Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Максима Грека(1556). Прп.Максима исп.(662). Мч.Неофита(303-305). Мчч.Евгения,Кандида,Валериана и Акилы(III). Мц.Агнии девы(ок.304). Прп. Анастасия исп.(662) Ктиторской(IV), Отрада, или Утешение(807), Ватопедских ик.Божией Матери.

03 Февраль 2018 г. Суббота

  Прп.Максим Грек (XV-ХVI), сын богатого греч. сановника в г.Арте (Албания), получил блестящ. образование. В юности много путешествовал, изучал языки и науки в евр. странах, побывал в Париже, Флоренции, Венеции. Прибыл на Афон, принял иночество в Ватопедской обители. Изучал древние рукописи на Афоне иночествов. греч.импп.Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном. 
 Вел.кн.Моск-й Василий Иоаннович (1505-1533) решил разобраться в греч.рукописях и книгах матери, Софии Палеолог, обратился к Константин. патриарху с просьбой прислать учен. грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. Ему поручено перевести на слав. язык толкование на Псалтирь, толкование на книгу Деяний Апостолов и богослуж. книги. Прп. Максим тщательно старался исполнять поручения. Но слав. язык не родной для него, поэтому возникали неточности в переводах.
  Митр.Московский Варлаам высоко ценил труды прп.Максима. Когда Моск. престол занял митр.Даниил, положение изменилось. Новый митрополит требовал, чтоб прп. Максим перевел на слав.язык церк. историю Феодорита. Максим Грек отказался, указав, что "в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может опасно для простоты". Отказ посеял рознь между прп-ным и митрополитом. Но прп. Максим усердно трудился на ниве дух. просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, написал несколько собств. соч-ний.
 Когда вел.князь решил расторгнуть брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, исп. Максим прислал князю "Главы поучительные к начальствующим правоверных", где доказал, что положение обязывает князя не покоряться животн. страстям. Прп.Максима заключили в темницу. 
 Начался новый, многострад. период жизни прп-ного. Неточности в переводах вменены прп.Максиму как умышл. порча книг. Тяжело в темнице, но среди страданий св. Максим стяжал вел. милость Божию. Яв-ся ангел:"Терпи, старец! Муками избавишься вечных мук". В темнице прп.старец написал углем на стене канон Св. Духу, к-рый ныне читается в Церкви: "Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну..."
 Чрез 6 лет прп. Максима освободили от заключения, послали под церк. запрещением в Тверь. Он жил под надзором добродуш. еп. Акакия, к-рый был милостив к невинно пострадавшему. Прп-й написал автобиогр. пр-ние "Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении". Вот несколько слов:"Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Св. Духа..." 
 Чрез 20 лет пребывания в Твери сняли церк. запрещение. Последние годы прп. Максим Грек провел в Троице-Сергиев.Лавре. Ему было ок. 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье, но дух был бодр. Прп. Максим продолжал трудиться. Вместе с келейником и учеником Нилом усердно переводил Псалтирь с греч. на слав. язык. Ни гонения, ни заключения не сломили его. Прп-ный преставился 21 января 1556 г., погребен у сев.-западн. стены Дух. церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений у гробницы, где написаны тропарь и кондак ему. Лик прп. Максима изображается на иконе Собора Радонеж. святых.
Тропарь преподобного Максима Грека глас 8
 Зарею Духа облистаем,/ витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/ неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/ пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/ отонудуже ревности ради Всевидящаго/ отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/ страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/ десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./ И о нас ходатай буди непреложен,// чтущих любовию святую памятъ твою.
Кондак преподобного Максима Грека, глас 8
  Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

  Прп.Максим Исповедник род. в Константинополе ок. 580 г. и вырос в благочест. христ. семье. В юности получил прекрасное образование: изучал философию, грамматику, риторику, знал древних авторов, в совершенстве владел богословской диалектикой. 
Когда прп. Максим поступил на гос. службу, знания и добросовестность позволили стать первым секретарем имп.Ираклия (611-641). Но придвор. жизнь тяготила, удалился в Хрисопольскую обитель (на противопол. берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноч. постриг. Смиренномудрием приобрел любовь братии, избран игуменом м-ря, но по скромности "оставался простым монахом". В 633 г. по просьбе буд. Иерусалим. патр. Софрония оставил обитель, уехал в Александрию.
Св.Софроний стал известен как непримиримый противник монофелитской ереси.  IV Вселен.Собор (451) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, монофелитами введено понятие единой Божеств. воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитск. лжеучения. Монофелитство нашло многочисл. сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая нац. враждой, стала серьезной угрозой церк. единству Востока. Борьба Православия с ересями осложнилась тем, что к 630 г. 3 патр. престола на Правосл. Востоке оказались занятыми монофизитами.
 Путь прп.Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где началась его проповед. деят-сть. Там столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретич. взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях прп-ный провел ок. 6 лет. В 638 г. имп. Ираклий с патр. Сергием, стремясь уменьшить вероисповедн. разногласия, издал указ "Экфесис" - "Изложение веры", к-рый окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя.
  Защищая Православие, прп.Максим обращался к людям разл. званий и сословий, беседы имели успех."Не только клир и все епископы, но народ и все мирские начальники ощущали неодолимое влечение к нему", - говорит его житие.
 В кон. 638 г. умер патр.Сергий, а в 641 г.имп. Ираклий. Имп. престол занял жестокий Констанс II (642-668), сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Прп. Максим ушел в Карфаген, проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет.
 Когда туда прибыл преемник патр.Сергия патр.Пирр, покинувший Константинополь из-за придв. интриг, монофелит, между ним и прп.Максимом в июне 645 г.произошел диспут, на к-ром Пирр всенародно признал заблуждения, пожелал вручить папе Феодору письм. отречение от них. Прп.Максим с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
    В 647 г. прп.Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константиноп. патр. Павлом Типос"-"Образец веры", к-рый запрещал рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда прп. Максим обратился к сменившему папу Феодора Рим.папе Мартину I (649-654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборн. обсуждение Церкви. В октябре 649 г. собран Латеранский Собор, где присутствовало 150 запад. епископов и 37 представителей Правосл. Востока, среди к-рых прп.Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константиноп. патриархи Сергий, Павел и Пирр преданы анафеме.
  Когда Констанс II получил определение Собора, приказал схватить папу Мартина и прп.Максима. Этот приказ  выполнен чрез 5 лет, в 654 г. Прп. Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 сослан во Фракию, затем привезен в Константиноп. тюрьму. Прп-ного с двумя учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык, усекли правую руку. Затем сослали в Колхиду. Но Господь явил чудо: они обрели способность говорить и писать.
 Прп. Максим предсказал кончину (+13 августа 662). В греч. прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь, оно приурочено к кончине прп-ного. Установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. 
 Над могилой прп. Максима ночами возжигались 3 чудесно явлен. светильника и совершалось множество исцелений. Прп. Максим Исповедник оставил Церкви большое богослов. наследие. Его экзегетич. труды содержат объяснения трудных мест из Свящ. Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к соч-ям сщмч. Дионисия Ареопагита и свт.Григория Богослова. К экзегетике относится объяснение Богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве"). К догматич. трудам прп-ного относят изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них изложение правосл. учения о Божеств. сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении челов. природы.
 Прп.Максиму принадлежат антропологич. труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравств. соч-ний важны "Главы о любви". Прп. Максим написал 3 гимна в лучших традициях церк. гимнографии, идущих от свт. Григория Богослова.
  Богословие прп.Максима Исповедника, основанное на дух. опытном знании вел. отцов-пустынников, использующее ис-во диалектики, выработанное дохрист.философией, развито в трудах прп.Симеона Нового Богослова и свт.Григория Паламы.
Тропарь преподобного Максима исповедника, глас 8
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ Максиме премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Максима исповедника, глас 6
 Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою,/ сосуд избран показа тя, всеблаженне,/ являюща Божественная концем,/ неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне,/ и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно,// Пресущную, Безначальную.

  Св.мч.Неофит, родом из г.Никеи, воспитан родителями в строгом христ. благочестии. За доброту, воздержание и постоянную молитву Бог еще в отрочестве прославил св.Неофита даром чудотворений. Подобно Моисею, св.отрок извлекал воду из камней город. стены ударом руки и поил этой водой страдавших от жажды. По молитве матери св.Неофита, просившей открыть Промысел Божий о сыне, произошло чудесное явление белого голубя, возвестника об ожидавшем его спасительном пути. Явлением голубя святой выведен из родител. дома и приведен в горную пещеру, служившую убежищем льву. Там прожил отрок до 15 лет, выйдя из нее лишь раз, чтобы похоронить родителей и раздать имущество нищим.
   Во время гонений Диоклитиана (284-305) он добровольно явился в Никею и смело обличил языч. веру. Пришедшие в ярость гонители повесили святого на дереве, били воловьими жилами, строгали тело железом. Затем бросили в раскален. печь, но св.мученик остался невредим, пробыв в ней 3 дня и 3 ночи.  Мучители, не зная, что сделать с Неофитом, решили убить. Один из язычников вонзил копье в грудь святого, и страдалец отошел ко Господу на 16-м году жизни, ок. 303 - 305 г. в Никее.
Тропарь мученика Неофита, глас 4
  Мученик Твой, Господи, Неофит/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

   Св. мчч. Евгений, Кандид, Валериан и Акила пострадали за веру во Христа в царствование Диоклитиана и Максимиана (284-305) от полководца Лисия. Валериан, Кандид и Акила во время гонений скрылись в Гранезондских горах, предпочтя жизнь со зверями пребыванию среди язычников. Но скоро найдены и приведены в Гранезонд. 
 За твердое исповедание веры Христовой св.мчч. били воловьими жилами, строгали железом, посыпали раны солью и палили огнем. Через несколько дней взят Евгений, его подвергли тем же мучениям. После истязаний 4-х мучеников бросили в раскален. печь.Когда они вышли из нее невредимыми, им отсекли головы. Приняли святые мученич. кончину в кон. III в.

   Св.мц.Агния род. в Риме в III в. у христ. родителей, воспитана ими в христ. вере. С юности всей душой предалась Богу, решила посвятить себя девств. жизни. Когда отказалась выйти замуж за сына город. начальника Симфрония, один из приближенных открыл, что Агния христианка. Озлоблен. правитель решил подвергнуть св. деву бесчестию, повелел обнажить и отправить в дом для блудниц за хулу на языч. богов.
 Господь не допустил поругания святой - на голове мгновенно выросли густые длинные волосы, скрывшие тело от людей; помещенная в дом для блудниц святая облечена Небесным светом, помрачавшим зрение всем, кто приходил. Сын правителя, пришедший, чтоб обесчестить деву, пал мертвым, едва коснувшись рукой, но по молитве св. Агнии воскрешен и провозгласил пред отцом и др. себя христианином. При виде чуда 160 чел. уверовали в Бога и крестились, приняв мучен.смерть от язычников.
 Св.Агния, по требованию языч. жрецов, предана мучениям. Ее пытались сжечь на костре как чародейку, но святая осталась невредима, пребывая в молитве к Богу, после чего убита ударом меча. Св. дева-мученица похоронена родителями у г. Рима (ок.304). На могиле св. Агнии совершались чудеса. Мощи святой почивают в Риме в загородн. храме, созданном в честь ее по дороге Номентанской.

  Св.мч. Анастасий был учеником прп. Максима Исповедника, вместе с ним терпел гонения от монофелитов. Он описал жизнь своего учителя. Скончался в 662

  Ватопедская икона Божией Матери находится в древнем Ватопедском м-ре на Афоне в храме Благовещения. Название Ватопедской получила, т.к. близ м-ря упал в море с корабля юный царевич Аркадий и чудным заступлением Божней Матери перенесен на берег невредимым. Здесь нашли его стоящим под кустом, возле от обители. От этого произошло название "ватопед" ("куст отрока"). Св. царь Феодосий Великий в благодарность за чудн.избавление сына щедро одарил Ватопедский м-рь. 
 На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с ликом, обращенным к правому плечу в память того, что она в 807 г., 21 января, обратила Свое лицо к игумену м-ря, стоявшему на молитве близ св.иконы, и предупредила о намерении разбойников ограбить обитель. Игумен предпринял меры предосторожности, и обитель была сохранена. В память события пред чудотв. иконой горит неугасимая лампада. На Афоне икона называется "Отрадою" или "Утешением".
Тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской Отрада, или Утешение
 О, покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице низпосли отраду и утешение; на Тя упование возлагаем грешнии и смиреннии, на Твое предстательство надеемся недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей, и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша
Кондак Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение, глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ Радуйся, Невесто Неневестная.

 История Ктиторской иконы Божией Матери следующая. Недалеко от Ватопедского Афонского м-ря, построенного в 395 г.в царствование Константина Великого, во время бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын имп. Феодосия Великого. Все думали, что он погиб. Но недалеко от м-ря, под тенью прибрежных кустарников спутники Аркадия увидели спокойно спавшего царевича. Проснувшись, рассказал, как чудесно избавлен от гибели Богоматерью. В воспоминание  м-рю дано название «Ватопед», т. е. куст отрока.
Имп. Феодосий Великий, узнав о чудесном спасении сына, в благодарность обогатил Ватопедский м-рь и пожертвовал сделанную из мастики икону Божией Матери. Икона названа «Ктиторской» – в память о том, что император был ктитором (с греч.–устроителем и украсителем м-ря).
 «Ктиторская» икона помещена в соборном Благовещенском храме в алтаре на горнем месте. Это послужило поводом к названию св. иконы еще «Алтарницей». В 862 г., когда арабы, разоряя Крит, Сицилию и др.острова, бесчинствовали в пределах св.Афонск.Горы и приближались к Ватопедской обители, экклесиарх, не желая допустить, чтоб они надругались над христ. святынями, скрыл Ктиторскую икону и крест в колодце,что находился под помостом алтаря. Поставив пред святынями горящ. свечу, надвинул сверху мрамор. плиту вровень с помостом. Самого священника варвары увели в плен. 
  Чрез 70 лет несчастный пленник получил свободу. Душа стремилась туда, где прежде служил Господу, к Св. Горе. Великолепный в прежнее время Ватопед представлял жалкие развалины. Немногочисл. братия трудилась над обновлением разорен.обители, к ним присоединился и старец-пленник.
Припоминая обстоятельства, при к-рых покинул Ватопедскую обитель, иеродиакон указал место, куда скрыл св.икону Богоматери и крест, просил сдвинуть одну из плит алтарн. помоста. Под ней братия нашла икону Пресв. Богородицы, Животворящий Крест Господень. Свеча еще горела пред ними.Эта свеча до сих пор горит неугасимо при св.Ктиторской иконе Богоматери: иноки, подбавляя воск, сберегают ее из рода в род. 
  Обе святыни найдены в понедельник, и, начиная со времени обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжеств. молебен Божией Матери в соборе, а на след. день служится торжеств. литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое празднование продолжается более 10 столетий, свидетельствуя о событии, глубоко запечатленном в преданиях Ватопедской обители. Ктиторская икона ныне находится в алтаре соборного храма, на горнем месте.
 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения