Версия для печати
На страницу списка праздников

1 седмица Вел. поста. Прп.Вукола,еп.Смирнск. Прпп.Варсонофия Вел.и Иоанна Пророка. Свт.Фотия,патр.Константинопольск. Мцц.Дорофеи, Христины, Каллисты,мч.Феофила. Мц.Фавсты,мчч.Евиласия и Максима. Мч.Иулиана Емесск. Мцц.Марфы,Марии,брата Ликариона

19 Февраль 2018 г. Понедельник

Прп.Вукол, еп.Смирнский, ученик св.ап. и еванг.Иоанна Богослова, был им поставлен первым епископом Смирнской Церкви (Малая Азия). Благодатию Божией свт.Вукол крестил множество язычников, как опытный и мудрый наставник защищал паству от тьмы ересей. Скончался в мире ок. 100-105 г. Паству передал св.Поликарпу, знамен. мужу апостольскому, к-рый также был учеником св.ап.Иоанна Богослова. У гроба свт.Вукола выросло миртовое дерево, к-рое исцеляло больных.
Тропарь прп.о Вукола, епископа Смирнского, глас 4
  Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

  Св.мц.Дорофея жила в Кесарии Каппадокийской и пострадала при имп. Диоклитиане в 288 или 300 г. с мцц. Христиной, Каллистой и мч.Феофилом. Св.Дорофея была благочестивой девицей-христианкой, отличалась кротостью, смирением, целомудрием и данной от Бога премудростью, удивлявшей многих. Схваченная по приказанию правителя Саприкия, она исповедала веру во Христа и подвергнута истязаниям.
 Не сломив воли святой, правитель отдал ее двум женщинам-сестрам Христине и Каллисте, к-рые раньше были христианками, но, убоявшись мучений, отреклись от Христа и вели нечестивую жизнь. Он приказал им уговорить св.Дорофею принести жертву языч. богам. Но произошло обратное: женщины, убежденные св.Дорофеей, что милосердием Божиим даруется спасение всем кающимся, раскаялись и снова обратились ко Христу. За это их связали спинами и сожгли в смоляной бочке. Св.сестры Христина и Каллиста страдальчески скончались, принеся покаянную молитву Господу и искупив грех отступничества.
 Св.Дорофея вновь подвергнута мучениям, с радостью претерпела их и так же радостно приняла смертный приговор. Когда святую вели на казнь, ученый человек, (схоластик) Феофил, с насмешкой сказал: "Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха Твоего розовых цветов и яблок". В ответ мученица кивнула ему. Пред смертью святая попросила дать ей помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал ангел в виде прекрасного юноши и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Святая просила передать это Феофилу, после чего усечена мечом. Получив благодатные дары, гонитель христиан уверовал во Спасителя и исповедал себя христианином. Подвергнутый жестоким истязаниям, св.Феофил принял мученич. кончину через усечение мечом.
   Мощи св. Дорофеи находятся в Риме, в церкви ее имени, глава в церкви Богоматери в Трастевере(Рим).

   Св.мц.девица Фавста и с нею Евиласий и Максим пострадали во время гонения на христиан имп. Диоклитиана в г.Кизике (Мизия) между 305 - 311 гг. Св.Фавста воспитана родителями-христианами и, рано осиротев, вела добродет. жизнь. Слух о ней как о христианке дошел до правителя, и к святой послали 80-летнего жреца Евиласия, чтобы принудить ее к отречению от Христа. Святая мужественно исповедала веру, подвергнута многим тяжким мукам, но, подкрепляемая Господом, не ощущала страданий. Заключив святую в деревян. ящик, мучители изнемогли, пытаясь распилить его пилами или сжечь в огне, не только св. мученица, но и ящик оставались невредимыми, охраняемые Божеств. силой. Жрец Евиласий поражен проявлением силы Божией, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином.
 Для расследования дела царем послан епарх Максим, который истязал старца, уверовавшего во Христа. Евиласий обратился к св.Фавсте,попросил помолиться за него, после чего мужественно претерпел мучения. Св.Фавсту отдали на растерзание хищникам, но звери ее не коснулись. Тогда ей вонзили гвозди в лоб, глаза, грудь и др.части тела и, наконец, бросили в кипящий котел со св. Евиласием. Мученики молились за мучителей.
 Видя веру и терпение святых и сподобившись небесного видения, епарх Максим также обратился ко Христу, молил Его о прощении грехов и, бросившись в котел, в к-ром истязались св.Фавста и Евиласий, с ними удостоился мученической кончины.

   Св.мч.Иулиан родом из финикийского г.Эмесы пострадал в 312 г.при имп. Максимиане. Он был искусным врачом, исцелял болезни не только телесные, но и душевные, многих обратил к вере во Христа Спасителя.
  Когда вели на растерзание зверям св. мчч. епископа Сильвана, диакона Луку и чтеца Мокия, Иулиан укреплял их и убеждал не страшиться смерти за Господа. За это он схвачен, заключен в тесную расщелину, где его умертвили, вонзив ему в голову, руки и ноги длинные гвозди.

Прпп.Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI в. в царствование имп. Юстиниана I (483-565). Они подвизались в м-ре аввы Серида, в Палестине, близ г.Газы. Прп.Варсонофий род. в Египте. С юных лет вел жизнь подвижническую. Известно, что, придя в м-рь Серида, он устроил малую келью вблизи м-ря (кельи на Востоке часто вырубались в виде пещер). Позднее в этой келье прожил 18 лет до кончины  ученик прп.Варсонофия, прп.Иоанн, подражая учителю в безмолвии, подвигах и добродетелях. За дар прозорливости его назвали пророком.
 Прп.Варсонофий перешел в др.тесную келью, тоже близ м-ря. Для безмолвия удалившись от всех, питаясь хлебом и водой, прп-ный провел 50 лет в подвигах. Когда услышал о подвижнике Патр. Иерусалим.Евстохий, образ жизни прп. Варсонофия показался невероятным. Он решил убедиться лично. Велел тайно проникнуть в келью прп-ного. Пытавшиеся сделать подкоп в тесное помещение святого опалены вырвавшимся пламенем. 
 В затворе прп.Варсонофий всецело предался молитве, достиг высокой степени дух. совершенства. О подвигах и благодатных дарованиях свв.Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. 
  В славян. списках XV - XVII вв. есть их наставления в форме ответов на вопросы, что задавали ученики и мирск. люди. В XVIII в. стараниями известного молдав. старца, схиархим.Паисия Величковского, найдены на Афоне более полные 2 древнейш. пергамен. греч. рукописи "Ответов" прпп.Варсонофия и Иоанна. Они при жизни старца Паисия переведены на молдав.и славян. яз.. Издание рукописей, как и перевод на рус.яз., осуществлены в XIX в. старцами Введенской Оптиной пустыни.
Наставления прпп.Варсонофия и Иоанна показывают степень нравств. совершенства, любви к людям, содержат скупые факты жизни. Неизвестно точное время кончины прп.Варсонофия: одни называют  563, другие говорят - до 600 г. 
 Проведя долгое время в затворе, прп.Варсонофий после и до кончины прп.Иоанна Пророка, о чем свидетельствует авва Дорофей, стал служить людям, наставляя на путь спасения. Известно, что ответы св. Варсонофий передавал чрез прп.Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, также чрез игум. Серида, к-рый записывал ответы святого. В ответах прп. Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших рук-вом к дух.жизни не только для современников, но для след. поколений, видно дух. восхождение "от силы в силу" прп-ных.
Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестан. молитвы прп. Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и любви. Господь дал дар прозорливости, предвидения и чудотворения, власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда брал грех другого на себя. 
 Прп-ный знал сердечн. расположения, поэтому наставлял сообразно с направлением мыслей каждого. Именем Господа воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял безнадежн. больных; вещи, им освященные, подавали помощь (напр., куколь снял головн. боль инока). По молитве прп.Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая гнев с множества людей; предсказания его всегда исполнялись. Так, он предупредил безмолвника м-ря старца Евфимия, что того положат с ним в один гроб, что сбылось. Эти дары прп.Варсонофий приобрел после лет терпелив. перенесения искушений и болезней. 
 Когда пришел в обитель Серида и откуда родом прп.Иоанн Пророк, ученик св.Варсонофия, неизвестно. Следуя наставлениям прп.Варсонофия, Иоанн достиг совершенства, став подобным учителю. Но, по смирению, обращавшихся к нему посылал к св.Варсонофию. Многое провидел  прп. Иоанн, как и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игум. м-ря Елиан умолял прп-ного пожить еще 2 недели, чтоб научить уставу и управлению м-рем. Прп.Иоанн исполнил просьбу и умер чрез 2 недели.
 Прп.Варсонофий Великий пережил ученика. Об этих двух подвижниках известно из книги "Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к дух. жизни в ответах на вопрошения учеников". Эта книга известна многим святым, жившим в более позднее время, о чем свидетельствуют соч-ния прп.Феодора Студита, священноинока Никона Черногорца, прп.Симеона Нового Богослова и др. правосл. подвижников.

 Свт. Фотий, Патриарх Константинопольский, жил в IX в., происходил из семьи ревност.христиан. Отец скончался мученич. смертью за защиту икон. Св. Фотий получил блестящ. образование и, состоя в родств.отношениях с имп. домом, занимал должность первого гос. секретаря в сенате. У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и буд. просветитель славян равноап. Кирилл. Глубокое христ. благочестие ограждало св.Фотия от прельщения благами придворн.жизни - всей душой стремился к иночеству.
  В 857 г. соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвт. престол. Св. Фотий со смирением принял предложение. 6 дней проведен он по иерархич. степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарш. престол.
  Вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патр. Игнатием. В 861 г. созван Собор для прекращения смут, на к-ром утверждено низложение Игнатия и утверждение патр. Фотия. Папа Николай I, послы к-рого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Рим. Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для свт. Фотия длившееся до конца жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Правосл. Церковь Востока. В 864 г. вся Болгарская страна добровольно обратилась к христ-ву. Болгарский кн. Борис крещен, как полагают, самим Патр. Фотием, после чего свт. Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгар. народа, а в 865 г.- св.Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славян. яз. Но приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедств. положение Болгарии из-за нападения германцев заставило искать помощи на Западе, и болгар.князь обратился к папе с просьбой прислать своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты активно утверждали в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Свт. Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Рим. Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Созван Собор, осудивший своеволие Запада.
  В 867 г. имп. престол захватил Василий Македонянин, умертвив имп. Михаила. Свт.Фотий обличил убийцу и не допустил до приобщения Св. Христовых Таин. За это удален с патриарш. престола и заключен в м-рь под стражу. На его место снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка свт. Фотия, проходил при участии папских легатов, к-рые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточн.епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор свт. Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: "Одумались ли сами судьи?" Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патр.Фотию и защищавшим его епископам. Святитель послан в заточение на 7 лет и, по его собств. свид-ству, "только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...".
  В то время латинское дух-во изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патр. Игнатий послал туда своих епископов. В 879 г., после смерти Патриарха Игнатия, созван Собор (многими отцами Церкви назыв. 8-м Вселенским), вновь признавший свт.Фотия закон.пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградск.Символа, отвергнув латин. искажение (filoque), признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церк. обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.
При преемнике имп. Василия, Льве, свт. Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. Низведенный с кафедры в 886 г., святитель окончил дни в Армонийском м-ре в 891 г.
Правосл.Церковь почитает свт.Фотия как ревност. защитника Правосл. Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисл. и разнообразн.труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Свящ.Писания, раскрытию различных предметов веры.

  Св.мцц.девы Марфа и Мария были сестрами, жили в Асии (Малая Азия) и горели желанием пострадать за Господа Иисуса Христа. 
Однажды мимо дома проходил военачальник-язычник. Сестры вышли и объявили, что христианки. Сначала воевода не обратил на них внимания, но они настойчиво кричали, повторяя исповедание. 
Они схвачены с братом-отроком Ликарионом. Все трое распяты на крестах, при казни присутствовала мать, к-рая укрепляла их в страданиях за Христа. Сестер пронзили копьями, а отрок Ликарион усечён мечом.

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения