Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника ( 529).Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок.1453–1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Елецкой иконы Божией Матери ( 1060)

24 Январь 2018 г. Среда

 Прп. Феодосий Великий в V-VI вв. был основоположником общежител. м-рей. Род. в Каппадокии у благочестив. родителей. Обладая прекрасным голосом, усердно трудился в церк. чтении и пении. Он горячо молился, чтоб Господь наставил на путь спасения. В юности посетил Св.Землю, виделся с прп.Симеоном Столпником, к-рый предсказал пастыр. служение. Стремясь к отшельн. жизни, Феодосий поселился в Палестине в пещере, где ночевали 3 волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю.
 В ней прожил 30 лет в вел.воздержании и непрестан. молитве. К подвижнику стекались жаждущие жить под его рук-вом. Пещера не вмещала иноков, прп.Феодосий стал молиться, чтоб Господь указал место для обители. Взяв кадило с холодн. углями, прп-ный пошел по пустыне. В одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут прп-ный основал первый общежит. м-рь, или Лавру, по уставу свт. Василия Великого. Скоро Лавра прп.Феодосия стала знаменитой, собралось до 700 иноков. По завету прп. Феодосия Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь бедным и давая приют странникам.
 Прп.Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине был голод и к м-рю спришло много людей, прп-ный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что м-рь не  насытит всех. Но хлебопекарня, по его молитвам, наполнилась хлебами. Чудо повторялось всякий раз, когда прп.Феодосий хотел помочь бедствующим.
В м-ре прп-ный устроил странноприимн. дома, отд. больницы для иноков и мирян, убежища для престарелых. В Лавре собрались люди из разных стран, прп-ный устроил Богослужение на греч., грузин. и армян.яз. Для приобщения Св. Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греч. языке.
 Во время правления Константинопол. имп. Анастасия(491-518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, православные терпели гонения. Прп.Феодосий встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где опровергал все осужденные Вселен. Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки твердо держатся Правосл. исповедания. Император смирился, но потом возобновил гонение на православных. Св. старец проявил вел. ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Вел. церкви, став на возвышении, возгласил: "Кто не почитает 4 Вселенских Собора, да будет анафема". За этот поступок прп-ный сослан в заточение, возвратился после смерти императора.
Прп. Феодосий при жизни совершал много исцелений и др. чудес, приходя на помощь бедствующим.  Однажды молитвой погубил саранчу в Палестине, по его предстательству воины охранялись от гибели, спасались в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях.
 Однажды прп-ный велел ударить в било, чтоб братия собрались на молитву, сказал:"Гнев Божий надвигается на восточн. страну". Чрез несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило Антиохию в тот час, когда прп-ный призвал иноков на молитву. Пред кончиной прп.Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Чрез 3 дня скончался в 105 лет, в 529 г.  Тело святого с честью погребено в пещере, в к-рой  жил в начале подвига.
Тропарь преподобного Феодосия, глас 8
 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феодосия, глас 8
 Насажден во дворех Господа твоего,/ преподобными твоими добродетельми красно процвел еси/ и умножил еси чада твоя в пустыни,/ слез твоих тучами напаяемая,/ стадоначальниче Божий Божественных дворов.// Темже зовем: радуйся, отче Феодосие.

 Прп.Михаил Клопский из бояр. рода, родственник вел.кн.Димитрия Донского (1363-1389). Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский м-рь близ Новгорода. Никто не знал, как он попал в запертую келью иеромон. Макария. Тот совершал каждение, на 9-й песни канона зашел покадить келью. Там сидел человек в монаш. одеянии и при свечке переписывал Деяния св. апостолов.
После совершения утрени пришел игумен с братией, спросил незнакомца, кто он и как зовут. Тот отвечал только повторением вопросов и не открыл происхождения. В церкви святой пел на клиросе и читал Апостол, за трапезой читал жития. Все слушавшие умилялись красоте и одухотворенности его чтения.
В праздник Преображения Господня Клопскую обитель посетил кн.Константин Димитриевич (сын вел. кн. Димитрия Донского). После Причащения с княгиней был за трапезой, во время к-рой неизвестный читал Книгу Иова. Услышав чтение, князь подошел к чтецу и, присмотревшись, поклонился ему, назвав родственником Михаилом Максимовичем. Юродивый заметил: "Один только Создавший меня знает, кто я есть", но подтвердил, что его зовут Михаилом.
 Прп. Михаил стал примером для братии в иноч. подвигах. 44 года прожил он в Клопском м-ре, изнуряя тело в трудах, бдениях и лишениях, и получил от Господа дар прозорливости. Господь Бог, ведая сердце человеческое, не захотел, чтобы вел. подвижник оставался потаенным, явил славу его пред людьми, сообщая ему дар пророч. предвидения,  силу творить чудеса. Он обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение вел.кн.Иоанна III 22 января 1440 г. и взятие им Новгорода, обличал кн. Димитрия Шемяку за то, что ослепил  брата вел. кн. Василия Темного, обличал за др. злодейства. Когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества, относящиеся к отд. лицам, к судьбе Новгорода сбылись.
 В Великом Новгороде и его окрестностях была засуха. Дождя не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: «"Чашу спасения приму и имя Господне призову"(Пс.115,4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», пошла вода ключом. При наступлении голода, хотя хлеб. запасы в обители не были велики, по настоянию блаженного, кормили всех, при этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали, хотя зерно обильно раздавалось голодающим.
 Предчувствуя близкое отшествие, блж. Михаил перестал ходить на обычное место в церкви, и во время богослужения стоял близ могилы недавно скончавшегося игумена Феодосия. Блж. Михаил преставился 11 января около 1453-1456 гг.
Тропарь преподобного Михаила Клопского, Новгородского глас 8
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красоты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преподобне Богоносне Михаиле, / и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. / Но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Михаила Клопского, Новгородского  глас 8
 Духа Святаго силою уподобился еси Богоглаголивым древним пророком,/ сказав безвестная и тайная и еже годе судьбам Божиим в сбытие, / и ина многа чудеса о Христе сотворив,/ и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющия: / слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Молитва преподобному Михаилу Клопскому
 О преподобне и преблаженне отче наш Михаиле, ты, возжелав усердно шествовати во след Господа нашего Иисуса Христа, вся плотская мудрования отринул еси: ты отечество свое, род и временное благородство и земнаго царствия наследие оставив, монашества и юродства путь ко спасению и к наследию Царствия Небеснаго предызбрал еси; пришед же дйвне во обитель Пресвятыя Троицы, в ней трудолюбно и богоугодно подвизался, по премногу ко устроению ея споспешествовал еси и, от всех бед, от глада, вражияго нахождения, и огненнаго запаления, и всякаго зла оную сохраняя и защищая живущих в ней и к ней притекающих, пути Господню поучал еси; ты и ныне, Пресвятей Троице со всеми святыми предстоя и непрестанно насыщался зрения Божества Трисветлаго, поминай, молим тя, чтущих святую память твою, не премолчй, угодниче Христов, ко Господу моляся, да Он, благодатию Своею приосеняя притекающих к тебе и мощи твоя устами и сердцем лобызающих, здравы и невредимы сохранит и от всякия напасти свободит, подая путешествующим в пути благоспешество, болящим здравие, печальным утешение, сирым, вдовицам и всем напаствуемым скорое заступление и вспоможение и от вражиих наветов твердое ограждение и защищение. Не престай же моляся и о Богохранймей стране нашей, яко да, твоим предстательством и молитвами сохраняемы, вси возможем подвиг течения неблазненно совершити, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  Прп.Феодосий Антиохийский с юных лет оставил богатый дом знатных родителей и вступил на скорбный путь подвижничества, поселившись в малой келье на берегу Исского залива, в окрестностях г. Росс. Тело святой утруждал поклонами и лежанием на голой земле, носил власяницу и тяжелые железные вериги. Волосы отросли так, что покрывали ноги. Непрерывными подвигами поста и молитвы он победил плотские и дух. страсти, усмирял гневливость, прогонял нечистые помыслы; много трудился, возделывая огород и занимаясь плетением веревок.
  На родине прп. Феодосий основал м-рь (Скупель). Он прививал инокам любовь к труду и дух. подвигам. Прп. Феодосий с особой попечительностью относился к странникам. Высокая жизнь святого была известна далеко за пределами м-ря. Его знали и христиане, и язычники. Мореплаватели в часы опасности призывали на помощь Бога "Феодосиева". Случалось, что от одного имени прп. Феодосия укрощались морские волны. Его чтили разбойники, просили его молитв. Уходя от людской славы, святой поселился близ сел. Маратон, основав здесь Маратонскую киновию. В ней подвижник окончил мирно дни богоугодной жизни (+ок. 412).

      Елецкая икона Божией Матери - чудотв, образ, сведения о к-ром противоречивы. Известно, что находилась она в г. Ельце Орловской губ. Летописи зафиксировали год её явления–1060, тот же, что и у Елецкой–Черниговской иконы. Исследователи считают, что Елецкая икона явл-ся поздним списком с Елецкой-Черниговской. Помимо поясного изображения Божией Матери существуют ещё один вид Елецкой иконы – ростовой.
   На этой иконе изображено явление Царицы Небесной Тамерлану пред его походом на Москву в 1395 г. в г. Ельце. По преданию, пред нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана)  Елецкая икона перенесена в Елец со сторожев. погранич. поста, позже известного как Талицкий острог (построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого р-на Липецкой обл.). Икона весьма древняя, к сожалению, нет указания, откуда и задолго ли до 1395 г. доставлен образ в с. Талец. Нет достоверн. сведений и об иконографии. При составлении осн. сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах, сведения о данной иконе отсутствовали. 
 Отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану яв-сь в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотв. Владимирскую ик.Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Устрашенный, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» – и повернул с ордой назад. В память о событии написана икона Елецкая и установлено местночтим. празднование  8 сентября (26 августа по ст. с.). День общецерк. празднования 24 января (11 января по стар.стилю).
 Иконография образа близка к Владимир. иконе Божией Матери, ставшей прототипом многих рус. изводов типа «Умиление». В гравирован. и иконописн. сводах икон Божией Матери Пресв.Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая - в молитв.жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Облачен в хитон,ножки обнажены от колен. В отличие от литографич.изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше.
   В церкви прор.Илии во 2-м Обыденском переулке в Москве есть больших размеров икона 2-й пол. XVIII в. в бисерн.окладе, изготовленном елецкими мастерицами. К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной.
  В елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон.XIX в., она имеет отличия с ранней иконографией на гравюрах и иконах свода чудотв. икон
Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Елецкой, глас 4
 Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:/ и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения