Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп. Антония Великого (356). Прп. Антония Дымского (1224). Прп. Антония Черноезерского (ХVI)

30 Январь 2019 г. Среда

  Прп.Антоний, велич. подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший имя Великий, род. в Египте, в сел. Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 г.  Родители - благочест. христиане знатного происхождения. Антоний был серьезным, сосредоточенным, любил посещать церк.службы, слушал Свящ. Писание так внимательно, что запоминал на всю жизнь, руковод-ся заповедями Господними. В 20 лет лишился родителей, на его попечении была малолетн. сестра. На церк. службах юноша проникся благогов. чувством к христианам, к-рые продавали имения, полагали к ногам апостолов. Он продал имение, раздал деньги нищим, оставил сестру в м-ре, покинул род. дом и, поселившись возле селения в хижине, начал подвижн.жизнь. Он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным. Иногда св.юноша посещал др.подвижников, старался получить наставления. К одному из них обратился за рук-вом в дух. жизни.
 В этот период прп. Антоний подвергся искушениям от диавола. Враг смущал молодого подвижника сомнениями в избран. пути, тоской по сестре, склонял к плотск. греху, но прп-ный хранил веру, непрестанно творил молитву. Антоний молился, чтоб Господь указал путь спасения, ему было видение. Подвижник увидел человека, к-рый то совершал молитву, то трудился - это ангел, его Господь послал для вразумления. Прп-ный установил строгий порядок. Он принимал пищу раз в сутки, иногда раз в 2-3 дня; ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну на 3-ю или 4-ю ночь после бдения. Диавол, пытаясь устрашить его, явл-ся под видом чудовищ, но святой ограждал себя Животворящим Крестом.
Наконец враг яв-ся в виде страшного черн. отрока, лицемерно признал себя побежденным, склоняя к тщеславию. Но прп-ный отогнал врага молитвой. Для уединения святой поселился вдали от селения, в гробнице. В опр. дни друг приносил скудную пищу. Бесы напали на подвижника, нанесли тяжкие побои. Господь не допустил смерти Антония. Друг святого, принесший пищу, увидел его замертво лежащим, отнес в селение. Прп-ный глубокой ночью умолил друга отнести его обратно в гробницу.
 Твердость св.Антония была сильнее ухищрений врага. В виде диких зверей бесы пытались принудить покинуть избра. место, но он отогнал их силой Креста. Господь подкрепил силы угодника: в разгар борьбы с темными силами прп-ный увидел светлый луч: "Где был Ты, милосердный Иисусе?" Господь ответил: "Антоний! Я был здесь, но желал видеть твое мужество; теперь, как ты выдержал борьбу, Я буду помогать и прославлю тебя ".
 После явления прп.Антоний исцелился от ран. Ему было 35. Приобретя опыт в борьбе с диаволом, прп-ный решил уйти в глубь Фиваидской пустыни и в уединении служить Господу трудом и молитвой. Он просил старца-подвижника удалиться с ним в пустыню, но старец, благословив прп-ного на новый, неизвестный вид подвига - отшельничество, по старч. немощи не смог идти с ним. Прп. Антоний ушел в пустыню один. 
 Диавол пытался остановить его, бросая драгоценности и золото, но святой  прошел мимо. Дойдя до горы, прп-ный увидел заброшен. строение и поселился в нем, заложив камнями вход. Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода была внутри. В молчании принимал прп-ный пищу. В уединении и  борьбе с бесами прп.Антоний прожил 20 лет,обрел спокойствие духа и мир.
И вот Господь открыл людям вел.подвижника. Ему предстояло наставить мирян и монахов, руководить иноками. Собравшиеся к его ограде люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к св. Антонию и просили взять их под рук-во. Вскоре гора, где подвизался св. Антоний, была окружена поясом монаст. обителей, прп-ный с любовью наставлял насельников, уча дух. жизни, кто пришел спасаться. Он учил постоянству в подвиге, стремлению угодить Господу, бескорыст. отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бес. нападений и прогонять врага силой Креста Господня.
  В 311 г.началось жестокое гонение на христиан имп.Максимианом. Желая пострадать со св. мучениками, прп.Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Он открыто служил мученикам в заточении, присутствовал на суде, но мучители к нему не прикоснулись. Господу угодно  сохранить его на пользу христианам. После гонений прп-ный вернулся в пустыню и продолжал подвиги. Господь даровал избраннику дар чудотворений: прп-ный изгонял бесов и исцелял больных молитвой. Множество людей мешало уединению, и прп-ный ушел во "внутр. пустыню", поселился на вершине горы. Братия из пустын. м-рей разыскали прп-ного, умолили посещать обители.
 Еще раз прп.Антоний покинул пустыню и пришел к христианам в Александрию, чтоб защитить веру от ересей манихеев и ариан. Зная, что имя прп.Антония почитается Церковью, ариане возвели на него клевету - якобы он придерживается их учения. Прибыв в Александрию, прп. Антоний всенародно, в присутствии епископа, проклял арианство. Во время недолгого пребывания в Александрии обратил ко Христу множество язычников.
 Равноап.царь Константин Великий и его сыновья глубоко почитали прп. Антония и просили посетить их в столице, но не пожелал оставить братьев-пустынников. В ответн. послании убеждал императоров не гордиться высок. положением и помнить, что есть Судия - Господь Бог.
  85 лет провел прп. Антоний в пустын. уединении. Незадолго до смерти он поведал братии, что вскоре будет взят. Еще раз поучал в чистоте хранить правосл. веру, избегать общения с еретиками, не ослабевать в иноч. подвигах. Прп-ный завещал 2-м ученикам похоронить в пустыне и не устраивать торжеств. погребения останков в Александрии. Из двух мантий одну прп-ный завещал свт.Афанасию Александрийскому, другую – свт. Серапиону Тмунтскому. Прп.Антоний мирно скончался в 356 г., в 105 лет, погребен учениками в пустыне в сокровен. месте.
 Жизнь Антония Великого подробно описана отцом Церкви свт.Афанасием Александрийским. Это творение свт. Афанасия считается одним из лучших его писаний; свт. Иоанн Златоуст говорит, что это житие читают все христиане. 
  Из творений прп.Антония до нас дошли:1) речи, 20 шт. о христ. добродетелях, особенно монашеских, 2) 7 посланий к м-рям - о стремлении к нравств. совершенству и дух. борьбе 3) правила и увещания к монахам.
 В 544 г. мощи прп.Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию, затем, по завоевании Египта сарацинами в VII в., в Константинополь. Из Константинополя в Х - XI вв. св. мощи перенесены в епарх. округ Вьенский, а в XV в. - в Арис (Франция), в храм св. Иулиана.
Тропарь прп. Антония Великого, глас 4
 Ревнителя Илию нравы подражая,/ Крестителю правыми стезями последуя,/ отче Антоние,/ пустыни был еси житель/ и вселенную утвердил еси молитвами твоими./ Темже моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Антония Великого, глас 2
Житейския молвы отринув,/ безмолвно житие скончал еси,/ Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший,/ с ним убо тя почитаем,// отцев начальниче, Антоние.

 Прп. Антоний Дымский род. в Новгороде ок. 1157 г. Услышав однажды в церкви слова Христовы "Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф.16,24), он решил оставить мир, принял монаш. постриг от св. Варлаама Хутынского в его обители.
 Умирая, прп. Варлаам поставил св. Антония настоятелем, по кончине прп. Ваpлаама в 1192 г. стал игуменом. Но Антоний, избегая славы, удалился из обители и поселился возле Дымного озера, у  г.Тихвина. Здесь прп-ный обрек себя на тяжелые подвиги. Для  изнурения плоти постоянно носил на голове железн.шляпу. Вокруг него собралась братия. С общего согласия и испросивши благословения архиеп.Hовгоpодского Исайи поставили церковь Антония Великого с приделом Покрова Богоматери.
 Здесь основал м-рь и подвизался до конца жизни. По преданию, прп. Антоний совершил путешествие в Константинополь и по св.местам. 
  Скончался прп. Антоний в 24 июня 1224 г. Он погребен в создан им церкви. В 1330 мощи обретены нетленными, в 1409 г. по случаю нашествия татар рака с мощами опущена в землю. Св.мощи прославлены многими чудесами. Память прп. Антония 17 января, в день обретения мощей.
Тропарь преподобного Антония Дымского, глас 4
 Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.
Кондак преподобного Антония Дымского, глас 6
 Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

     Прп. Антоний Черноезерский основал Богородицкий м-рь на Черном озере в Новгородских владениях, неподалеку от г. Череповца. М-рь расположен на острове у Щирского погоста. Два раза м-рь претерпел полное разорение: в 1581 г. - от литовцев и в 1682 г. - от шведов.  В 1764 г. обитель упразднена.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения