Версия для печати
На страницу списка праздников

Правв.Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап.Николая,архиеп.Японск. Прор.Азарии(Х до Р.Х.) Мч.Власия Кесарийск. Блгв.кн.Романа Угличск. Свт.Симеона,еп.Полоцк., еп.Тверск. Мчч.Папия,Диодора,Клавдиана. Мчч.Адриана,Еввула

16 Февраль 2018 г. Пятница

 Прав.Симеон Богоприимец был, по свидетельству св.еванг.Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк.2,25).Ему возвещено от Бога, что не умрет, пока в мир не придет обещанный Мессия – Господь Иисус Христос.
  Древние историки сообщают, что египет. царь Птоломей II Филадельф (285-247 до Р. Х.) пожелал пополнить знаменитую александрийскую библиотеку текстами Свящ. книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых, прибывших в Александрию для перевода Свящ. Писания на греч. язык, был прав. Симеон. (Работа получила название"Перевод 72-х толковников". Именно с него Ветхий Завет переведен на славян. язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) 
  Прав.Симеон переводил книгу прор.Исаии. Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис.7,14), он решил, что слово "Дева" употреблено ошибочно вместо слова "Жена", хотел исправить текст. В этот момент Ангел удержал руку, говоря:"Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы".
  С того дня прав. Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии. Однажды прав.Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Обручник Иосиф пришли, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону,- представить пред Господом Божеств. Первенца и принести положенную жертву.
 Как только прав.Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева, есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на руки Младенца Христа и произнес пророческие слова:
 "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". 
 Он благословил Пречистую Деву и прав.Иосифа и сказал Богородице:"Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22-35).
 Далее св.евангелист повествует:"Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2,36-38).
   О св.прав.Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI в. св.мощи его перенесены в Константинополь. В 1200 г. его гроб видел рус. паломник свт. Антоний, будущ. архиеп.Новгородский.
Тропарь праведного Симеона Богоприимца, глас 4
 Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия: видеста очи мои// спасение Твое мирови.
Кондак праведного Симеона Богоприимца, глас 4
 Старец днесь отрешитися/ от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,// Зиждителя и Господа.

Молитва святому праведному Симеону Богоприимцу
  О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся. Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей? К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих. Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует. Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Св.равноап.Николай, архиеп.Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, род. 1 августа 1836 г. в Березовском погосте Смоленской губ., где отец служил диаконом. В 5 лет потерял мать. Окончив Бельское дух.училище, затем Смоленскую дух.семинарию, в 1857 г. Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую дух.академию. 
  24 июня 1860 г. в академ. храме Двенадцати Апостолов еп.Нектарий совершил пострижение его в монашество с им. Николай. В день памяти первоверх. апп. Петра и Павла, 29 июня, инок Николай посвящен во иеродиакона, а 30 июня - в престольный праздник академ. храма - в сан иеромонаха. По желанию о.Николай назначен в Японию настоятелем консульского храма г.Хакодате.
 Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась немыслимой. По словам о.Николая, "японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать отъявленные злодеи и чародеи". Ушло 8 лет, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 г. паства о.Николая насчитывала уже ок. 20 японцев. 
 В кон.1869 г. иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах. Принято решение "образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Дух. Миссию". О.Николай возведен в сан архимандрита и назначен начальником Миссии. Вернувшись в Японию, святитель передал Хакодатскую паству иеромон. Анатолию, сам перенес центр Миссии в Токио. 
 В 1871 г. в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в т.ч. первый правосл. японец, знаменитый миссионер свящ.Павел Савабе). К 1873 г. гонения утихли, стала возможна свободная проповедь христианства. В тот же год архим. Николай приступил к строит-ву в Токио церкви и школы на 50 чел., затем дух. училища, к-рое в 1878 г. преобразовано в семинарию.
  В 1874 г.в Токио прибыл Преосвященный Павел, еп.Камчатский, чтобы рукоположить во свящ.сан рекомендуемых архим.Николаем кандидатов из местного населения. При Миссии в Токио действовали 4 училища - катехизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два - для мальчиков и девочек. Во 2-й пол. 1877 г. Миссией издавался журнал "Церковный вестник".
   К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан, существовали многочисл. христ.общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравств. содержания - вот средства, к-рые позволили Миссии добиться за короткий срок таких результатов.
  30 марта 1880 г.в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архим.Николая во епископа. Вернувшись в Японию, святитель с усердием продолжал ап. труды: завершил строит-во собора Воскресения Христова в Токио, принялся за перевод богослуж. книг, составил на япон. яз. особый правосл. богословский словарь.
  Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны. Он к тому же помогал рус. военнопленным. За подвижнический труд удостоен возведения в сан архиепископа.
 В 1911 г. исполнилось полвека, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Правосл. Церкви было 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов .Сам святитель являл пример истинного дух. руководителя, всецело преданного служению.
 3 февраля 1912 г.  в 74 г. просветитель Японии архиеп. Николай мирно отошел ко Господу. 
 Свящ.Синод Рус. Правосл. Церкви 10 апреля 1970 г. вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии святой давно чтим как вел.праведник и особый молитвенник пред Господом.
Тропарь равноап. Николая, архиепископа Японского, глас 4
 Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.
Кондак равноап. Николая, архиепископа Японского, глас 4
 Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.

Св.пророк Азария, сын Одеда, пророчествовал во дни Асы, царя иудейского, в Х в. до Р. Х. По случаю  победы Асы над Зараем, царем эфиопским, Азария, объятый Духом Божиим, убеждал царя и народ оставить идолослужение и служить Богу Истинному.  Возбуженные пророчеством Азарии, царь и народ отвергли идолов из земли Иудиной и Вениаминовой. Многие и из израильтян обратились к Истинному Богу, и, собравшись в Иерусалиме, вступили в завет с Богом, дав клятв. обещание никогда не удаляться от Него. За это Бог благословил их продолжительным миром.

 Св.Власий Кесарийский (Вукол) жил в III в., происходил из Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). был пастухом (по-греч. вукол). Когда настало гонение на христиан, св.Власий добровольно предал себя в руки мучителей, его подвергли истязаниям, били воловьими жилами, но Господь исцелил его. Тогда Власия бросили в котел с кипящей водой, но он остался невредим. Воины-язычники, видевшие чудо, уверовали во Христа Иисуса.
 Правитель, желая показать, что мученик не получил никакого вреда от того, что вода остыла, бросился в котел и умер.
 Обратив многих к вере во Христа, св.Власий мирно предал душу Богу. Пастуш. жезл святого вонзили в землю,  он вырос в огромное дерево, к-рое покрыло ветвями алтарь церкви, воздвигнутой над его мощами.

 Блгв.кн.Роман Угличский, сын Угличского кн. Владимира и кн. Фотинии, племянник св. Василька Ростовского, род. 1 октября 1235 г. По смерти отца (в 1248 г.) и старшего брата Андрея (1261г.), св.Роман 26-ти лет принял управление Угличем. Он устраивал богадельни, странноприимные дома, принимал  убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто им. Каждый день св.Роман присутствовал на Богослужении, часто беседовал с благочест. ноками. После смерти супруги в 1280 посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Построил на высоком берегу Волги г. Романов (ныне Тутаев). Скончался св.князь мирно 3 февраля 1285 г.,погребен в церкви Преображения в Угличе.
 В 1486 г.мощи св.Романа обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 г., по благословению Патриарха Иова, вследствие известий о чудесах мощи освидетельствованы Казанским митр.(буд. Патриархом) свт.Ермогеном, и кн. Роман причислен к лику святых. В 1609 г. при нашествии поляков св.мощи сгорели вместе с храмом.
Тропарь благоверного князя Романа Угличского, глас 4
  От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.
Кондак благоверного князя Романа Угличского, глас 8
 Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче. 

   Св. Симеон был первым еп.Тверским. Происходил из кн.Полоцких. Смуты времени заставили его, уже епископа, переселится в Тверь, где он с радостью принят кн. Ярославом Ярославичем, к-рый наделил кафедру св. Симеона имениями и угодьями. Когда кн.Ярослав скончался, Симеон с честью похоронил благодетеля.
  Св. Симеон был добрым пастырем. Летопись свидетельствует, что он был «учительный» епископ, заступался пред князем за обиженных, благотворил нищим и сиротам.
 Св. Симеон прилагал много усердия к построению храмов Божиих, особенно после двух пожаров в Твери.
  В 1286 г. владыка имел возможность увидеть, с какой любовью относится к нему за его труды тверская паства. Когда литовцы разграбили церк. волости тверской епархии, тверитяне из любви к св. Симеону по собств.почину бросились за хищниками и отняли у них награбленное добро. Святитель скончался мирно 3 февраля 1289 г.

  Св. мчч. Папий, Диодор и Клавдиан пострадали в царствование имп. Декия в Памфилийском г. Атталии. Они пасли стада скота и, будучи христианами, распространяли среди язычников веру во Христа. На них сделан донос, по повелению начальника области Павлина их схватили и привели на суд.
   На допросе они безбоязненно исповедали Христа истинным Богом и, твердо веруя в Него, сказали, что, кроме Него, нет др. Бога. Правитель области пришел в ярость и приказал подвергнуть святых различным мучениям. Но он не мог принудить их к отречению от веры и повелел отсечь головы мечом. Так скончались за Христа св. мученики и приняли от Него мученич. венцы. Христиане с честью похоронили тела их.

 Мч. Адриан Ванейский, Кесарийский.пострадал за Христа вместе со св. мч. Еввулом в г. Кесарии. После жестоких мучений святые усечены мечом.

 

 
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения