Версия для печати
На страницу списка праздников

Блж.Ксении Петербургской(ХIХ). Прп.Ксении(V). Свт.Герасима Великопермского,Устьвымск.(ок.1441). Мч.Иоанна Казанск.(1527). Мчч.Вавилы Сицилийского, уч.Тимофея и Агапия(III). Прп.Македония,сирийск.пустын.(ок.420). Перенес.мощей прмч.Анастасия Персянина(VI)

06 Февраль 2018 г. Вторник

 Блж.Ксения Петербургская при жизни и после смерти почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним взяла на себя подвиг юродства. За труды, молитвы, пощения, странничество и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище испещрена благодарностями за чудеса по ее молитвен. предстательству.
  Блж.Ксения род. между 1719 и 1730 гг. О родителях, детских и отроч. годах ничего не известно. По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым в звании полковника. Но недолго молодая чета наслаждалась семейным счастьем: в 26 лет Ксения осталась вдовой. Муж скончался внезапно.
Трагич. событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена, что муж скончался без христ. приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея. В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. Она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг - подвиг юродства Христа ради.
 Родные и знакомые полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за  горя. подозрения окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся в наследство от мужа. Так, она подарила дом в приходе церкви св.ап.Матфея на Петербургской стороне, знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать дар и просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди побеседовали со вдовой, нашли ее в рассудке и решили, что она может распоряжаться имуществом.
  Отныне она не имела места жительства. Днем бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап.Матфея, а ночью уходила за город, в поле - и всю ночь молилась. Так ее однажды застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко она ночевала в домах знакомых благочестивых женщин.
 Блж.Ксения с кротостью сносила издевательства и оскорбления, к-рые ей доводилось переносить.Особенно докучали уличные мальчишки, на злобные выходки к-рых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже почитали ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовлетворились обычными оскорблениями, а бросали в Ксению комьями земли. После этого горожане оберегали блж.Ксению и прекратили преследования со стороны мальчишек.
 Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню она избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, к-рые раздавала беднякам.
 На Смоленском кладбище строилась новая камен. церковь Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строит-ве храма, заметили странные вещи. В их отсутствие ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. Они решили узнать, кто добровольный помощник, и увидели, что это блж.Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.
 За вел.подвиги Господь удостоил блж.Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины имп.Елисаветы Петровны и юного имп.Иоанна Антоновича, помогла девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербург. стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной. Если зайдет в дом, в нем будут царить мир и согласие.
 Однажды она сказала знакомой Параскеве Антоновой, к-рой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Вот ты сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!"
 Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу. Экипаж задавил беремен. женщину, которая перед кончиной разрешилась от бремени мальчиком. Параскева взяла его, и т.к. не могла отыскать отца младенца, усыновила.  Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, к-рая благодарила блаженную за радость.
 Блж.Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась ок.1803 г. На могиле (на Смоленском кладбище) воздвигнута каменная часовня, к-рая по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.
 После многолетнего народного почитания блж.Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, причислена к лику святых в 1988 г. на Поместном Соборе Русской Правосл. Церкви.
Тропарь блаженной Ксении Петербургской, глас 7
 Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Кондак блаженной Ксении Петербургской, глас 3
Днесь светло ликует град святаго Петра,/ яко множество скорбящих обретают утешение,/ на твоя молитвы надеющеся,/ Ксение всеблаженная,// ты бо еси граду сему похвала и утверждение.
Молитва блаженной Ксении Петербургской
 О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго по¬коишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

   Прп. Ксения, в миру Евсевия, была единств. дочерью знатного рим. сенатора. С юности стремилась к Богу. Чтоб избежать брака, тайно ушла из родит. дома с 2-мя предан. служанками и отплыла на корабле. Встретившись, по промыслу Божию, с настоятелем обители св. Андрея в г. Милассе, в Кесарии, упросила взять со спутницами в Миласс, назвалась Ксенией.
 В Милассе купила землю, построила храм св .Стефана, основала жен.м-рь. Вскоре еп. Миласса Павел посвятил Ксению в диаконисы как достойную по добродет. жизни. Всем оказывала помощь: для бедных -  благотворительница, для скорбящих - утешительница, для грешных - наставница. Имела глубокое смирение, считая себя грешнее всех.
В подвигах руководствовалась советами палестин. подвижника прп. Евфимия. Жизнью св.Ксения привлекла многие души ко спасению. Кончина св.девы во время молитвы отмечена Господом явлением в небе над м-рем знамения в виде светлого венца с блистающим  крестом, к-рый сопровождал тело святой  к народу и сохранялся до момента погребения.Множество больных, прикасаясь к мощам святой, получило исцеления.
Тропарь преподобной Ксении, глас 8
 В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ксение, дух твой.
Кондак преподобной Ксении, глас 2
 Твою страннонравную, Ксение, память совершающе,/ любовию почитающии тя, поем Христа,/ во всех тебе подающаго крепость исцелений,// Емуже всегда молися о всех нас.

   Свт.Герасим, еп. Великопермский (Устьвымский), был третьим епископом новопросвещенного зырянского народа и достойным последователем свт. Стефана, просветителя Пермского. Возведенный на пермскую кафедру после 1416 г., был участником Соборов:1438 г.,осудившего унию и митр.Исидора, 1441 г. , определившего поставлять митрополитов всея Руси Собором рус. пастырей.
  Святитель неусыпно заботился о неустроен. пастве, страдавшей от набегов новгородцев, особенно от язычников-вогулов, безбоязненно явл-сь в их станы и убеждая прекратить грабежи селений беззащитных пермяков-христиан. В одной из поездок по Перм. земле в 1441 г.  убит (по преданию, задушен омофором) слугой-вогулом. Погребен в кафедр. соборе 1-х еп-пов Пермских, позже Благовещенская церковь сел. Усть-Выми к северо-востоку от г. Яренска, на р. Вычегде.
Празднование в 1607 г. 29 января трем свтт. Пермским - Герасиму, Питириму и Ионе - творится общая память.
Тропарь свт. Герасима, свт. Великопермского, Устьвымского, глас 3
 Божественныя веры проповеданием землю Зырянскую озарил еси и ко Христу люди многия привел еси. Возопиет еже с тобою и Авель ко Господу и Захариина кровь праведная, отче Герасиме, моли Христа Бога пастве твоей и всем, любовию память твою совершающим, даровати велию милость.
Кондак святителя Герасима, святителя Великопермского, Устьвымского, глас 8
  Яко священника превелика и апостолов и мучеников совесельника, Церковь Русская почитает тя, святителю Герасиме. Сию твоими молитвами соблюдай, блаженне, непобедиму, и необуреваему, и нескверну, и всем нам испроси у Бога мир и велию милость  

Мч. Иоанн Казанский пострадал за Христа в Казани 24 января 1529 г. В княжение вел.кн.Василия Ивановича татары напали на Нижний Новгород. Многие жители взяты в плен и уведены в Казань., в т.ч. богобоязненный Иоанн. При разделе пленников достался ханскому родственнику Алей-Шнуру.
  Днем Иоанн честно служил господину, ночами молился, оставаясь без сна, терпеливо перенося обиды и насмешки. Хозяин решил сделать невольника поклонником Магомета, но Иоанн объявил, что исповедует Господом Иисуса Христа. 
 Зимой татары привели его на рус. кладбище, смертельно изранили мечами и связанного бросили на снег. Очнувшись ночью, св.Иоанн добрался до двора живущих в Казани русских, просил позвать священника, причастился Святых Тайн, всю ночь молился, а наутро скончался.
Тропарь мученика Иоанна Казанского, глас 2
 Страстотерпче святый Иоанне, блаженна земля, напившаяся крове твоея, Христа бо со дерзновением проповедав, многия муки от неверных агарян приял еси, страданьми своими противных дерзости низложив, Троицы поборник явился еси, Юже и моли даровати нам велию милость.
Кондак мученика Иоанна Казанского, глас 2
Звезда светла среди неверных явился еси, многострадальне Иоанне, зарями твоими Солнце Христа возвещающи, прелесть агарянскую посрамил еси и нам подаеши свет, моля непрестанно Христа Бога о всех нас.

Св.мчч.Вавила Сицилийский и 2 ученика Тимофей и Агапий жили в III в. в окрестн. Рима. Св.Вавила род-ся в г. Реупол в богатой семье, воспитан родителями в христ. вере.В юности оставил земное, тайно ушел из дома, поселился на горе в посте, молитве и безмолвии.   С ним подвизались 2 ученика: Агапий и Тимофей. Избегая преследования язычников, с ними удалился на о.Сицилию, где обратил ко Христу многих неверных. Начальник острова, раздраженный просветит. деят-стью св.Вавилы, велел схватить с учениками и предал жестоким мучениям. Святые терпеливо переносили страдания, все скончались от меча. Тела брошены в огонь, но пламя не тронуло воинов Христовых. Ппогребены на о. Сицилии местн. христианами 

 Прп.Македоний, сирийский пустынник, жил в кон.IV - нач. V вв. В начале подвижнич. пути вел жизнь странника, скитаясь по горам Финикии, Киликии и Сирии 25 лет, затем обрел убежище в глубоком рве и жил под открытым небом в Сирийской пустыне, избегая славы человеческой, т.к. к нему приходило множество людей, ища духовной помощи и наставлений. Лишь в старости он уступил просьбам и стал жить в устроенной для него тесной келье. Во время продолжительной жизни св. Македоний питался одним ячменем, истолченным и смоченным водой, за что прозван "критофагом" (греч. крифи - ячмень и фагоме - есть) и, только когда почувствовал упадок сил, стал употреблять в пищу немного хлеба. За подвижническую жизнь он удостоился от Господа дара изгонять бесов и исцелять больных. Скончался преподобный около 420 г., достигнув 70- лет.

   Прмч.Анастасий Персянин. был сыном персид. волхва Вава. В языч-ве носил имя Магундат и служил в войсках персид. царя Хозроя II, к-рый в победоносной войне против греков разграбил в 614 г. .св.г.Иерусалим и увез в Персию Животвор.Крест Господень. Вел. чудеса от Креста Господня поражали персов. Сердце Магундата загорелось желанием узнать о вел. святыне. Расспрашивая всех о Св.Кресте, юноша узнал, что на нем претерпел распятие Господь для спасения людей. Он ознакомился с истинами христ. веры в г. Халкидоне, где остановились войска Хозроя,. крестился с им. Анастасий, принял монашество, провел 7 лет в иноч. подвигах в Иерусалимском м-ре
 Читая о мученич. подвигах, св.Анастасий укреплялся в желании подражать им. К этому его побудил таинств.сон в Вел. Субботу пред праздником Воскресения Христова. Уснув после дневных трудов, увидел светлого мужа, подающего золотую чашу с вином "возьми и пей". Выпив чашу, он почувствовал неизъясним. сладость. Это видение .св.Анастасий воспринял как предсказание о мученич. кончине. Он тайно ушел из м-ря в Кесарию Палестинскую. Там его схватили как христианина и представили на суд. Правитель пытался склонить св.Анастасия к отречению от Христа, угрожая муками и смертью, обещая почести и земные блага. Но святой непоколебим. Тогда его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях с др. узниками. 
  Наконец, правитель призвал св.Анастасия и потребовал сказать только: "Я не христианин", обещая свободу. Св. мученик ответил: "Да не будет этого со мной. Ни перед тобой, ни перед другими я не отрекусь от Господа моего ни явно, ни тайно» Тогда, по приказу царя Хозроя, св.мч.Анастасия удавили (+ 628). После смерти Хозроя мощи прмч. Анастасия перенесены в Палестину, в Анастасиеву обитель.
Тропарь мученика Анастасия, глас 4
  Мученик Твой, Господи, Анастасий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощньш дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.
Кондак ап.Тимофея и прмч. Анастасия Персянина, глас 1
 Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/ вернии, воспоим вси,/ с сим почитающе мудраго Анастасия,/ возсиявшаго от Персиды, яко звезду,/ и отгонящаго душевныя наша страсти/ и недуги телесныя.         

          

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения