Версия для печати
На страницу списка праздников

Родит мясопустн.суббота.Прп. Ефрема Сирина. Прп. Феодосия Тотемского. Прп.Ефрема Новоторжск. (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп.Переяславск.(ок.1098). Прп. Палладия пустынника (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийск. Суморинской-Тотемск.ик.Божией Матери

10 Февраль 2018 г. Суббота

 Первая вселенская родительсая суббота бывает на Мясопустной седмице. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день определяется так: "Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших".
На этот день написано: "Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественною смертию, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечислит все виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви".
Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке прп. Саввою Освященным на основании древнейшего предания, обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века.
Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной( масленицы) Св. Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и, потому накануне этого дня, как бы  в день, предшествующий Страшному суду Христову, и потом, приближаясь к духовным подвигам Св. Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова: и святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует обо  всех от Адама до днесь усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех…, внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»:
 «Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, - упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех - царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».
«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, - всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».
«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота - безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».
Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

Прп. Ефрем Сирин, учитель покаяния, род-ся в нач. IV в. в г.Низибии (Месопотамии) в христ. семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Отличаясь вспыльчивым, раздражит. характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуман. поступки, сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее на путь покаяния. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Там услышал во сне голос, призывавший к покаянию и исправлению жизни. Его оправдали и освободили.
 В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в горы, стал отшельником. Такой род христ. подвижничества введен в Низибии учеником прп.Антония Великого египет. пустынником Евгением. Среди отшельников выделялся знаменит. аскет, проповедник христ-ва и обличитель ариан еп. Низибийской Церкви св.Иаков. Прп. Ефрем стал его учеником. Под благодат. рук-вом святителя прп.Ефрем стяжал христ. кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, силу безропотно переносить искушения. Свт.Иаков знал высокие достоинства ученика и использовал их на благо Церкви - поручал читать проповеди, обучать детей в училище, взял на I Вселенский Собор в Никее (325). Прп. Ефрем  14 лет был в послушании у свт. Иакова до его кончины.
 После взятия Низибии персами в 363 г. прп. Ефрем покинул пустыню и поселился в м-ре у г. Едессы. Здесь увидел много вел. подвижников, живших в молитвах и псалмопении. Пещеры были единств. убежищем, питались они растениями. Особенно сблизился с подвижн.Иулианом, к-рый был с ним одного покаянного духа.
 Прп. Ефрем сочетал с подвижнич. трудами изучение Слова Божия, черпая в нем умиление и мудрость. Господь дал ему дар учит-ва, к нему приходили люди, ждавшие услышать наставления, к-рые действовали на души потому, что он начинал с обличений себя. Прп-й устно и письменно учил покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую христ. об-во. Язычники, слушая проповеди, обращались в христианство.
 Немало потрудился он в толковании Свящ.Писания - объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, вошедших в церк. Богослужение. Известны молитвы к Пресв.Троице, Сыну Божию, Пресв. Богородице. Он написал для Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребал. песнопения.
 Его покаян.молитва"Господи и Владыко живота моего..." читается Вел. постом и призывает христиан к дух. обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды прп. Ефрема: его твор-я читались в церквах на собраниях верных после Свящ.Писания.Ныне по Уставу Церкви нек-рые его поучения читаются в дни поста.
 Между пророками св. Давид, по преимуществу, псалмопевец; между св.отцами Церкви прп.Ефрем Сирин - по преимуществу молитвенник. Дух. опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Прп.Ефрем писал по-сирийски, но его творения рано переведены на греч. и армян.языки, а с греч. - на латинский и славянский.
 В многочисл.творениях прп-ного встречаются картины жизни сирийских подвижников, где главное место занимала молитва, труд на общую брат. пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов одинаковы. Конечн. целью подвигов иноки считали богообщение и вселение Божеств. благодати в душу подвижника, наст. жизнь для них время плача, поста и трудов.
  "Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие - внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя - смерть, и дверь к ней - грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там - Бог". Непрестан.дух. трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние начинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее дух. усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит прп. Ефрем, тот воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум - тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога - в той мере насытится любовью Его. Человек, очистившийся и стяжавший благодать Духа Святого на земле предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению прп. Ефрема, не значит перейти из одной обл. бытия в др., а значит обрести "небесное" дух.состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторон. изволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.
 Залог обожения в нас - Крещение Христово, главный двигатель христ. жизни - покаяние. Прп. Ефрем Сирин был вел. учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния сжигают грех.  И еще - они животворят, преображают грех. естество, дают силу "ходить путем заповедей Господних", укрепляясь упованием на Бога. В огнен. купели Покаяния, писал он, "сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых".
 Прп. Ефрем, по смирению считая себя хуже всех, в конце жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги вел. пустынников. Он принят как желан.гость и получил большое утешение от общения с ними. Возвращаясь, посетил в Кесарии Каппадокийской свт. Василия Великого, к-рый хотел посвятить его во пресвитера, но прп-й счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в к-ром пребывал до смерти. 
 Позже свт. Василий Великий приглашал прп. Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить эту честь, по смирению считая себя недостойным.
 По возвращении в Едесскую пустынь прп. Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от голода. Сильным словом прп-й побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих построил богадельню для нищих и больных. Затем удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца жизни.
Тропарь преподобного Ефрема Сирина, глас 8
 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Ефрема Сирина, глас 2
  Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

    Прп. Феодосий Тотемский Суморин род. в Вологде ок. 1530 г. С юных лет воспитывался в христ. благочестии и страхе Божием. По настоянию родителей женился, но семейная жизнь не отвлекала от Бога. Он усердно посещал церковь и много молился дома, особенно по ночам. После смерти родителей и супруги удалился в Прилуцкий м-рь недалеко от Вологды. В обители Феодосии проходил послушания: носил воду, рубил дрова, молол муку, пек хлеб.
 Отправившись по поручению игумена в Тотьму смотреть за монаст. солеварнями, он испросил разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения архиеп.Никандра основать возле Тотьмы м-рь.  Феодосий назначен настоятелем новостроящ.обители, к-рая по грамоте 1554 свободна от податей. Прп-й обновил Тотемскую Ефремову пустынь и учредил в ней братство. Будучи настоятелем двух обителей, Феодосий продолжал вести подвижнич. жизнь: он изнурял тело веригами и власяницей, а под схимнич. кукулем носил железную шапку. Любя дух. чтение, настоятель приобретал для м-ря много книг.
 Преставился преподобный в 1568 г., погребен в основанном им м-ре. При гробе совершались чудеса. 2 сентября 1796 г. при перестройке Вознесенской церкви его мощи обретены нетленными, прославление их состоялось 28 января 1798 г., в день преставления.
Тропарь преподобного Феодосия Тотемского, глас 1
  От юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.
Ин тропарь преподобного Феодосия Тотемского, глас 2
 От мирскаго мятежа изшед,/ преподобне отче наш Феодосие,/ и в тихое пристанище достиг,/ преподобному Димитрию сожитель был еси,/ и оттуду, Божиим Духом направляемь,/ во град Тотьму преселился еси,/ и во отоцех водных обитель себе воздвигл еси,/ идеже равноангельное житие пожив,/ последовал еси Христу,/ Егоже ради власяну ризу и вериги на теле твоем носил еси./ Смирением и нищелюбием украсився,/ славу суетную презрел еси/ и отеческое имение добре расточил еси,/ молением же к Богу и слезными струями бесы посрамил еси,/ темже по успении твоем Христос даром чудес обогати тя./ Имея убо дерзновение ко Господу,/ преподобне отче наш Феодосие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Феодосия Тотемского, глас 8
 Воздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.
Молитва преподобному Феодосию Тотемскому
 О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Феодосие! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас, грешных, в толицех обстояниих сущих, виждь нас, немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных, потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниях наших. Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Емуже ты со Бесплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей Его благости да воздаст нам, на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и, к цельбоносным мощем твоим припадающе, недостойнии, исцеления просим: избави нас, угодниче Христов, от злых, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, преподобне отче Феодосие, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, душам нашим спасение и велию милость. Аминь.

  Прп.Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского м-ря в г. Торжке, родом из Венгрии. С братьями св. Моисеем Угрином и св.Георгием покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому кн.св.Борису, сыну равноап.вел.кн.Владимира. В 1015 г. на р. Альте со св.кн.Борисом погиб и брат Ефрема Георгий.
 Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, к-рую носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, он поступил в число монахов Киево-Печерского м-ря. Ефрем, находившийся, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял с собой.
  Оставив службу при княж.дворе, прп. Ефрем удалился на р.Тверцу, чтобы там вести уединен. иноч. жизнь. Возле поселилось несколько монахов, он в 1038 г. построил м-рь  св. кнн. страстотерпцев Бориса и Глеба. 
 Братия избрали его настоятелем. Близ м-ря у торгового пути к Новгороду, устроен странноприимный дом, где бесплатно содержались бедные и странники. Скончался прп.Ефрем в глубокой старости, его тело погребено в устроенном им м-ре, а в гроб, по его завещанию, положена голова брата, св. Георгия. Мощи прп. Ефрема обретены в 1572 г. Перенесение мощей прп.Ефрема Новоторжского совершено архиеп.Новгородским Леонидом. Празднование установлено при митр. Московском Данииле (1584-1587).
Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского, глас 1
 Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Ефрема Новоторжского, глас 8
 Яко Богоявленная Российская звезда,/ днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме./ Тем не престай моляся о стаде своем,/ сохраняли отечество твое, град же и люди,/ иже тебе верою почитающих/ и к честным мощем твоим усердно притекающих,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Богомудре Ефреме, отче наш.
Молитва преподобному Ефрему Новоторжскому
 О преславный Господень угодниче и Богом собраннаго зде о тебе стада Христова предобрый пастырю и наставниче, преподобне и богоносе отче наш Ефреме! Приими убогое сие наше и малое от любви душевныя приносимое тебе моление и не презри нас, грешных, требующих твоея помощи и заступления. Се бо мы, предстателя тя в нуждах непостыднаго стяжавше, верою несумненною тебе в ходатайство призываем, ты же, яко велие имеяй дерзновение ко Господу и Пречистей Его Матери, буди молитвенник, помощник и ходатай о всех, со тщанием в Божественный твой храм приходящих, честных же и многоцелебных мощей твоих со страхом и благоговением прикасающихся, услыши ны, святче Божий, и призри милостивым оком на предстоящия цельбоносному твоему гробу люди. Вемы бо воистину, яко аще по отшествии твоем плотию и разлучился еси от нас, но духом неотступно пребываеши с нами, тем и вся нам, яже ко спасению полезная, усердне просящим, молитвами твоими подати можеши. Простри убо преподобныя длани твоя, о добрый и великий наш заступниче, и не престай молитися о стране нашей и о людях, на всяком месте благочестно тебе на помощь призывающих. Сохрни же вся грады и страны Российския от нашествия иноплеменник, междоусобныя брани, тлетворных ветр и от всякаго губительнаго зла. Всех нас избави от всяких бед и скорбей. Яко да тобою управляеми, многомятежное маловременнаго жития сего море безбедне преплывше, достигнем в желаемое оное небесное пристанище и прославим Всесвятую, Равночестную и Единосущную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  Прп. Ефрем Печерский, еп.Переяславский, до пострижения в монашество был казначеем и заведовал хоз-вом при дворе вел.кн.киевского Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054-1068). Тяготясь суетлив. жизнью и пожелав принять монаш-во, получил благословение св. Антония Печерского и пострижен игум. Никоном.
 Разгневанный князь потребовал, чтобы Ефрем вернулся домой, угрожая заключением в темницу и уничтожением монаст. пещер. Прп. Антоний с братией вышел из м-ря и решил перейти в др.место. Но Изяслав Ярославич убоялся гнева Божия, внял уговорам вел. и снял опалу с м-ря.
 Св.инок Ефрем вынужден удалиться. Он уехал в Константинополь и поселился в одном из м-рей. В Константинополе св. Ефрем, по просьбе прп.Феодосия, списал Студийский устав и переслал в Киев. Получив устав, прп.Феодосий ввел его в м-ре.
 После 1072 г. Ефрем поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита. Он украсил Переяслав церквами и гражд. зданиями, по греч.образцу возвел вокруг города камен. стены. Он устроил бесплатные больницы для бедных и странников, построил несколько обществ. бань. 
 В 1091 г. прп. Ефрем принимал участие в открытии и торжеств. перенесении мощей прп.Феодосия. В древности существовало не дошедшее до нас житие святителя. Сведения о нем есть в житии прп.Феодосия, в рус. летописях. Свт.Ефрему приписывается сказание и похвал. слово Николаю Чудотворцу.
 Скончался святой в 1098 г. Прп. Ефрем погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерского м-ря.   Память  также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского, глас 8
 Духом горя путешествия к святым местом, / странствовал еси в Греческую землю, / святителю Ефреме, / отнюдуже со многою пользою возвращаяся, / устав святаго Студийскаго монастыря списав, / аки некий многочестен дар, семо принесл еси, / имже и днесь Церковь Российская управляема / славит тебе, истиннаго о ней промысленника.
Кондак прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского, глас 8
 Церкви Православной Российской по желанию Богоноснаго Феодосия устав Студийский принесшаго,/ во святйтелех же светло просиявшаго/ и стадо свое добре упасшаго,/ восхваляем тя, Ефреме,/ яко молящася Господеви о всех нас.

 Прп. Палладий пустынник подвизался в горной пещере близ Антиохии Сирийской. За подвижнич.жизнь получил от Господа дар чудотворений. Однажды возле пещеры найден убитый разбойниками купец. Народ обвинил в убийстве св. Палладия, но, по молитве святого, мертвый воскрес и назвал убийц. Скончался преподобный в кон. IV в., оставив несколько назидат. сочинений.

    Прп.Исаак Сирин, еп.Ниневийский, жил в VII в.С братом поступил в м-рь Мар Матфея. Ученость и подвижнич. образ жизни выделяли братьев, им предлагали начальствование над м-рем. Прп.Исаак, стремясь к безмолвию, ушел из м-ря в затвор. Брат убеждал вернуться в обитель, но преподобный не соглашался. Но, когда слава о св. жизни прп. Исаака распространилась повсюду, он возведен на еп. кафедру г. Ниневии. Видя грубые нравы жителей города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их, тосковал по тишине отшельнич. жизни. Это тяготило св.мужа, и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь жил до смерти, достигнув высокого дух. совершенства.
   После смерти прп. Исаака Сирина с нач.VIII до нач. XVIII в. в Европе не было известно о нем, кроме имени и сочинений. В 1719 г. в Риме опубликовано жизнеописание прп-ного, составленное аноним.автором арабом. В 1896 г. сведения о прп.Исааке расширились. Франц. ученый-сотериолог аббат Chabot опубликовал творение сирийского историка VIII в. Иезудены, епископа Басры, где были сведения о прп.Исааке Сирине.

 Суморинская -Тотемская икона Божией Матери прославилась многими чудесами в Спасо-Суморинском м-ре г.Тотьмы. Когда жители города обратились к царю Иоанну Грозному за разрешением построить м-рь в городе, ростовский архиеп. Никандр в 1554 г. выдал прп. Феодосию грамоту на построение.
 Игумен Прилуцкого м-ря благословил преподобного иконой Божией Матери на успешное строительство новой обители.
Икона получила наименование Суморинской-Тотемской (Суморинской - по фамилии прп. Феодосия - Суморин). После смерти преподобного чудотв. икона находилась в киоте перед ракой святого в Вознесенском храме обители. Многим больным прп. Феодосий являлся держащим эту икону в руках.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения