Версия для печати
На страницу списка праздников

Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438)

09 Февраль 2018 г. Пятница

 Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, род. в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Отец, Секунд, умер после рождения сына. Мать св. Иоанна, Анфуса, оставшись в 20ь лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христ. благочестия.
 Юноша учился у лучших философов и риторов. Буд. святитель рано обратился к углубленному изучению Свящ. Писания и молитв. созерцанию. Свт. Мелетий,еп.Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил в вере и в 367 г. крестил. Через 3 года св.Иоанн поставлен во чтеца.
 После того, как свт.Мелетий отправлен в ссылку имп.Валентом в 372 г., Иоанн с Феодором (позже еп. Мопсуетским) учился подвижнич. жизни у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особое влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.
  Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, к-рое называл "истинной философией". Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными для занятия епископ. кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако св.Иоанн, уклонившись из смирения от архиер.сана, тайно содействовал посвящению Василия. Св. Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое творение правосл. пастырск. богословия. 4 года провел святой в трудах пустыннич. жительства, подвизаясь под рук-вом опытного дух. наставника. Здесь написаны 3 книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноч. звания.
 Два года святой хранил полное безмолвие в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн возвратился в Антиохию. В 381 г. св.еп.Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Послед. годы посвящены работе над новыми богослов.творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".
  В 386 г. св. Иоанн хиротонисан еп.Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Св. Иоанн оказался блестящим проповедником, за дар Богодохнов. слова получил от паствы наименование "Златоуст". 12 лет святой при стечении народа дважды в неделю, а иногда каждодневно проповедовал в храме, потрясая слушателей. В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Свящ. Писания св. Иоанн обращается к свящ. герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые книги Свящ. Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отд. тексты св. Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
  В нач. Великого поста 388 г. святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом.  Толкование книги Бытия закончено в конце октября. С Пасхи след. года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в кон. 389 г. перешел к Евангелию от Матфея. В 391 г. антиохийские христиане слушали его толкование на Послания св. ап. Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 г. он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам св. Иоанн обличал антиохийский раскол.
Росла слава св. проповедника, и в 397 г., по преставлении Константинопольского архиеп.Нектария, преемника свт. Григория Богослова, он вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице св.архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с дух.совершенствования священства. Лучшим примером был сам. Средства,что предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды
  Ревность святителя к утверждению христ. веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую обл. Им поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников св.Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему условия императору, открыть в Константинополе арианский храм.
Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно имп.двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда имп. Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась, когда недоброжелатели сказали, будто святитель в поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других - постановил низложить св. Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни.
 Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все пути Его". Клеветники бежали в Александрию. Но через 2 месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 г. состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать св. Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел храм Св.Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 г. умерла Евдоксия.   Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
 Находясь в Армении, святитель старался укрепить своих дух.чад. В многочисл. письмах (сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно друзьям в Константинополе св. Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.
   Зимой 406 г. свт. Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги не унимались. Из столицы пришел приказ перевести св. Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа св. Василиска, утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе"), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами "Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября 407 г.
Св. мощи Иоанна Златоуста торжественно перенесены в Константинополь в 438 г. Ученик св. Иоанна прп. Исидор Пелусиотский писал: "Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой".
  Свт.Иоанн Златоуст пользовался любовью и уважением народа, скорбь о безвременной кончине жила в сердцах христиан. Ученик свт.Иоанна, св.Прокл, Патр. Константинопольский (434-447), совершая Богослужение в храме Св.Софии, произнес проповедь, в к-рой, прославляя свт.Иоанна, говорил: "О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. "
 Присутствовавшие в храме, глубоко тронутые словом свт. Прокла, не дали окончить проповедь и  умоляли Патриарха ходатайствовать пред императором, чтобы мощи свт. Иоанна перенесены в Константинополь. Император, убежденный свт. Проклом, повелел перенести мощи свт. Иоанна, но посланные люди не могли поднять св. мощи до тех пор, пока император, поняв  ошибку, не прислал послание к свт. Иоанну, смиренно прося прощения за себя и за мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба свт. Иоанна и легко подняли мощи, внесли на корабль и доставили в Константинополь.  Рака с мощами поставлена в церкви св.мц.Ирины.
 Патриарх открыл гроб: тело свт.Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя перенесена в церковь св. Апостолов. Народ воскликнул: "Приими престол твой, отче!" Тогда патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что свт. Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем".
 В IX в. на праздник перенесения мощей свт.Иоанна Златоуста написаны церк.песнопения
Тропарь святителя Иоанна Златоуста, глас 8
 Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоуста, глас 1
 Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.
Молитва святителю Иоанну Златоусту
 О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком - послушания образ, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь, от  Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды гонимым - терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения