Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Василия,еп.Амасийского(ок.323). Свт.Стефана,еп. Великопермского (1396). Прав.Глафиры девы(322). Прп.Иоанникия Девиченского(ХIII). Поминовение усопших воинов

09 Май 2018 г. Среда

Сщмч. Василий, еп.Амасийский, жил в нач. IV в. в Понтийском г. Амасии. Он поддерживал христиан, страдавших от гонений язычников. Восточн. частью Рим. империи правил Ликиний (312-324), зять св. равноап. царя Константина Великого. Ликиний лицемерно подписал его "Указ о веротерпимости" (313), к-рый разрешал свободн. исповедание христ-ва, но в душе ненавидел христиан и продолжал преследовать, возвратившись к язычеству.
 Ликиний воспылал страстью к служанке жены Констанции, прав.деве Глафире. Св. дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев прав.Глафиру в муж. платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города с предан. слугами. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Прав. Глафира по пути в Армению остановилась в г. Амасии, где местный епископ, свт. Василий, дал ей приют.
 Святитель строил в городе храм. Прав.Глафира передала на постройку все деньги, полученные от Констанции, в письме к ней просила прислать ср-ва на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо прав. Глафиры попало к императору. Разгневан. Ликиний потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и служанку. Прав.Глафира скончалась (+322), прежде чем приказ дошел до Амасии. Свт. Василия направили к императору. За ним последовали 2 диакона, Парфений и Фестим, к-рые поселились вблизи темницы, куда заключили святителя.
 Благочест.христианин Елпидифор подкупил тюремщиков, каждую ночь с Парфением и Фестимом посещал святителя. Накануне суда святитель как обычно пел псалмы "аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя" (Пс.138,9-10) - трижды пропел со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель буд. мук, но он успокоил их.
 На суде свт.Василий отверг предложение императора стать верховн. жрецом и приговорен к смерти. Елпидифор деньгами задобрил воинов, они позволили ему помолиться и поговорить с друзьями пред казнью. Святитель сказал палачу: "Друг, делай, что тебе приказано", - и спокойно встал под удар меча.
 Когда мученик был обезглавлен. Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины опасались императора, бросили тело и главу святителя в море. Елпидифору трижды во сне предстал ангел Божий: "Епископ Василий в Синопе и ждет вас". Повинуясь, Елпидифор и диаконы отплыли в Синоп, где попросили рыбаков закинуть сети. Елпидифор объявил, что просит закинуть сеть во Имя Бога, Которому поклоняется. Сеть вынесла тело свт. Василия. Голова приросла, только шрам на шее указывал на след меча. Мощи свт. Василия перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме.
Кондак священномученика Василия, епископа Амасийского, глас 4
  Царево повеление преобидев,/ Царство Небесное получил еси, Василие,/ в немже ликуя,/ поминай нас, чтущих память твою,/ священномучениче.  

  Свт.Стефан, еп. Великопермский, род. ок. 1346 г. в Великом Устюге. Отец служил в соборной церкви. О матери известно предание: трехлетнюю девочку однажды встретил на церк. паперти св. старец Прокопий Устюжский. Поклонившись ей до земли, сказал: “Вот идет мать Стефана, еп.Пермского, к-рый будет великим между слугами Божьими”. В детстве св.Стефан, читавший Свящ. Писание, был чтецом в соборной церкви.
   Великий Устюг - богатый торговый город. Вокруг в густых лесах жили языч. племена зырян, или западных пермяков. Занимаясь охотой, зыряне вели торговлю с русскими городами, особенно с Великим Устюгом. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел языком. К этому времени юноша решил посвятить себя служению Богу. По благословению Ростовск. епископа в м-ре, славившемся образован. монахами, в 1365 г. совершен монаш. постриг молодого послушника с им. Стефан.
  С усердием инок изучал Свящ. Писание. Частые беседы с умудренными ученостью монахами, занятия греч. языком помогли  св.Стефану в богословском образовании.
  Стремление просветить язычников-зырян воодушевило св.Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, к-рой они не имели. С помощью созданной азбуки св. Стефан перевел на зырянский язык богослужебн. книги и частично Священное Писание. К концу 10-летнего пребывания в м-ре (ок.1375 г.) св.Стефан отправился в Москву за благословением. Архимандрит Симонова м-ря Михаил испросил у вел. князя охранные грамоты для св.Стефана и направил его к еп. Коломенскому Герасиму. Тот рукоположил его во иеромонаха и благословил на миссионерск. служение.
  Осенью 1379 св.Стефан отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям, зверям и деревьям; главным божеством была “Золотая баба” — камен. идол, к-рому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в  подчинении народ. Положение для проповедника осложнялось тем, что алчные великокняж. сборщики дани озлобили зырян, поэтому все из Москвы казалось зырянам враждебным. Пырас (ныне г. Котлас) стал первым селением, где св.Стефан начал проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда услышали, что инородец прекрасно говорит на родном языке, оказали ему гостеприимство.
   Страшно слышать зырянам, что их боги —бесполезные истуканы и что истинный Бог — Христос. Жители однажды, по наущению волхвов, пытались сжечь проповедника. Но кротость, терпение, преданность воле Божией тронули сердца. Покоренные убедительностью доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса приняли Святое Крещение.
 Св.Стефан выбрал из новокрещен. зырян спутников и отправился вверх по течению Вычегды. Он крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама, везде ставил кресты и часовни Считая,  что лучшее доказательство бессилия языч. богов - уничтожение идолов, поджег кумирню, где стояла “Золотая баба”.
Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на св.Стефана, он молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него. Решающим моментом стало столкновение с Памой, главным зырянским жрецом. Пама предложил пройти сквозь огонь и доказать существование Бога. Когда смиренный инок, помолившись, решился на это, предложил Паме последовать за ним, тот в страхе отступил. После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда ежедневно становились купелью для крещаемых.
  Неоценимы заслуги св.Стефана в строительстве храмов на Пермской земле. Храмы обыкновенно строились св. Стефаном там, где стояли языч. идолы. Св.Стефан украшал их иконами, часть к-рых писал сам. Во всех храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Св.Стефан учил крещеных созданной им грамоте, с помощью к-рой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов. При храме Благовещения было училище, где занимались будущие пастыри-зыряне. После 4-х лет миссионерства иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян. Собор рус. архипастырей и вел. кн. Димитрий Донской постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать св. Стефан. Зимой 1383 г. во Владимире-на-Клязьме митр. Пименом  совершена епископ.хиротония св. Стефана.
  Свт. Стефана связывала дух.дружба с прп. Сергием Радонежским. Он хотел повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от м-ря прп. Сергия, свт.Стефан обратился в сторону обители, с молитвой и поклоном произнес: “Мир тебе, дух.брате!” Прп.Сергий, сидевший с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: “Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!”
   Богословская образованность Пермского епископа и его личные качества создали высокий авторитет в Рус. Правосл. Церкви. Вел. князья,митрополиты вызывали его в Москву для совета или участия в церк. Соборах. В нач. 1396 г., по приглашению св. митр. Московского Киприана, свт. Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами. 26 апреля 1396 г. свт. Стефан мирно скончался. Он погребен в кремлевской великокняж. обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI в. Рус. Церковь причислила еп. Пермского Стефана к лику святых. 
Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского, глас 4
   Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.
Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского, глас 8
  Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый
Молитва святителю Стефану, епископу Великопермскому
 О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

   Прп.Иоанникий Девиченский в отрочестве оставил дом в Зете, стремясь к уединению и созерцат. жизни. Он выстроил келью в лесистой местности Черной реки, продолжив традицию прп. Петра Коришского, к-рый провел здесь долгие годы в молитве и брани с бесами. Вокруг собралось много учеников, привлеченных вел.подвигами и святостью.
  Избегая людских похвал, перешел в Девиченский лес и продолжал подвизаться в безмолвии. За это ниспослан дар непрестан. молитвы со слезами и дар изгнания бесов. Услышав о его святости, деспот Георгий привел больную дочь и в благодарность за исцеление построил Девиченский м-рь.  Прп.Иоанникий почил в старости, мощи его явл-ся до наших дней источником многих чудес и исцелений.
Тропарь прп. Иоанникия Девиченского (Сербского), глас 1
 Пощением, молитвами и благодатию Божественною просветився,/ земныя концы светло озаряеши благочестно,/ чудес благодать от Бога прием,/ исцеляеши недуги, духи же лукавыя от человеков отгоняеши,/ иже с верою притекают к раце мощей твоих святых,/ преподобне отче наш Иоанникие./ Слава Давшему ти благодать,/ слава Укрепившему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак прп. Иоанникия Девиченского (Сербского), глас 8
 От юности, Богомудре, возлюбив ангельское житие,/ вся красная оставил еси,/ зайде бо, якоже звезда от мира,/ востек к разумному и праведному солнцу, Христу,/ от Него же приемь благодать исцеления,/ различныя недуги врачуеши притекающих к священней раце твоей./ Темже и мы, совершающе любовию всечестную твою память, вопием ти:/ радуйся, отче Иоанникие. 

 Совершается особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в этот день совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне.
  Архиерейский собор Рус. Правосл. Церкви 29 ноября -  4 декабря 1994 г., следуя традиции, установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечеств. войны 1941–1945 гг. Традиционно в этот день совершаются также молебны о здравии ветеранов Великой Отечественной.
  Отечеств. Вооружен. Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.
  В День Победы во всех правосл. храмах России совершается поминовение воинов, "за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечеств. войны". Церковь особо чтит воинов, погибших за Родину. Как говорится в Евангелии, "Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя". 22 июня 1941 г. первым обратился к согражданам глава Рус. Правосл. Церкви митр. Сергий, благословив на защиту Отечества. Вклад Церкви состоял не только в молитве, к-рая как никогда была нужна, но и в сборе средств на оборону. Именно на деньги прихожан правосл. храмов сформирована танковая колонна им. Дмитрия Донского. Духовенство разделило с народом все тяготы войны.

      

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения