Версия для печати
На страницу списка праздников

Предпраздн.Богоявления. Преставление(1833),второе обрет.(1991) мощей прп.Серафима,Саровского чудотв.Свт. Сильвестра, папы Римск. Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской. Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (ХII) Сщмч. Феогена, еп.Парийск.

15 Январь 2018 г. Понедельник

 В 1903 г. состоялось прославление прп.Серафима Саровского чрез 70 лет после кончины. 19 июля, в день рождения святого, открыты мощи и помещены в раку. Событие сопровождалось чудесными исцелениями больных, прибывших в Саров. Почитаемый при жизни, прп.Серафим стал одним из самых любимых святых правосл. народа, как и прп. Сергий Радонежский. Дух. путь прп.Серафима отмечен скромностью, присущей рус. святым. 8 лет послушнич. трудов, 8 лет храмов. служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, превосходящие челов. возможности (напр., молитва на камне тыс. дней и ночей), гармонично входят в жизнь святого.
 Тайна живого молитв. общения определяет дух. наследие прп.Серафима, но он оставил еще одно - краткие наставления, записанные отчасти самим, отчасти слышавшими их. В 1903 г. напечатана "Беседа прп.Серафима Саровского о цели христ. жизни", выпущена в кон. ноября 1831 г. Это драгоцен. вклад подвижника в сокровищницу рус. святоотеч. учения. Кроме учения о сущности христ. жизни, в ней новое изъяснение важнейших мест Свящ. Писания. "Пост, молитва, бдение и всякие дела христианские, - учил прп-ный, - сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они служат ср-вами для достижения ее. Истин. цель жизни христианской есть стяжание Духа Святаго Божия".  Он как-то видел Рус. землю, наполненную фимиамом молитв верующих.
В описаниях подвигов св.Серафима много свидетельств дара прозрения, к-рым пользовался для раскаяния во грехах и нравств. исправления. "Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие дух. лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. 3 дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".
  Он заповедал дух.детям послушание и сам был верен ему. Проведя жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг-плоть наша-был верен и способем к творению добродетелей". Самым главным средством к стяжанию Св.Духа преподобный считал молитву."Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".
   Прп.Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать взор на образ или горящ. свечу. Св. старцу жаловались на невозможность исполнять молитв. правило, и он советовал молиться постоянно во время труда, шествуя куда-то, даже в постели. Располагаете временем, говорил прп-ный, присоединяйте  душеполезн. молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал изучать порядок Богослужения и держать его в памяти
Прп.Серафим считал необязательным длин. молитв. правила и Дивеев. общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о.Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтоб не наложить тяжести на немощных. Святой говорит, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменито Серафимово правило для мирян, к-рые не могут читать утрен. и вечерн. молитвы: утром, пред обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресв. Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".
 "В молитвах внимай себе, - советовал он, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Прп.Серафим говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христ. совершенства и в мирской жизни.
 "Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, к-рый изменяется изменением Божественным", - наставлял св.подвижник, постоянно прочитывавший Новый Завет в течение недели.
 Каждое воскресенье и праздник приобщаясь Св. Таин, прп.Серафим на вопрос, как часто следует причащаться, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".
 Святой не давал одинак. наставления о частом причащении. Многим советовал говеть во все 4 поста и двунадесятые праздники. Нужно помнить предупреждение о приобщении в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"
"Нет хуже греха и ничего нет пагубнее духа уныния, - говорил св.Серафим. Он светился дух. радостию, и этой тихой радостью наполнял сердца окружавших: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое бремя становилось легким вблизи его, множество людей было у его келии и пустыньки, желавших приобщиться благодати от угодника Божия.
  Он как-то  сказал: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Св. Духа и сама является важнейшей ступенью на пути дух .возрастания. Прп.Серафим, опытно прошедший правосл. науку аскетич. подвига, провидел, каким будет дух. делание гряд. поколений, учил искать мир в душе и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает дух. дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... ".
 Прп. Серафим может быть назван учеником Божией Матери. Пресв.Богородица трижды исцеляла его, многократно явл-сь, наставляла и укрепляла его. В нач. пути услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала ап. Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".
 По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монаш. общины в Дивееве, говоря, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.
  Прп.Серафим Саровский род. 19 июля 1759 (по др. 1754) г. в Курске, в купеч. семье Исидора и Агафии Мошниных. Во Св. Крещении наречен Прохором в честь апостола от 70-ти и одного из первых 7 диаконов Церкви. Родители занимались строит-вом камен. зданий и храмов, люди добродет., трудолюбивые. Незадолго до кончины Исидор Мошнин начал возведение храма Казанской Божией Матери и прп.Сергия Радонежского (Курский Сергиево-Казанский кафедр. собор). Сроит-во завершено матерью Прохора. 
 Покров Божий проявился над Прохором с детства: Господь сохранил невредимым его, когда упал со строящ. колокольни. Отроком чудесно избавлен от тяжкого недуга по молитве пред иконой Пресв. Богородицы «Знамение»: во время болезни Прохор удостоен видения Божией Матери, К-рая обещала исцелить его. Молитв. прославление Царицы Небесной стало для него постоянным.
  После болезни Прохор продолжил учение, быстро постигал церк. грамоту, ежедневно читал Свящ. Писание, дух. книги, обнаруживая светлый ум, ясную память, кротость и смирение. Его обучали торг. делу, к-рым занимался брат Алексей. Работа не привлекала, но он повиновался.
 Он возлюбил пребывание в храме, сердечн. молитву, предпочитая уединение и безмолвие. Возрастало стремление к иночеству. Мать благословила сына медным Распятием, к-рое носил на груди до кончины. Прежде чем принять постриг, Прохор с 5-ю сверстниками, из к-рых 4 посвятили жизнь служению Богу, отправился в Киев на поклонение св.угодникам Печерским, за наставлениями к старцам. Прозорлив. старец-затворник Досифей одобрил намерение юноши и указал на Саровскую пустынь: «Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией там окончишь ты  земное странствование. Св.Дух, Сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыне».
 20 ноября 1778 г., накануне праздника Введение во храм Пресв. Богородицы, Прохор прибыл в Саровскую обитель, где принят как послушник смиренно-мудрым иеромон.Пахомием (Леонтьевым), в научение отдан старцу иеромон.Иосифу. Подражая старцам, раньше всех приходил в храм, неподвижно, с закрытыми глазами выстаивал богослужение, уходил последним, жалея, что не может беспрерывно, как Ангелы, служить Богу. Прохор со смирением выполнял работы: в хлебне, на просфорне, в столярне, был будильщиком и пономарем. Никогда не бывал праздным, но работой ограждался от скуки, считая её одним из «опаснейших искушений для новонач. иноков, к-рое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильн. рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».
 По примеру монахов Прохор, испросив благословения у наставника, в свободн. часы уходит в лес для уединения, Иисусовой молитвы и дух. размышлений. Его подвижничество обратило на себя внимание братии и снискало любовь старцев. Во время тяжелой болезни они находились при нем, заботясь о выздоровлении. 
 Почти 3 года безропотно выносил сильные страдания, отклонив врач. помощь и предав себя всецело «Истинному Врачу душ и телес-Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери». Когда состояние Прохора ухудшилось, о его здравии отслужены всенощное бдение и Божеств. литургия. Причастившись Св. Христ. Таин, он сподобился видения Пресв.Богородицы. Возложив на голову руку, Она даровала выздоровление, сказав ап. Петру и Иоанну Богослову: «Сей - от рода Нашего»...
 На месте явления Пресв. Девы сооружен больничн. храм. Сбор пожертвований на строит-во как послушание взял на себя Прохор. Он изготовил престол из кипарис. дерева для придела прп. Зосимы и Савватия Соловецких, в к-ром в память милости Божией положил за правило причащаться до конца дней.
  18 августа 1786 г. Прохор пострижен настоятелем иеромон. Пахомием с им.Серафим, выражавшим его горячую любовь ко Господу, спустя год посвящен в иеродиакона еп.Владимирским и Муромским Виктором (Анисимовым). Ежедневно 6 лет совершал богослужения, проводя в храме время, свободное от монаст. послушаний.
  Господь укреплял его видениями: неоднократно созерцал прп-ный ангелов, сослужащих братии и поющих в храме, за Божеств. литургией в вел. четверток удостоился видеть Иисуса Христа в окружении Небесных Бесплотн. Сил. Видения усилили ревность его к отшельничеству: днем трудился в обители, вечером удалялся в лес, где в келье ночью предавался молитве и богомыслию.
 2 сентября 1793 г. прп.Серафим рукоположен во иеромонаха еп. Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым) и нек-рое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Св. Христ. Таин.
  1794 г. отмечен скорбным для обители событием: скончался настоятель пустыни иеромон. Пахомий, много сделавший для ее устроения. По его желанию прп.Серафим принял на себя попечение о Дивеевской жен. общине и не оставлял сестер без дух. окормления и мат. обеспечения. 20 ноября 1794 г., в годовщину прибытия в Саровскую обитель, испрашивает у настоятеля иеромон. Исаии (Зубкова) благословение на подвиг пустынножительства и поселяется в глухом лесу в нескольких км от м-ря.
  По благочест. обычаю дает местам вокруг деревян. избушки названия в память о событиях земн. жизни Спасителя: Вифлеемская пещера, Град Иерусалим, река Иордан, поток Кедрон, Голгофа...В «дальней пустыньке», как любил называть жилище св.старец, ежедневно совершал молитв. правило по уставу древних пустынножительных обителей, по чинопоследованию, самим составленному и известному как «келейное правило отца Серафима», нередко полагая до 1000 поклонов.
 С неизмен. усердием читает святоотечеств. и богослуж. книги, Свящ. Писание, особенно Евангелие, с к-рым никогда не расставался, прочитывая за неделю весь Новый Завет (в понедельник - Евангелие от Матфея, во вторник - Евангелие от Марка, в среду - Евангелие от Луки, в четверг - Евангелие от Иоанна, в пятницу - Деяние Св. Апостолов, в субботу - Соборн. послания Апостолов и Послания Ап. Павла, в воскресенье - Апокалипсис) и называя «снабдением души»(спасением от всего пагубного.), «по рук-ву к-рого должно устроять жизнь свою».
 В часы труда старец рубил дрова в лесу, заготавливал на болоте мох, работал на пчельнике и возделывал огород, устроенный близ кельи, воспевая церк. песнопения.
Одеждой служил белый полотн. балахон; носил старую камилавку и лапти, в ненастн. погоду подрясник из черн. толстого сукна да кожаные полумантию и чулки - бахилы. Вериг и власяницы для умерщвления плоти никогда не надевал, говоря: «Кто нас оскорбит словом или делом, если мы переносим обиды по-евангельски, вот вериги наши, вот власяница». Образ жизни старца был суров, даже в сильные морозы его келья не отапливалась. Спал он, сидя на полу, прислонившись спиной к стене либо положив под голову камень или поленья, и делал это «ради умерщвления страстей».
 Добывая пропитание, прп-ный соблюдал очень строгий пост, питаясь раз в сутки овощами и черствым хлебом, небольшими запасами делился с птицами и дикими животными. старец из рук кормил медведя, служившего ему. Не вкушая в среду и пятницу, в первую седмицу Св. Вел. Четыредесятницы, прп. Серафим отказался от помощи обители, усилил воздержание и пост, питаясь 3 года травой снитью, к-рую сам сушил, заготовив на зиму.
 Стремясь к безмолвию, старец оградился от посетителей, но иноков, желавших уединения, принимал ласково, не отказывая в наставлениях, но благословение на такой подвиг не давал, зная, какие искушения приходится претерпевать в уединении. И действительно, враг рода человеческого принуждал прп.Серафима «мысленной бранью» оставить подвиги и отказаться от спасения души. Но с Божией помощью, ограждаясь молитвою и крестным знамением, старец побеждал искусителя.
 Восходя от силы в силу, подвижник усугубил труды, взял на себя особый подвиг-столпничество. Каждый вечер на закате прп-ный поднимался на большой гранитн. камень, лежавший в лесу на полпути от обители к его келье, и до рассвета с воздетыми к небу руками повторял молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному». С наступлением утра он возвращался в келию и в ней, чтоб уровнять ночные подвиги с дневными, вставал на др., малый камень, принесенный из леса, и оставлял молитву лишь для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Тысячу дней и ночей, несмотря на мороз, дождь, зной и стужу, продолжал молитв. стояние. Посрамленный диавол, оказавшись бессильным победить старца, наслал разбойников, к-рые, угрожая, требовали денег. Не встретив сопротивления, жестоко избили подвижника, проломили голову, сломали несколько ребер, затем, все сокрушив и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись злодеяния.
 Утром прп-ный с трудом добрел до обители. 8 суток страдал от сильной боли, отказавшись от помощи врачей, вызванных настоятелем, предоставив жизнь воле Господа и Пречистой Матери. Когда надежда на выздоровление исчезла, Пресв. Богородица яв-сь старцу во сне в сопровождении апп. Петра и Иоанна Богослова, даровала исцеление, произнеся: «Сей от рода Моего». Прп-ный встал с постели и 5 мес. пробыл в м-ре до полного выздоровления. Он навсегда стал согбенным, ходил, опираясь на топорик или посох, но обидчиков просил не наказывать.
 Возвратившись в «дальнюю пустыньку», прп Серафим не изменил прежнего уклада жизни. По смерти настоятеля иеромон. Исаии принял обет молчания, сравнивая его с крестом, «на к-ром человек должен распять себя со всеми страстями и похотями». Жизнь его сокрыта для окружающих: безмолвствует не только пустынь, но и уста старца, отрешившегося от житейск. помыслов. «Паче всего должно украшать себя молчанием, - любил он повторять наставления отцов Церкви, - ибо молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни единого... Молчание есть таинство будущего века», к-рое «приближает человека к Богу и делает его как бы земным Ангелом", «словеса же - орудия суть мира сего».
 Прп.Серафим не выходил к посетителям, если встречал кого в лесу, падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. Из-за болезни ног не мог посещать обитель и пищу  раз в неделю приносил послушник, к-рого старец встречал со сложенными крестообразно руками и отпускал, не взглянув на него и не произнеся ни слова. Только иногда клал на лоточек частицу хлеба или немного капусты, давая знать, что принести в воскресенье. В безмолвии прп-ный провел ок. 34-х лет. Плодом подвижнич. жизни яв-сь стяжание «мира души», к-рый считал драгоцен. даром Божиим, самым важным делом в жизни христиан. 
  «Пост, молитва, бдение и всякие др. дела христианские, - говорил прп-ный монахам, - сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат ср-вом для достижения её.  «Истин. цель жизни нашей христ-й есть стяжание Духа Святого Божия» «Радость моя, - наставлял старец - молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".
   Обеспокоенные долгим отсутствием старца, новый настоятель игум. Нифонт (Черницын) и старшие из братии пустыни предложили прп. Серафиму приходить в м-рь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения Св. Христов.Таин или совсем вернуться в обитель. Старец избрал последнее, не в силах преодолевать большие расстояния. Но, поселившись спустя 15 лет в прежней келии, он продолжил подвиг молчания, никуда не выходя и никого не принимая, кроме больничного служки и священника, приносившего ему Св. Причастие. Началась жизнь в затворе пред иконой Божией Матери «Умиление», к-рую преподобный с любовью называл «Всех Радостей Радость». Дубовый гроб в сенях напоминал о часе смертном.
 Неведомы подвиги старца в затворе, известно, что прп.Серафим удостоен восхищения в Небесные обители. Вспоминания о пережитом блаженстве, св.старец наставлял послушника: «Если бы ты знал, какая сладость ожидает душу праведного на Небесах, то ты решился бы во времен. жизни переносить скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы самая келия наша (показал рукою на свою) была полна червей и если бы эти черви ели плоть нашу во всю времен. жизнь, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтоб только не лишиться той Небесной радости, к-рую уготовал Бог любящим Его. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания; там сладость и радость неизглаголанные; там праведники просветятся, как солнце.
  Но если той Небес. славы и радости не мог изъяснить сам св. ап. Павел (2 Кор.12,2-4), то какой же др. язык человеческий может изъяснить красоту Горнего селения, в к-ром водворятся души праведных?! О той радости и сладости Небесной, к-рую там вкушал, сказать тебе невозможно».
 После 5 лет затвора пеп-ный, по особому откровению, раскрыл двери кельи для ищущих дух. рук-ва, но еще не скоро снял обет молчания. Поучая приходящих примером безмолвн. жития, готовил себя к служению людям. 25 ноября 1825 г. Пресв. Богородица в сопровождении свтт. Римского Климента и Александрийского Петра яв-сь прп. Серафиму и повелела выйти из затвора для врачевания немощных челов. душ. Началось восхождение на высшую ступень монаш. подвига - старчество.
Прп. Серафим стяжал чистоту души и сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворения. Он рано провидел прошедшее и будущее и давал советы, исполненные премудрости и добра. На вопрос собеседника, как он может, даже не выслушав, провидеть его сердце, старец говорил: «Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю». «Сердце человеческое открыто одному Господу и один Бог - Серцеведец... А я, грешный Серафим, первое помышление, явл-ся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, только верую, что так мне указывается воля Божия для его пользы».
 По молитве его исцелились многие, чьи тяжкие недуги не поддавались земн. врачеванию. Первым, на ком проявилась чудотв. сила, был Михаил Васильевич Мантуров - нижегородский помещик, вынужденный оставить воен.службу из-за неизлечим. болезни. 
 Воспоминания очевидцев сохранили подробности события в келье старца за 2 года до выхода из затвора. Получив от Мантурова заверения в вере в Бога, прп-ный обратился к нему: «Радость моя! Если ты так веруешь, то верь же и в то, что верующему все возможно от Бога. А потому веруй, что и тебя исцелит Господь.А я, убогий Серафим, помолюсь». Знаменуя болящего елеем, старец произнес:«По данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую». Тут же выздоровев, Мантуров бросился к ногам подвижника, но был поднят преподобным, что строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Это - дело Единого Господа, К-рый творит волю боящихся Его и молитву их слушает. Господу Всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!» В знак благодарения за милость Божию "Мишенька", как любил звать его прп-ный, возложил на себя подвиг добровол. нищеты и всю жизнь посвятил устройству Дивеевской жен. обители, исполняя поручения старца.
 Среди восставших от одра болезни и «служка» прп-ного - симбирск. помещик Николай Александрович Мотовилов, все послед. время находившийся под рук-вом старца и в общении с ним записавший его замечат. поучения о цели христ. жизни.
 Оставив затвор, подвижник стал удаляться в новую, «ближнюю пустыньку», устроенную недалеко от м-ря, в лесу, рядом с «богословским» родником, вода к-рого, по его молитве, совершала чудесн. исцеления. Проводя здесь в дух. и телесн. трудах, старец к вечеру возвращался в обитель. Шел, опираясь на палку, неся в руке топорик, за плечами котомку, наполненную песком и камнями, поверх к-рых лежало Евангелие. Когда спрашивали, для чего тяжесть,смиренно отвечал словами прп.Ефрема Сирина: «Томлю томящего мя».
 Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от угодника Божия благословение. С раннего утра и до позднего вечера дверь кельи в «ближней пустыньке» открыта для всех, и не знал он различия между ними. Он не тяготился ни числом посетителей, ни их душевных состоянием. К каждому, видя в нем образ Божий, относился с любовью: встречал земн. поклоном, целованием и неизменным пасх. приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!» Для каждого было особое слово, что согревало сердце, снимало пелену с глаз, озаряло ум, производило впеч-ние на маловерных, обращая на путь спасит. покаяния.
 Последние годы  прп. Серафим заботился о Мельничной девич. общине. Устроенная по повелению Пресв. Богородицы в Дивееве, обитель яв-сь 4-м уделом Царицы Небесной на земле, местом Ее благодат. попечения. По свид-ству старца, Божия Матерь обошла эту землю, дав обещание быть ее Игуменией. Позже вокруг общины проложена канавка, начал к-рую прп-ный. «Канавка эта, - говорил он, - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до Небес высока. Как Антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит».
Несмотря на преклон. годы, старец усердно трудился над сооружением первых монаст. построек - мельницы, келий и храма Рождества Христова, заготавливая лес, купленный на пожертвования посетителей. Он составил и устав обители, воспитывавший сестер в духе любви, послушания и подвига. Претерпевая за отеч. попечение о дивеевск. сиротах клевету и оскорбления, старец отвечал монахам, осуждавшим его: "Исповедую и Богом свидетельствую, что ни единого камешка я по своей воле у них не поставил, ниже слова единого от себя не сказал им и ни единую из них не принимал я по желанию своему, против воли Царицы Небесной". Летопись Серафимо-Дивеевского м-ря хранит пророчества прп-ного о судьбах обители, и всем им суждено сбыться.
 На склоне лет прп.Серафим удостоился еще одного, 12-го и последнего, посещения Пресв. Богородицы, к-рое последовало 25 марта 1832 г., в праздник Ее Благовещения, и явилось как бы указанием на блж. кончину: дав старцу обещание помощи и заступничества в земных трудах, в устроении Дивеевской обители, Царица Небесная сказала: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами». Получив откровение о кончине, прп-ный стал усердно готовиться. Силы старца заметно слабели, он не мог каждый день ходить в пустыньку и принимать посетителей. «Мы не увидимся больше с вами, - говорил дух. детям. - Жизнь моя сокращается; духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мертв». 
 Он искал уединения, предаваясь горестн. размышлениям о несовершенстве земн. жизни, сидя у гроба,    приготовленного на случай кончины. Даже в эти дни, собираясь духом перейти в Небесные Обители, старец не переставал заботиться о спасении челов. душ, призывая пастырей сеять преподанное им слово Божие:  «Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».
 Накануне кончины прп.Серафим пришел по обычаю в любимую больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Божеств. литургии, причастился, положил земн. поклоны пред образами Господа Иисуса Христа и Божией Матери, поставил свечи ко всем иконам, приложился, благословилл братию, простился: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Несколько раз подходил к месту у собора, что выбрал для погребения, и подолгу молился.  Вечером из его кельи доносились пасх. песнопения, а утром 2 января 1833 г. старец иеромон. Серафим найден коленопреклоненным, с крестообразно сложен. руками пред иконой Божией Матери «Умиление»: его чистая душа во время молитвы взята к Престолу Господа. Тело почившего положено в сделанный его руками дуб. гроб и предано земле с правой, южной стороны от алтаря Успенского собора.
 За 70 лет со дня кончины св.Серафима множество людей с верой в предстательство его пред Господом приходили к могиле подвижника, находя утешение,облегчение в страданиях.Ожидание прославления, уверенность в этом столь сильны в народе, что задолго до канонизации Саровского чудотворца готовились престолы, создавались жизнеописание и церк. образ. Верующий народ увидел в старце Серафиме самые сокровен. черты подвижника Православия, поставив его как духовника Рус. земли в одном ряду с молитвенником игуменом земли Русской - прп. Сергием Радонежским.
 26 января 1903 г. определением Святейшего Синода старец иеромон. Серафим прославлен в лике святых. 19 июля, в день рождения его, в присутствии цар. семьи и при многочисл.стечении народа совершилось открытие его св.мощей. Св.старец провидел это при жизни, как и судьбу России, предупреждая о гряд. испытаниях и гонениях на правосл. народ: «У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то - со всех сторон!». И, немного помолчав, добавил: «Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет... такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут поспевать принимать души». Слезы потекли у него из глаз.
   Несмотря на то, что после 1917 закрыты Саровская и Дивеевская обители и исчезли мощи прп. Серафима, православные жили надеждой, что бесцен. святыня будет обретена вновь. 11 января 1991 г. в городе на Неве после долгих лет сокрытия св.мощи прп.Серафима вторично обретены и переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 7 февраля перенесены в Москву, в Богоявленский патриарш. собор, для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь к месту земн. подвигов старца.
 Почитание Саровского подвижника особое у верующ. народа: жизнью,молитв. предстательством он близок душе правосл. человека, незримо пребывая с ним в страданиях, испытаниях и упованиях. Поэтому на Руси и в храмах, и в домах находятся его св. иконы..
 К потомкам обращены слова, сказанные старцем незадолго до кончины: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!». 
 Тропарь преподобного Серафима, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Серафима, глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

 Св. папа Римский Сильвестр (314-335) род. в Риме у родителей-христиан Руфина и Пусты. Отец умер, святой остался на попечении матери. Учитель Сильвестра, пресвитер Квирин, дал хорошее образование, воспитав христианином. Совершеннолетн. Сильвестр исполнял заповедь Господа о служении ближним, заботясь о приеме странников, предоставляя им приют. В гонение на христиан Сильвестр не побоялся принять св. исп. еп. Тимофея, к-рый прожил у него более года и проповедью обратил многих ко Христу.
 После мученич. кончины Тимофея, Сильвестр тайно взял тело святого и с честью предал его погребению, что стало известно градоначальнику Тарквинию. Святой предстал пред судом. Тарквиний принуждал отречься от Христа, грозя муками и смертью. Св. Сильвестр остался тверд в вере, заключен в темницу. Тарквиний после суда скоропостижно умер, святой получил свободу, бесстрашно проповедовал язычникам, обращая в христианство.
  В 30 лет св. Сильвестр принят в клир Рим. Церкви, рукоположен в сан диакона, потом пресвитера папой Марцеллином (296-304). После смерти папы Мельхиада (311-314) св. Сильвестр избран еп.Римским. Он ревностно заботился о чистоте жизни паствы, следил, чтоб пресвитеры строго исполняли свое служение.
Свт. Сильвестр славился как глубокий знаток Свящ. Писания и непоколебим. защитник христ. веры. В царствование имп. Константина Великого, когда ушел период гонений, иудеи устроили диспут об истин. вере, на к-ром присутствовали св. равноап. царь Константин, его мать св. царица Елена и многочисл. свита. От христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев множество ученых раввинов во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании свящ. книг Ветх. Завета св.Сильвестр доказал, что всеми пророками предсказано Рождество Христа от Девы Марии, Его вольное страдание, смерть во искупление падшего чел. рода и славное Воскресение. В словес. состязании святитель признан победителем. Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал, призывая Имя Господа. Замврий и иудеи уверовали во Христа, просили совершить св. Крещение. Св. папа Сильвестр управлял Рим. Церковью более 20 лет, пользуясь глубоким уважением христиан. Он мирно скончался в глубок. старости в 335 г.

Прав. Иулиания Лазаревская, Муромская, самоотверж. рус. христианка, дочь дворянина Иустина Недюрова. Жила благочестиво, строго постилась и много времени уделяла молитве. Рано осиротев,отдана на попечение родственниц, к-рые не понимали ее. Иулиания сносила всё безропотно,любила людей, ухаживала за больными, шила одежду для бедных. 
Благочест. жизнь девицы привлекла внимание владельца с.Лазаревского (недалеко от Мурома) Юрия Осорьина, к-рый женился на ней. Родители мужа полюбили кроткую невестку, передали управление домом. Дом. заботы не прервали дух. подвигов Иулиании. Она всегда находила время для молитвы и готова накормить сирот и одеть бедных. Во время сильного голода, оставаясь без пищи, отдавала последний кусок просящему. Когда началась эпидемия, Иулиания посвятила себя уходу за больными.
  У прав.Иулиании было 6 сыновей и дочь. После гибели двух сыновей решила удалиться в м-рь, но муж уговорил остаться в миру, чтоб воспитывать детей. По свид-ву сына Иулиании, Каллистрата Осорьина, написавшего ее житие, она стала требовательнее к себе: усилила пост, молитву, спала ночью не более двух часов, положив под голову полено.
  По смерти мужа Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Живя в крайней нищете, была жизнерадостна, приветлива и за всё благодарила Господа. Святая удостоилась посещения свт.Николая Чудотворца и наставления Божией Матери в храм.молитве. Когда прав. Иулиания отошла ко Господу, похоронена рядом с мужем в церкви св.Лазаря. Тут погребена ее дочь, схимон.Феодосия.В 1614 г. обретены мощи праведной, источавшие благовон. миро, от к-рого многие получали исцеление.
Тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской, глас 4
 Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.
Кондак праведной Иулиании Лазаревской, Муромской, глас 8
 Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милостыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.
Молитва праведной Иулиании Лазаревской, Муромской
 Утешение наше и похвала, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже, помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподобилася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да, греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Сщмч. Феоген был епископом малоазийского г. Пария в нач. IV в. В царств. имп. Ликиния (307-324), соправителя Константина Великого, трибун Заликинтий принуждал оставить свящ. сан, отречься от Христа и поступить на воен. службу. После решительного отказа свт. Феоген беспощадно избит палками и брошен в темницу, где отказался принимать пищу. Его приговорили к утоплению в море. Пред казнью святой просил дать время на молитву, во время к-рой его осиял необыч. свет. Корабельщики и нек-рые из воинов, к-рым поручено утопить святого, пораженные светом, обратились ко Христу, но др. воины поспешили бросить святого в море. Свт. Феоген принял мученич. кончину ок. 320 г. Тело взято из волы христианами, погребено у город. стены, где совершались многочисл. исцеления.  

 Прп.Сильвестр Печерский в XII в. был игуменом Михайловского Выдубицкого м-ря в Киеве. Он продолжил труд летописца прп. Нестора и написал 9 житий св. угодников Печерских. В службе отцам Печерским, почивающим в Ближних пещерах, прп.Сильвестр называется блаженным, обладающим "чудесным даром прогонять бесовские прилоги". Прп. Сильвестр погребен в Ближних пещерах, память также 28 сентября и во 2-ю Неделю Вел. поста.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения