Версия для печати
На страницу списка праздников

Прпп.Ксенофонта,Марии,сынов.Аркадия,Иоанна. Прп.Ксенофонта Робейск. Мчч.Анании пресвит.,Петра,темничн.стража, 7 воинов. Прп.Симеона Ветх. Перен.мощей прп.Феодора,игум.Студийск. Свт.Иосифа,архиеп.Солунск. Блгв.Давида IV Возобновителя,царя Иверии и Абхазии

08 Февраль 2018 г. Четверг

  Прп. Ксенофонт, жена Мария и сыновья Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V в. Несмотря на богатство и знатность, отличались душевной простотой и добросердечием. Желая дать сыновьям Иоанну и Аркадию хорошее образование, отправили их в финикийский г. Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на к-ром плыли братья, потерпел крушение. Братья выброшены на берег в разных местах. Скорбя, посвятили себя Богу и приняли иночество.
 Родители долго не получали известий о детях, считали их погибшими. Однако прп. Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал жену Марию, советовал верить, что дети сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по св.местам и встретили в Иерусалиме сыновей, подвизавшихся в разных м-рях. Супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего семью. 
  Оставшуюся жизнь прп.Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Прп.Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. 
 Прп.старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений.
Тропарь преподобных, глас 4
  Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобных, глас 4
  Житейскаго моря избегше,/ Ксенофонт праведный/ с сопружницею честною/ на Небесех свеселятся с чады,// Христа величающе.
Ин кондак прп.Ксенофонта, Марии и чад их глас 4. Подобен: Явился еси:
  В заповедех бодрствовал еси Владычних,/ нищим расточйвый твое богатство, блаженне,/ тихо с сопружницею и чады твоими,/ темже наследуете/ Божественное наслаждение.

  Прп.Ксенофонт Робейский был учеником прп. Варлаама Хутынского. В Хутынском м-ре был настоятелем после игум. Исидора (+1243). Оставив игуменство, прп. Ксенофонт на берегу р. Робейки (у Новгорода) основал Троицкую обитель. Здесь блаженно почил 28 июня 1262 г.
Тропарь преподобного Ксенофонта Робейского, глас 4
  Пустыни явился еси доброе прозябение, / отче преподобне, / от юности бо чистое житие изволил еси, / духовному учителю последуя, / и, того учением ум твой к Небесным вперив, / в пустыню вселился еси, / и в ней обитель создал еси, / и стаду твоему премудр наставник показался еси, / великому же Новуграду похвала и утверждение, / темже и Христос, яко пресветла светильника, / чудесы обогати и прослави тя. / Ксенофонте, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Св. мчч.Анания, пресвитер, Петр, темничный страж, с ними 7 воинов пострадали в Финикии в 295 г. Во время гонений на христиан имп.Диоклитиана (284-305) к финикийскому правителю Максиму привели св.Ананию за исповедание веры во Христа и нежелание поклоняться идолам. 
  Его избивали молотками, жгли огнем и на опаленное тело сыпали соль. После страшных пыток по молитве св.мученика разрушился идоложертв. храм и в нем идолы. Св. мученика заключили в темницу. Охранявший его Петр и 7 др. воинов, ставшие свидетелями мучений св. пресвитера Анании, уверовали во Христа, за что после долгих мучений утоплены в море.

Прп. Симеон Ветхий назван так в отличие от прп. Симеона Столпника, подвизавшегося в Сирии в V в., в детстве ушел в пустыню в Сирии и поселился в пещере в совершенном уединении.
  Непрерывная молитва, внутреннее самоуглубление и богомыслие были постоянным его занятием. Подвижник питался травами вокруг пещеры. Когда к нему пришли люди для наставлений, он, чтобы сохранить безмолвие, оставил пещеру и переселился на одну из гор Аманского хребта.
 Но и здесь уединение подвижника нарушалось множеством посетителей. Тогда прп. Симеон удалился на Синайскую гору, где некогда пророк Моисей получил откровение от Бога. Божиим Промыслом, после недолгого пребывания на Синае, св.подвижник возвратился в Аман, где основал две обители: одну на вершине горы, другую у ее подножия.
 Являясь настоятелем обителей, прп.Симеон духовно назидал иноков, предупреждал о кознях врага рода человеческого,учил бороться с искушениями, ободрял и укреплял в подвигах, возбуждая к размышлению о спасении. За святость жизни прп.Симеон получил от Бога дар чудотворений. После многотрудн. подвижнич.жизни прп.Симеон преставился Богу ок. 390 г.

 Прп. Феодор Студит род. в 758 г. в Константинополе в семье сборщика податей, благочест. христиан. Образование получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.
 В империи распространилась ересь иконоборцев, к-рую поддержал имп. Константин Копроним(741-775). Взгляды иконоборца и его двора противоречили религ. чувству Фотина, сторонника Православия, он оставил гос. службу. Родители св.Феодора, раздав имение бедным, расстались, приняв монаш. постриг.
Феодор стал известен, участвуя в многочисл. диспутах об иконопочитании. Оратор. ис-во, свободн. владение логикой, глубокое знание христ. догматики, Свящ. Писания неизменно приносили победу в диспутах св.Феодору, ревностн. обличителю иконоборч. ереси.
Церк.раздоры умирил VII Вселен. Собор, созванный по инициативе блгч. имп. Ирины. Вселенский Собор как высший авторитет в Церкви обличил и отверг иконоборчество.
 Среди отцов Собора был блж.Платон, дядя прп.Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец, блж. Платон по окончании Собора призвал племянников - Феодора с братьями Иосифом и Евфимием - к иноч. жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в дух. жизни родственника.
 Оставив Константинополь, отправились в мест. Сакудиан, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота места, труднодоступность для праздных людей понравились старцу и его племянникам, они решили остаться. Постепенно к храму св. Иоанна Богослова, к-рый построили братья, начали стекаться жаждущие монаш. подвига. Так возник м-рь, игуменом к-рого стал блж. Платон.
  Жизнь инока Феодора была подвижнической. Он трудился на самых тяж. работах, строго хранил пост,  каждый день исповедовался у дух. отца старца Платона, тщательно исполнял  советы и наставления. Ежедневно прп.Феодор читал Свящ. Писание и святоотеч. творения, среди к-рых особо близки творения Василия Великого.
 Чрез несколько лет иноч. жизни по настоянию дух. отца прп. Феодор принял сан пресвитера. Когда блж. Платон ушёл на покой, братия единодушно избрала прп. Феодора игуменом м-ря. Склоняясь пред желанием духовника, прп.Феодор принял избрание, но возложил на себя еще большие подвиги. Братию вразумлял примером добродет. жизни, сердечн. отеческ. поучениями.
 Когда император преступил церк. каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монаш. келий. Прп.Феодор разослал по м-рям послания, где объявил имп. Константина VI (780-797) отлученным от Церкви за разорение Божеств. установлений о христ. браке. 
 Прп.Феодора и 10 сподвижников отправили в ссылку в г. Солунь. Но и оттуда звучал обличающ. голос его. Св.Ирина, возвратившая престол, освободила прп.Феодора в 796 г., передала ему опустевший при Копрониме Студийский м-рь. В обители святого собралось ок. 1000 иноков. Для управления м-рем прп. Феодор написал устав иноч. жизни, получив название Студийского. Прп. Феодор выступал с посланиями против иконоборцев. За догмат. соч-ния, каноны и трипеснцы блж. Феостирикт назвал прп.Феодора "пламенным учителем Церкви".
Когда имп.престол захватил Никифор, свергнув благочест.имп.Ирину, грубо нарушил церк.установления, властью приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, прп.Феодор выступил с обличением императора. После истязаний его отправили в ссылку, где пробыл более 2-х лет.  Освободил его имп. Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго предсказал прп.Феодор.
 Чтоб избежать междоусобной брани, имп.Михаил уступил престол военачальнику Льву Армянину. Новый император был иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить его, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание, отдал на поругание св.иконы. В ответ на беззаконие прп. Феодор совершил с братией крестный ход вокруг м-ря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император угрожал святому смертью, но преподобный открыто утверждал верующих в Православии. Тогда император отправил прп.Феодора и ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.
 Истязаемые палачами, к-рых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, прп-ный исцелил от болезни воеводу - царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.
  Льва Армянина, убитого воинами, сменил веротерпимый имп.Михаил II Травлий. Он освободил из заточения всех правосл. отцов и исповедников, но запретил иконопочитание в столице.  Преподобный не вернулся в Константинополь и поселился в Вифинии в г. Херсонесе, близ церкви св. мч. Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, прп.Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию. 
 Предуведав кончину, святой призвал братию и завещал хранить Православие, почитать св.иконы и соблюдать монаст.устав. Затем повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов "во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси" – прп. Феодор отошел ко Господу, в 826 г.
  В тот же час было видение прп.Илариону Далматскому. Воссиял свет небесный, послышалось пение, и был глас:"Это душа прп. Феодора, пострадавшего до крови за св. иконы, отходит ко Господу".
 Прп. Феодор при жизни и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его св.угоднику Феодору Студиту.
 26 января память перенесения мощей прп.Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 г.
Тропарь преподобнаго Феодора Студита, глас 8
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим
Кондак преподобнаго Феодора Студита, глас 2
 Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас.

 Свт.Иосиф, архиеп.Солунский, брат прп.Феодора Студита, с к-рым он подвизался под рук-вом прп.Платона в м-ре Сакудион. За подвижнич. жизнь прп. Иосиф избран архиеп. Солуни. С братом выступил против незакон. брака имп.Константина (780-797), за что после мучений заточен в темницу на пустын.острове. Имп.Михаил Рангав (811-813) освободил свт. Иосифа.
 При имп. Льве V Армянине (813-820) святитель вновь пострадал  с братом, прп.Феодором, за почитание св.икон. В темнице его подвергали пыткам, но святитель был непоколебим. Император-иконоборец требовал, чтоб он подписался под иконоборч. исповеданием веры. За отказ святителя бросили в смрадную темницу. 
 При имп.Михаиле Косноязычном (820-829) свт. Иосиф с др. иноками, пострадавшими за иконопочитание, освобожден. Последние годы провел в Студийском м-ре, где преставился в 830 г.
 Свт.Иосиф, архиеп.Солунский, известен как дух. песнописец. Им составлены трипеснцы и стихиры Триоди Постной, канон покаянный в Неделю блудного сына и др.песнопения. Им написаны несколько слов на праздники, из к-рых наиболее известно Слово на Воздвижение Честного Креста Господня.

 Св. блгв. Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089-1125; по др. источн. 1084-1125; в совр. изд. Давид IV Строитель), - выдающ. гос., культурн. и церк. деятель Грузии. Воспитан духовником прп. Арсением Икалтойским, извест.богословом и ученым-энциклопедистом.
 Название "Возобновитель" дал св. царю Давиду грузин. народ за вел. труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузин. Правосл. Церкви. Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизов. гос-во. Грузин.Церковь, в процветании к-рой царь видел залог единства гос-ва, явл-сь предметом особого попечения. Св. Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церк. каноны, охранял их и утверждал. По инициативе св. Давида Возобновителя в 1103 г. созван Церк. Собор в Руиси, постановления к-рого содействовали укреплению канон. жизни Церкви и утверждению церк. благочиния.
 Человек высокообразованный, св. Давид поощрял развитие наук, основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование св. Давида Возобновителя в Грузии воздвигнуты десятки храмов и м-рей, создавались новые и расширялись старые города. Много забот уделял блгв. царь процветанию грузин. обителей в Палестине и Синае, Антиохии и на Св. Горе Афон. Когда св. Давид решил воздвигнуть храм вмч. Георгия, к помощи к-рого постоянно прибегал в освободит. битвах, св. Георгий яв-ся ему в видении и указал место постройки храма.
 Понимая миротворчество как осуществление заповеди Господней (Мф.5,9), царь Давид примирил кипчакского хана Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяльском ущелье. В 1123 г., незадолго до кончины, блгв. царь освободил Армению от турецк. засилья. Он повелел вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. По преданию, когда царь подошел в одном из храмов ко гробу своей бабки, супруги армян. царя Гагика I: "Радуйся, царица! Бог избавил храм твой от агарян", внезапно послышался глас: "Богу благодарение".  Забота царя Давида о воссоединении с Армян. Церковью выразилась в созыве Церк. Собора в г. Ани, на к-ром часть армян. епископов-монофизитов склонилась к принятию Православия (в целом Собор не привел к желаем. результатам). Патриот. подвиги св. Давида не мешали ему совершать подвиг духовный. С юных лет святой имел основу премудрости - страх Божий (Притч.1,7), побуждавший его к добрым делам. Любим. занятием св. Давида было чтение Свящ. Писания. О высок. духовности свидетельствует составл. им "Покаянный канон", состоящий из 9 скорбных и умилит. песней.
 Почувствовав приближение смерти, св.царь Давид составил дух. завещание, в к-ром, передавая управление страной сыну Димитрию, писал:"Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он... Все совершил я силой Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение". Причастившись Св. Таин. "со славословием на устах он предал свою душу Господу, на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года".
  Царь погребен в Гелатском м-ре, при входе в привратную церковь. Спустя нек-рое время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, перенесены под престол соборн. храма. В кон. XIII в. св. царь Давид III Возобновитель прославлен, ему составлена служба.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения