Версия для печати
На страницу списка праздников

Масленица.Прп.Исидора Пелусиотского. Прп.Николая исп.,игум. Студийск..Блгв.вел.кн.Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирск.Прп.Кирилла Новоезерск. Мч.Иадора. Сщмч.Аврамия,еп. Арвильск. Прпп.Авраамия, Коприя Печенгск.

17 Февраль 2018 г. Суббота

  Прп.Исидор Пелусиот, из Александрии, жил в IV-V вв. Вырос в среде благочестивых христиан, состоял в родстве с Феофилом, архиеп.Александрийским, его преемником св.Кириллом. В юности покинул мир, удалился в Египет на Пелусиотскую гору, к-рая стала местом иноческих подвигов. Дух. мудрость и строгий аскетизм прп.Исидора, просвещенность и природное знание челов. души позволили снискать уважение и любовь иноков.
 Они избрали его настоятелем, возвели в сан пресвитера. Следуя свт.Иоанну Златоусту, к-рого слышал во время путешествия в Константинополь, прп.Исидор посвятил себя христ. проповеди, той "практической философии", к-рая, по его словам, является "основанием здания и самим зданием", в то время как логика "есть его украшение", а "созерцание - венец". 
   Он был учителем и безотказным подателем советов для всех, кто обращался за дух.поддержкой, будь то простой человек, вельможа, епископ, патриарх Александрийский или император. После него осталось ок. 10 тыс.писем, из к-рых дошло 2090. Большая часть писем содержит глубокие нравств. назидательные толкования Свящ.Писания. Прп.Исидор выступает как лучший ученик свт.Иоанна Златоуста. 
 Любовь и преданность прп.Исидора к св.Иоанну Златоусту проявились в решительных действиях в защиту св.Иоанна во время гонения на него имп.Евдоксии и архиеп. Феофила. После смерти святителя прп.Исидор убедил преемника Феофила, св. Кирилла Александрийского, вписать имя св.Иоанна Златоуста в церк. диптихи как исповедника. По инициативе прп.Исидора  созван III Вселенский Собор в Ефесе (431), на к-ром осуждено лжеучение Нестория о Лице Иисуса Христа.
 Прп.Исидор достиг глубокой старости и умер ок. 436 г. Церк. историк Евагрий (VI в.) о прп.Исидоре писал, что"жизнь его казалась всем жизнью ангельской на земле". Др.историк, Никифор Каллист (XI в.), восхваляет прп.Исидора:"Он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного видения, как бы высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного".
Тропарь преподобного Исидора Пелусиотского
  В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо/ прилежати же о души, вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой.
Кондак преподобного Исидора Пелусиотского, глас 4
  Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/ твоих словес молниями освещаема,/ взывает ти:/ радуйся, всеблаженне Богомудре Исидор

     Прп.Николай исповедник, игумен Студийский, жил в IX в. Род. на о.Крит в сел. Кедонии в христ. семье. В 10 лет родители отправили его в Константинополь к дяде, блж.Феофану, к-рый был иноком Студийского м-ря. По распоряжению настоятеля Студийской обители прп.Феодора мальчик определен в монаст.училище. В 16 лет, окончив его, пострижен в монахи, а через несколько лет удостоен свящ. сана. Во время гонения византийского имп.Львом Армянином (813-820) на св.иконы, прп.Николай разделил участь прп.Феодора Студита - их неоднократно заключали в темницы, истязали и глумились. Но они ревностно распространяли православие среди христиан.
 С воцарением блж.царицы Феодоры, управлявшей гос-вом в малолетство сына Михаила, иконопочитание восстановлено, настало время относит. покоя. Прп.Николай возвратился в Студийский м-рь, избран его настоятелем. Однако затишье продолжалось недолго. Царица Феодора устранена от управления, к власти пришел дядя царя Варда, запятнавший себя открытым сожительством с женой сына. 
 Попытки Патриарха Игнатия проявить дух. власть и обуздать нечестивого Варду оказались безуспешными. Напротив, он был лишен патриаршего престола и отправлен в ссылку. Не желая быть свидетелем торжествующего беззакония, прп.Николай оставил Константинополь. 7 лет он провел в скитаниях. Затем как пленник водворен в Студийский мо-рь, где два года провел в заключении, вплоть до смерти царей Михаила (855-867) и Варды. С восшествием на престол имп.Василия I Македонянина (867 - 886) прп. Николай освобожден и по повелению царя снова принял настоятельство. За исповеднич. и подвижнич. жизнь  получил от Бога дар исцелений, к-рый не иссяк  после его преставления в 868 г.

  Св.блгв.кн.Георгий (Юрий) был вторым сыном вел.кн. Всеволода, по прозванию Большое Гнездо. Род. в 1189 г. В 1212 г. после смерти отца и старшого брата Константина унаследовал Владимирский великокняж. престол. Отличался воин. доблестью, благочестием. Основал Нижний Новгород. 
  В 1237 г. на Рус. землю двинулись монголо-татарские орды Батыя, разорили Рязань, сожгли Москву. Св.Георгий оставил стольный град на попечение сыновей Мстислава и Всеволода (3-й сын Владимир в плену у татар) и опытных воевод, двинулся с войском и племянниками, сыновьями Константина, на север, чтобы соединиться с др. князьями. 
  В нач. марта вышел на берега р.Сити. 4 марта 1238 г. произошла кровавая битва с татарами. Перед битвой блгв.кн. Георгий получил известие, что стольный град Руси Владимир пал и его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, вел.князь обратился с молитвой к Богу, в к-рой просил Всевышнего сподобить его мученич. смерти за христ. веру  и народ православный. Молитва услышана: в битве на р.Сити вел. князь погиб мученич. смертью — ему отсечена голова. Татары разбили немногочисленную дружину вел. князя. 
  Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к пастве ростовский еп. Кирилл II. Его путь лежал чрез поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавл. тело вел. князя, с благоговением взял его и перенес в Ростов. Там при плаче народа похоронил его в соборном храме. Вскоре найдена честная глава вел.князя, к-рая приложена к телу. Через 2 года гроб с телом блгв.кн.Георгия торжественно перенесен во Владимирский Успенский собор. 
 В 1645 тело св.князя обретено нетленным, и состоялось церк. прославление святого. Мощи кн.Георгия переложены в серебрян. раку, устроенную Патр. Иосифом. В 1645 г. состоялось церк. прославление святого.
Тропарь блгв.вел. кн.Георгия (Юрия) Всеволодовича Владим-го, глас 8
 На высоте великаго княжения седя,/ явился еси, благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/ по Святей Троице ревностию разжегся/ и за веру крепко пострадав, кровь твою пролиял еси./ Тем и отсеченая твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/ прилепшая по смерти к телеси твоему,/ с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/ от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./ Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/ непрестанно моли державу твою и сродник твоих/ безвредну сохранити молитвами твоими.
Кондак блгв. вел. кн.Георгию (Юрию) Владимирскому, глас 8
  Христове смерти подобяся, и Того испити чашу возжелев, яко живота, за Него же мужески подвизався, презрев земное царство, от безбожных варвар пострадав до смерти, Георгие богомудре; тем моли спастися христолюбивому императору нашему молитвами твоими.

  Прп. Кирилл Новоезерский род. в благочест. семье. Господь во чреве матери отметил его избранничество. Однажды, когда мать Кирилла, носившая сына под сердцем, молилась в храме за  литургией, младенец трижды - при чтении Евангелия, при пении Херувимской и в момент пресуществления Св.Даров - возгласил во чреве ее.
  С детства полюбил уединение и молитву, мечтал об иноч. жизни. В 15 лет тайно ушел из дома, чтобы поступить в Псково-Печерскую обитель. Пути в м-рь не знал, из дому не взял ничего на дорогу и шел, возлагая упование на Господа и на Пречистую Его Матерь.
  Верстах в 20-ти от города отрок встретил благолепного старца-монаха, к-рый проводил его до обители и на прощание благословил: "Бог да благословит тебя, чадо, и сподобит Ангельского образа, и да будешь сосудом избранным Божественного Духа". Сказав это, старец сделался невидим. Отрок понял, что это посланец Божий, и возблагодарил Господа.
 Настоятель м-ря прп.Корнилий прозорливым оком увидел явленную на отроке благодать. Он много наставлял его и облек в иноч. образ с им. Кирилл. 15-летний инок удивлял братию подвигами: постом и молитвой изнурял плоть, ревностно исполнял послушания, день и ночь учился Слову Божию, помышлял окончить дни в пустыне, в уединении.
 Однажды к родителям отрока, к-рые оплакивали его как умершего, пришел старец из мо-ря прп.Корнилия и рассказал о сыне и его жизни в обители. Радостн. весть утвердила мать Кирилла в любви Божией. Уговорив мужа отнести в обитель часть имения, оставила мир, приняла иноч. образ с им. Елена и вскоре тихо скончалась. Отец пришел в обитель, и игумен Корнилий повелел Кириллу увидеться с ним. 
 Смутился инок, но, не смея ослушаться настоятеля, пал к ногам родителя, моля о прощении за то, что тайно ушел из дома. Отец с любовью простил Кирилла и остался в обители. Прп. Корнилий нарек ему в иночестве им. Варсонофий и отдал на обучение сыну. Через 3 года мирно преставился.
  Сын его с еще большим усердием продолжал служить Господу, отсекая свою волю в совершен. послушании игумену и братии. Он жаждал обойти Рус.землю, чтобы поклониться святыням и избрать себе пустыню для жизни в безмолвии. Получив благословение прп. Корнилия, прп. Кирилл оставил обитель, в к-рой окреп духовно, и ушел в поморские страны, скитаясь по лесам и пустыням, питаясь древесной корой и лесными ягодами.
 В трудном подвиге странничества провел он ок. 20 лет, обошел пределы Московские, Новгородские, Псковские, но никогда не заходил в дома и не брал милостыни. Днем странствовал, ночь проводил в молитве в притворах храмов, не пропуская церк. служб.
 Однажды на молитве прп.Кириллу было явление Небесного света, указавшего место, где он должен основать обитель. Немедленно отправился он в путь и, дойдя до Тихвинского м-ря Пресв.Богоматери, провел в нем 3 дня и 3 ночи в непрестан. молитве к Пречистой Владычице. Во сне явилась Матерь Божия: "Угодник Пресвятой Троицы, раб мой Кирилл, пойди к Белоозеру, и явит тебе Господь место упокоения для твоей старости".
 С умиленными слезами от чудного видения пошел преподобный к Белоозеру. На озере увидел небольшой остров, от к-рого восходил огнен. столп к небу. Там под многовековой елью блж.Кирилл устроил шалаш, построил две кельи: одну для себя, другую для буд. братии. Отшельник соорудил две малые церкви Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии. Много искушений испытал он от врагов невидимых и от досужих людей, иногда забредавших к святому, но всё преодолевал он терпением и постоянной молитвой. Весть о св. жизни распространялась, и братия собралась к нему.
 Много было случаев благодатного исцеления по молитвам преподобного - Господь сподобил Своего угодника дара провидения. Предчувствуя кончину, преподобный призвал братию. Со слезами умиления в последний раз поучал святой, пока не замер голос. Долго безмолвствовал он, но вдруг горько-горько зарыдал. "Отхожу ко Господу в жизнь вечную; вас предаю Богу и Слову благодати Его. Умоляю вас, не изнемогайте в постах и молитвах, соблюдая себя от наветов вражьих, и не презрит Господь смирения вашего по Своему милосердию".
 Сказав это, блаженный причастился Св. Божеств.Таин, осенил себя крестным знамением и со словами "Слава Богу за всё!" предал Ему чистую душу 4 февраля 1532 г.
Тропарь прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца глас 8
 Божиим Духом подвизаемь,/ слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/ и безплотное в пустыни житие показал еси,/ и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/ благодеяния труды уплодоносил еси,/ и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/ отче наш Кирилле./ Моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца, глас 8
Взбранному и крепкому адаманту,/ прогонителю бесов, новому чудотворцу/ победительная, страстей злых свободившеся,/ благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле./ Но яко имея дерзновение у престола Христова,/ верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй,/ ты бо еси стаду твоему похвала и утверждение.

  Сщмч.Аврамий, еп.Арвильский, пострадал во время гонения на христиан в Персии при царе Сапоре II. Когда святого принуждали отречься от Христа и поклониться солнцу, он ответил: "Какое безумие оставить Творца и поклоняться твари! Солнце не есть ли творение Бога моего?" Его жестоко били и истязали. Во время мучений св. Аврамий молился, повторяя слова Спасителя: "Господи, не вмени им греха, ибо не знают, что делают!" Священномученик обезглавлен мечом в селении Фелман.

Прпп.Авраамий и Коприй Печенгские основали в 1492 г. Спасскую пустынь на реке Печенге, в Грязовецком уезде, в 21-й версте от Вологды. Много надо было перенести нужд и трудов, чтобы на пустом месте, не имея средств, устроить м-рь и привести его в порядок. Блжж.труженики не щадили себя, ревностно подвизаясь для Господа до самой кончины.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения