Версия для печати
На страницу списка праздников

Навечерие Богоявления (Крещ. сочельник) Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийск.,мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийск. Прор. Михея. Прп. Аполлинарии. Прп.Фостирия. Прп.Мины.Прп.Григория Акритск.Прп.Симеона Псково-Печерск.

18 Январь 2018 г. Четверг

  Крещение - один из главных христ. праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, что с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января, когда православные отмечают Крещенский Сочельник. Слово «навечерие» значит преддверие церк. торжества, второе название от слова сочиво (вареная пшеница или рис с медом), к-рое по монаст. уставу в этот день полагается есть на трапезе, т.к. в сочельник установлен строгий пост. Итак, крещенский сочельник - это строгий пост, приготовление пред большим правосл. праздником, к-рый называется Богоявление Господне. Вся семья, как перед Рождеством, собирается за столом, к к-рому подаются лишь постные кушанья, из риса, меда и изюма готовится кутья (сочиво). 
  Греч. слово, переданное на славян. , затем рус.языки словом «крещение», более точно переводится словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистит. омовением. Христ. же крещение понимается как взятие на себя креста.
  Крещение Иоанном Крестителем имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя».
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, т.к. при Крещении Господа яв-сь миру Пресв. Троица: Бог явил Себя миру в трех лицах Своего Божества: Бог  Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой снисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из вел.повечерия, литии, утрени и первого часа. В праздник Богоявления вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. В церк. службах  дня вспоминаются все тексты Св.Писания Ветхого и Нового Заветов, в к-рых содержатся прообразы и пророчества о Крещении Господа, описывается Крещение и плоды его.
  В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в нач. к-рой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа.
  Агиасма. Крещенская св. вода. В день праздника, после литургии в храмах, в день Крещенского сочельника совершается Вел. освящение воды. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за св. водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу, может прибегнуть к целит. силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенск. ночь Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда, проникнутого воспоминанием еванг. события, к-рое стало не только первообразом таинств. омовения грехов, но и действит. освящением самого естества воды чрез погружение в нее Бога во плоти. Вода называется Агиасмой, или крещенской водой. Этот чин часто совершается на реках и др. водоемах (так наз. «хождение на Иордань»). 
 На Руси в канун праздника Богоявления Господня принято делать «иордань» (от Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхн. части к-рых строили лед. скульптуры в виде креста, голубя, других христ. символов.
  Под влиянием Иерусалим. устава, с XI-XII водоосвящение происходит 2 раза – в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления. Освященная в эти дни одинак. чином вода ничем не отличается. Она именуется крещенской и обладает особыми благодатными св-вами: ее употребляют для окропления храмов и жилищ.
 Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок жилья - в доме будет порядок и покой. Праздник обычно сопровождается обрядом выпускания голубей.
Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших кол-вах, обычно вместе с кусочком просфоры. Особенным свойством св. воды является то, что, добавленная даже в небольшом кол-ве к воде обычной, она передает благодатные св-ва ей, поэтому в случае нехватки св. воды ее разбавляют простой. Крещенскую воду следует благоговейно хранить и относиться к ней, как к великой святыне.
 Итак, праздник Богоявления предваряется Навечерием. В пениях и чтениях, положенных в Навечерие, Церковь вспоминает все, что касается Крещения. Произносятся молитвы о благословении Божием над водой и наитии на нее Духа Святого для дарования ей силы очищения и исцеления. 
  Св. Златоуст упоминает об особом свойстве освященной в этот день воды, замеченном уже в древней Церкви и с верою принимаемом и ныне, - свойстве не портиться длительное время. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Правосл. Церкви великой агиасмой (святыней). Эту святыню Церковь назначает пить тем, к-рые не могут быть допущены к Святому Причащению.
  Благочестивые христиане также издревле имеют обычай в Навечерие или в сам праздник Крещения черпать освященную воду для дом.употребления и хранить ее в св. иконах.
  Крещенский Сочельник. Народные приметы.
 В полночь на Крещение ходили за водой на реку и ставили чашу с водой на стол, чтобы «увидеть» Крещение. Есть поверье, что в реках в эту ночь вода колышется и в полночь чаша с водой сама колыхнется. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса». Верили, что в Богоявленскую ночь небо открывается, и в это время надо загадывать желание. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.
 В рус. деревнях под Крещение старухи и девушки собирали снег со стогов. Старухи – для того, чтобы отбеливать холстину; считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки – для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной.
 Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. Были и приметы на Крещение: «Если в этот день метель, снег или поземка – быть урожаю», «Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться», «Мало снега на ветвях деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи», поэтому и народная благодарность «Спасибо, мороз, что снегу нанес».
   Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, тогда старики говорили: «Ярки звезды породят белые ярки», предрекая плодородие ягнят.

   Благочестия предстатели, веры твердые поборники, сщмч. Феопемт и мч. Феона мучениями победили язычников  во время гонения Диоклетиана в 303 г., в Никодимии.
 Феопемт был епископом в Никомидии при Диоклетиане. Выступая против идолопоклонства, защищал веру Христову. Призванный к царю, отказался поклониться идолу Аполлону. Св. Феопемпта бросили в раскален.печь, но он, силой Божией, остался жив. Ночью царь с отрядом воинов пошел к печи и там увидел святого молящимся Богу. Приписывая чудо действию колдовства, Диоклитиан приказал морить св.Феопемпта голодом и жаждой 22 дня, но волей Божией мученик был сохранен.
 Тогда царь призвал известного волшебника Феону, взявшегося разрушить "чары", к-рыми, как они предполагали, обладает св. еп. Феопемпт. Феона, в христ-ве Синезий, был волхвом, призванным для посрамления Феопемта. Феона приготовил для св. Феопемпта яд, вложенный в лепешку, и предложил ему съесть ее. Яд не повредил св.Феопемпту. Феона 2-й раз испытал на мученике действие более сильного яда, но, видя, что св.Феопемпт остается невредим, уверовал во Христа. Его бросили в темницу со св.епископом, к-рый огласил его и крестил, дав имя Синесий ("исполненный разума"). 
  Утром Диоклетиан призвал св. Феопемпта и вновь убеждал отречься от Христа, но, видя непреклонную твердость св. мужа, предал его тяжким мукам. Мучители всячески старались склонить его и Феону к отречению от Христа; но ни лесть, ни слава не поколебали их веры.
  Св. Феопемт после истязаний обезглавлен. Св.мч.Феона, отказавшийся принести жертву идолам, живым закопан в глубокий ров в Никомидии в 303 г.

  Прп. Синклитикия,из Александрии, дочь богатых родителей, прекрасная собой, с юных лет помышляла об угождении Богу. Возлюбив чистоту девства, отказалась вступить в брак, всё время проводила в посте и молитве. После смерти родителей раздала нищим имущество, со слепой сестрой, приняв иночество, скрылась в одной из гробниц, принадлежавших родственникам. Слава о ее подвигах распространилась в окрестностях, и много благочест. жен и дев пришли, чтоб жить под ее рук-вом. Подвижнич. жизнь святая словом и делом поучала сестер. На 80-м году ее постигла тяжелая и мучит. болезнь. Прп-ная с христ. терпением переносила испытание. Скончалась ок. 350 г., в 83 года

  Прп. Фостирий, пустынник, подвизался на выс. горе. Силой чудотворений и святостью многих отвратил от ересей.

   Прп. Мина 50 лет подвизался в Синайском м-ре, скончался мирно во 2-й пол.VI в.

Прп.Григорий Акритский род. на о. Крит в 760 г., получил образование от благочест. родителей. Еретики-иконоборцы притесняли православных. Юноша Григорий, желая сохранить правосл. веру, ушел в Селевкию и там жил, проводя благочест.жизнь.
 В 20 лет прп. Григорий отправился в Иерусалим и прожил там 12 лет, перенося жестокие притеснения от арабов и евреев. Оттуда св. Григорий переселился в Рим, где принял пострижение. Там духовно сблизился со св.Михаилом, еп. Синадским, к-рый взял его с собой и поместил в обители на мысе Акрит (Мраморн.море). Святой нес великие подвиги и скончался ок. 820 г.

 Св.прор. Михей был современником св. прор.Илии. Он предсказал гибель царю Ахаву в войне с ассирийцами, за что посажен в темницу. Освобожденный после гибели Ахава (3 Цар.22,8–22), св.пророк Михей мученически скончался в IХ в. до Р. Х.

 Прп.Аполлинария была дочерью Анфемия, бывшего правителя Греч.империи во время малолетства Феодосия Младшего (408–450). Отказавшись от брака, попросила у благочест .родителей поклониться св.местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в  болот. место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах.
  По откровению свыше, направилась в скит к св. Макарию Египетскому, назвав себя иноком Дорофеем. Прп. Макарий принял ее в число братии, где прославилась подвижнич. жизнью.
 У родителей Аполлинарии была др.дочь, страдавшая беснованием. Они отпустили ее в скит к прп.Макарию, к-рый привел больную к иноку Дорофею (блж.Аполлинарии), по молитве к-рого девица получила исцеление. По возвращении домой девица подверглась насилию диавола, к-рый придал ей вид женщины, носящей во чреве. Это привело в сильный гнев родителей, к-рые послали в скит воинов и потребовали выдать виновника оскорбления дочери. Св.Аполлинария взяла на себя вину и пошла с посланными в дом родителей. Там открыла свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась в 470 г. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это женщина. Тело святой погребено в пещере, в церкви обители св. Макария Египетского.

 Прп. Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) род. 1 марта 1869 г. в дер. Яковлевской Псковской губ. в крестьян. семье. Крещен в погосте Вехново и во Св. Крещении назван Василием. Родители были глубоко верующими, богобоязн. и благочест.людьми, воспитывали сына в послушании. В родит. дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого м-ря (причислен к лику местночтимых святых Псковских). Иногда ночевал в их доме и,  ложась с отр. Василием, говорил: «Будешь монахом, будешь старец великий». В 10 лет Василий услышал рассказы о жизни старца Серафима, Саровского, желая подражать вел. подвижнику, нашел в поле большой камень и на нем молился. В 12 лет  с родителями пошел в Псково-Печерский м-рь поклониться древним святыням и помолиться пред чудотв. иконами. В м-ре ему так понравилось, что решил остаться здесь, Эта мысль не оставляла, пока не исполнилось его желание.
В 20 лет Василий просил отца, чтоб отпустил в м-рь, но отец сказал: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша заявил, что не будет жениться. Чрез несколько лет отец разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где буд.подвижник молился до 25 лет.
Чрез 5 лет Бог извел Василия из родит. дома. В селе жил старец Симеон, к-р¬го дерев. жители почитали за блаженного. Старец  приходил в дом к родителям Василия, ночевал. Василий спросил благословения идти в м-рь, но ответа не получил. Однажды блаженный заявил отцу, что «пришел умирать». Василий просил блаженного благословить в м-рь. Тот взял веревку, бил и гнал из дома на улицу, за деревню, потом вернулся в дом, лег на лавку и умер. Все поняли, что блаженный выгонял Василия в м-рь. Отец не хотел отпускать сына, но потом с миром отпустил в Печерскую обитель.
   В 1896 г. Василий поступил послушником в Псково-Печерский м-рь. Архим. Мефодий (Холмский), наместник м-ря, взял его келейником в настоят. покои. Василий ходил на общие послушания с братией, особо на постройку гостиницы для богомольцев. Работал с 5 час. утра до позднего вечера. В редкие свободн. часы, когда молодые послушники и иноки отдыхали на свежем воздухе на Св. горке,  он шел в столярку, будучи опытным сто¬ля¬ром-краснодеревщиком, вытачивал разные полезные вещи. 
В 1900 г. пострижен в монахи с им. Вассиан,  в 1901 г. рукоположен во иеродиакона и получил отд. келью для жительства.   В 1903 г. о. Вассиан посвящен в сан иеромонаха и  назначен в Снетогорский м-рь во Псков экономом для восстановления монаст. хоз-ва,  чрез 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его направили для укрепления монаст. хоз-ва в имение Мустищево в 25 км от м-ря. Он вернулся в родную обитель в 46 лет.
 В 1917 г. настоятель обители еп. Иоанн (Булин) хотел поставить  о. Вассиана наместником м-ря. Но тот по смирению отказался и просил постричь его в схиму, т. к.чувствовал «внутр. внушение принять схиму». 3 февраля 1927 г. пострижен с им. Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского м-ря. Настоятель привел его в убогую темную келью, пещеру. Так начался молитв. и старч. подвиг иеросхимон. Симеона, продолжавшийся 33 года. Главным в жизни стала молитва. Он положил за правило ежедневно молиться за ран. литургией в пе¬ерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех дух. чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, днем принимал бр¬тию и многочисл. паломников в келье. Не оставлял старец и телес.труды – больше в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в  келье от бесов.     
 За вел. любовь старца Симеона к Богу и людям и за вел. смирение открылись редкие дарования: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Многие получили чудесные исцеления по молитвам старца. «Труден путь монашеский, – записал старец Симеон в своей биографии, – но труднее подвиг схимнический, е¬ли идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном».
64 года монаш. подвига сделали иеросхимон. Симеона сосудом благодати Божией, к-рой лучились его гл¬за и весь облик старца. Последние дни старец ослаб, но людей продолжал принимать. На вопрос дух. чад , на кого их покида-т, отвечал: «На Матерь Божию». Наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, т. к. ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертн.греху, и надо так прощать, чтоб человек знал, что ты ему простил.
Преставление его было 5/18 января. По откровению от Господа ждал смерти 15/2 января 1960 г., в день памяти прп. Серафима Саровского. Но наместник м-ря архим. Алипий (Воронов), навестивший больного старца, беспокоился, что тот смертью сделает переполох в праздник Крещения Господня, и просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины. Так и вышло: почил старец в Крещенский сочельник, а хоронили его после праздника Крещения. Гроб с честными мощами старца поставлен в пещерах м-ря на месте, указанном им при жизни.
 Память о старце иеросхимон. Симеоне свято чтят в Псково-Печерскм м-ре, где он подвизался 64 года. 1 апреля 2003 г. состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне св. мощи покоятся в Сретенском храме м-ря. Дни памяти: 10 июля (переход.) – Собор Псковских святых, 17 июля (переход.) – Собор Псково-Печерских преподобных, 18 января – преставление, 1 апреля – прославление

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения