Версия для печати
На страницу списка праздников

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Иверской ик. Богородицы (2-е обрет.списка ик.2012). Вмч.Георгия Победоносца (303). Мц.царицы Александры(314). Мчч.Анатолия, Протолеона (303). Прп.Софии

06 Май 2018 г. Воскресенье

 Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее почитаемых в правосл. мире. Ныне она пребывает в Иверской обители на Афоне, а в IХ в. находилась у благочестивой вдовы, жившей близ г. Никеи. При имп. Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие св. иконы, ворвались в дом христианки, и воин в безумной ярости мечом ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц пред иконой, горько раскаиваясь. Позже он оставил иконоборч. ересь и окончил жизнь монахом.
 Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала имп. воинам деньги и просила до утра не трогать икону. После ухода женщина с сыном (впоследствии афонским иноком) долго молилась пред св. образом, прося Владычицу о заступничестве. Для сохранения св. иконы вдова опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.
В 980 г.  тремя знатными иверцами на Святой Горе основана Иверская обитель. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли св. образ, стоящий на воде, но при приближении иноков икона удалялась. После молебна о даровании м-рю святыни благочестивый инок Иверского м-ря св. Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся во сне, пошел по воде, принял св. икону и поставил в храме.
Но на след. день икона обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла св. Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ поставлен над монастыр. воротами, поэтому св. икона еще называется Портаитиссою, Вратарницею.
    История Иверского м-ря сохранила множество случаев заступления и милости Пресвятой Богородицы: избавление обители от варваров, чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеление болящих. Многие чудеса описываются и в совр. летописи обители. Как пишет известный афонский летописец Святогорец, по преданию, перед пришествием Господним молитвенный Афон погрузится в пучину страстей, и Портаитисса таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору.
Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда Новоспасский архим.) обратился к архим. Иверского Афонского м-ря Пахомию, к-рый прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
 Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 г. она торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами. В мае 2012 г. древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь.
В Иверской часовне у Воскресенских ворот хранилась икона, написанная царскими иконописцами в XVII в., т.н.Московская Иверская. Архиеп. Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы
 В храме Воскресения Христова в Сокольниках хранится образ из Иверской часовни. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающей иконой.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 1
 От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской Московской, глас 1
 Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,// слава правошествию Твоему, едина Нетленная.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 8
 Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

     Вмч. и вел. воин Христов св.Георгий род. в г. Бейруте (в др. Белит) не позднее 276 г. в семье богатых и благочест.родителей, получил блестящее образование и, отличаясь физич. силой, красотой и мужеством, поступил на воин. службу. За отличное знание воен.дела Георгий в 20 лет  назначен начальником когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами Георгий проявил отвагу, назначен комитом – приближенным императора, во время путешествий сопровождавшим его и получавшим содержание.
 Имп.Диоклетиан правил с 284 по 305 г., был приверженцем рим. религии, выделял огромные суммы на строит-во языч. храмов. Он обвинял христиан. священников в колдовстве, при помощи к-рого они якобы срывали его начинания. 23 февраля 303 император издал первый эдикт против христиан: «Церкви разрушать, свящ. книги сжигать, лишать христиан почет.должностей».
 Вскоре импер. дворец в Никомидии охватил пожар. Это послужило поводом для бездоказат. обвинения христиан в поджогах. Началось величайшее из гонений в истории христ-ва. Первыми жертвами стали христиане, служившие в армии.
Несмотря на молодость, Георгий обладал мудростью старца. Услышав о беззакон. истреблении христиан, выступил в защиту веры. Раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоцен. одежды, освободил рабов в имениях и решил насмерть стоять за Христа, вступил в борьбу с имп. Диоклетианом,. 
 На совещании императора Георгий заявил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, я пришел свидетельствовать об истине».Царь заключил Георгия в темницу, забил ноги в колоды, на грудь положил тяжелый камень.Убеждал раскаяться, но Георгий отказался. Диоклетиан приказал принести колесо с вбитыми железн. остриями После колесования признали праведника мертвым, но раздался удар грома, услышали: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» 
Георгий сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра решили принять христ-во. Царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру запереть во дворце, а св.Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Затем император велел выкопать кости его, но слуги нашли св. Георгия невредимым . 
  Диоклетиан думал, что это волшебство, но св.Георгий сказал. что чудеса делает вера в Бога. Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до темницы с побоями, обратился к волхву Афанасию, приказав выступить против  "волшбы" мученика. Утром в суде Афанасий показал два сосуда, велел привести осужденного: «Если выпьет из первого сосуда, будет покорным царю; от второго питья умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредим, а Афанасий  исповедовал Христа как всесильного Бога, казнен императором. 
  Св.Георгия вновь заточили в темницу. Народ, уверовав в чудеса и обратившись к христианству, подкупил стражников, чтобы  получить наставление и помощь. Советники просили осудить Георгия, т.к. люди отвращаются от языч.богов. Ночью Георгий усердно молился, во сне увидел Господа. Христос возложил на голову венец:«Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство». Святой попросил впустить слугу Пасикрата, к-рого просил перенести его тело в Палестину и не отступать от веры.
Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона, убеждая принести жертву идолам. Св. Георгий обратился к изваянию, спрашивая Бог ли он. Демон в идоле возвестил: «Я не бог. Истинный Бог - Христос, к-рого ты исповедуешь». Когда св.Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.
 Язычники требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия, прося Господа о помощи. Диоклетиан вынес смертный приговор обоим. Воины повели мучеников за город. Царица усердно молилась, изнемогла, присела у стены и предала дух Богу.
 Когда св. Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал молиться. Затем был усечен мечом. Кончина св. вмч. Георгия 23 апреля/6 мая 303 г., в пятницу, в семь часов вечера. Блж.Пасикрат похоронил тело вмч. в Палестине в г. Лидде. Мощи св.Георгия разделены, большая часть перенесена в др.города. Ныне части мощей св.Георгия находятся в Лидде, Ремле, Риме (в храме вмч.Георгия  хранится  голова, копье, хоругвь), Иерусалиме, Каире, в м-рях Св.Горы Афон, в Свято-Троицкой Сергиев.Лавре, в Москве, в храме Воскресения Христова в Сокольниках и в храме Вмч. Георгия на Поклонной горе.
Из множества чудес св.вмч.Георгия самым знаменитым является победа над порождением дьявола – громадным змеем.
На родине святого, у г. Бейрута, было озеро, где  жил огромный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполняя воздух смрадом, от к-рого люди умирали. Жители по совету жрецов-язычников бросали жребий, кому отдать  детей в жертву змию. Дошла очередь до единств.дочери царя. Девушку, отличавшуюся красотой, привели к озеру и оставили там.
 Народ издали ожидал смерти. Вдруг появился св.Георгий на белом коне с копьем: «Не бойся, девица, я именем  Бога Иисуса Христа спасу тебя и народ от змея». Увидев змея, осенил себя крестным знамением:«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» - устремился на чудовище. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь топтал чудовище. Св.Георгий сказал жителям:« Веруйте во Христа. Он послал избавить вас от змея». Св.Георгий убил змея, жители сожгли чудовище. Царь и горожане уверовали во Христа, приняв св. крещение.
 На месте, где святой умертвил змия, построена церковь в память о Георгии Победоносце. При освящении храма по молитвам св.Георгия случилось чудо -  около церкви забил источник.На основании предания вмч.Георгия изображают сидящим на белом коне, под ногами лежит страшный змей, взирающий на св. всадника, к-рый поражает чудовище копьем в пасть. Имя св.вмч.Георгия – одно из наиболее почитаемых.Он покровитель воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы рус.воинства, он особо любим и почитаем народом.
Изображение Георгия Победоносца принадлежит гербу Российской империи, российскому знаку отличия, возлагаемому на грудь воинов за службу и подвиги, с 26 ноября 1769 г. 

Тропарь великомученика Георгия, глас 4
 Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак великомученика Георгия, глас 4
 Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение.

      Св. царица Александра, о мнимой кончине к-рой записано в мученич. актах св.Георгия, составленных после его кончины, сподобилась мученич. венца несколькими годами позже, в 314 г. За эти годы произошло много событий. Имп. Диоклитиан в 305 г. отрекся от престола, власть перешла к Максимиану Галерию (305-311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину. Его женой была дочь св.царицы Александры – св. мц. Валерия, к-рую Диоклитиан выдал замуж против воли. 
     Св.Александра воспитала дочь в христ. благочестии. Когда умер Галерий, имп. Максимин домогался ее руки. Получив отказ, сослал св. Валерию в Сирию, где она жила с матерью. После смерти Максимина в 313 г. мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость имп.Ликиния (313-324). Вместе со св. равноап. царем Константином он подписал Миланский эдикт, к-рый предоставлял христианам свободу вероисповедания, но втайне остался врагом христианства. Ликиний приказал казнить св. цар. Александру и дочь ее Валерию. Они обезглавлены, тела их бросили в море.
Тропарь мученицы царицы Александры, глас 4
    Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших. 

   Память мчч. Анатолия и Протолеона отмечается в один день со св. вмч. Георгием и царицей Александрой. Видя веру и мужество св.Георгия, эти воины уверовали во Христа и открыто заявили об этом. Их тут же обезглавили. 

 В Правосл. Церкви канонизирована новая святая — прп. София (Хотокуриду). Она прославлена в Константинопольской церкви, а на Свящ.Синоде 7 июня 2012 г. ее имя включено в месяцеслов Русской Правосл. Церкви с установлением празднования 23 апреля (6 мая), в день ее блж. кончины.
   Прп. София род. в кон.ΧΙΧ в. в р-не Трапезунда в Османской империи в семье греков-понтийцев. С детства воспитывалась в правосл. вере. С 1907 по 1914 состояла в браке с Иорданом Хотокуридисом, пропавшим без вести в лагерях для заключенных. Ее ребенок съеден свиньями. Она испытала на себе все ужасы войны, но не сломалась и не отчаялась. В ее душе зародилось стремление к аскетической жизни, начатой в Понте и продолжившейся после переселения в 1919 г. в Элладу, где проживала при м-ре Рождества Богородицы «Клисура» под рук-вом опытного духовника-святогорца.
  Проводя жизнь в крайней скудости и суровых подвигах, святая сподобилась благодатного дара прозорливости. Скончалась прп. София в 1974 г.в 78 лет, приняв великую схиму с именем Мария. Ее св. мощи обретены в 1982 году. Народное почитание прп. Софии в Греции началось еще при ее жизни. 6 мая 2012 г. на месте подвигов новопрославленной святой в м-ре Рождества Богородицы «Клисура» состоялось первое торжественное богослужение в ее честь.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения