Версия для печати
На страницу списка праздников

Обрезание Господне. Свт.Василия Великого,архиеп.Кесарии Кипподакийской (379). Мч. Василия Анкирского (ок.362). Св.Емилии, матери свт. Василия Великого (IV)

14 Январь 2018 г. Воскресенье

   «По прошествий восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» (Лк.2,21). Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозавет. традиции на 8-й день после Рождества обрезан,  Ему наречено имя, предреченное Арх. Гавриилом при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное ангелом св.прав.Иосифу Обручнику — Иисус (Спаситель). Само наречение имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1,21).
 По святоотеческим толкованиям, Господь, Сам являясь источником Закона Божия, принимает обрезание, являя пример, как следует неукоснительно исполнять Божеств. установления. В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения, прообразом которого он являлся.

Тропарь Обрезания Господня, глас 1
 На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Кондак Обрезания Господня, глас 3
  Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ дает спасение днесь миру./ Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,// и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

  Свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан был и будет учителем спасительнейшим", - сказалговорил современник свт.Василия, св. Амфилохий, еп. Иконийский.
 Род. ок. 330 г. в Кесарии, администр.центре Каппадокии, происходил из известного знатного и богатого рода, славного христ. верой. Дед и бабка со стороны отца 7 лет в гонение Диоклитиана скрывались в лесах Понта. Мать св.Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец, также Василий, адвокат, преподаватель риторики, жил в Кесарии.
 В семье 10 детей, 5 сыновей и 5 дочерей, из них пятеро причислены к лику святых: Василий, Макрина - образец аскет. жизни, оказавшая сильное влияние на св. Всилия Великого, Григорий, еп. Нисский, Петр, еп. Севастийский, и прав.Феозва – диакониса. 
Первые годы св.Василий провел в поместье родителей на р.Ирисе, где воспитывался под рук-вом матери и бабки Макрины, высокообразов. женщины, сохранившей предание о знаменитом свт.Каппадокии - Григории Чудотворце. Образование получил под рук-вом отца, затем обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со св.Григорием Богословом, позже перешел в школу Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Затем св.Василий поехал в Афины - центр классич. просвещения.
 После 4-5 лет в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями:"Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до совершенства, будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине,- "это корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для челов.природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась дружба на всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, свт.Григорий Богослов писал: "Нами руководили равные надежды в деле самом завидном - в учении... Нам известны две дороги: одна - к свящ. храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних". Ок. 357 г. св.Василий возвратился в Кесарию, где преподавал риторику. Но, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить обучение юношества, св.Василий вступил на путь аскетич. жизни.
  После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на р.Ирисе, где вели подвижнич. жизнь. Василий, приняв Крещение от еп.Кесарийского Диания, поставлен чтецом. Как истолкователь свящ. книг, сначала читал народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христ.подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, решил подражать им. Раздав имущество бедным, св.Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на др.берегу реки, собрав иноков в общежитие. Привлек в пустыню Григория Богослова. Св. Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была скудной. Они обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От трудов не сходили мозоли. Из одежды Василий Великий имел срачицу и мантию; власяницу носил ночью, чтобы не было видно.
  В уединении св.Василий и Григорий усиленно занимались изучением Свящ. Писания под руководствам древних толкователей, в частности, Оригена, из произ-ний его составили сб. Филокалия (Добротолюбие). Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравств. жизни. Примером и проповедями свт.Василий Великий помогал дух. усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта. Многие устремились к нему. Образовывались муж.и жен. м-ри, где Василий соединил жизнь киновиальную с отшельническою.
  В царствование Констанция (337- 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению двух святителей. Св.Василий вернулся в Кесарию. В 362 г. рукоположен Мелетием, еп. Антиохийским, в диакона, а затем еп. Евсевием Кесарийским в 364 г. посвящен в сан пресвитера. "Видя, - пишет Григорий Богослов, - что все почитают Василия за мудрость и святость, Евсевий увлекся ревностью и выказывал нерасположение к нему". 
  Монахи встали на защиту св. Василия. Чтобы не вызвать церк. разделения, он удалился в пустыню и занялся устройством м-рей. С приходом к власти имп.Валента (364-378), сторонника ариан, для Православия наступили тяжелые времена. Св.Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову еп.Евсевия. По словам Григория Богослова, для еп. Евсевия он был "добрым советником, прав. предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних".
  Церк. правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал второе место. Проповеди говорил ежедневно, часто дважды - утром и вечером. Св.Василий составил чин Литургии; им написаны Беседы на Шестоднев, на 16 глав прор.Исаии, на псалмы, второе собрание монаш. правил. Против учителя ариан Евномия, к-рый с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философ. форму, превращая христ. учение в логич. схему отвлечен.понятий, Василий написал три книги..
   По кончине еп.Кесарийского Евсевия в 370 г. на кафедру возведен св. Василий. Как еп.Кесарийскому, св. Василию Великому подчинены 50 епископов 11 провинций. Свт. Афанасий Великий,архиеп.Александрийский,  приветствовал такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Свящ. Писания, ученостью, трудами на благо церк. мира и единства.
  В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, к-рые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, разбились на несколько партий. К прежним догматич. спорам присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Св. Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Для выяснения правосл. учения по этому вопросу, по просьбе св. Амфилохия, еп.Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.
 Печальное положение усугублялось для еп. Кесарийского разделением Каппадокии на две части при распределении прав-вом провинц.округов; антиохийский раскол, вызванный оставлением 2-го епископа, высокомер. отношение западн. епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с к-рым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей св.Василий поддерживал православных, утверждал веру, призывая к мужеству и терпению. Св. епископом написаны многочисл. письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", св.Василий как неутомимый защитник Православия всю жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.
  Имп.Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных епископов, насадив арианство в др. малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к св.Василию префекта Модеста, к-рый угрожал разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью.  Доложив Валенту о непреклонности св. Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Твердость Василий Великий обнаружил пред императором, произвел на Валента такое впечатление, что тот не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.
 Св.Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он заботился о строгом исполнении канонов Церкви, следя, чтоб в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил церкви, наблюдая, чтоб не нарушали церк. дисциплину. В Кесарии св. Василий устроил 2 м-ря, муж. и жен-й с храмом 40 мчч., где хранились св.мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, диаконы и пресвитеры жили в чрезвыч. бедности, вели добродет. жизнь. Для клира св.Василий добивался освобождения от податей. Все личные средства и доходы церкви употреблял в пользу бедных; в каждом округе создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом
 Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастыр. служения рано истощили силы святителя. Преставился св.Василий 1 января 379 г. в 49 лет. Пред кончиной благословил св.Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры. По преставлении св. Василия Церковь праздновала его память.

Тропарь святителя Василия, глас 1
  Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия, глас 4
 Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.

 Мч. Василий Анкирский, Кесарийский пострадал за исповедание веры во Христа в 362 г. После жестоких мук в Анкире и Константинополе отведен в Кесарию Каппадокийскую и отдан на растерзание львице.

 Прп. Емилия Кесарийская, Каппадокийская была матерью свт.Василия Великого. Она воспитала 10 детей, 5 из к-рых Правосл. Церковью причислены к лику святых: свт. Василий Великий, прп. Макрина, свт.Григорий Нисский, свт. Петр, прав. Феозва, диакониса.
  Св.Емилия  с  дочерью прп.Макриной постриглась в монашество. Они поселились в обители, к-рую построили в Понте, на берегу р.Ириды, недалеко от гор. Ивора. Угодив Богу благочест. жизнью, прав. Емилия мирно скончалась.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения