Версия для печати
На страницу списка праздников

Отдан. праздн. Богоявления. Равноап. Нины, просветительницы Грузии(335). Прпп. отец, в Синае и Раифе избиенных и иных с ними(IV-V). Прп. Иосифа Аналитина Раифск.(IV). Прп.Феодула Синайск.(V). Прп.Стефана, основателя обители Хиннолакковой(VII

27 Январь 2018 г. Суббота

 Св. равноап.Нина, просветительница Грузии, род. ок. 280 г. в г.Коластры, в Каппадокии, где было много грузин. поселений. Отец Завулон был родственником св. вмч.Георгия. Он из знатного рода, от благочест. родителей, пользовался расположением имп.Максимиана (284–305). На воен. службе у императора Завулон как христианин содействовал освобождению плен. галлов, принявших христианство. Мать св.Нины,Сусанна, была сестрой Иерусалим. Патриарха.
 В 12 лет Нина пришла в Иерусалим  с родителями, у к-рых была единств. дочерью. По обоюдному согласию и благословению Патр.Иерусалимского Завулон посвятил жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, воспитание св. Нины поручено благочестив.старице Нианфоре. Св.Нина проявляла послушание, чрез 2 года исполняла правила веры, с усердием читала Свящ.Писание. Рассказы старицы об Иверии (Грузии), языч. стране, побудили в Нине желание просветить ее светом Евангелия, ибо с юности возлюбила Бога, сожалела о людях, не верующих в Него. 
 Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин.19,23–24). На вопрос св.Нины, где Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пресв. Дева призвана ап. жребием к просвещению Грузии, но ангел Господень предрек, что Грузия станет Ее земным уделом позже, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей ап. служение на Афоне. Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия не просвещена светом христианства, св.Нина молилась Пресв.Богородице, да сподобит увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.
   Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Когда св. Нина почивала после долгих молитв, Пресв. Дева яв-сь во сне и, вручив крест из виноград. лозы, сказала:«Возьми этот крест, он будет щитом и оградою против видимых и невидим. врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй евангелие Иисуса и обрящешь благодать у Него: Я буду тебе Покровительницею».
 Пробудившись, св.Нина увидела в руках крест (хранится в особом кивоте в Тбилис. Сионском кафедр. соборе), возрадовалась и, придя к  дяде, Патр. Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг ап. служения. Желание ее сбылось, когда пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения имп. Диоклетиана (284-305 гг.).
  По пути в Грузию св. Нина чудом избегла мученич. смерти от армян. царя Тиридата, к-рой подверглись спутницы – царевна Рипсимия, наставница Гаиания и 35 дев, бежавшие в Армению из Рима от гонений имп. Диоклитиана (284–305). Укрепленная видениями ангела Господня, яв-ся в первый раз с кадилом, во второй со свитком в руке, св. Нина яв-сь в Грузию в 319 г. Слава о ней распространилась в окрестностях Мцхета, где подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась знамениями. В день Преображения Господня, по молитве св.Нины, во время языч. жертвоприношения жрецами в присутствии царя Мириана и народа, низвергнуты с горы идолы Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось бурей.
Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, св.Нина нашла приют в семье бездетного цар. садовника, жена к-рого, Анастасия, по молитвам св. Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.
 Св.Нина исцелила от тяжкого недуга грузин. царицу Нану, к-рая, приняв св.Крещение, стала христианкой. Несмотря на чудесное исцеление, царь Мириан (265–342), внимая язычникам, готов подвергнуть св.Нину мучениям. «В то время, как вымышляли казнь св.праведнице, померкло солнце и мгла покрыла место, где находился царь». Царь внезапно ослеп, пораженная ужасом свита умоляла идолов о возвращении дневного света. «Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, К-рого проповедовала Нина.  Мгновенно рассеялся мрак, солнце осветило все». Это событие совершилось 6 мая 319 г. Царь Мириан, исцеленный св. Ниной от слепоты, принял св.Крещение со свитой. В 324 г. христианство окончательно утвердилось в Грузии.
 Летописи повествуют, что св.Нине открыто: где сокрыт Хитон Господень, там воздвигнут первый в Грузии христ.храм (деревян., ныне камен.собор 12-ти апостолов, Светицховели). С помощью визант. имп. Константина (306–337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского еп.Евстафия, 2-х священников и трех диаконов, христианство упрочилось в стране. Но горн. области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и диакона св. Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие уверовали во Христа и приняли св. Крещение. Оттуда св.Нина прошла в Кахетию (Восточ. Грузия) и поселилась в сел. Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь вела подвижнич. жизнь, пребывая в молитвах, обращая ко Христу жителей. В их числе царица Кахетии Соджа, принявшая Крещение  с царедворцами и народом.
Совершив ап.служение в Грузии, св.Нина извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану попросила прислать еп.Иоанна, чтоб приготовил в последний путь. Не только еп. Иоанн, но и царь  с дух-вом отправились в Бодбе, где у смертн. одра св.Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, св.Нина, по просьбе учениц, рассказала о происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития св.Нины.
 Благоговейно приобщившись Св. Таин, св.Нина завещала, чтоб ее тело погребли в Бодбе, отошла ко Господу в 335 г.(по др. источн., в 347, в 67 лет, после 35 лет ап.подвигов). Царь, дух-во и народ, скорбя о кончине св.Нины, хотели перенести останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб с места. Здесь в 342 г. царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм св. вмч.Георгия; позднее основан жен. м-рь св.Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузин. Правосл. Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, назвала просветительницу Грузии равноапостольной.
МОЛИТВА СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЕ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЕ ГРУЗИИ
 О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА ВТОРАЯ
    О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ТРОПАРЬ СВ. РАВНОАП.НИНЕ,ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЕ ГРУЗИИ
  Слова Божия служительнице, /во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, /просветительнице Иверии /и Духа Святаго цевнице, /святая равноапостольная Нино, /моли Христа Бога /спастися душам нашим.

    Прпп.отцы, в Синае и Раифе избиенные, подвизались в обителях и пещерах горы Синайской, где даны Богом через Моисея 10 заповедей, и близкой к ней пустыни Раифы (на берегу Красного моря) и пострадали от сарацин и влеммиан, кочевых арабских племен.
Первое избиение произошло ок. 312 г.. Оно описано Аммонием, египетским иноком, очевидцем гибели 40 св. отцов Синайских. В это же время арабы избили 39 отцов в Раифе.
Вторичное избиение совершено через 100 лет, описано очевидцем, чудом избежавшим гибели, прп. Нилом Постником. Синайские и раифские подвижники проводили особо строгую жизнь – всю неделю пребывали в кельях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Питались только финиками и водой. Многие прославились даром чудотворения – старцы Моисей, Иосиф и др.
По именам в службе прпп.отцам упоминаются Исаия, Савва, Моисей, ученик его Моисей, Иеремия, Павел, Адам, Сергий, Домн, Прокл, Ипатий, Исаак, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий и Илия.

     Прп. Иосиф Аналитин, Раифский, строгий подвижник, достиг высокого совершенства в дух. жизни, во время молитвы его осеняло пламя. Предсказав время кончины ученику Геласию, умер в IV в., до избиения отцов Синайских..

  Прп.Феодул был сыном прп. Нила Постника, описавшего избиение св. отцов в Раифе в V в. В отрочестве прп.Феодул удалился с отцом на Синайскую гору. Во время нападения варваров на пустынников преподобный попал в руки разбойников, которые решили принести юношу в жертву утренней заре, которую почитали.
  Господь спас отрока по усердной молитве отца, прп.Нила: варвары проспали время появления утренней зари и захватили юношу с собой. Проданный разбойниками в г.Елузу, прп. Феодул выкуплен местным епископом, в доме которого обретен благодарным отцом. Посвященные епископом в пресвитеров, прпп.Феодул и Нил вернулись на Синайскую гору, где служили Господу до конца жизни. 
 Нетленные останки перенесены в Царьград при имп.Иустине Младшем (565-578), положены в церкви св. Апостолов в Орфанотрофии.

  Прп.Стефан жил в VIII в. Подражая жизни вел.подвижников, обошел много обителей в Палестине, посетил пустыни вел. отцов – прпп.Евфимия Великого, Саввы Освященного и Феодосия Великого. Приняв монашество, прп.Стефан основал обитель в Вифинии, при гор. Оксии, близ Халкидона. В обители, что носила название "Хинолаккской" ("при гусин.пруду"), собралось много иноков.
 Св.подвижник провидел кончину, и нек-рые из братии видели его славное отшествие со Ангелами в горние селения.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения