Версия для печати
На страницу списка праздников

Свтт.Афанасия(373) и Кирилла(444), архиепп. Александрийских. Прп.схимонаха Кирилла и схимонахини Марии(ок.1337),родителей прп. Сергия Радонежского. Прп.Маркиана Кирского(388). Прп.Афанасия Сяндемского,Вологодского(1550). Прп.Афанасия Наволоцкого(ХVI-ХVII)

31 Январь 2018 г. Среда

 Совместное празднование свтт Афанасия и Кирилла, архиепп.Александрийских, установлено в знак глубокой благодарности Церкви за многолетние неустанные труды в утверждении догматов Правосл.веры и ревностной защиты от еретич. учений.
Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4
 Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4
Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.
Ин тропарь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, глас 3
 Делы возсиявше православия,/ все погасившие злославие,/ победителие, победоносцы бысте,/ благочестием вся обогативше,/ Церковь вельми украсивше,/ достойно обретосте Христа Бога,/ дарующаго нам велию милость.

 Свт.Афанасий, архиеп.Александрийский, вел.отец Церкви и столп Православия, род. ок .297 г. в г. Александрии в семье благочестивых христиан. Получил хорошее  образование, глубокие познания приобрел прилежным изучением Свящ. Писания. С юности свт. Афанасий известен Александр. патриарху, св. Александру. Дети, среди к-рых отрок Афанасий, играли на берегу моря. Дети-христиане решили крестить сверстников-язычников. Афанасий, избранный «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные в церкви при таинстве. Это наблюдал из окна патр. Александр. Он велел привести детей и их родителей, побеседовал и, удостоверившись, что крещение совершено в игре согласно с церк. уставом, признал его действительным и дополнил миропомазанием. 
С этого времени патриарх наблюдал за воспитанием Афанасия, затем присоединил его к клиру чтецом, потом посвятил в сан диакона. В этом сане св. Афанасий сопровождал патр. Александра в 325 г. на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе св.Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь одобрена правосл. отцами Собора, а ариане возненавидели его и на протяжении жизни подвергали гонениям. 
После смерти св.патр. Александра св.Афанасий избран преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая недостойным, но по настоянию правосл. населения согласился, и в 28 лет рукоположен в сан епископа, поставлен во главе Александр. Церкви. 47 лет свт. Афанасий управлял Церковью, испытав много гонений от противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии, скрывался от ариан в пустыне, т.к. они многократно покушались убить ег Св.Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он остался единственным правосл. епископом, др.епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан его провозгласили лишенным епископ. сана.
 Несмотря гонения, святитель твердо отстаивал чистоту правосл. веры, писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда Юлиан Отступник (361–363) начал гонение на христиан, его гнев обрушился на свт. Афанасия. Юлиан намеревался убить святителя, чтобы нанести сокрушит. удар христианству, но вскоре бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин».
 После смерти Юлиана свт.Афанасий управлял Александрийской Церковью 7 лет и скончался в 373 г. в 76 лет.
Сохранились многочисл. творения свт.Афанасия: четыре «Слова» против ереси ариан, письмо к Епиктету, еп.Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к еп. Серапиону Тмуитскому о Божественности Св.Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также сочинения апологетического характера в защиту Православия, в т. ч. письмо к имп. Констанцию. Известны комментарии свт.Афанасия к Свящ. Писанию, книги нравоучит. характера и подробное жизнеописание прп. Антония Великого, с к-рым свт. Афанасий был близок. Свт. Иоанн Златоуст советовал читать каждому  христианину это житие.
Кондак святителя Афанасия Александрийского, глас 2
Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.
Молитва святителю Афанасию Великому
  О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру     Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков - ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

 Свт.Кирилл, архиеп.Александрийский, борец за Православие и вел.учитель Церкви, из знатной христ. семьи. Он изучил светские науки, философию, но больше всего стремился приобрести знание Свящ.о Писания и истин христ.веры. В юности св. Кирилл поступил в скит св. Макария в Нитрийских горах, где пробыл 6 лет. Патриарх Александрийский Феофил (385–412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя одаренность, поручил произносить проповеди.
По смерти патр.Феофила св.Кирилл избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть приняты ею.
 Св.Кирилл добился изгнания еретиков из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, чьи возмущения сопровождались убийствами христиан. Чтобы покончить с язычеством, святитель изгнал бесов из древнего языч. капища и устроил там храм. В него перенесены мощи св. бессребреников Кира и Иоанна. Более трудная борьба предстояла святителю с несторианской ересью.
 Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 г. избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность распространять еретич. учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Господе Иисусе Христе. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, счмтая, что она родила не Бога, а человека Христа. Св.патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию, разъяснял заблуждения, но тот упорствовал. Святитель направил клиру Константин. Церкви послания против несторианства, а св.блгв. царю Феодосию Младшему (408–450) – два трактата с обличением ереси. Писал свт.Кирилл папе Целестину и др.Патриархам, инокам м-рей, предупреждая об опасной ереси.
 Несторий начал гонение на православных. В его присутствии один из его приверженцев, еп. Дорофей, с церк. кафедры провозгласил анафему тем, кто именует Пресв.Деву Марию Богородицей.
Несторий ненавидел свт. Кирилла и в доносах возводил на него клевету, называя еретиком. Святитель защищал Православие. Положение обострилось, возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, к-рый открылся в 431 г. в г.Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христ. Церквей. Несторий, ожидая прибытия еп.Антиохийского Иоанна и др. сирийских епископов, не соглашался на открытие Собора. Но отцы Собора начали заседание. Председательствовал Александрийский патриарх, свт.Кирилл. 
 Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а прибывший еп. Иоанн открыл беззаконный собор, к-рый провозгласил свт.Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиеп. Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский заключены в тюрьму. Этому подвергся и Несторий.
  Вскоре свт. Кирилл и Мемнон освобождены, и заседания Собора продолжались. Несторий, не подчинившийся определению Собора, лишен сана и по повелению императора сослан в отдален.место Сасим, в Ливийской пустыне, где скончался в тяжелых мучениях: его язык, хуливший Матерь Божию, постигла кара – в нем завелись черви. Определение Ефесского Собора подписали также еп. Иоанн Антиохийский и сирийские епископы.
 Свт. Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его деят-сти паства была очищена от еретиков. Мягко и осторожно свт. Кирилл подходил к тем, кто по простоте впадал в ложное мудрование. К одному старцу, подвижнику высокой жизни, неправильно мыслившему о ветхозаветном праведнике архиерее Мелхиседеке как о Сыне Божием, святитель обратился с просьбой помолиться Господу, чтобы Он открыл, как правильно мыслить об этом праведнике. Через три дня старец пришел к свт.Кириллу и сказал, что Господь открыл ему, что Мелхиседек был архиереем и обыкновенным человеком.
 Свт.Кирилл сумел преодолеть предубеждение к памяти вел. свт. Иоанна Златоуста. Патриарх Александрийский Феофил, родной дядя святителя, был противником свт. Иоанна и председательствовал на осудившем его Соборе. Свт. Кирилл с юности находился в окружении противников Иоанна Златоуста и невольно приобрел против него предубеждение. Прп. Исидор Пелусиот неоднократно писал свт. Кириллу, побуждал внести имя вел.отца Церкви в диптих святых, но свт. Кирилл не соглашался. Однажды увидел во сне дивный храм, в к-ром находилась Божия Матерь, окруженная сонмом Ангелов и святых, в числе к-рых был Иоанн Златоуст. Когда св. Кирилл приблизился к Пресв. Владычице воздать поклонение, свт. Иоанн Златоуст не допустил его. Матерь Божия просила свт. Иоанна простить св. Кирилла, согрешившего против него по неведению. Увидев, что св.Иоанн медлит, Матерь Божия сказала: «Прости его, ибо он много потрудился, прославил Меня среди людей и наименовал Богородицей». Свт.Иоанн отвечал:«По Твоему,Владычице, ходатайству прощаю его», –с любовью обнял св.Кирилла.
 Свт.Кирилл раскаялся, что гневался на вел. угодника Божия. Созвав египетских епископов, совершил торжеств. празднование в честь свт.Иоанна Златоуста.
 Скончался св. Кирилл в 444г ., оставив много творений. Это Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания ап.Павла к Коринфянам и Евреям, апология в защиту христианства против имп. Юлиана Отступника (361–363). Огромное значение имеют 5 книг против Нестория, труд о Пресв.Троице, «Сокровище», написанный против Ария и Евномия, и два догматич. сочинения о Пресв.Троице, отличающиеся точностью изложения Правосл. учения о Исхождении Св. Духа. Сочинение против антропоморфизма написано свт. Кириллом для египтян, к-рые по неведению представляли Бога в челов. образе. В числе творений свт. Кирилла «Беседы», среди к-рых особенно назидательно «Слово об исходе души», помещенное в славянской «Следованной Псалтири».

  В четырех верстах от Ростова Великого, на берегу речки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Кирилл состоял на службе у Ростовских князей. Супруги имели сына Стефана, когда Бог даровал им др. сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, прп. Сергия. Прав. Мария с мужем дали обет: если родится мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.
 3 мая 1314 г. прав.родителей посетила великая радость: родился сын. В 40-й день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Свящ. Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память св.ап.Варфоломея. Имя «Сын радости (утешения)» было утешительно для родителей.
   Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, Ростовское княжество попало под власть Моск. вел. кн.Ивана Калиты. В Ростов назначен наместником один из моск. бояр, к-рый грабил жителей. Многие из ростовцев покинули город. В числе их боярин Кирилл. Кроме притеснений моск. воевод, он еще и разорился и не желал быть там, где жил в богатстве и почете. Он выбрал маленький городок Радонеж в моск. землях.
  По обычаю того времени Кирилл должен получить поместье, но по старости не мог служить моск. князю, и эту обязанность принял старший сын Стефан, к тому времени женатый. Младший из сыновой Кирилла и Марии  Петр также женился.
  Варфоломей, когда ему было ок. 20-ти, попросил благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать до их смерти: с его уходом они потеряли бы поддержку, т.к. два старших сына были женаты и жили отдельно. Сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость родителей, к-рые не принуждали его вступить в брак.
  Дух иночества передался от сына родителям, под конец жизни они приняли постриг в Хотьковском м-ре близ Радонежа. В 1337 г. схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Дети погребли их под сенью Покровской обители, к-рая стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.
   Дух. узы, соединившие Сергия и родителей, проявлялись в чудесных событиях, происходивших у гробницы схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Летопись Хотковского Покровского м-ря приводит свидетельства, как молитвенное обращение к прп. Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов.  Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе даже после многочисленных перестроек.
  Существует предание, по к-рому прп.Сергий завещал «прежде, чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая поклониться его прав.родителям. По преданию, прп.Сергий нередко ходил на могилу родителей из Лавры.
 В XIX в. почитание прпп. Кирилла и Марии распространилось по России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. После 1917 г.Хотьковский м-рь ликвидирован, но до закрытия последнего храма некоторые сестры жили на территории м-ря, составляя рукодельную артель. В 1930-е годы храмы сделали мастерскими и складами. Рабочие,что занимались перестройкой монаст. зданий, предложили взять из храма останки прпп.Кирилла и Марии, т.к. им грозило осквернение или уничтожение. Останки преподобных положены в склепе недалеко от Покровского храма на территории м-ря. Никаких внешних знаков над склепом не было, но те, кто участвовал в этом, запомнили место погребения.
    В 1987 г. во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси склеп с мощами преподобных раскрыт, мощи перенесли в храм Покрова Пресв.Богородицы. В 1992 г.открылся Хотьковский жен. м-рь Покрова Пресв.Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины прп.Сергия, совершилось общецерк. прославление прпп.Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей вел.светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Тропарь преподобных Кирилла и Марии, глас 3
   Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.
Кондак преподобных Кирилла и Марии,глас 4
 Днесь, вернии, сошедшеся,/ восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/ тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ ко Единому во Святей Троице Богу,/ Отечество наше в правоверии утвердити,/ домы миром оградити,/ юныя от напастей и соблазнов избавити,/ старость укрепити// и спасти души наша.
Молитва преподобным схимонахам Кириллу и Марии,родителем преподобнаго Сергия
  О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да житель¬ствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  Прп.Маркиан Кирский подвизался в пустыне близ г. Кира. Устроив мал. хижину, проводив время в молитве, пении псалмов и чтении божеств. книг. Пища была самая скудная. Молва о его св.жизни собрала многих ревнителей дух. подвигов, и прп.Маркиан основал обитель.
 Благодать Божия почивала на святом, он имел дар чудотворения. Однажды в келью вползла змея, прп-ный сотворил крестн. знамение, и змея погибла, опаленная пламенем. Ночью, когда подвижник читал, ему светил небес. огонь. Много др.чудес совершал на пользу братии. Умер в мире ок. 388 г.

 Прп.Афанасий Сяндемский,Вологодский, был учеником прп.Александра Свирского. После кончины наставника основал в лесах Карелии, недалеко от г.Олонца, Успенскую пустынь, между озерами Сяндема и Рощинское. Клевета и нападки местных жителей вынудили прп.Афанасия переселиться в Свирский м-рь, где его избрали игуменом. 
 Вернувшись в Успенскую пустынь, преподобный скончался ок.1550 г. глубоким старцем, погребен на одном из мысов Рощинского озера. Впоследствии над могилой построен храм свтт.Афанасия и Кирилла Александрийских, в к-рый в 1720 г. положены нетленные мощи святого.

  Прав.Афанасий Наволоцкий в кон. XVI в.пришел из Каргопольских пределов в Олонецкую землю, где основал м-рь в 78 верстах от возникшего позже г. Петрозаводска. Скончался святой близ Верхоледской Слободки, неподалеку от Шенкурска.
Тропарь праведнаго Афанасия Наволоцкаго, глас 1
  Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеления притекающим к тебе, премудре Афанасие,/ темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/ веселящее вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.


 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения