соли. Тогда преподобный, собрав золу из келлий, раздавал ее нуждающимся, и по его молитвам зола стала чистой солью. По проискам продавцов соли кн.Святополк отобрал у Прохора его "запасы". Когда их принесли на княжеский двор, все убедились, что это обыкновенная зола. Но через три дня Святополк приказал ее выбросить, а преподобный благословил людей брать из кучи, зола снова оказалась солью. Чудо переродило жестокосердного князя: он стал усердным молитвенником, помирился с игуменом Печерского монастыря и почитал прп.Прохора. Когда приблизилась кончина святого, князь поспешил к нему, оставив дружину, хотя шла война, получил его благословение и отнес тело святого в пещеру. Святополк легко одержал победу над половцами. Так велика а сила молитвы св. Прохора.
 Скончался преподобный в 1107 г., погребен в Ближних пещерах. Память его также 28 сентября и во 2-ю неделю Великого поста.
Тропарь преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах, глас 4
Преподобне и чудотворче, отче Прохоре,/ препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела,/ напитай и нас пищею духовною,/ моля Христа Бога/ о душах наших.
Кондак преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах, глас 2
Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе,/ лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо     хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси,/ чудодейственне Прохоре./ Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль,/ имиже ты множество гладных препитал еси,/ тем тя чтем и ублажаем.

 Прп.Лонгин Коряжемский первоначально подвизался в обители прп.Павла Обнорского, затем в Борисоглебском Сольвычегодском м-ре. Оттуда с другом Симоном удалился вверх по Вычегде к устью р.Коряжемки. Здесь, в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска, подвижники построили келью и часовню. Когда к ним собрались братия, они воздвигли храм св.Николая, устроили обитель (1535), где преподобный был игуменом. Близ церкви находился колодец, выкопанный им. После кончины святого в 1540 г. тело погребено, по завещанию, при входе в храм, а спустя 16 лет положено в храме. Память прп. Лонгина совершается по особой службе, с кратким жизнеописанием, составленной в давнее время.
Тропарь преподобного Лонгина Коряжемского, глас 1
 От мятежа мирскаго удалився,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине,/ и ныне чисте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Лонгина Коряжемского, глас 8
 По словеси Учителя Христа,/ крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне исцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.
Молитва преподобному Лонгину
 О великий угодниче, преславный чудотворче и обители нашея богодохновенный наставниче, Лонгине преблаженне, душею на небеси Престолу всех Царя предстояй, телом же во святей обители сей почиваяй и различная чудеса повсюду молитвами твоими совершаяй! Призри милостивно на люди предстоящия и твоего ко Господу Богу ходатайства во обдержащих нуждах просящия, вси бо мы по множеству грехов наших не смеем ниже возвести очес наших на небо. Ты же, яко стяжавый дерзновение, принеси за всех, к тебе притекаю¬щих, теплыя молитвы ко Господу, еже избавитися нам от глада, потопа, труса, огня, меча и брани, от людей и от диавола бывающия, и от всякия душевныя и телесныя болезни, да сих избежавше и Господу, Ему же предстоиши, работающе, внидем в некончаемый покой и прославим тамо с тобою всех благих Подателя Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Св. девы-мцц.Еннафа, Валентина и Павла пострадали в 308 г. при имп. Максимиане II Галерии (305 - 311). Св. Еннафа из г.Газы (на юге Палестины), св. Валентина родом из Кесарии Палестинской, а св. Павла - из окрестностей Кесарии. Первой на суд к правителю Фирмилиану доставлена св.Еннафа, мужественно объявившая себя христианкой. Ее били, потом привесили к столбу и начали строгать тело.
 Св.Валентину, обвиненную в непочитании богов, привели в языческий храм для принесения жертвы, но она бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к огню. Ее нещадно били и приговорили со св. Еннафой к усечению мечом.
 Позже приведена св.Павла, которую также подвергли мукам, она переносила их, при помощи Божией, с терпением и мужеством. Перед смертью Павла возблагодарила Господа, укреплявшего в подвиге, и, поклонившись христианам, преклонила главу под меч.

 Прп. Шио (Симеон) Мгвимский род-ся в Антиохии Сирской. Родители, христиане, воспитывали сына как единств. наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Свящ. Писание и уже в ранние годы одарен способностью толковать Слово Божие. Узнав о св. подвижнике Иоанне, Шио тайно покинул род. дом и направился к святому. Прп. Иоанн отправил юношу к родителям, предсказав, что они станут иноками. Предсказание скоро исполнилось: Шио раздал наследство и принял постриг от св. Иоанна.
Спустя 20 лет прп. Шио, из 12 др. избран. учеников св. Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди Слова Божия. По благословению Католикоса Грузии Евлавия и своего учителя прп. Шио поселился в пещере, западнее г. Мцхета, где нес суровый аскетич. подвиг, за к-рый удостоился чудесных видений. Об уединен. жизни подвижника стало известно, вскоре место подвига святого превратилось в обитель, в к-рой прп-ным основан храм во Имя Пресв. Троицы. Позже возведены др. храмы: в честь Божией Матери и Иоанна Предтечи. Все храмы освящены Католикосом Макарием. Число братии возрастало, и прп-ный благословил основать Мгвимскую обитель,  сам продолжал подвиг спасения в затворе. Преставился прп. Шио 9 мая, приобщившись Св. Таин и преподав братии последние спасит. наставления. Мощи угодника Божия погребены в основанной им обители. Прп. Шио известен как автор 160 поучений для братии.
Тропарь преподобного Шио Мгвимского глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.
Кондак преподобного Шио Мгвимского гас 4
Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобне Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.

 Много преданий, ист.событий, подвигов защитников Отечества связано с иконами Пречистой Девы. Вел.кн. Димитрий Донской вел дружины на поле Куликово с образом Донской Божией Матери, Владимирская икона спасла Москву от Тамерлана, кн.Димитрий Пожарский привел народное ополчение вызволять столицу от польско-литовских полчищ с образом Казанской Богоматери. Перед началом Бородинского сражения главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов преклонил колена пред образом Смоленской Богородицы.
В нач. ХХ в. Симонов м-рь издал в Москве книгу, составленную протоиереем И. Бухаревым, "Чудотв. иконы Пресв. Богородицы. История их изображения". В ней есть краткая запись: "Огневидная икона. О времени и месте явления иконы сказания не сохранилось. На ней изображена Богоматерь без Младенца Иисуса с Ликом, обращенным в правую сторону". В многотомн. издании "Москва православная" сказано еще короче: "Названа "Огневидной из-за красного цвета одеяния Богородицы. Сведений об иконе не имеется"". Это кажется странным, т. к. икона Огневидная известна с кон. XVIII в. Она хранится в Гос.ист. музее, написана во время войны с Наполеоном. В день праздника иконы "Огневидной" - на 23 февраля - пришелся День защитника Отечества.
  Но многие не знают, что 23 февраля - праздник редкостной иконы Божией матери Огневидной. Может, потому нет у нее Младенца Иисуса на руках, что Богоматерь готова принять в объятия всех, опаленных огнем рус. истории, павших за Россию.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения