На страницу списка праздников

Отдание праздн. Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Прп.Мелании Римляныни(439). Свт. Петра Могилы, митр. Киевского (1646). Свт. Досифея исп., митр. Загребского (1945)

13 Январь 2018 г. Суббота

 В Правосл.Церкви в праздновании больших праздников существует опр. порядок. Вначале идет предпразднство ("перед праздником") – дни, когда церк. службы содержат песнопения на темы будущего праздника и явл-ся своеобразной подготовкой (все великие праздники имеют предпразднства по 1 дню, кроме Рождества Христова и Богоявления, из к-рых первый имеет 5, а последний 4 дня). След.этап – само празднество и, наконец, последний – попразднство ("после праздника"). Последний день попразднства, после к-рого его литургич. воспоминание прекращается до след.года, называется "отданием праздника". Отдание знаменуется особо торжеств.богослужением, во время к-рого исполняются все молитвы и песнопения, к-рые поются в праздник.
 Отдания праздника приняты при организации богослужения в IV в. преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в послед. время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к др. вел.праздникам.
Праздник Рождества Христова - самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеющий 6 дней попразднства. Отдание праздника Рождества Христова отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, иногда почти воспроизводящим службу первого дня этого праздника.

 Св. Иосиф Обручник из рода царя Давида. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, св. Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем св. Иосиф избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.
О воплощении через Нее Сына Божия ему возвестил Ангел. Св.Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника. Скончался св. Иосиф в 100 лет.

 Св.царь и пророк Давид был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Младший сын Иессея, Давид в юности пас стада овец, принадлежавшие отцу. Он отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа.
 Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и соперника, Давид явил незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Давид провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула - царем Израиля. Он устроил новую столицу - Иерусалим ("Город мира"), а в нем - новую скинию; его желание построить вместо скинии храм не сбылось.
 Ему предсказано, что храм построит его сын. Жизнь прор.Давида омрачена тяжелым падением: он взял себе жену Урии, а его послал в сражение на смерть. Но он дал пример вел. покаяния, смиренно, с верой неся  скорби, посланные в наказание за содеянный грех.
 Образец покаяния св.Давид дал в 50-м псалме. Умер царь Давид в глубокой старости с верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя - Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. В Богослужении и личной молитве широко употребляется его Богодухновенная "Псалтирь". (О нем: Цар., Пар.).

Св.ап.Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Ап.Иаков вспоминается в св. дни празднования Рождества Христова со своим отцом Иосифом и св. царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал св.Семейство при бегстве в Египет и пребывал там с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, с ними вернулся в Иудею.
После Вознесения Господня Иаков был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили с крыши Иерусалимского храма за то, что публично проповедовал народу о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа.

 Прп. Мелания, первая из знатных римлянок, с юных лет стремившаяся ко Христу, род. в христ. семье. Родители, именитые и богатые, видели в дочери наследницу и продолжательницу рода. В 14 лет Мелания против воли выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С начала совмест. жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить. Апиниан отвечал, что когда у них будет 2 детей, они вместе отрекутся от мира. Вскоре св.Мелания родила девочку, к-рую родители посвятили Богу. Житвя в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах.
  Вторым род. мальчик, его крестили, и он отошел ко Господу. Видя страдания супруги, блж.Апиниан просил Бога сохранить жизнь св.Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности.  Выздоровев, святая сняла шелковые одежды. Вскоре умерла дочь. Родители святых противились их желанию посвятить себя Богу. Отца Мелании постигла смерт.болезнь,  напутствовал следовать избран. пути, прося о нем молиться. 
  Святые оставили Рим, началась новая жизнь, посвященная служению Богу. Апиниану было 24, Мелании - 20. Они посещали больных, принимали странников, щедро помогали бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, что содержались за долги.
   Продав имения в Италии и Испании, помогали старцам и м-рям, покупая земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их ср-ва построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них благодеяния. Когда они отплыли в Африку, началась сильная буря. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блж.Мелания сказала, чтобы предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, где был город, осажденный варварами, что требовали от жителей выкуп, грозя уничтожением. Святые внесли нужные деньги, спасли город и его жителей. Прибыв в Африку, оказывали помощь нуждающимся. По благословению местных епископов жертвовали на церкви и м-ри. Св.Мелания смиряла плоть строгим постом, а душу утверждала чтением Слова Божия, переписывая свящ. книги и раздавая неимущим. Она сшила власяницу и, не снимая, носила ее.
 В Африке святые пробыли 7 лет, затем, освободившись от богатства, направились в Иерусалим. По пути в Александрии приняты св.еп. Кириллом и встретились в храме со св.старцем Несторием, имевшим дар пророчества и исцеления. Старец призвал к мужеству, терпению в ожидании Славы Небесной.
   В Иерусалиме проводили дни в нищете и молитве. После недолгого путешествия в Египет, где посетили отцов-пустынников, св.Мелания затворилась в келье на горе Елеонской, лишь изредка видясь со св.Апинианом. Постепенно возле кельи возник м-рь, где собралось до 90 дев. Св.Мелания по смирению не решилась быть игуменией, молилась в одиночестве. В поучениях св. Мелания призывала сестер молиться, оберегать помыслы и возгревать любовь к Богу и друг ко другу, соблюдая правосл. веру и чистоту. Особо увещевала быть послушными воле Божией. Напоминая слова апостола, советовала соблюдать пост. В обители ее стараниями построена молельня и алтарь, где погребли мощи св.прор.Божия Захарии, св. первомч. Стефана и 40 святых, принявших муку в Севастии. Св. Апиниан отошел ко Господу. Св. Мелания погребла его мощи, провела ок. 4-х лет возле них в посте и молитве.
 Святая пожелала построить муж. м-рь на горе Вознесения Христова. Господь благословил ее замысел, послав христолюбца, давшего ср-ва на м-рь. Приняв их, св. Мелания в год свершила вел.дело. В м-ре св.мужи неустанно возносили молитвы Богу в церкви Вознесения Христова. 
  Окончив труды, блаженная покинула Иерусалим, отбыв в Константинополь к дяде-язычнику в надежде спасти его душу. По дороге молилась у мощей св. Лаврентия, на месте его мученичества, и получила доброе предзнаменование. Прибыв в Константинополь, нашла дядю в болезни. Под влиянием бесед больной оставил язычество и умер христианином. 
 Многих жителей столицы смущало еретич. учение Нестория. Св.Мелания принимала всех, обращавшихся за вразумлением. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в м-рь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила пресвитеру и сестрам. 
  В глубокой скорби и слезах выслушали они последние наставления. Заповедав блюсти себя в чистоте,   приобщившись Св. Тайн, кротко св. Мелания предала душу Господу. Это было в 439 г.
Кондак преподобной Мелании Римляныни, глас 3
 Девства чистоты возлюбльши и обручника к благим увещавши,/ премножество богатства расточи/ в пребывание иночествующим, Богоблаженная, и обители воздвиже./ Темже в Небесная обители вселися,/ поминай нас, Желание всечестная.

   Митр.Киевский и Галицкий Петр (Могила) род. в 1596 г.в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила, к-рая происходит от молдав. слова, значащего холм, возвышенность. Петр Могила получил правосл. воспит-е и блестящее образование. Ппоступил в Польскую академию в Замостье, обучался в разных уч. заведениях в Голландии и Париже. Вернувшись из-за границы, Петр Могила не мог обосноваться на родине из-за трудной полит.обстановки и переехал в юго-западную Россию. В 1625 г. Петр пострижен в монаш-во и принят в братство Киево-Печерской Лавры. Через 2 года скончался архимандрит обители, и в том же году настоятелем избран архим.Петр(Могила). Должность настоятеля Киево-Печерской Лавры для архим.Петра давала возможность бороться с противниками, притеснявшими Правосл. Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Лаврой пытались овладеть униаты. Архим. Петр (Могила) отдавал все силы защите Православия,  сохранении его для украин. и белорус. населения Польско-Литовского гос-ва. Активно пользовался покровительством Москвы. 
  Архим.Петр (Могила) восстановил бывшие на грани разрушения святыни православия на Украине. Среди них Софийский кафед. собор в Киеве, Выдубицкий, Михайловский и Пустынно-Николаевский м-ри. Митр.Петр (Могила) распорядился освободить из-под слоя земли Десятинную церковь, под развалинами к-рой обретены мощи св.равноап. вел. кн. Владимира.
   Большое значение придавал развитию просвещения. Киево-Печерская типография занимала ведущее место. За 5 лет напечатано 15 книг, написанных или переведенных архим. Петром. В 1631 г. напечатана «Триодь Цветная» с предисловием и объяснением церк. песнопений и ист.орическим очерком о них; в том же году вышел сб. поучений архим. Петра (Могилы) «Крест Христа Спасителя и каждого человека». Вышел Служебник, исправленный архим. Петром по греч.источникам и снабженный объяснениями Литургии. Архим.Петр(Могила) написал несколько канонов и церк.песнопений: канон к причащению священников, канон на исход души, канон о сотворении мира и др.
 В 1633 архим.Петр(Могила) избран митр. Киевским и Галицким, с сохранением лаврского архимандритства. Особое внимание митр.Петр(Могила) уделял дух.образованию и упорядочению богослуж. жизни. Профессора Киево-Братской коллегии посылались для обучения за границу. Школа называлась Киево-Могилянской Академией.
     Польское правительство вынуждено признать митрополичье достоинство правосл.Киевского архипастыря,т.к. он был родственно связан с несколькими виднейшими польскими аристократ. семьями, представители к-рых занимали королевский трон. Кроме того, в молодости Петр(Могила) служил в польских войсках и имел воен. заслуги. 
 Важным достижением митр. Петра (Могилы) было учреждение Киево-Могилянской Коллегии, к-рая оказала решающее влияние на развитие образования в Российской империи, т.к. по ее образцу создавалась Славяно-греко-латинская Академия в Москве. 
  За первые 10-15 лет деят-сти Киевская школа, реформированная митр. Петром, поднялась так высоко, что превосходила лучшие униатские и римско-католич.школы. Митр.Петр (Могила) видел плоды, приносимые учрежденной им школой. Вышедшие из ее стен богословы свободно владели полемич. ср-вами для защиты правосл. вероучения, писали на польском языке и пользоваться европ. изданиями творений св.отцов Церкви, деяний Соборов, а также римско-католич. и протестант. богослов.сочинениями. 
  Самым грандиозным трудом митр.Петра считается написанный им правосл. катехизис: «Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Прп. Амвросий Оптинский ставил этот катехизис на первое место в списке книг, рекомендуемых для правосл. родителей и всех, кто стремится устоять и возрасти в вере. 
 В кон.1646 г. свт.Петр издал в лавр. типографии «Требник». Объемная книга (свыше 1500 стр.) содержала до 126 чинов. 1-я часть включала чинопоследование 7 таинств, к ним прибавлены чины о принятии в Церковь иудеев, язычников, еретиков; чины молебнов о болящих и т.д. Во 2-й части находились чины различных освящений: воды, церквей, церк. вещей, домов, м-рей и т.д. В третьей – чины различных молебнов и молитв по разным случаям. Святитель поместил в своем Требнике особые пояснит. статьи, чего в прежних Требниках не было. В статьях объяснялись смысл и значение таинств и обрядов, условия для их совершения и описание ситуаций, к-рые могли возникнуть. Святитель писал, как пастыри должны себя вести и как должны наставлять пасомых при совершении опр. таинств. 
   Свт.Петр заказал на Афоне «Синаксарий» («Месяцеслов») прп. Симеона Метафраста, в к-ром помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Митр.Петр хотел перевести его, дополнить житиями Рус. и Печерских Святых и издать на церк.-славян. языке, но не успел. Этот титанич. труд осуществил воспитанник Киево-Могилянской Академии, свт. Димитрий Ростовский.
  Митр. Петр (Могила) отошел ко Господу в 1647 г.

 Досифей род. в Белграде 5 декабря 1887г. Здесь окончил гимназию и семинарию, пострижен в монахи и рукоположен в чин иеродиакона. В 1904г. буд. исповедник завершил курс Киевской дух. академии со степенью магистра богословия. После двухгодичного обучения богословским и философским наукам в Берлинском универ-те, изучал в Лейпциге классич.и эксперимент.философию.
 В 1907г. поставлен доцентом Семинарии Св. Саввы в Белграде, а 2 года спустя преподает в Сорбонне и Высшей школе соц. наук. В кон.1910 г. перебрался в Женеву, где учился до нач. Балканской войны 1912 г.
Архиерейский собор Сербского Королевства избрал его епископом Нишским в мае 1913 г. 25 мая 1913 г. состоялась его хиротония. В Нише епископ встретил первую мировую войну. Оккупанты интернировали еп. Досифея, а ок. 150 священников убили (закололи кинжалами). Лишь в 1918г. он возвратился в свою епархию.
 Во время восстановления Сербской Патриархии после первой мировой войны, еп. Досифей был помощником председателя Архиерейского собора и в этом качестве принимал участие в переговорах с Константинопольской патриархией о восстановлении Сербской патриархии.
 Во время возвращения в Православие чехов и словаков из католицизма, а карпатороссов - из униатства, еп. Досифей 3 года провёл в Чехословакии в качестве миссионера, потом постоянно поддерживал связь с юной Православной Церковью в этой стране.
 В 1931 г. из части Горнокарловацкой и Пакрацкой епархии создана Загребская епархия, к-рую возглавил митр. Досифей. В Загребе владыка Досифей основал м-рь прп. Параскевы (Св. Петки). Он также управлял Горнокарловацкой и Банялучской епархиями и помогал престарелому епископу Пакрацкому Мирону в его епископском служении до смерти последнего в 1941г.
 Во время болезни сербского патриарха Варнавы (Росича), митрополит Досифей, как старший член Синода, управлял делами Сербской Церкви, а после смерти Варнавы и до избрания патриархом Гавриила (Дожича) в 1938г. управлял Белградско-Карловацкой архиепископией.
 После нападения гитлеровской Германии на Югославское королевство в апреле 1941 г. митр. Досифей схвачен хорватскими усташами и заключен в тюрьму. Там он зверски избит (причем, в этом участвовали католич. монахини) и в бессознательном состоянии перевезён во Введенский м-рь в Белграде, где находился на попечении сестричества этого м-ря. Так и не приходя в сознание, митрополит-мученик умер 13 января 1945г. и был похоронен в этом м-ре.

 

На страницу списка праздников