Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел.Суббота.Благовещение Пресв.Богородицы. Преставление свт. Тихона, патр. Московского и всея России (1925). Прп. Саввы Нового (1948). Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).

07 Апрель 2018 г. Суббота

 Благовещение Пресв. Богородицы, великий двунадесятый праздник, - воспоминание о возвещении Арх. Гавриилом Деве Марии, 7 апреля в 6-й месяц после зачатия св. прав. Елизаветой прор. Иоанна Предтечи. Появилась Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева - Преблагословенная Отроковица Мария, достойная служить делу спасения челов. рода и стать Матерью Сына Божия.
  Дева Мария дарована престар. родителям, прав. Иоакиму и Анне  за их непрестан.молитвы. В 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Девы Марии в храме должно окончиться, Она обручена с прав. 80-летним старцем Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, к-рому поручили хранить Ее девство. 
 Переселившись в Назарет, в дом  Обручника старца Иосифа, Пресв. Мария продолжала ту же жизнь,что и в храме. Св.отцы Церкви Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресв. Деву Марию от злобы врага рода чел-го, скрыв от него, что Она - Та Благословен. Дева, о К-рой сказал прор. Исаия: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Мф.1,23; Ис.7,14).
 Пребывая в доме Обручника старца Иосифа, Пресв. Дева Мария однажды читала Книгу прор.Исаии и размышляла о величии Той, К-рая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Св.Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благослов. день начала челов. спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресв.Деве Марии яв-я Арх. Гавриил: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами".
 Она  смутилась, размышляя, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.  Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
 Ангел сказал Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям... Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел" (Лк. 1, 28-38). Непоколебимая вера Пресв.Девы Марии и глубокое смирение, соединенное с любовью к Богу и преданностью Его Св. воле, явились благодатной Нивой (сравнение из Акафиста Благовещению, икос 3), в недрах к-рой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира.
Так как от времени бессемен. зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода челов-го, Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление... Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресв. Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеч. природу, чтобы воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее.
  Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царствии Небесном. В лице Пресв.Богородицы христиане обрели милосерд. Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них пред Её Сыном. Торжеств. церк. почитание дня Благовещения началось не позднее IV в., о чем свидетельства в твор-ях свтт. Афанасия Великого и Иоанна Златоуста.  Но иконы об этом событии появились в Церкви во II в., еще в Рим. катакомбах, напр., на стене усыпальницы св. Прискиллы. 
В Рус. Правосл. Церкви на иконах Благовещения изображены Арх. Гавриил (обычно с крыльями, нимбом вокруг главы, иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или коленопреклонен.) пред Св. Девой; в левой руке Архангела - райская ветвь, символ радостн. благовестия, правой рукой благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила трезубец. Пресв. Дева представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу (прор.Исаии); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве приимет (Ис.7,14). Встречаются древние иконы Благовещения с нек-рыми видоизменениями; так, напр., Пресв. Дева изображается с веретеном или початком в руках. На др.иконах, напр. в Моск. Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пресв. Дева, а служанка у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Моск. Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются иконы Благовещения, где Божия Матерь изображена стоящей у колодца и черпающей воду; сзади или пред Ней изображен благовеств. Архангел. Иконы Благовещения, символиз. начало искупления рода чел-го, с древних времен по церк. законоположению помещаются на царск.вратах. Цар. врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает об отверзении для нас рая, т.к. это свящ. событие яв-сь "главизною" нашего спасения.

  Василий Иванович Белавин (буд. Патриарх Московский и всея Руси) род.19 января 1865 г. в с.Клин Псковской губ., в семье священника с патриарх. укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать.В 9 лет Василий поступает в Торопецкое дух.училище, а в 1878 г., окончив, уезжает из дома учиться в Псков. семинарии. Однокурсники прозвали скромного мальчика, помогающего в учебе, «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших, Василий успешно сдал экзамены в Петербур. дух. академию в 1884 г.  Друзья звали его Патриарх. В 1888 г. закончил академию 23-летним кандидатом богословия, возвратился в Псков, где 3 года преподавал в семинарии.  В 26 лет 14 декабря 1891 г. принял постриг с им. Тихон в честь свт.Тихона Задонского, на след. день его рукоположили в иеродиакона, вскоре  в иеромонаха.
 В 1892 г. инспектор в Холмской дух. семинарии, где вскоре ректор в сане архимандрита. 19 октября 1899 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротония его во еп. Люблинского с назнач. викарием Холмско-Варшавской епархии. Год пробыл свт. Тихон на первой кафедре, но, когда уезжал, город собрался на вокзал провожать архипастыря, силой пытаясь удержать владыку, сняв поездную обслугу, многие легли на полотно жел. дороги, чтоб остался. Такие проводы окружали святителя всю жизнь. Его поныне именуют Апостолом Православия в Америке, где 7 лет мудро руководил паствой: посещал труднодоступ. приходы, помогал обустраивать дух. жизнь, возводил новые храмы, среди к-рых величеств. Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до 400 тыс.: русские и сербы, греки и арабы, из униатства словаки и русины, корен.жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
 7 лет возглавлял древнюю Ярославскую кафедру, возвратившись из Америки, на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал м-ри, уездн.города, делал церк.жизнь духовно сплоченной. С 1914 г. по 1917 г. свт.Тихон управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мир. войну вывозит в Москву мощи виленских мчч., др.святыни и, возвратившись, служит в переполн. храмах, обходит лазареты, благословляет уходящих защищать Отечество.
  Незадолго до кончины св. Иоанн Кронштадтский сказал свт. Тихону, чтоб тот садился на его место, а он отдохнет. Пророчество старца сбылось, когда митр. Моск. Тихон жребием избран Патриархом. В России смутное время, и 15 августа 1917 г. на Соборе Рус. Правосл. Церкви поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси.
Предчувствие хаоса и царства антихриста объяло Русь. Под гром орудий поставляется Божией рукой на Патр. престол Первосвятитель Тихон, чтоб взойти на Голгофу и стать св.Патриархом-мучеником. О своей жизни не думал. Он готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он. Новый Патриарх молится пред Господом за народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает рус. людей очистить сердца покаянием и молитвой.
 Для подъема в народе религ..чувства, по его благословению, устраивались крестные ходы, в к-рых принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и др. городов, укрепляя паству. Когда под предлогом помощи голодающим предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церк. ценности, выступил против посягательств на святыни и народн. достояние. В итоге арестован, с 16 мая 1922 г. по июнь 1923 г. находился в заточении. Власти не сломили святителя, вынуждены выпустить его, но следили за каждым шагом. 12 июня 1919 и 9 декабря 1923 предприняты попытки убийства, при 2-м покушении мученически погиб келейник Яков Полозов. Несмотря на гонения, свт. Тихон принимал народ в Донском м-ре, где жил уединенно, люди шли нескончаемым потоком, приезжая издалека. Последний мучительный год он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 совершил последнюю Божеств. литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресв. Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
  Прославление свт.Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Рус. Правосл. Церкви 9 октября 1989, в день преставления ап.Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди ап.Иоанн. — Это заповедь Господня, соблюдете ее, и довольно».
  В унисон звучат последние слова Патр.Тихона: «Чадца мои! Все православные рус.люди! Только на камени врачевания зла добром созиждется величие Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Не изменяйте Христу!. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
   Св. мощи свт. Тихона покоятся в большом соборе Донского м-ря.
Тропарь свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление),глас 1
  Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани / и мир Божий людем испроси.
Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, глас 2
 Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

   Св. Савва Новый род. в 1862 г. в Восточной Фракии, из бедной семьи. Чтение житий святых с детства родило мечты о монаш. жизни. Но родители заставили прервать обучение в 12 лет, хотели сделать сына мелким лавочником. Несмотря на угрозы матери, он бежал из дома в скит св. Анны на г. Афон. Инок явил самоотречение и полное послушание.
12 лет спустя (1887) Савва отправился паломником в Св. Землю и, поклонившись св. местам, принял постриг в м-ре св. Георгия Хозевита в 1890 г. Вернувшись в скит св. Анны, он совершенствовался в писании икон, затем рукоположен в священника, год служил при Патриаршей школе в Иерусалиме.
 В 1907 г. св. Савва перебрался в скит Хузивского м-ря, удалился в пещеру предаться безмолвию. Единственными занятиями были молитва и иконопись. Ел зерна, размоченные в воде, раз в день, отпивал воды из источника. Опасаясь мусульман, к-рые грабили земли, где жили христиане, вернулся в Грецию (1916). Некоторое время провел на Патмосе,  затем вернулся на Афон.
  Как-то отправился в Афины купить необходимое для хоз-ва и узнал, что митр. Пентапольский Нектарий разыскивает его. Он отправился на Эгину, остался при Нектарии до его кончины. Общение со святым, терпение Нектария во время испытаний, смирение, отеческ.советы, смерть, сопровождавшаяся чудесами, – все это завершило дух. развитие прп. Саввы.
 Несколько лет провел на о. Эгина, в келье недалеко от м-ря, собирая подаяние для общины, преподавая иконопись и византийское пение монахиням. После 40 дней уединения прп. Савва вышел из кельи, держа в руках первую икону св. Нектария, повелел игумену поместить ее в храме для поклонения.
Приток посетителей в м-рь Св. Троицы мешал безмолвию, к-рое прп. Савва считал благом, он переселился в м-рь Всех святых на о. Калимнос (1926), построил маленькую келью чуть выше м-ря. 22 года св. Савва совершал богослужения, исповедовал монахинь, просвещал народ, особое попечение имея о вдовах, сиротах и бедняках. Пища его - несколько кусочков просфоры, к-рые запивал небольшим кол-вом вина или розмарин.отваром. Вечером, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки желез. лом и тесал им камни, чтоб недаром есть свой хлеб. Св. Савва уделял сну не более двух часов в день, причем спал, сидя на дыряв.стуле. Ост. время посвящал служению Богу и братиям во Христе. Во Вторую мир.войну проводил ночи в молитвах, а когда над м-рем пролетали враж. самолеты, осенял их крестным знамением.
Подвижник всему предпочитал безмолвие, но приходил всякий раз принести утешение людям во время испытаний и поделиться любовью ко Христу. Он принимал исповедь часами, оплакивая грехи дух. детей и приводя их к спасению. Когда молился, распространялось благоухание и наполняло церковь или келью. Его гробница по сей день источает этот аромат.
 Прп. Савва, чуждый страсти к наживе, положил за правило не оставлять деньги на ночь, тотчас раздавал все, что получал за иконы или требы. Рабочим, к-рые трудились в его домике, предложил самим брать плату из ящика, куда складывал заработанные деньги. .
 Пред кончиной уединился на 3 дня в келье. Выйдя из затвора, дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении заповедей, затем воскликнул: «Господи, Господи, Господи, Господи!» Одна из монахинь видела, как его душа вознеслась на небеса на золотом облаке при звуках райского пения (25 марта 1948 г.).
 Когда в 1957 открыли могилу прп. Саввы, вокруг распространилось чудесное благоухание. При этом в м-ре и церквях острова звонили в колокола. У его гроба произошли чудеса и с тех пор не прекращались. Местные жители и паломники, приходящие в м-рь за благословением святого, по сей день получают благодатную помощь.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения