Версия для печати
На страницу списка праздников

Масленица. Собор Вселенск.учителей и свтт.Василия Великого,Григория Богослова,Иоанна Златоуста. Сщмч.Ипполита и проч.мчч. Прп.Зинона,постника Печерск. Прп.Зинона,учен.свт.Василия Велик. Мч.Феофила Нового. Блж.Пелагии Дивеевск.Блгв.Петра Болгар

12 Февраль 2018 г. Понедельник

  В царствование блгв.царя Алексея Комнена в Константинополе возник спор между учителями мудрости о трех свтт.: Василии Великом, Григории Богослове,Иоанне Златоусте. Одни ставили выше Василия Великого, называя возвышеннейшим витией, т. к. он всех превосходил словом и делами, видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, нелегко прощающего согрешения и чуждого земному. Ниже ставили свт.Иоанна Златоуста, имевшего др.качества: расположен к помилованию грешников, быстро приводил к покаянию. Другие, наоборот, возвышали свт.Златоуста как мужа человеколюбивого, понимавшего слабость человеческую, как красноречивого витию, наставлявшего на покаяние множеством речей - потому почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные стояли за св. Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью, искусным толкованием Свящ. Писания, изяществом речи превзошел славнейших представителей эллинск.мудрости. Одни возвышали славу св.Григория, др. унижали его значение. Так шел раздор, при к-ром одни назывались иоаннитами, другие василианами, третьи григорианами. 
 Вскоре яв-сь вел. святые, сначала каждый отдельно, затем все наяву Иоанну, еп. Евхаитскому, учен.мужу, знающему эллин. мудрость, добродетельную жизнь. Они сказали:
- Мы равны у Бога; нет у нас ни разделения, ни противодействия. Каждый в свое время, ведомый Св.Духом, писал поучения для спасения людей. Чему научились сокровенно, то передали людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Ссылаешься на одного, в том согласны др. Вели прекратить споры, ибо при жизни и после кончины мы заботимся, чтоб привести к миру людей. Соедини в один день память о нас, составь праздн.службу, проч. передай, что мы у Бога равны. Совершающим память о нас будем помощниками ко спасению.
 Сказав, поднялись ввысь, сияя и называя друг друга по имени. Блж. еп. Иоанн восстановил мир, т. к. был вел. муж в добродетели и в любомудрии. Он установил праздник 3-х святителей, как повелели они, завещал церквам праздновать его с торжеством.
  В этом обнаружилась мудрость сего мужа, т. к. усмотрел, что в январе совершается память всех святителей: в первый день Василия Великого, в 25-й - свт. Григория, а в 27-й – св.Златоуста. Он соединил их в 30-й день месяца, увенчав празднование их канонами, тропарями и похвалами ( даты по ст.стилю).
 Св.Василий Великий превзошел в книжн. мудрости не только учителей времени, но и древнейших: постиг науку красноречия, изучил философию, равно постиг науку, что учит истин. христ. деят-ности. Проводя добродет. жизнь, исполненную нестяжательства и целомудрия, восходя к боговидению, возведен на архиер. престол в 40 лет и 8 лет был предстоятелем церкви.
Св.Григорий Богослов был велик и добродетелен. Просияв св.жизнью, достиг такой высоты в богословии, что всех побеждал мудростью в словес. спорах, в толковании догматов веры. Назван Богословом. Он был святителем в Константинополе 12 лет, утверждая православие. Пожив малое время на патриарш.престоле, он в 60 лет оставил его по преклонности возраста и отошел в горные обители.
 О св.Златоусте можно сказать, что он превзошел эллин. мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи. Божеств. Писание толковал неподражаемо, в добродет. жизни и боговидении превзошел всех. Он был источником милости и любви, исполнен ревности учительства. Он прожил 60 лет, пастырем Христ. Церкви был 6 лет. 
Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - праздник богословия, в котором трое святителей призывают в молитвах Пресвятую Троицу. Этой неизреченной тайне Бога учат нас  церк.учители, имеющие особое, по словам ап.Павла, призвание в служении Церкви - учительское.
 В день Собора Вселенских учителей необходимо осознать важность истинного исповедания веры. Как говорит свт.Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто, а исповедание догматов без добрых дел тоже не имеет значения.
Учительство св.Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста сопряжено с их святостью, приобщенностью  к Богу, без этого видения Бога человек не может богословствовать.
Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - святители, к-рые молятся Богу и составляют молитвы и службы. Не потому, что владеют особен. даром слова (он был у них), а потому, что Господь освящает этот дар и направляет на высшее служение, к-рое они преподают нам. Это их стояние на страже истины против лжеучений, посягающих на святость веры. 
 Разрешая самые сложные вопросы дух.жизни, святители отвечают на них цитированием Свящ.Писания. Св.Иоанн Златоуст на угрозы, что будет сослан за исповедание веры, отвечал: "Господня земля, и что наполняет ее" (Пс.23,1). На угрозы, что отнимут имущество, говорил: "Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него"(1Тим.6,7). Смертью угрожают, отвечает: "Для меня жизнь - Христос, и смерть-приобретение"(Флп.1,21).Слова ап.Павла стали его собств-ми. У св.Василия Великого есть поучит.наставления в вопросах и ответах, составленные только из Свящ. Писания.
Святители жили словом Божиим, и Слово Божие говорило чрез них. Всматриваясь в подвиг святителей, понимаем, что богословие питает их молитву, а молитва явл-ся продолжением богословия. Три святителя много заботились о церк. устроении. Во всех событиях принимали участие: в устроении монаш. жития, в написании уставов, в церк.строит-ве. Видение того, что происходит в устроении внешн. мира - один из признаков подлин. слова.
Тропарь святителей, глас 4
 Яко апостолов единонравнии/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак святителей, глас 2
 Священныя и боговещанныя проповедники,/ верх учителей, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение:/ труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине прославляяй святыя Твоя.
Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
 О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озаривший и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившия! Припадающе к вашему милосердию с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в православии и единомыслии, и непоколебимей даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша; да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует народу нашему долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, властем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление и всем вся, ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

   Сщмч.Ипполит, мчч.Кенсорин,Савин,Хрисия дева и др. 20 мучеников пострадали в III в. Св.Кенсорин был первым сановником в царствование рим.имп. Клавдия II (268-270). По доносу заключен в темницу за веру во Христа. Здесь он Именем Христа воскресил умершего, после чего обратились ко Христу 20 воинов, темничных стражей. Вместе со св. Кенсорином они обезглавлены. Тогда приведена к допросу девица Хрисия, к-рая исповедала себя христианкой и  подвергнута мукам. После зверских истязаний утоплена в море.
  Св. Савина избивали тяжелым молотом, затем подвесили на дереве и жгли тело огнем. В мучениях он предал Господу душу.
 Со св. Хрисией пострадали Филикл, Максим, Геркулин, Венерий, Стиракин, Мина, Коммод, Ерм, Мавр, Евсевий, Рустик, Монагрей, Амандин, Олимпий, Кипр, Феодор, Тривун, Максим пресвитер, Архелай диакон и Кирин епископ.
Св.Ипполит, еп.Остии, Римской пристани при устье Тибра, узнав о страдании мучеников, несмотря на преклонные годы, явился в суд и обличил мучителя в бесчеловечности, называя его кровопийцем. Разъяренный судья предал св. епископа на мучения. После долгих истязаний его связали по рукам и ногам и бросили в море.
 Эти мученики пострадали в 269 г. Мощи сщмч. Ипполита положены в Риме, в храме св. мчч.Лаврентия и папы Дамаса. Св.сщмч. Ипполит был учеником св. Иринея, еп.Лионского, известен как христ. богослов, написавший много соч-ний против еретиков. Им составлены Канон пасхальный, знаменит.соч-ние о Христе и Слово об антихристе. Св.Ипполит писал много толкований на Свящ. Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на прор. Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть соч-ний сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные Богоявлению и прор.Даниилу. Слова являются образцом ис-ва древней церк.проповеди.

  Прп. Зинон, ученик свт.Василия Великого, род. в г. Понте в богатой семье. Служил при дворе имп. Валента (364-378) в числе воинов, с к-рыми рассылались цар.грамоты. После смерти Валента св.Зинон оставил мир и поселился в пещере у г.Антиохии. 40 лет подвизался в пещере, в уединении проводил суровую жизнь, очищая душу, занимался Божеств.созерцанием. Каждое воскресенье прп.Зинон ходил в храм и причащался Св.Христовых Таин. В келье не имел ни постели, ни очага, ни светильника. Одевался в ветхое рубище, питался хлебом и водой, за к-рой совершал нелегкий путь в горы к источнику. 
 С особой любовью относился прп.Зинон к св. книгам, к-рые брал для чтения у приходивших к нему за дух.советами. По глубокому смирению блж.подвижник, исполненный благодат. даров, считал себя духовно нищим.Скончался прп. Зинон в нач. V в.

  Св.мч.Феофил Новый родился и воспитывался в Константинополе. Был военачальником греч.войск и сенатором. Во время войны с врагами Греч. империи св. Феофила взяли в плен. Арабы склоняли к отречению от Христа, но он остался верен Православию. Тогда св.Феофила заключили в темницу на Кипре, где он пробыл 4 года, после чего отсекли голову в 784 г.

    Прп. Зинон, постник и трудолюбец Печерский в Дальних пещерах. В 3-й песни канона преподобным в Дальних пещерах прославляется как "сияющий постом". Память еготакже 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. Подвизался в Дальних пещерах Киево-Печерского м-ря в XIX в. Постом, молитвой и послушанием угодил Богу. После многих трудов мирно почил о Господе. Нетленные мощи  открыто почивают в Дальних пещерах.
Тропарь преподобного Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах, глас 4
  Преподобне отче Зиноне, / преподобне и честне житие твое на земли препроводивый / и тем Богови по премногу благоугодивый, / моли о нас, / чтущих память твою.
Кондак преподобного Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах, глас 8
  Восхвалялся днесь, преподобне Зиноне,/ яко преподобен во славе,/ и радуяся давидски на ложи своем во Царствии Небеснем,/ не премолчи о нас мольбу принести ко Господу.    

  В истории Церкви есть особые избранники Божии, к-рых Господь призывал на тяжкий подвиг юродства Христа ради во имя спасения челов. душ. Ап.Павел говорил, что за святость жизни равно почитаются мужчины и женщины. Дарования этой старицы Божией куплены ценою мученич. подвига всей жизни. «Эта женщина будет вел.светильник!» –сказал Саровский чудотворец о старице Пелагии Ивановне Серебренниковой.
  Она род. в 1809 г. в богатой купеч. семье в г. Арзамасе. В юности и до кончины отличалась необыкнов. красотой. Но красота служила причиной искушений. В юности она притворялась сумасшедшей, отталкивающе больной - чтоб не выйти замуж, – с детства стремилась в м-рь. Несмотря на разыгранное на «смотринах» безумие, жених ввел в дом. 
  После вынужден. замужества Пелагия Ивановна побывала у прп. Серафима в Сарове, что ввелоопределило её на путь дух.делания. Она училась Иисусовой молитве, к-рая с молодости благодатно действовала в ней. Как бы потеряв рассудок, Пелагия несуразно одевалась, странно вела себя, вызывая оскорбления. Живя на улице, блаженная днем бегала по городу и безумствовала, ночи проводила в молитве на паперти. Муж не понимал вел. пути жены, подвергал ее истязаниям, морил голодом и холодом, сажал на цепь. Только благодать Божия подкрепляла, давала силы перенести, что с ней делали. Эти страдания подготовили Пелагию Ивановну к переходу в Дивеевскую обитель в 1837 г., куда направил ее прп.Серафим: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот и будешь свет миру, и многие тобою спасутся!»
 Поселившись в м-ре, вначале блаженная вела себя буйно, много говорила, позже больше молчала. Терпение лишений было добровол. уделом. Подвижница отличалась нестяжательностью, имела дар благодатных слез. 
 С молодости Пелагия Ивановна обладала дарами прозрения тайн души и прозорливости, открывая людям будущее. Эти дух. дары привлекали людей разного звания. Утешая и врачуя, наставляя и обличая, многих направила по пути спасения. «Всякому говорила лишь то, что Господь укажет и кому что надо для душевного спасения: одного ласкает, др-го бранит, кому улыбается, от кого отворачивается, с одним плачет, с др-м вздыхает, кого приютит, а кого отгонит, а с иным ни полслова не скажет, будто не видит» (из воспоминаний келейницы).
 Сестры, начиная с игумении м-ря Марии (Ушаковой), советовались с блаженной, в обители ничего не делалось без ее благословения. По словам келейницы, «для обители она была матерью: ничего без нее не делалось. Что скажет, так тому и быть. Как скажет, так все случится».
 День блж.Пелагеи Ивановны описан келейницей: «С раннего утра и до поздней ночи нет покоя, совсем замотают: кто о солдатстве, кто о пропаже, кто о женитьбе, кто о горе, кто о смерти, кто о болезни и скота, и людей – всяк со своим горем, с заботой идет к ней, ни на что без нее не решаясь. Сестры обители все к ней летят.»
 Пелагия Ивановна неоднократно удостаивалась небес. видений, ей часто явл-ся прп.Серафим, наставляя в дух.жизни, научая, как хранить обитель Царицы Небесной. В самые трудные моменты в истории Дивеевского м-ря, когда после смерти прп. Серафима начались ссоры, Пелагея Ивановна ломала все, кидалась камнями, разбивала стекла. Человеку, не верящему в дух.мир, это казалось"буйным помешательством", на самом деле блаженная воевала с врагами, к-рых не увидишь. Битвы, после к-рых оставалась разбитая посуда, поломан. мебель, разорван. одежда, приводили к тому, что все в м-ре умиротворялись. А кого смущало поведение старицы, вразумляли. Вразумленные становились ее верными почитателями. Один из них, «дух.сыночек», художник М. Петров вспоминал, как помогала старица в жизни. При первой встрече исцелила его застарелую болезнь, легонько ударив по больному месту. «Она рассказала мою жизнь с такими подробностями, о к-рых никто не знал, кроме меня, даже рассказала содержание письма, к-рое я в этот день послал в Петербург… Она вытащила меня со дна ада».
  Прожив 47 лет в обители, блаженная мирно почила в 1884 г. 9 дней продолжалось прощание со старицей сестер и тысяч мирян, почитавших ее как мать, утешительницу и молитвенницу. Тело почившей не являло признаков тления, а лицо сияло дух.красотой
Тропарь блаженной старице Пелагии.
 Явилася еси земли Российския украшение, Обители Дивеевския блаженная матере наша Пелагея, благословение Царицы Небесныя исполнившыя и дерзновение ко Господу стяжавшыя, молите у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

 Блгв. Петр, царь Болгарский, был сыном воинственного болгарского князя Симеона. Св. Петр отличался христ. благочестием, часто обращался к прп.Иоанну Рыльскому, испрашивая его молитв, дух. наставлений и советов. Блгв. царь Петр заключил мир с Византией на выгодных для Болгарии условиях и добился от Патриарха Константинопольского признания самостоятельности Болгарск.Церкви и утверждения патриарш.кафедры в Болгарии, что благотворно отразилось на всей Болгарской Церкви. Блгв. царь способствовал успешному искоренению богомильской ереси в стране. Скончался в 967 г. в 55 лет
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения