Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Феофана,Затворника Вышенск.(1894). Свт.Григория,еп. Нисск.(395). Прп.Дометиана,еп.Мелитинск. Прп.Маркиана пресвит. Прп.Павла Комельск.(Обнорск.) Прп.Антипы Валаамск.(Афонск.). Прп.Макария Писемск. Блж.Феозвы диаконис.,сестры свт.Григ.Нисск.

23 Январь 2018 г. Вторник

 Свт. Феофан был одним из вел.учителей Православия в XIX в. С его именем связан расцвет Вышенского Свято-Успенского м-ря, настоятелем к-рого был 6 лет. Затем ушел в затвор на 22 г. Свт. Феофан продолжал активн. переписку с дух чадами, занимался переводами с греч. и др. яз.
Феофан Затворник оказал глубокое воздействие на дух. возрождение совр.об-ва. Молитв. созерцат. подвигом, чистотой сердца, целомудрием и благочестием свт. Феофан стяжал дар опытн.постижения святоотеч. аскезы. Этот опыт он, богослов и экзегет, изложил в многочисл. трудах, что воспринимаются как практич. пособия в деле христ. спасения.
 Мирск. имя свт. Феофана Георгий. Он род. 10 января 1815 г. в с. Чернавском Орловской губ., где о.Василий Говоров был священником. Кроме Георгия у Василия Тимофеевича и супруги, Татианы Ивановны, было 3 сына и 3 дочери. Говоровы вели примерную сем. жизнь, были религиозны, отзывчивы к людям,так же воспитывали детей.
  В 8 лет Георгия отдали в Ливенское дух.училище. Получив хорошую дом.подготовку, мальчик учился очень хорошо, вёл себя скромно. В 1829 г. Георгий Говоров в числе лучших учеников переведён в Орловскую дух. семинарию. Он выделялся среди товарищей серьёзностью занятий и примерн. благонравием. В последних классах семинарии определился склад ума Говорова, нравств. характер.
 После семинарии в 1837 г. Говоров, лучший из воспитанников курса, отправлен на казён. счёт в Киевскую дух.академию. В семинарии серьёзно занимался богословием, строго хранил чистоту души и непорочность сердца. За год до окончания академии подал прошение о пострижении в монашество. 15 февраля 1841 г. в 26 лет принял постриг с им. Феофан. В 1841 г., в сане иеромонаха, Феофан одним из лучших закончил академию и удостоен степени магистра богословия. Молодой магистр посвятил себя учебно-воспит. деят-сти, проходя должности ректора Киево-Софиевского дух. училища, инспектора Новгород.семинарии, бакалавра и помощника инспектора Санкт- Петербургской дух. академии.
 Решено учредить в Иерусалиме Дух. миссию. Иеромон. Феофан давно хотел посетить св.места Палестины, ознакомиться с положением Православия на Востоке. Штат Рус. дух. миссии состоял из 4-х лиц: начальника архим. Порфирия, иеромон. Феофана, и 2-х воспитанников Санкт-Петербург. семинарии Соловьёва и Крылова. 6 лет пребывания в Палестине были для иеромон. Феофана временем неустан.изучения религ. жизни Востока, чему способствовали поездки членов Миссии за пределы Палестины в Сирию и Египет.
 По возвращении в Россию иеромонаху Феофану, возведённому в 1855 г. в сан архимандрита, суждено потрудиться на поприще дух.-учебн.ведомства, вплоть до ректорства Санкт-Петербург. академии, а до этого назначения ещё раз побывать на Востоке настоятелем Посольской церкви в Константинополе. Во вторичное посещение Востока (1856-1857) архим. Феофан имел возможность войти в близкое общение с Афоном, не раз посещая м-ри и изучая на месте жизнь афонских иноков.
 В 1859 г. архим. Феофан после частых перемещений с места на место призван к еп.служению на Тамбовскую кафедру, а в 1863 г. ему дана в управление многолюдная епархия - Владимирская
 7 лет архипаст. служения на двух кафедрах - сначала в Тамбове и затем во Владимире - были для свт. Феофана временем неутомимых забот о благе паствы. Он неустанно совершал богослужения, произнося глубоко назидат. поучения; часто ездил по епархии, возобновлял храмы, отечески заботился о спасении православных. Всегда приветливый, он со всеми  обращался с благодушием и кротостью. Если ему как епарх. начальнику нужно наказать кого-то выговором, он поручал это ключарю собора, боясь нарушить закон любви, к-рым руководствовался в пастыр. деят-сти.
 Служение свт.Феофана в свт. сане, благодаря высоким личным кач-вам, обещало много добрых плодов Св. Церкви. Но ему, как епарх. архиерею, неизбежно приходилось заниматься совсем не сродными его сердцу делами. Всё настойчивее утверждалась в нём мысль об удалении на покой от дел епарх. управления и об избрании для себя такого места жительства, где беспрепятственно мог отдаться молитве и богомыслию. Ещё на Тамбов.кафедре облюбовал себе Вышенскую пустынь, о к-рой говаривал: "Нет места лучше, как Выша". Сюда устремилась мысль святителя, когда задумал удалиться от неблизких его созерцат. душе обязанностей по епарх. управлению.
 Когда в 1866 г. в Синоде получено от Преосвященного прошение об увольнении "на покой" простым иноком в Вышенскую пустынь, члены Синода пришли в недоумение, просили члена Синода митр.Исидора узнать, что заставляет его принять такое решение. В ответном письме Преосвященный Феофан объяснил, что под словом "покой" не имел мысли о ничегонеделании и по увольнении от епарх. управления, желает так же трудиться для Правосл. Церкви, но при помощи трудов по изъяснению Свящ.Писания. Святитель признаётся, что давно лелеял в душе мечту посвятить себя дух.подвигам и созерцат. жизни в уединении. Святейший Синод уважил его просьбу  и он был назначен настоятелем Вышенской пустыни.
  Прибыв в Вышу, свт.Феофан сложил с себя должность настоятеля пустыни, предпочитая оставаться в простом звании инока. Первые 6 лет в пустыни святитель-инок посвятил подготовке к высокому подвигу, к к-рому намерен перейти, заключив себя в затвор. Он с братиею ходил в церковь на монаст. богослужения. В воскресенья и праздничные дни служил соборно с архимандритом и монашествующими. Поучений, однако, не произносил, но служение его пред престолом Божиим было живым поучением.
   В 1872 г. свт. Феофан устроил в келиях малую церквицу, отделив часть наибольшей из комнат - гостиной, где совершал церк. службы один. Наложив на себя подвиг строгого затвора, он, кроме настоятеля пустыни архим. Аркадия, своего духовника игум.Тихона и келейника, никого не принимал. 
10 лет святитель-затворник служил Литургию в келейной церкви по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет ежедневно. На вопрос, как он служит Литургию один, святитель ответил: "Служу по служебнику, молча, а иногда и запою..." Но если смолк живой голос святителя, то ещё плодотворнее стал он влиять на людей богомудрыми твор-ями и ответными письмами. Кто бы ни обращался разъяснениями по вопросам дух. жизни, он никому не отказывал в письм. руководстве.
 Частная переписка святителя с многочисл. корреспондентами была для него "подельем". Главная, существ. цель при писании состояла в том, чтобы обогатить богословскую и аскетич. лит-ру соч-ями и переводами творений .святоотеческих В них был большой недостаток. И святитель-подвижник том за томом выпускал учёные труды, т. ч. во время затвора им напечатано свыше трёх тысяч печатных листов.
 Как протекала дух. жизнь святителя 22 лет затвора, не было доступно для посторонних и осталось сокровенной тайной. Единств. живым свидетелем был келейник Евлампий. Но обязанности его ограничивались немногим. Каждый день по условному стуку он являлся из своей комнаты, в нижнем этаже покоев Владыки, чтобы подать чашку кофе и обед, к-рый в скоромные дни состоял из яйца и стакана молока, в 4 часа вечера принести чашку чаю, чем ограничивалось дневное пропитание подвижника. На обязанности келейника лежала забота - с вечера приготовить для совершения святителем ранней Литургии просфор, красного вина, ладана и прочего.
 В последние годы у святителя-затворника от напряжён.занятий письм. работами упало зрение, но он продолжал по-прежнему трудиться. В том же строгом порядке распределено время. Только с 1 января 1894 г., за 5 дней до кончины святителя, ежедневный порядок жизни несколько расстроился. Не всегда в опр. время святитель давал условный знак о времени чая или обеда.
 Накануне праздника Богоявления, чувствуя слабость, Владыка попросил келейника помочь пройтись по комнате. Тот провёл его под руки несколько раз, но немощный Владыка, утомившись, отослал его, лёг в постель. Однако на др. день, в храм. праздник келейной церкви Богоявления Господня, он ещё в силах отслужить Божеств. Литургию и кушал чай, но к обеду не дал условного знака долее обыкновенного. Келейник, заглянув в рабочий кабинет святителя и увидев, что он сидит и что-то пишет, не захотел его беспокоить. Окончив письмо ок. двух часов пополудни (Владыка обычно кушал в час), еп.Феофан подал знак. Келейник, услышав стук, принёс обед. Но обычная порция оказалась велика: святитель вместо целого яйца скушал половину и вместо целого стакана молока выпил полстакана. Не слыша стука к вечерн. чаю, келейник заглянул в комнату затворника. Это было в пятом часу вечера. Владыка лежал на кровати, глаза закрыты, левая рука спокойно лежала на груди, а пальцы правой сложены как бы для архиер. благословения. Преосвященный труженик почил о Господе.
 Кончина святителя последовала на 79-м году 6 января 1894 г. Торжеств. отпевание совершено Преосвященным Иеронимом, еп. Тамбовским в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи святителя положены в правом Владимирском приделе храма.
  Канонизация свт. Феофана состоялась на Поместном Соборе Рус. Правосл.Церкви, посвящённом 1000-летию Крещения Руси. Сейчас мощи свт. Феофана, Затворника Вышенского, покоятся в храме прп. Сергия Радонежского (с.Эммануиловка Рязанской обл., недалеко от Выши). В том же храме находится чудотв. образ Казанской (Вышенской) Божьей Матери. Свт. Феофан, посвятив себя поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь послед. поколениям в богословских трудах. 
 Во время большевист. гонений Вышенский м-рь закрыт, в обители сначала был лесхоз, а с 1938 г. областная псих. больница. Мощи святого в эти годы сохранялись в храме соседней дер. Эммануиловки. В 1988 свт.Феофан Затворник, настоятель Успенской Вышенской пустыни в Тамбовской еп., был канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на дух.возрождение об-ва многочисл. творениями, к-рые рассматриваются чадами Церкви как практич.пособие в деле христ. спасения. 29 июня 2002 г. состоялось торжеств.перенесение мощей свт.Феофана Затворника в Вышенский м-рь, возвращенный Церкви.
Тропарь святителя Феофана
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Свт. Григорий, еп.Нисский, был младшим братом свт. Василия Великого. Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 г. рукоположен св. Василием Великим во епископа г. Ниссы в Каппадокии. Св.Григорий был твердым ревнителем Православия и с братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, к-рыми в 376 г. ложно обвинен в неправильном употреблении церк.имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На след. год св. Григорий вновь заочно низложен собором арианств. епископов, но продолжал укреплять паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) возвращен на кафедру и с радостью принят паствой. В 379 г. скончался брат, св.Василий Великий. Св.Григорий тяжело переживал потерю наставника. Он написал надгробное слово и закончил составленное свт.Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году св.Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения правосл. учения о Пресв. Богородице. На обратном пути св.Григорий посетил Иерусалим и поклонился св. местам.
 В 381 г. св.Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Св. Духа. На этом Соборе по инициативе св. Григория дополнен Никейский Символ веры. Вместе с др.епископами св. Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря св. Григория Богослова.
  В 383 г. св.Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Св. Духа. В 386 г. он снова в Константинополе, ему поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 г. св. Григорий присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церк. дел в Аравии.
Свт.Григорий Нисский, пламен. защитник Правосл. догматов и ревностный учитель паствы, милостивый и сострадат. отец пасомых, заступник их перед судьями, отличался великодушием, терпением и миролюбием.
  Дожив до глубокой старости, св.Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Константинопольского Собора. С вел. современниками, свтт. Василием Великим и Григорием Богословом, свт. Григорий Нисский имел значит. влияние на церк. жизнь своего времени. Его сестра, св. Макрина, писала: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Свт.Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христ. мысли IV в. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как ср-во для глубокого проникновения в подлин.смысл Божественного откровения.Св. Григорий оставил после себя много соч-ний догматич. характера, слова и поучения.

 Прп.Дометиан, еп. Мелитинский, род. и жил в VI в. при имп. Иустине Младшем. Был женат, но вскоре овдовел, принял монашество, проводил строгую  св. жизнь. В 30 лет избран во епископа г.Мелитины (Великая Армения). Мудрый и ревностный в вопросах веры, сильный в слове и деле, св. Дометиан стяжал славу доброго и ревностного пастыря. Он не раз выполнял гос. поручения в Персии для устранения столкновений с греками.
 Любимый всеми, прп. Дометиан часто получал богатые дары, к-рые раздавал на содержание неимущих. При жизни и после смерти в 601 г., свт.Дометиан прославлен от Бога чудесами.
Тропарь свт. Григория и прп. Дометиана, глас 4
   Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак святителя Григория, глас 1
 Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре.
Ин кондак святителя Григория, глас 2
 Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. 

  Прп.Павел Комельский, ученик прп. Сергия Радонежского, род. в Москве в 1317 г. С юности отличался благочестием и милосердием к страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в 22 года покинул род.дом и принял постриг в Рождественском м-ре на Волге (в Ярославской епархии). Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий м-рь к прп. Сергию Радонежскому, несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству св.старца.
 С благословения прп.Сергия поселился вдали от обители в отшельнич. келье, где пробыл 15 лет в затворе. Испросив у прп. Сергия благословение уйти в пустыню для уединен. жизни, он долго странствовал, ища место для уединения. Он обошел много пустыней, был у прп.Авраамия Чухломского, наконец, остановился в Комельском лесу. Над речкой Грязовицей, в дупле старой липы устроил маленькую келью и прожил 3 года в полном безмолвии. Затем перешел на р.Нурму, где построил хижину и выкопал колодец. 
  Дни проходили в бдении и молитве. 5 дней в неделю пребывал без пищи,только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Широко распространилась молва об отшельнике, стали приходить желавшие его дух. рук-ва. Несмотря на любовь к уединенной жизни, преподобный никому не отказывал в дух. утешении и наставлении. Его посетил прп.Сергий Нуромский, к-рый, ища уединения, по благословению прп. Сергия, проводил подвижнич. жизнь в тех местах.
   По благословению прп.Сергия и с согласия митр. Фотия, в 1414 г. прп. Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Написав для братии строгий устав монастырской жизни, преподобный поручил управление обителью ученику Алексию, а сам по-прежнему продолжал жить в уединенной келье на горе, оставаясь добрым наставником для всех, кто нуждался в его целительной помощи. Преставился прп. Павел в 112 лет. Последние слова его: "Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития".
Житие святого написано около 1546 г., прославление совершилось в 1547 г.
Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского), глас 1
   Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих.
Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского), глас 8
  Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю.

  Прп. Антипа Валаамский (Афонский) (в миру Александр Георгиевич Лукиан) род. в Бессарабии (в Молдавии) в 1816 г. Начал монаш. подвиг в Валахии (в Южной Румынии), затем пришел на Афон. Ок. 4 лет о.Антипа трудился в греч. Есфигменовом м-ре на поварне. Затем принял схиму и стал жить отшельником. В это время на Афоне стал обустраиваться Молдавский скит, здесь отец Антипа был рукоположен в иеросхимонаха и стал келарем.
 Афонская жизнь закончилась для подвижника, когда игум.Нифонт дал ему послушание эконома на подворье Афонского Молдавского м-ря в Яссе в Молдавии. Дальнейшая жизнь старца связана с Россией. Игум. афонского м-ря Нифонт взял с собой прп. Антипу для сбора пожертвований в Москве и Санкт-Петербурге. По окончании св. Антипа пожелал остаться в Валаамском м-ре, где нашел молитв.-сосредоточ. покой, по к-рому тосковал, уехав с Афона.
  Скончался прп.Антипа в 1882 г.в 66 лет. Согласно завещанию похоронен вне стен скита, чтобы паломники и дух. чада, почитающие его, могли беспрепятственно приходить на могилу. В 1960 г. могила старца Антипы с целью разграбления разрыта местными жителями. Следы от вскрытия могилы сохранялись долгие годы до возрождения монаш.жизни на Валааме. В 1991 г. обретены мощи преподобного, от них исходило сильное благоухание. Рака с мощами прп. Антипы установлена в нижней церкви прпп. Сергия и Германа Валаамских.

   Прп. Макарий Писемский, Костромской – сподвижник прп. Павла Обнорского, основатель во 2-й пол. ХIV в. Макарьевской Преображенской пустыни на р. Письме в Костромских пределах.

   Блж. Феозва диакониса - родная сестра свв.Василия Великого Григория Нисского и Петра, еп.Севастийского. Была девственницей и служила в Св. Церкви диаконисой, ухаживала за больными, раздавала пищу странникам, воспитывала сирот и готовила женщин ко св.Крещению. Когда брат ее, св. Григорий Нисский, был в изгнании три года, св.Феозва находилась при нем и разделяла все невзгоды скитальческой жизни. Скончалась св.Феозва в 385 г., свт.Григорий Богослов почтил память ее похвальным словом
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения