Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Макария Вел.,Египет.Свт.Марка,архиеп. Ефесск. Блж.Феодора,Христа ради юр.,Новгор. Мц.Евфрасии. Прп.Макария Римлян., Новгород. Прп.Макария Александр. Обрет.мощ.прп.Саввы Сторож.,Звенигор. Прп.Макария,постн.Печ. Прп.Макария,диак.Печ. Прп.Арсения архиеп

01 Февраль 2018 г. Четверг

 Родители прп.Макария Великого, свящ.Авраам и Сара, были, как вел. праотцы, бесплодны до старости. После нападения варваров на Египет переселились в с.Птинапор, близ пустыни Нитрийской.Там род. сын Макарий.  Родители женили его, но юноша вскоре овдовел. После сего Макарий  избрал иноч.путь. Проводя время в труде и молитве, ухаживал за престар. родителями. Полсле их смерти прп. Макарий раздал имение. Господь послал опытн. дух.наставника. Старец помог Макарию устроить келью, наставил в молитв. правиле, научил плести циновки, чтоб зарабатывать на хлеб.
 Местные жители узнали о юном отшельнике, к-рый жил в уединении и молитве, сообщили  епископу. Он поставил Макария чтецом в церковь, но тот, стремясь к уединению, поселился в др.месте. Прп.отшельник подвергался искушениям: в хижину вползали змеи, бродили дикие звери, но св.Макарий пел псалмы - ужасные видения рассеивались. Дьявол оклеветал его: дочь поселянина забеременела и по наущению любовника указала на святого. Родители и жители выволокли прп-ного, избили, бросили полумертвого. Когда пришел в себя, родители девицы потребовали, чтоб давал деньги на пропитание. Прп. Макарий все перенес с кротостью и усерднее плел циновки, чтоб заработать. Так продолжалось до родов. Роженица не могла разрешиться от бремени. Не перенеся мук, созналась в клевете. Родители и соседи просили у святого прощения, он возблагодарил Бога за возвращение доброго имени и ушел.
 3 года Макарий прожил в Нитрийской горе, затем на гор. Фиранскую к прп.Антонию Великому, стал учеником. Прп.Макарий подвизался с учителем, затем по его благословению удалился в Скитскую пустыню (сев.-запад Египта), где просиял подвигами. 
 В 40 лет посвящен в сан иеромонаха, получил дар исцеления: исцелил околдован. женщину, помазанием елея излечил от проказы девушку. Прп.Макарий избран настоятелем иноков в Скитской пустыне. Достигнув высокой степени дух.совершенства, получил дар вызывать к жизни умерших. Посрамил еретика Геранита, смущавшего братию разговорами о невозможности воскресения мертвых, воскресив инока, отверз уста убитому, получив оправдание невин. человека, обвиняемого в убийстве. Когда хотели узнать имя убийцы, он отказался: «Не мое дело карать виновных».
 Прп.Макарий поучал паству со смирением. Показывая путь борьбы с соблазнами, говорил, что заставить диавола прекратить искушение можно не постом (диавол не принимает пищи),не бдением (диавол не спит), а только смирением. 
 В соседнем Келлийском м-ре (у Нитрийской пуст. подвизался прп. Макарий Александрийский, часто навещал Макария Великого, с ним молился в пустыне. 
 С воцарением имп.Валента (364-378), разделявшего ариан. ересь, началось гонение на православных. Арианский еп.Лукий занял престол еп. Александрийского Петра, велел изгнать иноков из пустыни. Воины схватили двух старцев, отвезли на остров Средиземн. моря, где жили язычники. У жреца острова была бесноват. дочь, встретившая прп-ных дикими криками. По их молитве бес вышел из девицы, она обрела разум. Увидев чудо, отец и жители приняли христ-во. Узнав, еп.Лукий повелел возвратить прп.Макария Великого в скит, а прп.Макария Александрийского  в м-рь.
Вернувшись в обитель, св.Макарий Великий назидал братию примером. Однажды на Нитрийской горе с учеником приказал идти вперед. Ученику повстречался языч. жрец, к-рый нес тяжелое бревно. Ученик, зная, что это жрец, крикнул:«Куда идешь, демон?» Жрец избил его. Вскоре он встретил прп. Макария, к-рый кротко сказал:«Бог спасет тебя, труженик». Жрец спросил, почему инок оскорбил его, а Макарий приветствует. Прп.Макарий ответил: труд, что подъемлет жрец, неся тяжелое дерево, внушает сочувствие и Макарий желает спасения его душе. Убежденный проповедью Христа жрец стал иноком. Прп.Макарий заключил: «Злое слово и добрых злыми творит. Доброе слово и злых делает добрыми».
 Говоря о молитв. правиле монахов, святой учил, что не нужно многословия, достаточно искрен. прошения «Господи, якоже хощеши и якоже веси, помилуй мя» или взывания «Господи, помилуй». В ответ на просьбу инока сказать слово о пути к спасению, прп. Макарий повел на кладбище и вслух бранил похороненных. Вернувшись с кладбища, инок сказал, что брань встречена полным молчанием. Старец приказал на кладбище громко восхвалять покойников. Результат был тот же. Вернувшемуся иноку прп.Макарий дал совет подражать умершим: не гневаться на хулу и не гордиться похвалой, чтоб спасти душу. Братия обители любила прп-ного и говорила, что милосердие и всепрощение его безграничны, что своей любовью он стремится покрыть челов. грехи.
   В 97 лет прп-ному явились св.Антоний Великий и Пахомий Великий, возвестили кончину на 9-й день после явления. Прп-ный отошел ко Господу со словами:«В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Житие прп. Макария Великого составил свт.Серапион, еп.Тмуитский (Нижний Египет) в IV в. Мощи св.Макария покоятся в Италии, в г. Амальфи. После прп.Макария остались боговдохнов. труды: 50 дух. бесед о путях спасения и аскетич. послания.
Тропарь преподобному Макарию Египетскому, глас 4: 
 Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Макария Великого, глас 1
 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/ в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие,/ и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,// темже тя почитаем.

  Св.Марк Евгеник, архиеп. Ефесский, был знаменит. защитником Православия на Флорентийском Соборе. Ничто не могло склонить его к унии. Тайно удалившись из Флоренции, св.Марк ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение.Скончался в 1457 г.
Тропарь святителя Марка Эфесского, глас 8
 Православия наставниче, новшеств противоборниче,/ степень веры, Церкве светильниче,/ учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре,/ писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Марка Эфесского, глас 8
 Иоанна Евгеника: Богословов Богомудрая писания,/ яко Богоглагольник истинен, прием в сердцы,/ исхождение Духа Святаго возвестил еси, яко должно есть, приснохвальне,/ и всесвятый запечатлел еси Символ,/ сего ради поем:// радуйся, Марко Богоглаголиве.

Блж.Феодор Новгородский был сыном благочест. богатых и именитых  граждан Новгорода. Воспитанный в христ. благочестии, в зрелом возрасте принял на себя подвиг юродства Христа ради, состояние раздал бедным, сам до конца пребывал в крайней бедности, не имея крова над головой, теплой одежды в морозы.
 Обличая взаимную вражду граждан новгород. Торговой стороны с жителями Софийской стороны, блж. Феодор делал вид, что враждует с блж. Николаем Кочановым, подвизавшимся на противоположной Софийской стороне. Когда блж.Феодор переходил Волховский мост на Софийск. сторону, блж. Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торгов. стороне. Блаженные, духом понимая друг друга, видимой враждой напоминали новгородцам междоусобицы, к-рые часто оканчивались кровавыми столкновениями.
 Блаженный имел дар прозорливости, предупреждая:"Берегите хлеб", предсказывал голод. В др.время словами "чисто тут будет - хорошо будет сеять репу" предрек пожар, опустошивший Торг. сторону.. Блж. Феодор предвидел кончину: "Прощайте, иду далеко".
 Граждане новгородские при жизни видели в нем угодника Божия и высоко чтили. После кончины в 1392 г. блаженный похоронен по завещанию на Торговой стороне, на Лубянице, у церкви св.вмч.Георгия, на паперти к-рой святой любил проводить ночи в неустан. молитве. Над его мощами сооружена часовня.
Тропарь блж. Феодора Христа ради юродивого, Новгородского, глас 4
  Православно проповедав, изъяснил еси догматы, Бога милостива сотвори, и Его ради во юродство претворися, и шибание великое сотворил еси, и снег и зной приим на своем телеси, по преставлении же своем даеши многа исцеления с верою приходящим к раце мо¬щей твоих: сего ради вопием ти, Феодоре блаженне, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.
Кондак блж. Феодора Христа ради юродивого, Новгород., глас 8
  вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния тощно оставил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси,/ ангельское житие проходя, скончался еси, Феодоре блаженне,/ с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

 Св. мц. Евфрасия дева род. в Никомидии в знатной семье, отличалась красотой, была христианкой. Во время Максимианова гонения на христиан правитель города принуждал Евфрасию принести жертву идолам. Когда она отказалась, приказал бить ее, затем отдал воину на осквернение. Святая пламенно молилась Господу, чтоб сохранил ее девство, и Бог услышал молитву. Св. Евфрасия предложила воину помочь найти траву, к-рая бы сохранила его от неприят. оружия и смерти. Но трава, объяснила она, имеет силу тогда, когда будет получена от девы, а не от женщины. Воин поверил св. Евфрасии, пошел с ней в сад. Св. дева нарвала травы, какая попалась под руку, предложила воину испытать силу ее на ней -положила траву на шею и велела воину сильно ударить мечом. Тот исполнил просьбу, и мудрая дева предала дух Богу, сохранив девств. чистоту (+ 303).

 Прп.Макарий Римлянин, Новогородский, род. в Риме в кон. XV в. от благочест. родителей. Воспитан. в строгих религ. законах, прп-ный, покинув Рим с его дух. разладом, достиг Вел. Новгорода, поступил в Свирский м-рь,принял монашество. По благословению старца прп. Макарий поселился для безмолвия на островке р. Лензи. В строгих подвигах бдения, поста и беспрестан. молитв, питаясь ягодами и травами, подвизался немало времени в полном уединении.
 Своими подвигами прп-ный привлек к месту особую благодать, привлекшую людей, жаждущих духа наставлений и иноч. жизни и явившуюся то в виде огнен. столпа, то в виде благоухан. дыма  по окрестностям. Вскоре на месте подвигов прп. Макарий основал обитель, где стал первым игуменом. Управляя м-рем несколько лет, святой стяжал от Господа дар прозорливости и чудотворения. Мирная кончина прп. Макария последовала 15 августа во 2-й пол. XVI в. Тело святого погребено в построенной им Успенской церкви.

 Прп.Макарий Александрийский, современник и друг прп. Макария Египетского, род. в 295 г., до 40 лет занимался торговлей, затем принял св. крещение и удалился в пустыню. Чрез несколько лет подвижнич. жизни посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем м-ря "Келлии", в египет. пустыне между Нитрийской горой и скитом, где подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в  келье.
 Св.Макарий Александрийский, как и Макарий Египетский, был вел. подвижником, наставником монахов, творил чудеса. Узнав о каком-то подвиге инока, старался подражать ему. Услышав, что некий инок употребляет в день только фунт хлеба, ел меньше. Желая сократить сон, 20 суток оставался под открытым небом, терпя жару днем и холод ночью. 
 Однажды св.Макарию принесли виноград. Хотел съесть ягоды, но отослал ягоды слабому иноку. Тот, желая сохранить воздержание, послал ягоды другому, тот - третьему. Гроздь вернулась к прп. Макарию. Подвижник удивился воздержанию учеников. Однажды святому пришла горделив. мысль - идти в Рим исцелять больных. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил, долго ходил по пустыне, пока не утомился и гордая мысль оставила его.
  Подвижн. жизнью, постом, отрешением от земного прп. Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения, удостоился чуд. видений. Прп-ному дано видеть, как подвижник св.обители прп.Марк причащался Св. Тайн из рук ангелов, а нерадив. братия получали при причастии вместо Тела Христова горящ. угли от эфиопов. Св.Макарий прославлен исцелениями больных и одержимых бесами. Умер в 100 лет ок. 394 -395 гг. Написал "Слово о исходе души", что в составе Следованной Псалтири.

   Прп.Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от прп. Сергия Радонежского, был одним из первых учеников и сподвижников. Любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми, пребывал в постоян. труде, плаче о нищете души, памятуя суд Божий. Прп.Савва был образом простоты и смирения, приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в м-ре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". 
  Когда вел.кн.Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем устроил на р. Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, но благословению прп. Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту подвижн. жизни, питался только растит. пищей, носил грубую одежду, спал на полу.
 В 1392 г. братия Сергиевой Лавры, по удалении игум. Никона на безмолвие, умолила прп.Савву принять игуменство в обители. Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.
С большой любовью относился к прп. Савве кн. Юрий Дмитрисвич Звенигородский, крестный сын прп.Сергия. Он избрал прп. Савву духовником, упросил  дать благословение его дому. Прп-ный хотел вернуться в обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи",новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, прп-ный принял предложение звенигородского кн.Юрия Димитриевича, пред иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустын. месту.  На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал небольшой деревян. храм Рождества Пресв. Богородицы (1377), поставил малую келью.
 В 1399 г. прп-ный устроил м-рь, с любовью принимая ищущих безмолвного жития. Много трудился прп.Савва при устройстве обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах воду, обнес м-рь деревян. оградой, в версте от него, в овраге, выкопал себе келью для безмолвного жития. В 1399 г. прп-ный благословил дух. сына, кн.Юрия, уходившего в воен. поход,  предсказал победу над врагами. Молитвами св.старца войскам князя дарована победа.
Трудами прп. Саввы в обители выстроен камен. соборный храм Рождества Пресв. Богородицы. Умер св. Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 г.
Почитание прп-ного местн. жителями началось по его кончине. Чудодейств. целит. сила от гроба прп-ного, многочисл. явления убедили, что игумен Савва "есть воистину Божеств. света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. прп.Савва назван чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, ходивший пешком нa поклонение в обитель прп-ного. Предание сохранило рассказ, как прп.Савва спас его от медведя.
 Как повествует житие прп.Саввы XVI в., в кон. XV в.(148-1490) игум. Саввинской обители Дионисию после вечерн. правила яв-ся старец: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, ответил: "Я Савва,начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности прп-ного, описал внешность его. Точно таким яв-ся игум. Дионисию, к-рый написал икону прп.Саввы.
 Празднование прп.Савве установлено в 1547 г, на Моск. Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи прп-ного.
 Тропарь прп. Саввы Сторожевского, глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/ от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси;/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,/ Савво, отче наш,// моли спастися душам нашим.
Кондак преподобного Саввы Сторожевского, глас 2
Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/  Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.

Прп.Макарий, постник Печерский, в Ближних пещерах (ХII), и прп. Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV), были диаконами. Память их положена 19 января ради тезоименитства с прп. Макарием Египетским. О прп.м Макарии из Дальних пещер известно, что он отличался нестяжательностью, имел великое усердие к храму Божию и постоянно упражнялся в чтении Свящ. Писания и посте. По преданию, он в детстве много болел, и родители дали обет Богу отдать сына в Печерский м-рь, если он выздоровеет. Кротостью и смирением он заслужил любовь братии, к-рая научила его грамоте. За благочестивую жизнь возведен в сан диакона,при жизни имел дар чудотворений. У прп. Макария из Ближних пещер еще память 28 сентября., а у прп. Макария из Дальних пещер –28 августа. Общая память со всеми Печерск.чудотворцами – во 2-ю Неделю Великого поста.

Св. Арсений, архиеп. Керкирский (остров Корфу), родом из Палестины, жил в VIII в. Вел строго аскетич. жизнь, был высокообразованным человеком и известным дух. писателем. Прославлен мудростью и постоян.защитой паствы от неправедн. гнева имп. Константина Порфирородного (780-797). Им составлены Канон на елеосвящение, похвальн. слово ап. Андрею и описание страданий вмц.Варвары
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения