Версия для печати
На страницу списка праздников

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

20 Январь 2018 г. Суббота

  В Правосл. Церкви установлен обычай на след.день вел.Господских и Богородичных праздников вспоминать святых, к-рые послужили этому свящ. событию в истории. Так, на след. день Богоявления Церковь чтит того, кто исполнил Крещение Христово, возложив руку на главу Спасителя. Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Св.прор.Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он крестил Его в водах Иордана и свидетельствовал Явление Пресв. Троицы в день Крещения Спасителя.
 До 30 лет Иисус Христос жил с Матерью в маленьком г. Назарете. Помогая престарелому Иосифу  плотничать, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его одним из детей Иосифа. Но приблизилось время начать Свое служение. Бог повелевает прор.Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить с проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак очищения от грехов. Место, где прор.Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской» на запад.побережье Иордана и Мёртвого моря. Императором был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа.
В Иудее управлял рим. прокуратор Понтий Пилат; в Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; сын Филипп управлял Итуреей, что на востоке от Иордана и Трахонитидой на северо-востоке от Иордана; в 4-й области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, управлял Лисаний. Первосвященником был Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом, разделял власть с зятем.
 Евангелисты называют Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне,» т .к. он громко взывал: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь». Слова эти из речи прор.Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что скоро яв-ся слава Господня, и  " всякая плоть увидит спасение Божие»(Исаии 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан.1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, под вестником Его Предтеча,Иоанн. Пустыней в дух.смысле явл-ся народ израильский, а неровности, к-рые надо устранить, как препятствия к приходу Мессии,  челов. грехи и страсти; вот почему сущность проповеди Предтечи сводилась к призыву: Покайтесь! 
 Проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, т.е. Царства Мессии (Матф.3:2). Под этим Царством понимается освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср .Рим. 14: 17). Благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество,именуемое Церковью (Матф.13:24-43, 47-49).
 Готовя людей к вступлению в это Царство вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся крестил «крещением покаяния для прощения грехов»(Луки 3:3).Это не было благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как знак, что кающийся желает очищения от грехов. 
   Иоанн Креститель был строгим подвижником, носил грубую одежду из верблюжьего волоса и питался акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он был противоположностью совр.наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода К-рого многие ждали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в вел. множестве» и власть его над иудеями была столь велика, что они готовы сделать по его совету всё, и даже царь Ирод [Антипа] боялся власти этого вел.учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть, как народ массами идёт к Иоанну, и сами вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли они шли с искрен. чувствами. Иоанн встречает их обличит. речью:«Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?»(Матф.3:7). Фарисеи искусно прикрывали пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотск. утехам, отвергали,что противоречило эпикурейск. образу жизни: дух. мир и загроб. воздаяние.
 Иоанн обличает надменность, уверенность в собств. справедливости и внушает, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10;Луки 3:9), как ни на что не годное. Истин. чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф.3:9; Луки 2:8).
  Смущённые строгостью речи, люди спрашивали: «Что же нам делать?» (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла.
   Было время ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, будет крестить (Иоан.1:25). Неудивительно, что многие задавались вопросом, не Христос ли сам Иоанн? Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф.3:11), но за ним идёт Сильнейший его, К-рому Иоанн недостоин развязать обувь, как это делают рабы для господина. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Матф.3:11; Луки 3:16; ср.Марка 1:8),в Его крещении будет благодать Св. Духа, как огонь, попаляющий всякую греховн. скверну.  
  Среди прочих к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтоб креститься от него. Иоанн не встречался с Иисусом и не знал, Кто Он. Когда Иисус подошел к нему для крещения, Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконеч. превосходство, поэтому в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? » — "Так надлежит нам исполнить всякую правду,» —кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Господь Иисус Христос сказал, что Он должен Собств. примером показать людям необходимость всех Божеств. установлений, в т. ч. и крещения.
 «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:16),т.к. Ему не было надобности исповедоваться, как делали это крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания грехов. Крестившись, Иисус молился, чтоб Отец Небесный благословил начало Его служения. «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церк. службе поется: «Явился еси днесь вселенней…» Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан.1:32).
   Дух Святой явился в виде голубя. По учению св. Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то явился в этом виде.» По изъяснению св. Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя.»
  Крещение Господне Церковь именует также Богоявлением, т.к. в событии этом явила Себя людям Св. Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, явл-ся самым древним христ. праздником. 
Сродник Господень по матери, сын свящ. Захарии и прав.Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Арх.Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Святого Духа. Св. Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к вел.служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В 30 лет св.Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он яв-ся на берег Иордана, чтоб приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церк. песнопений, св. Иоанн был "светлою утреннею звездою", к-рая блеском превосходила сияние др.звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого дух. Солнцем - Христом. Крестив Иисуса, св.Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.
Тропарь Предтечи, глас 2
 Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.
Кондак Предтечи, глас 6
Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения