Версия для печати
На страницу списка праздников

Прощеное воскресенье. Мц. Агафии. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария, Евагрия(ок.304). Елецкой-Черниговской, Сицилийской, или Дивногорской, и именуемой «Взыскание погибших» ик. Божией Матери.

18 Февраль 2018 г. Воскресенье

Св.мц. Агафия - дочь именит. родителей, христиан из г.Палермо в Сицилии. В гонение при имп.Декии (249-251) градоправитель Катаны Кинтиан, услышав о богатстве и красоте Агафии, послал воинов, чтоб привести на суд как христианку. В Катане святую поместили у богатой женщины с 5ю дочерями. Они соблазняли св.Агафию нарядами, угощениями, развлечениями, убеждая принести жертву идолам, но святая молила Господа даровать силы на мученичество. На допросе у Кинтиана св.мученица не склонилась ни на ласки, ни на уговоры, подвергнута глумлению: ей терзали грудь железн. когтями, отрезали сосцы. В темнице страдалице яв-ся св.ап.Петр, исцелил. Вновь на пытке св. Агафия изумила Кинтиана тем, что грудь её невредима.
 Ее опять мучили. В городе началось землетрясение, земля поглотила друзей Кинтиана. Перепуган. жители прибежали к нему, требуя прекратить пытки. Опасаясь, Кинтиан отослал св.Агафию в темницу, где мученица, воздав благодарение, мирно предала дух Богу.  Гнев Божий поразил мучителя Квинтиана. Когда он отправился на родину св.Агафии, в г.Палермо, чтоб взять ее имущество, при переправе утонул.
 Св.мученица почитается в народе заступницею от вреда огненного. На гробнице построена церковь. Однажды на о.Сицилии началось извержение вулкана Этны. Жители взяли одежду с гробницы св.Агафии, держали против огня - извержение прекратилось. Это было основанием веры в помощь св. Агафии против бедствий от огня.
Тропарь мученицы Агафии, глас 4
 Агница Твоя, Иисусе, Агафия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Агафии, глас 4
 Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.

 Свт.Феодосий, архиеп.Черниговский, род. в нач.30-х гг. XVII в. в Подольской губ. Он из древнего дворян.рода Полоницких-Углицких, родители - иерей Никита и Мария. Благочестие в семье помогало дух. развитию мальчика. С детства прилежен к молитве. Способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском м-ре. Киево-Братская Богоявленская школа была центром борьбы Православия против нападок католич. дух-ва, иезуитов и униатов. В годы обучения утвердилось призвание св.Феодосия к иноч. подвигу: все время отдавал молитве, богомыслию и чтению Свящ. Писания.
 Получив образование, буд. святитель принял иноч. постриг в Киево-Печерск. Лавре с им. Феодосий в честь прп.Феодосия Печерского. Киевским митр. Дионисием (Балабаном) поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, затем назначен наместником митр. кафедр. дома. 
   Вскоре оставил Киев и поселился в Крутицком м-ре (Черниговской епарх.), славившемся строгой иноч. жизнью. Там посвящен в сан иеромонаха. В 1662 г. св.Феодосий назначен игуменом Корсунского м-ря Киевской епарх., в 1664 г. настоятелем древнего Киево-Выдубицкого м-ря. Эта обитель была в руках униатов, разорена. Но св.Феодосий возродил Выдубицкий Михайловский м-рь. Он заботился об устроении церк. благолепия, создал хор, к-рый славился не только в Малороссии, но и в Москве.
 Заботясь о дух. возрастании насельников, св.игумен  устроил в 1680 ок. обители, на о. Михайловщине, небольшой скит для уединения. Назначил наместником иеромон. Иова (Опалинского).
  Св.Феодосий как игумен Киево-Выдубицкого м-ря пережил тяжелые дни. С др. обвинен Мефодием, еп.Мстиславским и Оршанским, в измене рус. прав-ству, в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 г. св.Феодосию пришлось дать объяснения, а 17 ноября 1668 г. клевета обнаружена, св.Феодосий с др. прощен . 
Преосвящ. Лазарь (Баранович) оценил высок. дух. кач-ва св. Феодосия и приблизил его. Когда в 1679 г. он стал местоблюстителем Киев. митрополии, назначил св. Феодосия наместником в Киеве, а сам остался в Чернигове.
 Будучи наместником местоблюстителя Киев. митрополии св. Феодосий принимал участие во многих церк. событиях. В 1685 г. участвовал в избрании еп.Гедеона (Четвертинского) митр. Киевским и  с Иеронимом (Дубиною), игум.Переяславским, послан в Москву с извещением об избрании. В Москве приняли с почетом. В результате воссоединена Киев. митрополия с Рус. Правосл. Церковью.
 В 1688 г. св.Феодосий назначен архим.Черниговского Елецкого м-ря. Деят-ность перенеслась в Чернигов. Св.Феодосий много трудился над благоустройством Елецкой обители, т.к. м-рь, не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был неустроен. Св. Феодосию удалось достичь за 2-3 года благосостояния для обители.
 В новой должности оказывал всемерное содействие Преосв. Лазарю, участвовал в составлении собор. ответа Моск. Патр. Иоакиму на вопрос. грамоты об отношении Киев. митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Св. Даров, поднятого на Соборе. Когда Патриарх не удовлетворился ответами, в Москву в нач.1689 г. послан Батуринский игум. св.Димитрий (Туптало), буд. митр.Ростовский. Св. Феодосий ездил с ним как представитель от Преосв.Лазаря. Ему поручено передать Патриарху ответ. письмо и выяснить недоразумения.
 11 сентября 1692 г. св.Феодосий торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенск. соборе Моск. Кремля. Управляя Чернигов. епархией, особое внимание обращал на поддержание в пастве христ. благочестия. Заботился о поддержании старых, об устройстве новых м-рей и храмов. По его благословению создан Печеникский дев. м-рь, он освятил храм обители Успения Пресв. Богородицы. 
 В 1694 г., по его благословению, основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 г. свт. освятил в Домницком муж. м-ре храм Рождества Пресв. Богородицы, а летом 1695 храм Пресв.Богородицы на горе Болдинской близ древнего Ильинского м-ря.
 При свт.Феодосии в Чернигов. епархии усилилось иночество. Он разборчив при выборе кандидатов священства, покровительствовал чернигов. дух. школам, приглашал из Киева ученых монахов, среди к-рых св.Иоанн (Максимович), буд.митр.Тобольский, позже преемник святителя и устроитель черниговских дух. школ.
Но недолго свт.Феодосий окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, вызвал в Чернигов наместника Брянского Свенского м-ря, св. Иоанна (Максимовича), и возвел его в архим. Чернигов. Елецкого м-ря.
 6 февраля 1696 г. свт. Феодосий скончался, погребен в Черниговском кафедр. Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделан. склепе. Позже преемник свт.Иоанн (Максимович) построил над гробом кирпичн. свод с хвалебн. надписью в стихах в благодарность за чудес. исцеление от тяжкой болезни. Особое благодатное дарование свт.Феодосия засвидетельствовано его подвижн. жизнью и сокровен. помощью всем возносившим молитвы.
Молитва
 О священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к иконе твоей. Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися за ны.
Вемы, яко грехи наши разлучают нас между нами и тобою, и недостойни есмы толикаго отца и ходатая.
 Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу, испроси предстательством твоим у Всемилостивейшаго Бога нашего мир Церкви Его, на земли воинствующей, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей. Умоли Небеснаго Отца всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцем благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблуждшим исправление, бедствующим благовременную помощь.
 Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Божия наследником быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь свт. Феодосию
 Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя обители, умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, Святе, молитвами твоими.
Кондак свт. Феодосию, глас 4
Пастырей начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней питая словесныя Твоя овцы: и приял еси от Христа Спаса целебный дар целити от немощи душевныя и телесныя всякого с верою приходящего к целебным твоим мощем;моли, Святе о призывающих имя Твое:от наветов вражиих спастися душам нашим.

 Св.мц. Феодулия жила в г. Аназарве в царств. рим. импп. Диоклитиана (284-305) и Максимиана (305-311). Правитель Пелагий был жесток. Его слуги разыскивали христиан и приводили на суд, где они, выслушав цар. указ, должны поклониться идолам. Однажды привели христианку Феодулию. Она боялась не столько мук, сколько того, чтоб не быть оскверненной неверными, и предлагала много золота. Но слуги не взяли золота, а привели ее на суд к правителю. Пелагий спросил имя, велел поклониться идолам; в случае отказа грозил жестокими муками. Св. Феодулия отвечала: "Я - христианка. Имя это вечное, люди зовут Феодулией. Я поклоняюсь Единому Богу и не поклонюсь камню".
 Пелагий приказал начать пытки. Господь подал Феодулии помощь, она не чувствовала боли. Пелагий приписал это действию богов, к-рые щадят Феодулию в надежде, что обратится к ним.
  Ее привели в храм Адриана, к-рого почитали могущественнейшим. Святая, помолившись Богу, дунула на идола, и он рассыпался. Пелагий затрепетал от ужаса. Если слух о сокрушении идола дойдет до царей, его бросят на съедение зверям. С рыданиями припал к ногам св. Феодулии, умоляя восставить из праха идола, обещая принять христианство.
  Святая сотворила молитву Господу, идол, невредимый, встал на место. Но Пелагий не исполнил обещания, но с остервенением стал терзать мученицу. Тут подошел к правителю Елладий, смотревший за узниками, попросил отдать девицу Феодулию, обещая заставить поклоняться идолам, ибо хотел почести от градоправителя. Тяжким мукам предал Елладий св.Феодулию, превзойдя в жестокости Пелагия. Святая молила Бога о терпении. Получила Божию помощь и исцелилась. Мучитель потрясен, Феодулия предложила стать христианином. Молитвами и наставлениями привела св. Феодулия Елладия к истине. Он исповедал Истин. Бога пред правителем. За это принял мучен. венец. Ему отсекли мечом голову, тело бросили в море.
 Св. Феодулия брошена в разожжен. печь, но осталась невредима. Ее распростерли на сковороде, обливали кипящ. смолой, воском и маслом, но раскален. сковорода разлетелась на куски, огнем попалило много людей, в т. ч. правителя Пелагия, к-рый умер ужасной смертью, св.Феодулия осталась невредимой. При виде чуда много уверовало во Христа, среди них почетные граждане Макарий и Евагрий. Язычники продолжали мучить христиан. Они разожгли печь и бросили св.Феодулию, Макария, Евагрия и др., уверовавших во Христа. Все они с молитвой на устах приняли мучен. кончину и перешли к жизни бесконечной.

 Елецкая-Черниговская икона Божией Матери яв-сь на ели близ Чернигова в 1060 г. при черниговском кн. Святославе Ярославиче, как записано в синодике еп. Черниговского Зосимы Прокоповича (1655-1657). 
 Икону поставили в церковь Елецкой иконы Божией Матери. Прп.Антоний благословил основать здесь м-рь. В 1238 г. м-рь разрушен татарами, но икона сохранилась внутри монаст. стены.
 В 1470 г. киев. кн. Симеон Олелькович восстановил обитель, икону вновь поставили в храме. Дальнейшая судьба её неясна.
 По преданию, потомок черниговских князей Барятинский увез икону в Москву в 1579 г., когда Чернигов перешел к польскому королю Стефану Баторию. В 1687 окольничий кн. Даниил Барятинский вернулся из похода в Крым. В Харькове заболел и пред смертью передал Елецкую икону в Харьковский Успенский собор. 
 По др. преданию, икона исчезла из обители при разорении в XVII в. польскими войсками Сигизмунда III. В 1676 г. кн. Константин Острожский пожертвовал в обитель список Елецкой иконы, привезенный из Владимира братьями Козелами. Архим.Иоанникий (Голятовский) возобновил м-рь и описал многочисл. чудеса от иконы. Известна еще одна Елецкая икона Божией Матери, яв-ся в 1060 г. Название получила от того, что находилась в г. Ельце, в соборной церкви Смоленской иконы Божией Матери.

  Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила название по месту прославления в Успенском Дивногорском м-ре в Воронежской губ., а Сицилийской названа по месту происхождения, т.к., по преданию, икона в Дивы (Дивные горы) принесена из Сицилии старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что правосл. греки прибыли сюда в кон. XV в. Ксенофонт и Иоасаф основали м-рь над р. Доном, при впадении реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по форме меловых столпов, расположенных по горам.
 Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (позже построена церковь св.Иоанна Предтечи), первая церковь в меловом столпе вырублена ими, где они поставили принесенную из Сицилии икону Божией Матери. Здесь они нашли место вечного упокоения.
 На Сицилийской (Дивногорской) иконе Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой руке белая лилия, левой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит лилию, а правой благословляет. Вокруг лика Богоматери 8 Ангелов, из к-рых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными с воздетыми руками. Над главой Богоматери Св. Дух в виде голубя.
 Прославление чудотв. иконы началось с 1831 г. при эпидемии холеры. В Коротояке Екатерине Коломенской во сне явилась Пречистая Дева, как изображена на Дивногорской иконе, приказала взять икону и совершить молебен. Чудотв. икона принесена в Коротояк, после моления пред ней холера прекратилась.
 Заступлением Божией Матери спасен от холеры и г.Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 г. жители Коротояка и Острогожска получили по заступлению Божией Матери после крестного хода со св. иконой.
 По преданию, празднование 18 февраля определено первоначальниками обители Ксенофонтом и Иоасафом.

 Рус. народ, свято веря в помощь Пресв. Богородицы, дал этой иконе имен."Взыскание погибших" как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.
 О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений нет. Известно несколько чудотв. икон, через к-рые Матерь Божия являла милость людям, уже переступившим порог гибели.
 В сер..XVII в. в с. Бор Калужской губ. крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня застигнут в пути пургой. Лошади остановились у непроходим.оврага. Обухов лег в сани,стал засыпать, замерзая. В страшные минуты он воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для приход. церкви икону "Взыскание погибших".
Она услышала его молитву: в соседнем селении крестьянин услышал под окном голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный заказал список с иконы из Георгиевской церкви г. Волхова Орловской губ. Борская икона "Взыскание погибших" прославилась благодат. знамениями и чудесами.
 Известны чудотв. образ "Взыскание погибших" из с. Малижина Харьковской губ., явленный в 1770 г., троекратно избавивший жителей от холеры; из с. Красное Черниговской губ., из Воронежа, Козлова Тамбовской губ. В 1835 г. при Моск. Александровском Сиротском институте освящен храм иконы "Взыскание погибших".'
 Существуют предания об иконе «Взыскание погибших» в храме Воскресения Словущего в Москве. Икона перенесена из храма Рождества Христова в Палашевском переулке. Владелец овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресв. Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу дочерей-сирот.
 Он счел недостойным иметь в доме чудотв. образ и передал его в храм. В 1812 г. Палашевский храм разграблен французами. Поруганная святыня найдена расколотой на 3 части среди хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений.
 К иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная посылала помощь: "Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).
Тропарь Божией Матери в честь иконы Взыскание погибших, глас 7
 Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.
Кондак Божией Матери в честь иконы Взыскание погибших, глас 6
 Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений ОКгласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Молитва 1-я
 О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва 2-я
 Заступнице усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего, вопль мой и стенания усльппи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающего; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва 3-я
 О Пресвятая Владычице и Богородице, высшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте, подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим, разве бо Тебе, иного прибежища и помощи не имамы. Ты Едина еси радости нашея Ходатаица и яко Матерь Божия и Мати Милосердия, предстоя у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо, притекаяй к Тебе, посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне, в день погибели и печали, пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения