Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап.Тимофея(ок.96). Прмч.Анастасия Персянина(628). Прп.Макария Жабынского,Белевск.чудотворца(1623). Прмч.Анастасия диак.Печерск., в Ближн.пещерах. Мчч.Мануила,Георгия,Петра,Леонтия епп., Сиония, Гавриила,Иоанна,Леонта,Парода пресвит. и проч.377-ти

04 Февраль 2018 г. Воскресенье

   Св.ап.Тимофей,из Ликаонского г. Листры в Малой Азии, обращен ко Христу в 52 г. св. ап. Павлом. Когда апп. Павел и Варнава посетили впервые ликаонские города, ап. Павел в Листре исцелил хромого от рождения, многие жители города уверовали во Христа. Среди них будущий апостол, юноша Тимофей, мать Евника и бабка Лоида (Деян.14,6-12; 2 Тим.1,5). Семена веры, посеянные ап.Павлом в душе св.Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, впоследствии спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. 
  Ап. Павел любил св.Тимофея и назвал его в Посланиях возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею:"Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях..." (2Тим.3,10-11). В 65 г. ап.Павел рукоположил ап.Тимофея во епископа Ефесской Церкви, к-рой св.Тимофей управлял 15 лет. Св. апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученич. подвиг, вызвал верного ученика и друга ап.Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4,9).
  Св.Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Св. еп. Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им еру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на св.апостола, избили его, влачили по земле и, наконец, побили камнями.Мученич. смерть за Христа ап.Тимофей принял в 80-м г.
 В IV в. св.мощи ап.Тимофея перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Церковь чтит св. Тимофея в числе 70-ти апостолов.
Тропарь апостола Тимофея, глас 4
 Благости научився и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избранного неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / апостоле Тимофее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак ап.Тимофея и прмч. Анастасия Персянина,глас 1
 Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/ вернии, воспоим вси,/ с сим почитающе мудраго Анастасия,/ возсиявшаго от Персиды, яко звезду,/ и отгонящаго душевныя наша страсти/ и недуги телесныя. 

 Прмч. Анастасий Персянин - сын персид. волхва Вава. В язычестве носил имя Магундат, служил в войсках персид. царя Хозроя II, к-рый в победоносной войне против греков разграбил в 614 г. св. г. Иерусалим и увез в Персию Животворящий Крест Господень.
  Вел. чудеса от Креста Господня поражали персов. Сердце Магундата загорелось желанием узнать подробно о святыне. Расспрашивая о Св. Кресте, юноша узнал, что на нем претерпел распятие Господь для спасения людей. Он познакомился с истинами христ. веры в г. Халкидоне, где на время остановились войска Хозроя, крестился с им. Анастасий, принял монашество и провел 7 лет в иноч. подвигах и трудах в одном из Иерусалимских м-рей.
 Читая о мученич. подвигах, св.Анастасий укреплялся в желании подражать им. К этому побудил таинств. сон в Великую Субботу пред праздником Воскресения Христова. Уснув после дневных трудов, он увидел светлого мужа, подающего золотую чашу с вином со словами "возьми и пей". Выпив поданную чашу, он почувствовал неизъяснимую сладость. Это видение св. Анастасий воспринял как предсказание о мученич. кончине. Он тайно ушел из м-ря в Кесарию Палестинскую.Там его схватили как христианина и представили на суд. Правитель пытался склонить св.Анастасия к отречению от Христа, угрожая муками и смертью и обещая почести и земные блага. Но святой остался непоколебим.
Его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях с др. узниками. Наконец правитель призвал св. Анастасия и потребовал сказать только: "Я не христианин", обещая свободу. Св. мученик ответил: "Ни перед тобой, ни перед другими я не отрекусь от Господа моего ни явно, ни тайно, ни даже во сне, и никто никогда не будет в силах меня принудить к этому". Тогда, по приказу царя Хозроя, св. мч. Анастасия удавили. После смерти Хозроя мощи прмч. Анастасия перенесены в Палестину, в Анастасиеву обитель.
Тропарь мученика Анастасия, глас 4
  Мученик Твой, Господи, Анастасий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощньш дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.
Кондак ап.Тимофея и прмч. Анастасия Персянина, глас 1
 Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/ вернии, воспоим вси,/ с сим почитающе мудраго Анастасия,/ возсиявшаго от Персиды, яко звезду,/ и отгонящаго душевныя наша страсти/ и недуги телесныя.

  Прп. Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, род. в 1539 г. В молодости принял постриг с им. Онуфрий и в 1585 г. основал Жабынскую Введенскую пустынь близ р.Оки, недалеко от г. Белева. В 1615.пустынь полностью разорена польскими войсками под начал.Лисовского. Вернувшись на пепелище, прп-ный восстанавливал м-рь, снова собрал братию, вместо дерев-го построен камен. храм Введения Пресв. Богородицы с колокольней на воротах.
Прп-ный проводил жизнь в суровых иноч. подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано в монаст.синодике. Часто удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу.
Однажды шел лесной тропинкой и услышал слабый стон. Огляделся и увидел прислонившегося к сосне поляка, к-рый в изнеможении полулежал, рядом валялась сабля. Он отстал от отряда и заблудился. Еле слышным голосом враг, возможно, грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в прп-ном. С молитвой ко Господу  ударил посохом о землю, забил прохладный родник, он напоил умирающего.
 Когда восстановл. м-рь окреп, св. Онуфрий оставил мон. жизнь и, поручив братию рук-ву ученика, принял схиму с им. Макарий. Местом уединения избрал верховье протока Жабынки-"кладезь Жабынец", отстоящий от устья протока и берега р.Оки в версте.
  Схимнич. подвиги прп. Макария крыты не только от мира, но и от любящей его братии. В 84 года он умер в 1623 г., в ночной час, когда запели петухи, погребен 22 января, на память ап.Тимофея, напротив ворот обители, близ места, где впоследствии построена церковь его имени. В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика прп-ного последних лет: седой, с небольшой бородой, поверх монаш. риз носил схиму. Почитание прп. Макария установилось в кон. XVII - нач.XVIII в. Написаны его иконы; мощи почивали открыто, но в 1721 г. их скрыли под спуд.
 В XVIII в. обитель опустела. Подвиги и чудеса прп. Макария настолько забылись, что, когда в 1816 г. при постройке Никольской церкви обретены нетленные мощи основателя обители, начали служить соборную панихиду. Восстановление памяти прп. Макария Белевского связано с им.игумена Ионы, к-рый род. в день памяти прп. Макария, 22 января, и начал иноч. путь в Оптиной пустыни недалеко от Жабынской обители. С 1875 г. игум. Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти прп. Макария Жабынского подкреплено ходатайством белевских граждан, чрез века сохранивших веру в святость угодника.
 22 января 1888 г. после долгого перерыва совершилось торжеств. чествование памяти прп. Макария Жабынского. В 1889 г. над местом погребения заложен храм его имени. Игум.Иона, к-рый жил тогда на покое в пустыне и деятельно участвовал в строит-ве, решил с подрядчиком работ открыть св. мощи прп. Макария. Когда всё было готово , прп-ный явился обоим в сон. видении и предупредил, чтоб не дерзали, иначе будут наказаны. Память об этом благоговейно хранилась среди иноков обители. Прп-ному составлена служба. Память прп. Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, и 22 сентября.
Тропарь прп. Макария Жабынского, Белевского чудотв., глас 4
 От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.
Кондак прп. Макария Жабынского, Белевского чудотв., глас 8
  Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.
Молитва преподобному Макарию Жабынскому
О священная главо! Великий чудотворче, преподобне отче наш Макарие, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполненне! Постников похвало, монашествующих славо, пустыни Жабынския возградителю и украсителю, теплый о нас, грешных, молитвенниче! Ныне со ангельскими воинствы предстояй у Престола всех Царя славы, Господа, и наслаждаяйся света Единосущныя Троицы, и с Горними силами воспеваяй Трисвятую песнь, яко дерзновение имеяй, молися Всемилостивому Владыце спасти вся верующия во имя Его, испроси мир и тишину Святым Церквам низпослати, вере православней укрепление, противныя языки, брани хотящия, видимых и невидимыя враги низложити, грады, веси и обители наши утвердити, мир весь умирити. Моли Милостиваго Бога, да твоим благоприятным ходатайством вся православныя христианы избавит Он от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, старыя да подкрепит, юныя да наставит, немудрых умудрит, болящия исцелит, плененныя и юзники свободит, сирот заступит, младенцы воспитает и вся люди сохранит от бед и напастей, и от нападения вражия, и смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла. Днесь же с верою приходящих рабов твоих, со страхом и любовию припадающих к честным мощем твоим и образ подобия твоего любезно целующих, яко теплый нам заступниче, сохрани, в скорбных обстояниих наших предстани, душевных и телесных страстей свободи, в день Страшнаго суда шуияго стояния избави и с десными овцами молитвами твоими стати сподоби и слышати блаженный оный глас Владыки, Христа Бога нашего: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

  Прмч.Анастасий, диакон Печерский, подвизался в Ближних пещерах. Иеромонах Афанасий Кальнофийский называет его братом прп. Тита пресвитера. В рукописных святцах он называется диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о прмч.Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал всё просимое. Память его также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

Св. мчч. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и прочие, числом 377, происходили из разных областей Рим. империи и жили в Адрианополе при имп. Льве Армянине. Болгарский царь Крум опустошил Фракию и Македонию, подошел к Константинополю, затем после трехмесячной осады овладел Адрианополем и взял в плен всех жителей, уцелевших от избиения, до 40 тыс.чел.; среди них местный епископ, к-рого язычник царь приказал стремглав бросить на землю и растоптать.
  Крум погиб злой смертью; преемник его Дукум умер вскоре, и над болгарами воцарился Диценг, властитель грозный и бесчеловечный. Он приказал распилить надвое епископа адрианопольского Мануила и отрубить до плеч руки святителя, после чего свящ.останки брошены на съедение псам.
 Гнев Божий поразил изверга слепотой, вскоре Диценг убит подданными. Ему наследовал Муртагон, к-рый жестоко преследовал христиан, отказавшихся отречься от Христа. Верных рабов Христовых он томил в темнице, истязал пытками и предавал смерти в бесчелов. мучениях. Св. епп. Георгия Девельтского и Петра, утверждавших свою паству в Христовой вере, бесчеловечный мучитель предал жесточайшим палочным ударам и потом отсек мечом честные их главы. Той же казни со святителями подверглись 7 христиан; усечены мечом и христ. воеводы Иоанн и Леонт; св. Леонтию — скопцу, еп. Никейскому, язычники пронзили чрево мечом; от меча приняли мученич.кончину Гавриил и Сионий. Парод, пресвитер, побит камнями. Много и др. верных рабов Христовых избито,заключено в темницы в это время. И не только свирепый Муртагон, но и его преемники на болгар. престоле жестоко преследовали христиан, к-рые различными истязаниями и мучительной смертью стяжали себе вечное царство.

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения