Версия для печати
На страницу списка праздников

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.Преставление свт.Феофана, Затворника Вышенского(1894)

19 Январь 2018 г. Пятница

   До  30-ти лет  Господь Иисус Христос жил с Матерью в маленьком г. Назарете. Помогая престарелому Иосифу плотничать, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали Его  одним из детей Иосифа. Но вот приблизилось время начать Свое служение. Бог в видении повелевает прор.Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить с проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где прор. Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской», лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.  Еванг. Лука сообщает ист.сведения этого момента, а именно, что в то время Палестина, что входила в состав Рим.Империи, управлялась 4-мя правителями, тетрархами. Императором был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при к-ром родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767 г. от основания Рима, но за два года до этого, в 765-м, он уже стал соправителем и, следовательно, 15-й год правления его начинался в 779 г., когда Господу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый учителю веры.
 В Иудее вместо Архелая управлял рим.прокуратор Понтий Пилат; в Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; др. сын Филипп управлял Итуреей — страной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в 4-й обл., Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, управлял Лисаний. Первосвященниками были Анна и Каиафа. Первосвященником был Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый гражд. властями от должности, но пользовавшийся у народа уважением, разделял власть с зятем.
  Евангелисты называют Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне,» т.к. Он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь». Слова взяты из речи прор. Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, скоро явится слава Господня и всякая плоть увидит спасение Божие» (Исаии 40:5). 
 Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан.1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником — Его Предтеча, Иоанн. Пустыней в дух. смысле является народ израильский, а неровности, к-рые надо устранить как препятствия к приходу Мессии, — это челов. грехи и страсти; вот почему сущность проповеди Предтечи сводилась к одному призыву: Покайтесь! Последний из ветхозавет.пророков, Малахия прямо называет Предтечу «Ангелом Господним», готовящим путь Мессии.
  Проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, т.е. Царства Мессии (Матф.3:2). Благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф.13:24-43, 47-49).
 Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Луки 3:3).   Это не было благодатное христ. крещение, а лишь погружение в воду как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.
 Иоанн Креститель был строгим подвижником, носил грубую одежду из верблюжьего волоса и питался акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он был резкой противоположностью совр.наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве» и что власть его над иудеями была столь велика, что они готовы сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти великого учителя. 
 Фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ идёт к Иоанну, сами вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все шли с искренними чувствами. Неудивительно, что Иоанн встречает их речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?»(Матф.3:7). Фарисеи искусно прикрывали пороки точным соблюдением внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило эпикурейск.образу жизни: дух.мир и загробное воздаяние.
  Иоанн обличает их надменность, уверенность в собств.справедливости и внушает, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им пользы, если не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10; Луки 3:9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф.3:9; Луки 2:8).
 Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: «Что же нам делать?» (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть «плоды, достойные покаяния» .
 Это было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан 1:25). Многие задавались вопросом, не Христос ли сам Иоанн? Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф.3:11), но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как это делают рабы для господина. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Матф.3:11; Луки 3:16; ср.Марка 1:8) — в Его крещении будет действовать благодать Св. Духа как огонь, попаляющий греховную скверну. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым » (Матф.3:12; Луки 2:17), т. е. Христос очистит народ, как хозяин очищает своё гумно от плевел и сора, пшеницу же, т. е. уверовавших в Него, соберёт в Церковь, как в житницу, а отвергающих Его предаст вечным мучениям.
  Среди проч.к Иоанну пришёл Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься. Иоанн до этого не встречался с Иисусом и потому не знал, Кто Он. Когда Иисус подошел к нему для крещения, прор.Иоанн почувствовал Его святость, безгрешность, бесконечное превосходство и в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? » — » Так надлежит нам исполнить всякую правду»,— кротко ответил Спаситель (Матф.3:15). Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник возрождённого Им человечества, должен Собств. примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в т. ч. и крещения.
  «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф.3:16),т.к. Ему не надо было исповедоваться, как делали остальные, оставаясь в воде во время исповедания грехов. Крестившись, Иисус, по словам евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.
  «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности.  Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церк.службе поется: «Явился еси днесь вселенней…» Согласно еванг. Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан.1:32).
 Дух Святой явился в виде голубя, т.к. этот образ наиболее приличествовал Его св-вам. По учению св.Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и чистое существо,а т.к. Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде». По изъяснению св.Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего».
 Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение», указал Иоанну Крестителю и народу на Божественное достоинство Крещаемого как на Сына Божия, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.
 Крещение Господне Церковь празднует 19 января, именуя праздник Богоявлением, т.к. в событии явила Себя людям Св.Троица: Бог Отец— голосом с неба, Бог Сын- крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой—снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христ. праздником.
 Для христианина крещение—дверь из царства тьмы в Царство света: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» —Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости.  
  В праздник Крещения Господня происходит великое освящение воды, т.е. становится святой вода, над к-рой совершается спец.молитв. чин. Мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды, основано на расширительном толковании нек-рых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью правосл. вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в т. ч. и в туалетах - местах скверных и нечистых. Как может Господь попустить Св. Духу действовать в нечистотах?
 Освящение воды совершается по одному чину и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и др. вода является крещенской.
 В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина– это присутствие на церк. службе, исповедь и Причащение Св. Христ. Таин, причащение крещенской воды.
 Сложившиеся традиции купания в прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, ложно и много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам. В Новозаветное время вода служит дух.возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5). Сам Христос в начале служения принял Крещение от прор.Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».
 Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием еванг. события, к-рое стало не только первообразом таинств. омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжеств. крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».
 Применение св. воды в повседневной жизни правосл. христианина многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших кол-вах, обычно с кусочком просфоры (особенно относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
 Особым св-вом св. воды является то, что, добавленная даже в небольшом кол-ве к воде обычной, она сообщает благодатные св-ва и ей, поэтому в случае нехватки св. воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода – это церк. святыня, с к-рой соприкоснулась благодать Божия, и к-рая требует к себе благоговейного отношения. Св.воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
  При благоговейном отношении св. вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с дом.иконостасом
 Тропарь Крещения Господня, глас 1
 Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак Крещения Господня, глас 4
  Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

    Прп. Феофан (Георгий Васильевич Говоров) род. 10 января 1815 г. в с.Чернавское Орловской губ. в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую дух. семинарию и поступил в Киевскую дух. академию. В 1841 г. окончил Академию, принял монашество с им. Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербур. дух. академии. В 1847 г. в составе Рус. Дух. Миссии направлен в Иерусалим, где посетил св. места, древние монаш. обители, беседовал со старцами св.горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
 На Востоке святитель основательно изучил греч. и франц. яз., познакомился с еврейским и арабским. С нач. Крымской войны члены Дух. Миссии отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподавал в СПДА, затем стал ректором Олонецкой дух. семинарии. С 1856 архим. Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.
В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Еп.Феофан устраивает церк.-приход.и воскр. школы, открывает жен. епарх. училище. Он заботится о повышении образования дух-ва, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской еп. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письм. трудам. После Пасхи 1872 г. уходит в затвор. Он пишет лит.-богослов. труды: истолкование Свящ.Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисл. письма к разным лицам, обращавшимся к нему с вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях.
    Святитель оказал глубокое влияние на дух. возрождение об-ва. Его учение родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в теме старчества, умного делания и молитвы. Наиболее значит. труды— «Письма о христ. жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апост. посланий», «Начертание христ. нравоучения».
 Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блж.улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Тропарь святителя Феофана, глас 8
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Феофана, глас 4
 Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения