Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап. и еванг. Марка (63). Прп. Сильвестра Обнорского (1379). Прп.Василия Поляномерульского(1767). Цареградской ик.Божией Матери (1071).

08 Май 2018 г. Вторник

  Св. ап. и еванг. Марк, называемый Иоанн-Марк (Деян. 2,12), апостол от 70-ти, племянник ап. Варнавы, род. в Иерусалиме. Дом матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. По церк. преданию, в ночь крестных страданий Христа следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк.14.51-52). После Вознесения Господня дом матери св. Марка стал местом молитвенных собраний христиан, пристанищем для некоторых апостолов (Деян.12,12).
  Св. Марк был ближайшим сподвижником апп. Петра, Павла и Варнавы. С апп. Павлом и Варнавой св. Марк был в Селевкии, оттуда отправился на о. Кипр и прошел его с востока на запад. В г. Пафе св.Марк был свидетелем, как ап. Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян.13,6-12). После трудов с ап. Павлом св. Марк вернулся в Иерусалим, затем с ап. Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
  Во время второго благовестнического путешествия ап. Павла св.Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда отправился на проповедь с ап. Варнавой на Кипр, затем опять ушел в Египет, где с ап. Петром основал Церкви, в т. ч. в Вавилоне. Из города ап. Петр направил послание малоазийским христианам, в к-ром с любовью отзывался о св.Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).
 Когда ап. Павел находился в узах в Риме, ап. Марк был в Ефесе, где кафедру занимал свт. Тимофей. С ним ап. Марк прибыл в Рим. Там он написал св.Евангелие (ок. 62 - 63).
 Из Рима св. Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христ. училищу, из к-рого впоследствии вышли знаменитые отцы и учители Церкви - Климент Александрийский, свт. Дионисий, свт. Григорий Чудотворец и др. Ревнуя о устроении церк.Богослужения, св. ап. Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.
   Затем св. Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние обл. Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время путешествия св.Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, к-рому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял св. апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, они собирались убить св.ж Марка.
 Узнав об этом, св. апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.Язычники напали на св. Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, поволокли по улицам города и бросили в темницу. Там св. Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На след. день разъяренная толпа повлекла св. апостола по улицам города на судилище, но по дороге св. Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".
  Язычники хотели сжечь тело св. апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело св. апостола и погребли в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 г.
  В 310 г. над мощами св. ап. Марка построена церковь. В 820 г., когда в Египте установилась власть арабов-магометан и христианскую церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
  В древней иконографической традиции, усвоившей св.евангелистам символы, заимствованные из видения св. Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), св. еванг. Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). 
 Св. Марк писал Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к ап. Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что  Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. 
 Одной из центр. богословских тем в Евангелии св. Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что людям невозможно. При действии Христа (Мк.16,20) и Духа Святого (13,11) ученики идут по миру и проповедуют Евангелие всей твари (13,10;16.15).
Тропарь апостола Марка, глас 3
  Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Марка, глас 2
 С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко     всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

 Прп. Сильвестр Обнорский был учеником прп. Сергия Радонежского. После прохождения послушаний в Троицкой обители прп. Сильвестр получил благословение на пустынножительство.
  В глухом лесу на реке Обноре, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о св. отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто.
  Путник упросил святого рассказать о себе. Прп. Сильвестр сказал, что живет тут немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор прп. Сильвестр не испытывал бедственного состояния.
  Крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес хлеба и муки на запас. Достаточно было встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Вскоре начали приходить крестьяне из окрестных селений. Прп. Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом.
   Когда собралась братия, преподобный отправился в Москву и испросил у свт. Алексия (1354 - 1378) благословение на создание храма Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил игуменом обители. С построением храма число братии выросло, и преподобный часто удалялся для молитвы в дремучий лес. Это место получило название "заповедной рощи", так как прп. Сильвестр запретил рубить там деревья. В глубине рощи преподобный вырыл три колодца, а четвертый - на склоне горы у реки Обноры. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его ждало много народа, каждый хотел получить благословение и услышать поучение.
  Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, скорбели о предстоящей кончине святого. "Не скорбите, братия мои возлюбленные, - говорил в утешение преподобный, - на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь Господу Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться от искушений лукавого". Преподобный скончался 25 апреля 1479 г. и погребен справа от деревянного Воскресенского храма.
  Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 г., в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). Поучительно чудо, совершившееся в 1645 г. Иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.
Тропарь преподобного Сильвестра Обнорского, глас 6
  Иже измлада Христа возлюбив/ и верою к Нему приближся,/ изнурил еси, в пустыни живый, многострадальное тело твое./ Тем, блаженне Сильвестре, со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога мир мирови даровати/ и буди помощник верою призывающим тя на помощь/ и чтущим святую память твою.
Кондак преподобного Сильвестра Обнорского, глас 6
 Подвигом добрым подвизался еси, преподобне,/ и душу твою, яко жертву чисту и непорочну,/ Духу Святому принеся еси,/ и по смерти твоей стадо твое духовное соблюдавши,/ и в болезнех скоро посещавши./ Темже молим тя, преблаженне:/ с лики преподобных моли Христа Бога,/ да спасет православный христианы/ и подаст людем в мире глубоце устроитися, да зовем ти:/ радуйся, Сильвестре, иноком духовный пастырю и наставниче.
Молитва преподобному Сильвестру Обнорскому
 О честная главо! Духа Святаго обиталище и Ангелов собеседниче, преблаженне отче Сильвестре! Житием богоугодным венец славы Небесныя стяжавый и у Господа дерзновение велие имый, молися о рабех твоих, с верою твоея помощи требующих и с упованием на милосердие твое к тебе прибегающих. Испроси у Господа Человеколюбца всем людем, коемуждо для благаго жительствования и спасения потребная: Церкви — мир и тишину, православным христианом — на враги победу и одоление, недужным — исцеление, сирым — вспоможение, немощствующим верою — в вере утверждение, юным — в благочестии воспитание, всем людем — безмятежие и от всех бед и скорбей избавление, воззываемым от жизни сея временныя — святое напутствие, преставльшимся — блаженное в Господе упокоение. Услыши, богоносне, усердное моление грешных и недостойных раб твоих и милости твоя богатыя излей на ны, да, щедротами твоими обогащаеми, славим всечестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго, Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

   Прп.Василий Поляномерульский (Пояномерульский) род. ок. 1692 г До переселения во Валахию святой жил с России в Мошенских горах недалеко от Киева. Он покинул родину в 20-х гг. XVIII в., когда для монашества в России наступили трудные времена, особо после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях.
 В XVIII в. многие русские и украин. иноки переселялись в княжества Молдо-Влахии, благосклонно приняты церк. властями. С монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем прп. Василий поселился в пустыне Валя-Шкьопулуй,затем перешел в Дэлхэуцкий скит, где рукоположен во иерея.
Инок обладал даром дух. наставничества, являл пример для подражания, вокруг собирались монахи. Ок. 1730 г. из-за увеличения братии святой ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав уединен. место у истоков р. Бузэу в зоне изгиба Карпат.
 С согласия Рымникского м-ря, святой начал строительство Поляномерульского (Пояна-Мерулуй) скита с дерев. храмом Рождества Пресв. Богородицы, завершив строит-во в 1733 г. Прп-ный установил в скиту общежит. правила Василия Великого и богослужение по Афон.уставу, как принято в др.румынских обителях. Поляномерульский скит стал одним из самых значит. дух. центров Молдо-Влахии, под дух. рук-вом святого были 11 скитов и пустыней.
  В 1743 г. в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон – прп. Паисий Нямецкий (Величковский). Он прожил в братстве более 3-х лет и оставил свид-ва о подвижнич. жизни учеников св. Василия. Прп. Василий в значит. мере предопределил подвижнич. путь прп. Паисия, хотя не был в послушании у старца и не посещал Поляномер. скит. Виделись они, когда св.Василий навещал учеников в др.скитах, беседовал о монаш. жизни, побуждая братию к аскетич. подвигам и ежедневн. чтению святоотеч. писаний.
 В 1746 г. прп. Паисий ушел на Афон, но его дух. общение со св. Василием не прервалось. Первый ученик прп. Паисия, Виссарион, родом из Валахии, отправлен на Афон св. Василием, от приезжавших на Афон монахов прп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал соч-ния св. Василия.
  Свои аскетич. воззрения прп. Василий изложил в предисловиях к твор-ям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского, игум. Исихия Иерусалимского и прп. Нила Сорского. Это поучения об умной молитве. Старец указывал на «неправильность мнения тех, кто думает, будто умное делание прилично только совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают моление только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая, что внешнее моление назначено св.отцами только как временное в виду младенчества нашего ума, с тем, чтоб мы, совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и не оставались при одном внешнем молении».
У Свящ. Синода Румынии возникли сомнения по каноничности поучений прп-ного. В 1749 он вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся во Валахии. На все вопросы святой дал исчерпыв. ответы на основе Свящ. Писания и святоотеч. творений. Его поучения о посте и умной молитве рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил писать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. Прп-ный попросил разрешения изучить Типиконы афон. м-рей и в 1750 г. прибыл на Афон, где посетил прп. Паисия, к-рого постриг в мантию; на Афоне оба старца имели общего духовника – о. Даниила. Взаимные дух. связи прослеживаются и после переселения в 1763 г. прп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 г. св. Василий чрез ученика иеросхимон. Алексия просил прп. Паисия прислать книгу творений св. Симеона Нового Богослова.
  Прп. Василий был духовником многих скитов, заботилсяи о мат. нуждах многих монахов. В 1757 г. старец посетил Яссы, где получил помощь для поляномерульск. скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 г. разделил Поляномерульское братство на 2 части. Богослужение в скиту совершалось на церковносл. языке, румыны просили старца, чтоб богослужение совершалось на их языке. Считая просьбу справедливой, предложил румын.инокам остаться в скиту, старец с учениками-славянами должен перейти в др. место. Но румын. иноки решили уйти сами, признавая за святым право остаться в основан. им обители. Старец разделил имущество скита на 2 части, снабдил ушедших учеников книгами и церк.утварью, господарской грамотой.
 В 1766 г., предчувствуя кончину, святой написал письмо странствовавшему ученику иеросхимонаху Алексию (другу прп. Паисия), прося вернуться в обитель. 25 апреля 1767 г. святой преставился, погребен в Поляномерульском скиту. Настоятелем скита пред смертью назначил иеросхим. Феодосия, к-рый, в преклон. летах, не смог долго управлять братством, поэтому по совету прп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхимон. Алексия.
 Поучения святого оказали значит. влияние на рус. и румын. монашество. Свтт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия, наряду с пеп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетич. делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали труды старца желающим «успешно заняться Иисусов. молитвою». Прп.Василий канонизирован в октябре 2003 г.

    Чудотв. икона Цареградская яв-сь 25 апреля 1071 г. Др. сказаний о ней не имеется. Список с нее находится в Елиазаровском м-ре в 25 верстах от Пскова.
 В Старорус. соборе Новгород. епархии находится также святочтим. икона Цареградской Богоматери. Икона мерою в 2 дюйма, выбита на грифельн. доске. По преданию, в древние времена 2 монаха из Царьграда, проездом чрез Старую Руссу, слушали литургию в соборе и оставили на память эту икону. К ней притекают во множестве с молитвою веры.
 Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля свершается в честь местночтим. иконы в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Изображение образа отлично от Цареградской иконы Пресв.Богородицы, празднество к-рой 17 сентября, хотя она явл-ся списком с нее.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской, глас 1
  Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской, глас 8
 Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Цареградской
 К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

        

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения