Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Мч. Полиевкта (259). Прп.Ионы Киевского (1902). Прор. Самея (Х в. до Р.Х.). Свт. Петра, еп.Севастии Армянской (IV).Прп.Евстратия чудотворца (IХ).Прп.Ионы Киевск.(1902)

22 Январь 2018 г. Понедельник

 Свт. Филипп, митр.Московский, в миру Феодор, из знатного бояр. рода Колычевых, занимавших видное место в бояр.думе при дворе моск. государей, род. в 1507 г. Отец, Степан Иванович, "муж просвещенный и исполненный ратного духа", готовил сына к гос. служению. Варвара, мать Феодора, в иночестве Варсонофия, воспитывала глубокое благочестие. Юный Феодор Колычев прилежал к Свящ.Писанию и святоотеч. книгам, на к-рых зиждилось старин. рус.просвещение. Вел. кн.Московский, Василий III, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, к-рого не манила придвор. жизнь. Сознавая ее греховность, Феодор погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа жаждала иноч.подвигов и молитв. уединения. Привязанность юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее для гос. служения, не  удерживала его в граде земном.
 В воскресенье, 5 июня 1537 г., в храме за Божеств.литургией Феодору запали в душу слова Спасителя: "Никто не может работать двум господам" (Мф.6,24).  спа­се­ния, где ца­рит дух сми­ре­ния и по­слу­ша­ния, бра­то­лю­бия и все­це­лой пре­дан­но­сти во­ле Бо­жи­ей.Помолившись Моск. чудотворцам, он, не про в одежде простолюдина покинул Москву, укрылся в д.Хижи у Онежского озера, добывая пропитание пастухом.  Жажда подвигов привела в Соловецкий м-рь на Белом море. Он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет игумен Алексий постриг его, дав имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику прп.Александра Свирского. 
 Под рук-вом опытных старцев инок Филипп возрастал духовно, усилил пост и молитву. Игум. Алексий послал его на послушание в монаст.кузницу, где св. Филипп с работой тяжелым молотом сочетал непрестан. молитву. К началу службы являлся первым и последним выходил из него. Трудился в хлебне, где утешен небесным знамением. В обители показывали образ Богоматери "Хлебенный", чрез к-рый Заступница Небесная явила благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена св.Филипп время проводит в пустын.уединении, внимая Богу.
 В 1546 г. в Новгороде Великом архиеп.Феодосий посвятил Филиппа во игум. Соловецкой обители. Игумен старался поднять дух. значение обители, основателей прпп Савватия и Зосимы Соловецких. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, что принес на остров первоначальник Соловецкий, прп.Савватий, обрел камен. крест, стоявший пред кельей преподобного. Найдены Псалтирь прп.Зосимы, первого игум.Соловецкого, ризы его, в к-рые  облачались игумены в дни памяти чудотворца. 
 Обитель духовно возрождалась. В м-ре принят новый устав. Св.Филипп построил на Соловках два храма - трапезн. храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 г., и Преображения Господня. Игумен работал как простой строитель, помогая класть стены Преображ. собора. Под север. папертью ископал себе могилу рядом с могилой наставника, старца Ионы. Дух. жизнь процветала в обители:учениками св.игумена Филиппа были прпп. Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские.
 Для тайных молитв.подвигов св. Филипп удалялся на безмолвие в пустын. место за две версты от м-ря - Филипповой пустыни.Но Господь готовил св. угодника для иного служения. В Москве о солов. отшельнике вспомнил любивший его когда-то Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в свт.Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, к-рый по высоте монаш. жизни ничего общего не будет иметь с мятеж. боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, укротит нечестие и злобу в бояр. думе. Выбор первосвятителя казался ему наилучшим.
  Святитель долго отказывался от вел. бремени предстоятеля Рус. Церкви. Дух. близости с Иоанном не было. Он убеждал царя уничтожить опричнину, Грозный доказывал е .необходимость. Царь и св. митрополит пришли к уговору, чтобы св.Филипп не вмешивался в дела опричнины и гос.управления, не уходил с митрополии, если царь не сможет исполнить его пожеланий, был опорой и советником царя, как были опорой моск.государей прежние митрополиты. 25 июля 1566.свершилось посвящение св. Филиппа на кафедру Моск. святителей.
   Иоанн Грозный, один из самых противореч. ист. деятелей России, жил напряжен.деят-ной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, вмешивался в составление летописей (внезапно оборвал нить моск. летописания), вникал в тонкости монаст. устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг гос.служения, крутые меры для перестройки рус. гос. и обществ.жизни, Грозный осмыслял как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Дух. образцами были св.Михаил Черниговский и св. Феодор Черный, мужественно шедшие к св.цели сквозь любые препятствия, вставшие пред ними в исполнении долга пред Родиной и Св. Церковью. 
Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа дух.искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский м-рь, он возвестил игумену и собор. старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, тот благословил его. С тех пор, писал Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец". Опричнина задумана Грозным по образу иноч. братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны облачаться в иноч. одежды и идти к церк. службе, длившейся от 4 до 10 часов утра. На "братию", не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию.
 Иоанн с сыновьями усердно молился и пел в церк. хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем св.подвижников, учителей покаяния, хотел смыть грехи свои и соратников, питая уверенность, что жестокие деяния вершатся во благо России и Православия. 
 Наиболее ярко дух.делание Грозного раскрывается в его "Синодике": незадолго до смерти по его велению составлены полные списки убиенных им и опричниками людей, которые разосланы по рус. монастырям. Весь грех пред народом Иоанн брал на себя и молил св.иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души.
 Самозван.иночество Грозного, игом тяготевшее над Россией, возмущало свт. Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земное и небесное, служение кресту и служение мечу. Св.Филипп видел, как много нераскаян. злобы скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе. Как бы ни желал Грозный обелить пред Богом черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу.
 Свт. Филипп решил противостоять Грозному. Это связано с новой волной казней в 1567-1568 г. Осенью 1567 г. едва царь выступил в поход на Ливонию, ему стало известно о боярском заговоре. Изменники хотели захватить царя и выдать польскому королю, двинувшему войска к рус.границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и пролил много крови. Грустно было св. Филиппу, но сознание святит. долга понуждало его выступить в защиту казненных. Окончат.разрыв наступил весной 1568 г. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 г., когда царь с опричниками пришел в Успенский собор в монашеских облачениях, свт.Филипп отказался благословить его, открыто порицал беззакония опричников. Обличение владыки прервало благолепие церк. службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою! - Я слишком мягок с вами", - добавил царь, по свидетельству очевидцев.
Царь проявлял большую жестокость в преследовании противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника решена. Но Грозный хотел соблюсти канонич. порядок. Боярская дума вынесла решение о суде над Главой Рус. Церкви. 
Над митр.Филиппом устроен соборный суд в присутствии поредевшей боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из любимой Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Св. Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства. "Я - пришелец на земле, как все отцы мои, - смиренно отвечал святитель, - готов страдать за истину". Отвергнув обвинения, св.страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митр. сана. Но отречение не принято. Мученика ждало новое поругание. Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице св. Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе.
  Это было 8 ноября 1568 г. В сер. службы в храм ворвались опричники, зачитали соборное осуждение, сорвали архиер. облачение, одели в рубище, вытолкали из храм,на простых дровнях отвезли в Богоявленский м-рь. Мученика томили в подвалах моск.-рей, ноги старца забивали в колодки, держали в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец отвезли в заточение в Тверской Отрочь м-рь. Год спустя, 23 декабря 1569 г., святитель принял мученич.кончину от руки Малюты Скуратова. За три дня св. старец предвидел окончание своего подвига и причастился Св. Тайн. Мощи преданы земле там же, в м-ре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение в Соловецкую обитель (11 августа 1591) и оттуда - в Москву (3 июля 1652).
   Память свт. Филиппа праздновалась Рус.Церковью с 1591 г. в день мученич. кончины - 23 декабря. С 1660 г. празднование перенесено на 9 января.
Тропарь святителя Филиппа Перваго, глас 3
 Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.
Кондак святителя Филиппа Перваго, глас 8
  Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас.
Тропарь святителя Филиппа, глас 8
 Первопрестольников преемниче,/ столпе Православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.
Кондак святителя Филиппа, глас 3
 Православия наставника и истины провозвестника,/ Златоустаго ревнителя,/ Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа,/ той бо языком хваление пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.
Молитва святителю Филиппу
 О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Филиппе! Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаясь Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние Святых Церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи, град Москву и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли. Ми р весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

  Св.Полиевкт - первый мученик в армянском г.Мелитине. Он был воином при имп. Декии (249-251) и пострадал за веру во Христа при имп. Валериане (253-259). Святой был другом воина Неарха, христианина, сам, ведя добродет. жизнь, оставался язычником.
 При гонении на христиан Неарх сказал Полиевкту: "Мы скоро разлучимся, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречешься от дружбы". Полиевкт отвечал, что видел во сне Христа, К-рый снял с него одежду, надел светлую: "Я готов служить  Христу".
 Св.Полиевкт вышел на город. площадь, разорвал висевший цар. указ об обязат. поклонении идолам, выбил у жрецов идолов, к-рых несли. Тесть его, правитель Фелокс, к-рому поручено исполнять цар. указ, ужаснулся поступку св. Полиевкта, сказал, что теперь тот умрет: "Иди, прощайся с женой и детьми". Жена в слезах умоляла мужа отречься от Христа, заплакал тесть Фелокс. Св. Полиевкт готов пострадать за Христа. Преклонил голову под меч, крестился в собств. крови. Вскоре, когда Церковь Христова при равноап. Константине восторжествовала по всей рим. империи, в Мелитине воздвигнут храм  св. мч. Полиевкта. 
  Многие чудотворения совершались по молитв. предстательству св. Полиевкта. В его храме молились о даровании сына родители прп. Евфимия Великого. Родился он в 376 г. по благословению св. мч. Полиевкта. Чтителем его памяти был свт. Акакий, еп.Мелитинский, участник III Вселенского Собора. Как на Востоке, так и на Западе мч.Полиевкт почитается как хранитель клятв и договоров.
Тропарь мученика Полиевкта,глас 4
  Мученик Твой, Господи, Полиевкт,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Полиевкта, глас 4
 Спасу приклоншу во Иордане главу,/ сокрушишася змиев главы./ Полиевктова же глава отсекшаяся// льстиваго посрами.

 Пророк Самей жил при царе Соломоне и сыне его Ровоаме, к-рому пророк от лица Божия запретил воевать против 10 колен Израилевых, отделившихся от потомков Давидовых (3 Цар.12).

 Свт.Петр, еп.Севастийский, был братом свтт. Василия Великого и Григория Нисского. Воспитывала его старшая сестра, благочестивая Макрина. Свт. Василий Великий посвятил св. Петра во пресвитера, после смерти св. Василия поставлен епископом Севастии (в Армении). Свт.Петр присутствовал на II Вселен. Соборе в 381 г., созванном в Константинополе против ереси Македония.

 Прп.Евстратий из г. Тарса. 20-ти лет тайно ушел из дома родителей и поселился в Авгаровской обители (на Олимпе в Малой Азии). Проводил строгую подвижнич.жизнь, питаясь хлебом и водой, ночи  проводя в молитвах. Вскоре  избран настоятелем обители.
 В царствование иконоборца Льва Армянина (813-820) прп.Евстратий, скрываясь от преследования, скитался в горах и пустынях, а после смерти царя возвратился в м-рь. Молитва не сходила с его уст, он непрестанно повторял: "Господи, помилуй!" Пред смертью дал наставление инокам: не привязываясь к земным благам, постоянно думать о буд. жизни. Осенив крестом, произнес: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой" и скончался мирно в 95 лет.

 Иона Киевский род. в 1802 г. в се­мье Пав­ла и Пе­ла­геи Ми­рош­ни­чен­ко, на­зва­ли Иоан­ном. Ро­ди­те­ли из ме­щан по­са­да Крю­ко­ва Пол­тав­ской гу­б. Се­мья  жи­ла в бед­но­сти, ро­ди­те­ли Иоан­на не мог­ли дать хо­ро­ше­го обра­зо­ва­ния. Учил­ся чи­тать по Ча­со­сло­ву и Псал­ти­ри. Он был ода­рен Гос­по­дом вы­со­ки­ми и бо­га­ты­ми ум­ств. да­ро­ва­ни­я­ми и па­мя­тью. С дет­ства лю­бил чте­ние книг, осо­бен­но ре­ли­г.-нрав­ствен­ных, чи­тал мно­го.
 С ма­лых лет на­бож­ный, Иоанн Ми­рош­ни­чен­ко очень ча­сто по­се­щал м-­ри, по­се­лил­ся по­слуш­ни­ком у стар­ца Се­ра­фи­ма, из­вест­но­го в Рос­сии по­движ­ни­ка ХIХ в., жив­ше­го в Са­ров­ской пу­сты­ни Там­бов­ской еп. Про­жил на по­слу­ша­нии у стар­ца 8 лет, на­учил­ся тво­ре­нию ум­ной мо­лит­вы. Так по­ло­же­но ос­но­ва­ние его ду­х. жиз­ни. Св. Се­ра­фим по­слал его к уче­ни­кам Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го. Пр­п. Се­ра­фим бла­го­сло­вил Иоан­ну ид­ти в Брян­скую Бе­ло­бе­реж­скую пу­стынь, ку­да он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в 1836 г. Чрез 7 лет, в 1843 г., Иоанн Ми­рош­ни­чен­ко при­нял мо­на­ше­ство с им. Ио­на, в 1845 ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на.
    Про­во­дя жизнь в оби­те­ли в су­ро­вых по­дви­гах по­ста и воз­дер­жа­ния, в по­сто­ян­ной мо­лит­ве и бо­го­мыс­лии, Иона раз­вил вы­со­кую сте­пень са­мо­углуб­ле­ния, тща­тель­но сле­дил за сво­ею внут­р. жиз­нью и ду­х.раз­ви­ти­ем. Удо­сто­ил­ся осо­бо­го ви­де­ния, по­вли­яв­ше­го на его даль­н. жизнь, к-­рое по­нял как ве­ле­ние Про­мыс­ла взять на се­бя устрой­ство на бе­ре­гах Дне­пра но­во­го м-­ря. Он ре­шил уй­ти в Ки­ев.
    В 1851 г. о. Иону встре­тил Ки­ев­ский мит­р. Фила­рет, по его во­ле в ав­гу­сте то­го же го­да иеро­ди­а­кон Иона пе­ре­ве­ден в Ки­ев­ский Ни­коль­ский м-рь. В 1858 г. ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха. В 1860 г. пе­ре­ве­ден в чис­ло бра­тий Ки­е­во-Вы­ду­бец­ко­го м-­ря на од­ной из жи­во­пис­ных окра­ин Ки­е­ва, на так на­зы­ва­е­мом Зве­рин­це. Уже в это вре­мя иеро­мо­нах Иона вы­де­лял­ся ду­х. опыт­но­стью и бла­го­че­ст. жиз­нью,  мно­гие ки­ев­ляне ис­ка­ли слу­чая по­лу­чить со­вет и на­став­ле­ние у от­ца Ио­ны, быть его ду­х. ча­да­ми.
Сре­ди мно­го­чис­л. ду­х. дще­рей о. Ио­ны су­пру­га ки­ев­ско­го ге­не­рал-губернатора кн. Ва­силь­чи­ко­ва, мно­го по­мо­гав­шая ему в по­стро­е­нии Тро­иц­кой оби­те­ли. В 1867 г. по­стро­е­на де­ре­вян. цер­ковь Св. Тро­и­цы, к-­рая в 1871 г. за­ме­не­на ве­ли­ко­леп­н.ка­мен.хра­мом. Кн. Ва­силь­чи­ко­ва по­жерт­во­ва­ла м-­рю да­чу в 55 де­ся­тин зем­ли близ Ки­е­ва. Но­вый м-рь ста­л круп­ным соб­ствен­ни­ком зем­ли: ча­стью – пу­тем по­жерт­во­ва­ний, ча­стью – по­куп­кой, где мо­на­ха­ми велось об­раз­ц. сел.хо­з-во. В ав­гу­сте 1872 г. о. Иона воз­ве­ден в сан игу­ме­на. Ука­зом Свя­щ.о Си­но­да от 17 ян­ва­ря 1886 г. о. Иона на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ки­е­во-Ме­жи­гор­ск. Спа­со-Пре­об­ра­ж. м-­ря с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. 9 де­каб­ря 1899 г. о. Иона по ста­ро­сти и бо­лез­ни уво­лен от управ­ле­ния Свя­то-Тро­иц­ким м-­рем и остав­лен лишь на­сто­я­те­лем.
Несмот­ря на пре­клон­ный – свы­ше 100 лет – воз­раст, о. Иона по­чти до по­след­них дней со­хра­нил бод­рость ду­ха и про­яв­лял энер­гию, все­це­ло на­прав­л. на бла­го­устрой­ства Свя­то-Тро­иц­кой оби­те­ли. По­след­н. 2 го­да стра­дал неиз­ле­чи­мой бо­лез­нью, от к-­рой  слег по­сле 1901 г.
Несмот­ря на  упа­док физ. сил, по­чти до са­мой смер­ти при­ни­мал на­род и оста­вил всем вы­со­кий урок ду­х. бодр­ство­ва­ния, са­мо­от­вер­ж. тру­да во сла­ву Бо­жию. Глу­бо­кий ста­рец, ве­л. де­я­тель ар­хи­м. Иона, в схи­ме Петр, мир­но по­чил о Гос­по­де 9 (22 по но­в.сти­лю) ян­ва­ря 1902 г.
Жизнь стар­ца Ио­ны, про­жив­ше­го свы­ше ста лет, вы­со­ко по­учи­тель­на,­ сви­де­тель­ству­ет, как мно­го мо­жет до­стичь при са­мо­от­вер­ж. де­я­т-сти и люб­ви к де­лу че­ло­век.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения