Версия для печати
На страницу списка праздников

Собор новомчч. и исповедников Рус.Церкви. Свт.Григория Богослова,архиеп.Константиноп. Прп.Анатолия Оптинск.Старшего. Сщмч. Владимира, митр.Киевск. Свт.Моисея, архиеп.Новгородск. Мц.Филицаты,сыновей. Прп.Поплия Сирийск. Прп.Мара певца. Ик.«Утоли моя печали

07 Февраль 2018 г. Среда

 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля, в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
 В этот день Св. Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение совершается по определению Свящ. Синода Рус. Правосл. Церкви от 30 января 1991 г. на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.
 Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собств. гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчисл. множество правосл-х: мирян, монахов, священников, архиереев, единств. виной к-рых стала твердая вера в Бога.
 Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинств. безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагич. ошибок и болезненных заблуждений народа. В мир. истории еще не было такого, чтоб столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мчч.).
 Среди пострадавших за веру в ХХ в. – свт. Тихон, патр. Московский и всея Руси, избрание к-рого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); св. царственные страстотерпцы; сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1937); сщмч. Владимир, митр. Киевский и Галицкий (1918); сщмч. Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; сщмч. митр. Серафим (Чичагов) (1937); ключарь Храма Христа Спасителя сщмч. протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы вел кн. Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых явленных и неявленных.
Тропарь новомучеников, глас 4
 Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века
Кондак новомучеников, глас 2
 Новии страстотерпцы Российстии,/ исповеднически поприще земное прошедши,/ страданиями дерзновение приимшия,/ молитеся Христу на вас призревшему,/ яко да молящиися вам в час испытания веры их, / мужества дар приимут./ Образ бо есте нам, лобызающим стопы ваша,/ яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть,/ от любве Божия разлучити вас не возмогоша.

Свт.Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский, вселенский учитель Церкви, род. в знатной христ. семье в 329 г. в Арианзе (недал. от г.Назианза Каппадокийского). Отец, свт.Григорий, был еп.Назианским. Мать,св.Нонна, молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Как ей открыто в сновидении, назвала первенца Григорием. Когда сын выучился читать, мать подарила Свящ.Писание. Св.Григорий получил разностороннее образование: после занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Для завершения образования буд.святитель отправился в Афины. На пути из Александрии в Элладу в 352 г., во время страшного многодневн.шторма, боялся, что "убийственные воды лишат  вод очистительных". "20 дней и ночей, - рассказывал св. Григорий, - лежал я на корме, моля Бога о спасении,  дав обет посвятить себя Богу, и по обету спасся".
  6 лет провел святитель в Афинах, изучая риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Его учителями были известные риторы Гиморий и Проэресий. Со св.Григорием учился св.Василий, буд. архиеп.Кесарии Каппадокийской. Дружба в школе Кесарии выросла в глубокие дух. узы. Знакомство с Юлианом, буд.имп.(361-363) - отступником от веры Христовой, обернулось непримиримой враждой.
  По завершении образования св.Григорий остался в Афинах, преподавал красноречие. Он прекрасно знал языч.дохрист. философию и литературу. В 358 г. св.Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. В 30 лет принял от отца св. Крещение. Теперь, для кого "более значило быть последним у Бога, чем первым у царя", колебался, какой путь "предпочесть: созерцательный или деятельный".
   По приглашению св.Василия удалился в пустыню, чтобы подвизаться с ним. По требованию отца св. Григорий в 361 г. вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Чувствуя, что ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастыр. деят-сть, св.Григорий снова поспешил в пустыню к св.Василию. В уединении укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве. Вскоре св.Григорию выпало трудное дело примирения епископа с паствой, к-рая осудила пастыря за подписание двусмыслен. изложения догматов веры. Св.Григорий дал пастве время на изъявление чувств, убедил отца признать ошибку. Произнеся проповедь о необходимости примирения, достиг желаемого. Свт.Василий Великий поставил св.Григория епископом г. Сасима, но, чтобы поддержать престар. отца, свт.Григорий остался в Назианзе, где после смерти отца управлял паствой города.
  По смерти Константинопольского патр. Валента в 378 г. Антиохийский Собор пригласил свт.Григория помочь Константинопольской Церкви, к-рая опустошена еретиками. Получив согласие свт.Василия Великого, свт. Григорий прибыл в Константинополь на Патриарш. престол. В 379 г. служил и проповедовал в  дом. церкви родственников, назвав её Анастасия ("Воскресение"), веря, что здесь воскреснет Православие. Везде господствовали еретики - ариане и аполлинаристы. Чем громче звучала его проповедь, тем увеличивалось собрание храма и сильнее росло сопротивление еретиков.
  В ночь на Пасху 21 апреля 379 г., когда свт.Григорий совершал крещение новообращенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм, обрушила на православных град камней, умертвив епископа и ранив св. Григория. 
 Соч-ния свт. Григория - слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником, достойным истины Христовой. Ему ниспослан дар слова, и святой  приносил его в дар Богу:"Сей дар приношу Богу моему, сей дар посвящаю Ему; от  прочего отказался я по заповеди Духа ". Чтобы достойно проповедовать Слово Божие, святой тщательно готовился.
 В 5 проповедях-"Словах о Богословии", обличая склонных к многословным рассуждениям последователей Евномия, свт.Григорий дает точные определения, кто с кем и когда может богословствовать. О Боге могут рассуждать только опытные, преуспевшие в созерцании и чистые душой и телом. Рассуждать о Боге можно с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением. 
  Отвечая евномианам, полагавшим с помощью логич. умозаключений постичь Божеств. сущность, святитель объяснял, что человек познает Бога, когда его ум  соединяется с родствен. Сущностью. На примерах патриархов, пророков, апостолов показано, что для человека сущность Божия непостижима. Приводил св .Григорий пример лжемудрствования Евномия: "Бог родил Сына  по Своей воле или против воли. Если Он родил против воли,  Он потерпел принуждение. Если по Своей воле,  Сын есть Сын хотения".
  Опровергая это, святитель писал: "Сам ты, что говоришь так необдуманно, по желанию или не по желанию своего отца произошел? Если не по желанию, то отец твой потерпел насилие. От кого? На природу указать не можешь: она чтит целомудрие. А если по желанию, то ты сам себя лишаешь отца; ибо становишься сыном хотения, а не отца". Св.Григорий обращается к Свящ. Писанию, разбирая места, где указывается на Божест. природу Сына Божия. Многократные толкования св. Григория Свящ. Писания посвящены тому, что Божеств. сила Спасителя действовала даже тогда, когда ради спасения человека Он принял на себя немощное естество. Особое место в проповедях свт. Григория занимает полемика с евномианами, хулившими Святого Духа.
  Исследуя всё, что говорится в Евангелии о Третьем Лице Пресв.Троицы, святитель опровергает ересь евномиан, отвергавших Божество Св. Духа. Он приходит к двум выводам. Во-первых, читая Свящ. Писание, надо отказаться от буквализма и научиться понимать его дух. смысл. Во-вторых, в Новом Завете "Дух Святой обитает с нами и явно обнаруживает Себя пред нами. Пока не признавали Отца Богом, небезопасно проповедовать о Сыне, и пока не приняли Сына, небезопасно обременять нас Духом Святым. Божество Духа Святого - предмет высокий. Есть множество свидетельств. Христос рождается - Дух Святой предшествует; крещается Христос - Дух свидетельствует; Христос совершает чудеса - Дух сопутствует; Христос возносится - Дух приходит вместо Него. Что есть великого и Божественного, чего Он не мог? Какое Имя, принадлежащее Божеству, не принадлежит Ему, кроме нерожденности и рожденности? Я изумляюсь, когда вижу такое богатство названий, - трепещу, когда подумаю, какие Имена хулят те, кто восстает на Духа!"
   Свт.Григорием написаны 5 похвальных слов, 9 толкований на праздники, 2 обличи. слова на Юлиана Отступника, проповеди на др. темы. Всего сохранилось 45 проповедей св. Григория.
  Письма святителя принадлежат к лучшим богословским творениям. Все мастерски обработаны и  кратки. В гимнах свт. Григорий жил для Христа. "Если у еретиков длинные слова, - новые псалтыри, разногласятся с Давидом, и приятные стихи почитаются третьим Заветом:  мы будем петь псалмы, мы станем писать много ", - говорил святитель. О  поэтическом даре святитель писал:"Я - Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете перед Ним".
Слава о правосл. проповеднике распространялась по Востоку и Западу. Святитель жил в столице империи, как в пустыне, - "пища была пища пустыни; одежда - одежда нужды; обхождение простое, ничего не искал у двора". 
Во время болезни святителю нанесен удар. Тот, кого считал другом, философ Максим, тайно посвящен на место свт. Григория в Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима,святитель решил оставить кафедру, но паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города. 24 ноября 380 г.в столицу прибыл св.царь Феодосий Великий и, подтвердив указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел свт.Григория. На жизнь святителя готовили покушение, но тот, кто должен убить, явился к святому со слезами раскаяния. 
  В 381 г. на Втором Вселенском Соборе свт.Григорий утвержден в сане Константинопольского Патриарха. По кончине Антиохийского Патриарха Мелетия святитель председательствовал на Соборе. Надеясь примирить Запад с Востоком, предлагал признать Антиохийским Патриархом Павлина. Когда прибыли те, кто действовал против свт.Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, не захотели считать святого Патриархом Константинопольским.
   Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви: "Пусть буду я пророком Ионою! Не виновен я в буре, но жертвую собою для спасения корабля. Возьмите и бросьте меня... Я не радовался, когда восходил на престол, теперь охотно схожу с него". Объявив императору о желании оставить столицу, свт.Григорий явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить с миром. По возвращении на родину, заботясь о порабощенной аполлинаристами назианзской пастве, он назначил епископом благочестивого Евлалия и удалился в уединение в Арианз. Не оставляя пустыни, святитель утверждал Православие письмами и стихами. В 389 г., 25 января, преставился тот, кого Церковь почтила именем, усвоенным любимому ученику Христову - св. еванг. Иоанну.
  В творениях свт.Григорий, как и первый Богослов, обращен к Предвечному Слову. Прп.Иоанн Дамаскин в первую очередь руководствуется свт. Григорием Богословом в "Изложении веры".
  Тело свт.Григория погребено в Назианзе. В 950 г. св.мощи перенесены в Константинополь в церковь Св.Апостолов. Позже часть мощей перенесена в Рим. Предание сохранило черты святого: "лицо смиренно, бледно, брови возвышенныя и густыя, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая". Современники называли архипастыря святым. Правосл.церковь, называя свт.Григория вторым Богословом, светлым прописателем Св.Троицы, в Богослужебных песнопениях так обращается к нему: "Богословским языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший".
Тропарь святителя Григория Богослова глас 1
  Пастырская свирель Богословия твоего/ риторов победи трубы,/ якоже бо глубины духа изыскавшу,/ и доброты вещания приложишася тебе./ Но моли Христа Бога, отче Григорие,// спастися душам нашим.
Кондак святителя Григория Богослова глас 3
 Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/ православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/ юже и носящи, с нами зовет, твоими чады:/ радуйся, отче,// Богословия уме крайнейший.

   Прп.Анатолий (Алексей Моисеевич Зерцалов) род. 24 марта 1824 г. в семье диакона при храме с. Бобыли Калужской губ. Родители воспитывали сына в благочестии, веря, что он выберет служение Богу. После Калужской дух.семинарии Алексей поступил в Казенную палату, но вскоре заболел. Чахотка считалась болезнью смертельной, Алексей дал обет: исцелит Господь -  примет монаш. постриг.
 Господь даровал жизнь, и в июле 1853 г., испросив родит. благословение, он пришел в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери: «Благословенна ты, добрая женщина, на хороший путь отпустила сына!» С этого дня прп.старец руководил дух. жизнью послушника. Со временем, предчувствуя приближение  кончины, благословил обращаться за советом к прп.старцу Амвросию.
  17 ноября 1862 г. Алексей пострижен в мантию с им. Анатолий. Он был уже в послушании у прп. Амвросия.С первых лет пребывания в обители жизнь прп.Анатолия посвящена трудам на пользу ближних. Когда работал на кухне, не было времени на сон, спать приходилось на дровах. Чтобы помолиться, побыть  наедине с Богом, уходил далеко в лес. Позже старец Амвросий посылал прп. Анатолия в монаст. гостиницу утешать скорбящих. Когда старец увидел, что ученик созрел, чтобы наставлять других, стал вводить его в старч. труд, готовя  помощника.
  В 1870 г. прп.Анатолий рукоположен в сан иеромонаха, в 1871 г. назначен настоятелем Спасо-Орловского м-ря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от назначения. Прп.Амвросий выпросил его в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 г. принял прп. Анатолий должность скитоначальника. Ему поручил старец Амвросий окормление новосозданной Шамординской жен. обители. Прп. Амвросий говорил сестрам: «Я редко беру вас на беседу, потому что за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».
  Прп. Анатолий имел сострадат. характер. Если узнавал о чьем-то горе, так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль. А потом болело и сердце...Заботясь о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил  уставу богослужения, монаш. молитв. правилу, пятисотнице, церк. пению. 21 год был для инокинь Шамордина бесконечно любящим наставником.
О силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал прп.старец Амвросий:«Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С любовью говорил прп. Анатолий о молитве Иисусовой, о том, что истин. молитва рождается не под впечатлением хорошего чтения и пения, а плод вел. труда, любви к Богу.
  Прп.Анатолий обладал всей полнотой даров Св. Духа: даром прозорливости и дух. рассуждения, исцеления душевн. и телесн. недугов. Несколькими словами любви и дух. опыта утешал скорбящую душу, осторожно предупреждая о грядущ. испытаниях, подготовляя к близкой смерти. Кончина старца Амвросия 10 октября 1891 г. подорвала здоровье  любимого ученика: тяжело переживал он сиротство, овладел им смертельный недуг. Прп. Анатолий угасал. Смиренно переносил болезнь. 15 декабря 1893 г. тайно принял схиму.
7 февраля 1894 г. прп. старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми наставниками.

   Сщмч. Владимир, митр. Киевский и Галицкий (в миру Василий), род. 1 января 1848 г. в с. Малые Моршки Тамбовской губ. в семье свящ. Никифора Богоявленского, также принявшего мученич. кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он чутко относился к страданию. Близость к простым людям стала особенностью пастырского пути.
 После дух. училища и семинарии в Тамбове в 1874 г. окончил Киевскую дух. академию со степенью кандидата богословия, назначен преподавателем в родную семинарию. 31 января 1882 г. Василий Никифорович Богоявленский рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова, вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным город. церквей. С начала служения проявил администр. способности, стяжал любовь клира и мирян.
  В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий.Поступив в Тамбовский Казанский м-рь, 8 февраля 1886 г. принял иноч.постриг с им. Владимир, на след. день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского м-ря, а в октябре - настоятелем Антониева м-ря в Новгороде Великом.
 3 июня 1888 г. в Александро-Невской Лавре архим.Владимир рукоположен митр. Новгородским, Санкт-Петербур. и Финляндским Исидором (Никольским) во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
 Свт. Владимир проявлял постоян. заботу об устроении церк.- приход. жизни, уделял внимание дух.- нравств.просвещению. Его проповеди производили сильное впечатление. При поддержке владыки Владимира получили развитие внебогослуж. беседы священников с паствой.
 19 января 1891 г. свт.Владимир назначен на Самарскую кафедру. Тогда губернию поразили эпидемия холеры и неурожай. Митр.Казанский и Свияжский Серафим вспоминал, что святитель "для блага народного в холерные бунты первый пошел к народу с крестом в руках", явившись его нравств. опорой. Благодаря самоотверженной деят-сти свт. Владимира учрежден епарх. комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований. При его содействии устраивались дешевые или бесплатные столовые, чайные для голодающих, распространялись через дух-во сведения об эпидемии и средствах борьбы с ней. Святитель был  с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях  молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки. В тяжелые дни он много внимания уделял дух. образованию, катехизации населения. О пребывании в Самаре святитель вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в жизни.
  С 18 октября 1892 г. 6 лет свт. Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиеп. Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, неустанно трудился над дух. просвещением населения, распространял правосл. веру на Кавказе. Совершая поездки по епархии, святитель проповедью, благочест.жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие. В результате неутомимых трудов построено и возобновлено более 100 храмов, много старинных, заброшенных, открыто свыше 300 церк.-приход. школ, устроена дух. семинария в Кутаиси.
  С 21 февраля 1898 г. свт. Владимир – митр. Московский и Коломенский. На древней кафедре вел. свт. Московских во всей полноте раскрылись разносторон. дарования. Он открывает просветит. курсы, общеобраз. чтения для рабочих в народн. домах, публичн. богослов. чтения для интеллигенции, устраивает благотворит.общества, миссион. братства, богадельни и приюты.
Будучи дух. рук-лем вел.кн.Елисаветы Федоровны, митр.Владимир помог ей в основании Марфо-Мариинской обители в Москве. 23 ноября 1912 г. свт. Владимир назначен митр. Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением звания Первенствующего члена Свят. Синода. Святейший Патр. Тихон писал  о деят-сти митр. Владимира: "Он был верен канонам Св. Правосл. Церкви, преданиям отеческим, безбоязненно, честно исповедовал ревность пред всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось".
 3 года управления столичн. епархией стали чрезвычайно трудными: в городе усиливалось влияние "распутинщины", ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церк. и гос. дела, в жизнь царск. семьи. За открытое неприятие Распутина св.Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 переведен в Киев.
  Октябрь 1917 г. вызвал нестроения в церк. жизни на Украине. Состоявш. в Киеве епарх. съезд клира и мирян образовал самочин. управление и призвал к созданию "независимой" Украин. Церкви. Выступая против переустройства жизни епархии и неканонич. действий по образованию автокефалии, митр. Владимир призывал пастырей и пасомых препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве Православия. В адрес свт. Владимира шли оскорбления, поступали угрозы, но он, предвидя свою Голгофу, был непреклонен.
  С приходом в Киев гражд. войны, с захватом большевиками города начались невидан. грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением м-рей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры. 25 января 1918 г. вооружен. люди ворвались в покои митр.Владимира и после издевательств вывели его за стены Лавры и расстреляли. Пред смертью архипастырь совершил молитву, благословил убийц:"Господь вас да простит". Найден. братией тело изувечено множеством колотых и огнестр. ран.
  Мученич. кончина свт.Владимира стала началом гонений на Рус. Правосл. Церковь, во время к-рых множество клириков и мирян приняло мученич. венцы, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти" (Откр.12,11).
 Св. мощи сщмч.Владимира, митр.Киевского и Галицкого, обретены летом 1992 г., положены в Ближних пещерах Киево-Печерск. Лавры. Память сщмч. Владимира и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Тропарь сщмч. Владимира, глас 2
 Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.
Кондак сщмч. Владимира, глас 2
  Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.

 Св.мц. Филицата имела 7 сыновей: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала. Она родом из богатой римской семьи. Жрецы обвинили ее в оскорблении языч. богов через распространение христ. веры.
  Св.Филицата раздала имение и с сыновьями открыто исповедала веру во Христа. Всех предали мучениям. Св. Филицата, видя страдания сыновей, молила Бога, чтобы они устояли в подвиге и прежде нее вошли в Царство Небесное. Все сыновья мученически скончались на глазах матери. После них и сама св. Филицата претерпела мученич.кончину. 
  Св. семья пострадала в Риме ок. 164 г. Мц. Филицате свт. Григорий Двоеслов посвятил похвал.слово в 3-й беседе в храме ее имени.

  Прп.Поплий Сирийский род. в г. Зевгме на Евфрате, занимал должность сенатора. Отказавшись от мира, раздал имение, постригся в монахи и подвизался в пещере на горе, в сирийской пустыне, где основал 2 обители: одну для греков, другую для сирийцев.
 Скончался в 380 г. Из учеников, подражателей св.Поплия, особо прославились святостью жизни блж.Феотекн, Феодот и Афоний, 40 лет управлявший обителью и удостоенный архиерейск. сана. Возведенный в сан, он не переменил ни одежды, ни образа жизни, оставаясь строгим подвижником.

  Прп.Мар - певец подвизался 37 лет в сел.Омире, недалеко от г. Кира, в Сирии, в сырой хижине. Он питался скудной пищей, носил одежду из шкур диких коз. За красоту лица, нежный и приятный голос назван певцом. Прп-ный мирно скончался в 60 лет ок. 430 г.

  Икона Божией Матери, именуемая "Утоли моя печали", прославилась в Москве многими чудесами со 2-й пол. XVIII в., а особенно во время чумы в 1771 г. Икона принесена в Москву казаками в 1640 г. в царствование Михаила Феодоровича (1613-1645) и помещена в храме свт.Николая на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она заброшена и находилась на колокольне в великом небрежении. 
 Но обильные милости, явленные чрез нее Божией Матерью, заставили вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в к-ром впоследствии  устроен придел в ее честь.
 Празднование чудотв. иконе, совершаемое ежегодно 25 января, установлено в 1760 г. в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого св. образа и исцелившейся после молебна пред ним 25 января в церкви Свт.Николая на Пупышах в Москве. 
  К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист. Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали", находятся во многих храмах Москвы и других городов.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Утоли моя печали', глас 5
  Утоли болезни/ многовоздыхающия души моея,/ утолившая всяку слезу от лица земли,/ Ты бо человеком болезни отгониши/ и грешных скорби разрушаеши,/ Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,// Пресвятая Мати Дево.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Утоли моя печали', глас 6
  Не ввери мя человеческому предстательству,/ Пресвятая Владычице,/ но приими моление раба Твоего,/ скорбь бо обдержит мя,/ терпети не могу демонскаго стреляния,/ покрова не имам,/ ниже где прибегну, окаянный,/ всегда побеждаем,/ и утешения не имам, разве Тебе, Владычице мира,/ упование и предстательство верных,/ не презри моление мое,// полезно сотвори.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения