Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел.пост. Обрет.мощей свт.Иннокентия, еп.Иркутск. Обрет.мощ. свт.Тихона,патр.Москов.и всея Руси. Прп.Панкратия Печерск. Прпп.Никифора, Геннадия Важеозерск. Мч.Никифора,из Антиохии Сирск. Сщмчч.Маркелла,еп.Сикелийск. и проч.

22 Февраль 2018 г. Четверг

   Свт. Иннокентий, еп.Иркутский, в миру Иоанн, из дворян.рода Кульчицких. Родители в сер. XVII в. переехали с Волыни в Черниговскую губ. Святитель род. ок.1680 г., обучался в Киев. дух.академии. Монаш. постриг принял в 1710 г., назначен преподавателем в Славяно-греко-латин. академию префектом и профессором Богословия. В 1719 г. свт. ннокентий переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру обер-иеромонахом флота. В 1720 г. нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 г. иеромон. Иннокентий посвящен в сан еп. Переяславского и назначен в Пекинскую дух. миссию в Китай. 
  Китайск. прав-ство отказало в визе "дух. особе, великому господину", как его неосторожно назвала сенатская комиссия по иностр.делам. 3 года святитель провел в Селенгинске у китайск. границы, перенося много лишений из-за неопределенности положения и скорбей от неустройства гражд. управления в Сибири. Дипломат. промахи рус. посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архим. Антония Платковского привели к тому, что в Китай назначен архим. Антоний, а свт. Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 г. наименован еп. Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообраз. епархией.
 Близость китайск. границы, обширность и малонаселенность епархии, большое кол-во разл. народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных христ. верой, бездорожье и бедность- все это делало пастыр. труд свт. Иннокентия тяжелым и жизнь полной лишений. 
 По странному недосмотру Сената не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в ср-вах. В трудных условиях на скудные средства иркутск. Вознесенского м-ря содержались 2 откр. школы - монгольская и русская. Неустан. заботы свт. обращены на их устройство - подбор достойных учителей, обеспечение учеников книгами, одеждой, продовольствием.
 Святитель трудился над устройством епархии, укреплением дух. жизни, о чем говорят многочисл. проповеди, пастыр. послания. В трудах и лишениях свт. Иннокентий обретал дух.твердость, смирение, прозорливость.
 В 1728  весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба в 1727 г. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутск. десятины к каждой Литургии присоединили молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, в воскресенье служили соборный молебен. "Моления, - говорил святитель, - должны окончиться в Ильин день". 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что на улицах стояла вода по колено, - засуха прекратилась.
 Трудами свт. Иннокентия начато строит-во в Вознесенской обители камен. храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но Якутский и Илимский округи.
Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием суров. климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 г. В 1764 г. тело святителя обрели нетленным во время ремонт. работ в монаст. Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдал. местах Сибири при молитв. обращении к нему. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 г.
Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутского, глас 3
 Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.
Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутского, глас 4
  Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

 Василий Иванович Белавин (буд. Патриарх Московский и всея Руси) род. 19 января 1865 г. в с.Клин Псковской губ., в семье священника с патриарх. укладом. Дети помогали родителям по хоз-ву, ходили за скотиной, все умели делать. В 9 лет Василий поступает в Торопецкое дух. училище, а в 1878 г., по окончании, покидает родит. дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий добронравен, скромен и приветлив, учеба давалась легко, он с радостью помогал однокурсникам, к-рые прозвали его «архиереем».
 Закончив семинарию одним из лучших, Василий сдал экзамены в Петербург. дух.академию в 1884 г. В 1888 г. закончив академию 23-летним кандидатом богословия, возвращается в Псков и 3 года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, делает первый шаг за Господом на крест, преклонив волю под 3 высоких монаш. обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 г. принимает постриг с им. Тихон в честь свт. Тихона Задонского, на след. день его рукополагают в иеродиакона, вскоре в иеромонаха.
 В 1892 г. о. Тихона переводят инспектором в Холмскую дух. семинарию, где он ректор в сане архимандрита. А 19 октября 1899 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротония его во еп. ОКЛюблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.
 Год пробыл свт.Тихон на кафедре, но когда пришел указ о его переводе, плакали православные, униаты и католики, к-рых было много на Холмщине. Народ силой пытался удержать владыку, сняв поездную обслугу, многие легли на полотно железной дороги, не давая увезти правосл. архиерея. Сердечн.обращение владыки успокоило народ.
 Такие проводы окружали его всю жизнь. Плакала правосл. Америка, где его именуют апостолом Православия, где он 7 лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал отдален.приходы, помогал обустраивать дух. жизнь, возводил новые храмы, среди к-рых —Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке выросла до 400 тыс.: русские, сербы, греки, арабы, обращенные из униатства словаки и русины, корен. жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
 Возглавляя 7 лет Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки свт. Тихон на лошади, пешком или на лодке добирался до глухих сел, посещал м-ри и уездн. города, приводил церк. жизнь в дух. сплоченность. С 1914 г. по 1917 г. он управляет Виленской и Литовской кафедрой.
   В Первую миров. войну, когда немцы были под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мчч., др. святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполн. храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.
 Незадолго до кончины св. Иоанн Кронштадтский в беседе со свт. Тихоном сказал: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митр. Моск-й Тихон жребием избран Патриархом.
  В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 г. Соборе Рус. Правосл. Церкви встал вопрос о восстановлении патриаршества. Мнение народа выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, к-рого мы любили; Синод любить невозможно, потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
 Злоба, голод, грабежи и насилие проникли в дома, храмы. Предчувствие царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на Голгофу и стать св. Патриархом-мучеником. Он горел в огне дух. муки, терзался вопросом: «Доколе можно уступать безбожной власти?» О своей жизни совсем не думал. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил. Он призывал рус.людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге правосл. рус.народа незабвенные дела предков". Для подъема религ. чувства проходили грандиозн. крестн. ходы, в к-рых неизменно принимал участие Святейший.
 Безбоязненно служил в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и др.городов, укрепляя паству. Когда под предлогом помощи голодающим предпринята попытка разгрома Церкви, Патр. Тихон, благословив жертвовать церк.ценности, выступил против посягательств на святыни и народ. достояние. Арестован и с 16 мая 1922 г. по июнь 1923 г. находился в заточении. Власти не сломили, вынуждены выпустить его, но следили за ним. 12 июня 1919 г. и 9 декабря 1923 г. предприняты попытки убийства, при втором покушении погиб келейник Яков Полозов.
 Несмотря на гонения, свт. Тихон принимал народ в Донском м-ре, где уединенно жил, и люди шли потоком. Последний мучительный год жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 г. совершил последнюю Божеств. литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресв.Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
 Прославление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиер. Соборе Рус.Правосл. Церкви 9 октября 1989 г., в день преставления ап. Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорил в последней проповеди Ап.Иоанн. —  Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно». В унисон звучат последние слова Патр.Тихона: «Чадца мои! Все православные рус.люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие Св. Правосл. Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Св.имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
  Господь даровал России св. мощи в укрепление ее. Покоятся они в соборе Донского м-ря.
Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси
 О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Ис¬тинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и заблудшие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

   Прп. иеромонах Панкратий затворник Печерский, имел дар чудотворения: исцелял больных молитвой, посте и помазанием елея Прп. Панкратий был иеромонахом Лавры. Его мощи покоятся в Дальних пещерах
Память 10 сентября н. ст. и 22 февраля.  
Тропарь прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах, глас 2
 Панкратие Богомудре,/ священниче Господень изрядне,/ и чудес многих самодетелю,/ молися Господеви,/ во еже спасти души наша.
Кондак преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах, глас 2
  В постницех явился еси велик,/ во иереех же нарочит/ и в чудотворениях даре показася славен,/ священне отче Панкратие,/ тем тя чтим и ублажаем.

 Прп. Никифор Важеозерский иноком в веригах пришел к прп. Александру Свирскому в 1510 г., с любовью принят. В 1518 г. он побывал, по благословению наставника, у Кирилла Новоезерского. Когда Никифор подошел к Новому озеру и, утомленный долгим путем, в сумерках прилег на берегу и заснул, св. Кирилл по прозорливости переплыл на лодке озеро и разбудил его. 8 дней прожил прп. Никифор, поучаясь дух. беседами святого. Затем Никифор путешествовал в Киев для поклонения мощам Печерских угодников.
По возвращении с благословения прп. Александра поселился на Важеозере, где подвизался прп. Геннадий. Св. Никифор построил храм Преображения Господня и м-рь, где ввел общежитие. Тут подвизался он до кончины.
Во 2-й пол. ХIХ в. в Задне-Никифоровской пустыни построен храм прпп. Никифора и Геннадия Важеозерских. Мощи святых почивали под спудом в устроенной ими обители.
Прп. Геннадий Важеозерский был сыном богатых родителей, но, раздав все, стал учеником и пострижеником прп. Александра Свирского и подвизался с ним в отшельнич. жизни на реке Свири. Затем, по благословению прп. Александра, ушел на Важеозеро, в 12 верстах от Свирского м-ря, где, поставив келью, проводил уединенную подвижнич. жизнь с двумя учениками.
Пред кончиной прп. Геннадий сказал ученикам: «На этом месте будет храм и киновия». Почил подвижник в 1516 г., 8 января.

  Св.мч.Никифор жил в г. Антиохии Сирийской. В этом городе жил пресвитер Саприкий, с к-рым Никифор был дружен, их считали за родных братьев. По наущению вражию они поссорились, и любовь сменила вражда и ненависть. Через время Никифор пришел в себя, раскаялся и не раз просил чрез друзей прощения у Саприкия, но тот не прощал его. Никифор сам пришел к бывшему другу,г орячо просил прощения, но Саприкий был неумолим.
 В это время импп.Валерианом (253-259) и Галлиеном (260-268) воздвигнуто гонение на христиан, одним из первых предстал пред судом пресвитер Саприкий. Он исповедал себя христианином, претерпел истязания за веру и приговорен к смерти через усечение мечом. Когда его вели на казнь, Никифор со слезами умолял о прощении, называя его св.мучеником, к-рый скоро предстанет пред Господом и воспримет венец от Него.
 Но пресвитер Саприкий даже пред смертью не захотел простить брата-христианина. За это Господь удалил от Саприкия благодать, укреплявшую его во время перенесения мучений, и он, уже почти достигнув блж. конца подвига, вдруг устрашился смерти и согласился принести жертву идолам. Напрасно св. Никифор уговаривал со слезами Саприкия, чтобы не губил себя отречением, стоя уже на пороге Царства Небесного.  Тогда св. Никифор сказал палачам: "Я христианин и верую в Господа Иисуса Христа, от Которого отвергся Саприкий. Казните меня вместо Саприкия". Палачи донесли об этом правителю. Последовал приказ: Саприкия отпустить, вместо него усечь мечом Никифора. Так воспринял мученич. венец св.Никифор.
Тропарь мученика Никифора, из Антиохии Сирской, глас 4
  Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.
Кондак мученика Никифора, из Антиохии Сирской, глас 1
  Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою.

 Сщмчч. Маркелл, Филагрий и Панкратий были учениками св.ап.Петра и поставлены им епископами: св.Маркелл – Сицилийским (поселился в пещере ок. г. Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Скончался мученически, убитый иудеями. Мощи в итальянском г Гаэте), Филагрий - Кипрским и Панкратий - Тавроменийским. За распространение веры Христовой среди язычников все восприняли мученич. кончину.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения