Версия для печати
На страницу списка праздников

Седмица сырная.Масленица. Прп. Парфения, еп.Лампсакийского(IV). Прп. Луки Елладского (ок.946). Мчч.1003 Никомидийских(303)

20 Февраль 2017 г. Понедельник

 Свт. Парфений, еп. Лампсакийский, родом из г. Мелитополя (Малая Азия), отец Христофор служил диаконом. Юноша не был научен грамоте, но хорошо усвоил Божеств. Писание, присутствуя в храме на богослужениях. Был добросердечен, занимался рыболовством, вырученные деньги раздавал нищим. По благодати Божией св. Парфений с 18-ти лет им. Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил др. чудеса. Узнав о добродет. жизни юноши, Мелитопольский еп. Филипп дал ему образование и посвятил во пресвитера.
  В 325 г., в царствование Константина Великого, архиеп. Кизический Ахиллий поставил его епископом г. Лампсака (Малая Азия). В городе было много язычников, и святитель усердно распространял веру во Христа, утверждая ее по воле Божией чудесами и исцелениями больных. Люди отходили от языч. верований, и свт.Парфений отправился к царю Константину Великому с просьбой дать власть разрушать идол. капища и строить на их месте христ. храмы.
  Царь принял святителя с честью, дал ему грамоту на разорение капищ и снабдил ср-вами для постройки храма. Возвратившись в Лампсак, свт. Парфений приказал разрушить идол. капища и посреди города воздвигнуть храм Божий. Найдя на одном из разоренных капищ большой камень, удобный для устроения св. престола в храме, святитель приказал обработать его и отвезти на строит-во церкви. По злобе диавола, что разъярился за взятый из капища камень, повозка опрокинулась и камнем убило возничего Евтихиана. Св. Парфений воскресил его молитвой и посрамил диавола.
 Милосердие святителя было велико, он не отказывал в исцелении никому из приходящих к нему или встречаемых на дорогах людей, страждущих телесными недугами, одержимых нечистыми духами. Народ перестал обращаться к врачам, т. к. болезни безвозмездно исцелял св. Парфений.
  Силой Господа изгнал святитель множество бесов из людей, домов, морских вод. Когда святитель изгонял беса из одного человека, одержимого с детства, нечистый дух просил святого дать др. место обитания. Святой обещал указать место и сказал бесу: "Войди и обитай во мне". Диавол возопил: "Как я войду в дом Божий?", скрылся в местах непроходимых. Нечистый дух, изгнанный святителем из дома, где изготовлялись царские порфиры, кричал, что Божеств. огонь гонит его в геенну огненную.
 Так, являя людям великую силу веры во Христа, святитель обратил множество идолопоклонников к истинному Богу. Свт.Парфений мирно скончался, погребен рядом с соборной церковью Лампсака, в построенной им часовне.
Кондак преподобного Парфения, глас 3
 Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.

~~Седмица после Недели (воскресения) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной, так как на ней заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется "мясопуст" (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется еще Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на милосердие Божие не предались нерадению о спасении. Правосл. Церковь в стихирах и тропарях службы Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным судом Божиим.
 Напоминая Страшном суде, Церковь указывает истинный смысл надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, что придет судить мир, называется правосудный, а Его суд - праведным и неподкупным испытанием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Перед праведным судом Божиим все равны.
 Перед воспоминанием Страшного суда Св. Церковь призывает к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном суде. Поэтому мясопустная неделя всегда предваряется Вселенской родит. (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.
 Мясопустная неделя, или неделя о Страшном суде, называется сырной неделей. В эти дни церк.Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр. Сырная седмица называется сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть еще одно название - масленица.
 В дни сырной недели Св.Церковь наложила запрещение на многое, что разрешается в другие седмицы. В этот период отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи. На этой неделе начинается чтение великопостной молитвы прп. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего..." с коленопреклонениями (впервые молитва звучит вечером во вторник сырной седмицы). Все это напоминает верующим, что время поста настало.
"Тогда (на Суде) мы увидим стоящие окрест (престола Христова) бесчисленные ангельские силы. Тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены перед Ангелами и людьми. Тогда исполнится пророчество Даниила: "Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги" (Дан. 7, 10). Велик будет, братия, страх в час, когда откроются эти страшные книги, где написаны и дела наши, и слова наши, и что сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы! Там написаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все хорошее и плохое... Тогда все, склонив головы, увидят стоящих перед судилищем и допрашиваемых, особенно же тех, которые жили в нерадении. И видя это, еще ниже опустят головы и станут размышлять о делах своих; и каждый увидит перед собой собственные дела свои - и хорошие и плохие, какие кто прежде сделал". (Преподобный Ефрем Сирин.)
Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1
Егда приидеши, Боже, на землю со славою,/ и трепещут всяческая,/ река же огненная пред судищем влечет,/ книги разгибаются, и тайная являются:/ тогда избави мя от огня неугасимаго// и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

  Прп.Лука Елладский родом из греч. селения Кастории. Сын бедных земледельцев с детства много трудился, работал в поле, пас овец. Он был в полном послушании у родителей и воздержан в пище. Часто раздавал нищим еду и одежду, за что терпел упреки от родителей. Однажды отдал нищим почти все семена, что должен посеять на поле, но Господь вознаградил его за милостыню: урожай был собран больше прежних.
 Юношей он много и усердно молился. Его мать не однажды видела его стоящим во время молитвы не на земле, а в воздухе. После смерти отца тайно от матери ушел в Афины, где принял в м-ре постриг в иноч. чин. По молитве матери, к-рая тосковала о нем, Господь чудесным образом вернул его в отчий дом. Там он прожил 4 мес. и, утешив мать, с ее благословения удалился в уединенное место на Иоаннову гору, где была церковь св. бессребреников Космы и Дамиана, в к-рой он подвизался в непрестанной молитве и посте. Там принял монаш. пострижение от старцев-паломников. После этого св. Лука усилил подвиги, за что Господь удостоил его дара прозрения.
 После 7-летнего пребывания на Иоанновой горе преподобный из-за нашествия болгарских войск удалился в Коринф. Услышав о подвигах столпника в Патрах, он отправился к нему и  лет служил подвижнику со смирением и покорностью. Затем святой возвратился на родину и опять подвизался на Иоанновой горе.
 Стекавшиеся люди нарушали его безмолвие, и прп. Лука с благословения старца Феофилакта с учеником удалился в более пустынное место Калавие, откуда через 3 года из-за нашествия арабов переселился на пустынный и безводный остров Ампиль.
 Последним местом подвигов стал Стирий (Сотерие). Здесь к преподобному собралась братия, и возник небольшой м-рь, церковь к-рого освящена во имя св. вмц. Варвары. В обители преподобный творил чудеса, исцеляя болезни душевные и телесные. 
 Предвидя кончину, святой затворился в келье и 3 месяца готовился к исходу. На вопрос, где его похоронить, преподобный ответил: "Бросьте тело мое на съедение зверям". Когда братия просила изменить завещание, он велел похоронить тело на том месте, где лежит. Со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой!" – прп. Лука почил о Господе 7 февраля 946 г. Впоследствии на месте его погребения воздвигнута церковь, а от св.мощей истекало миро и происходили исцеления.
Кондак преподобного Луки, глас 8
 Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.
Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки, глас 4
 Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. 

 Св.мученики, в Никомидии пострадавшие, были слугами 4-х сановников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида, к-рые со своими женами пострадали за Христа в 303 г. при имп. Диоклитиане (284-305).
 После мученич. кончины своих господ слуги решили последовать их примеру и тоже исповедали себя христианами пред Диоклитианом. Не склонившись на уговоры и обещания награды, все они, 1 003 чел., с женами и малыми детьми, изрублены воинами, окружившими их тесным кольцом, т. ч. никто не остался в живых.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения