Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Макария, митр.Московск.(1563). Мц. Анисии. Сщмч. Зотика пресвитера сиропитателя. Ап. от 70-ти Тимона. Мч.Филетера Никомидийск.(311). Прп. Феодоры Кесарийск.(VIII). Прп.Феодоры Цареградск

12 Январь 2018 г. Пятница

 Свт.Макарий, митр.Московский, род. в Москве ок. 1482 г.в семье благочестив. родителей, при крещении наречен им. Михаил в честь Архистратига Небесных Сил Господних. Род отличался знатностью, но в нем много людей духов. сословия. О. Леонтий умер, мать, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с им. Евфросиния. Юный Михаил решил посвятить себя Богу. Он удалился в м-рь прп. Пафнутия Боровского. Приняв постриг с им. Макарий в честь правосл. св. аскета-пустынника Макария Египетского, буд. святитель начал первые монаш. подвиги бдения, смирения, молитвы и послушания, приобщился к книжн.мудрости рус. монашества. Глядя на иконы Дионисия,обретает навыки иконописания, пригодившиеся позже. Это были годы ежедневн. монаш.подвига.  15 февраля 1523 г. инок Макарий, пройдя дух. степени чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, поставлен в архимандриты в Лужский м-рь Рождества Пресв.Богородицы, основанный прп.Ферапонтом Можайским. 4 марта 1526 г. архим. Макарий ставится на самую древнюю архиерейскую кафедру Моск. митрополии  архиеп.Великого Новгорода и Пскова. Свт.Макарий начинает широкую миссионер. деят-сть среди соседствовавших с Новгородом север.народов. Он посылает туда священников-миссионеров на проповедь среди язычников, с повелением  грамотой разорять языч. требища, обряды, кропить все освящен. водой и устраивать новые церкви.  Свт. Макарий трудился над единообразным устроением новгород. общежитийных м-рей. Большую заботу проявил о создании храмов в епархии. Украсил кафедр. Софийский собор новыми иконами. Всего при свт. Макарии в Новгороде строились, перестраивались, украшались после пожаров ок. 40 храмов, к-рые снабжались книгами, утварью, сосудами из мастерских, учрежденных святителем. Вопрос снабжения храмов книгами стоял пред архиеп.Макарием остро, ибо в церк. быту существовало много разл. житийн. списков и их редакций. Свт.Макарий в 1529 г. взял на себя вел. труд систематизации рус. календарн. агиографич. года и сведения его в единый корпус Четьи Миней. Этот труд занял 12 лет. В 1542 г. по повелению свт.Макария строится храм свт. Николая на владычном дворе. Архиеп. Макарий чтил Николая Чудотворца, покровителя странствующих и путешествующих, ибо Макарию неоднократно приходилось совершать длител. поездки по епархии и Рус. гос-ву. Так, в 1539 г. 25 января архиеп. Макарий приезжал в Москву; возглавлял выборы нового всерос. митрополита, к-рым стал настоятель Троице-Сергиева м-ря игум. Иоасаф. Особое внимание уделял свт. Макарий составлению житий и установлению памяти местночтим. святых. По его благословению племянник Иосифа Волоцкого инок Досифей Топорков работал над исправлением Синайского Патерика, составлял Волоколамский Патерик, Хронограф.
 В 1542 г. архиеп. Макарий ставится на престол первосвятителей Московских. Впервые в рус. истории в 1547 г. митр. Макарий венчал на царство 1-го рус.царя. Вскоре царь Иван Васильевич собрался в поход против Казани. Свт. Макарию открыто о победе царя, благословляя к-рого, святитель предрек Ивану Грозному успех. По возвращении из похода в Москве построен и освящен свт. Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). Он воздвигнут как дар благодарения Богу от рус.народа, одержавшего победу над нехристиан. миром.
 Все годы пребывания свт.Макария на митрополии ознаменованы бурной деят-стью в устроении всех сфер рус. церк. и культур. жизни. Вопросы церк. практики, дисциплины, литургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, вопросы церк. пения митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение.Так, в 1547 и 1549 гг. свт. Макарий созывает в Москве два Собора, на к-рых проведена большая работа по канонизации рус. святых. До свт. Макария почитание святых на Руси осуществлялось по благословению местного архиерея. В результате было очень много местночтим. святых, память к-рых почиталась в одних, но не почиталась в др. землях.
 Митр. Макарий, созывая Соборы, положил труд канонизации угодников Божиих всей полнотой Рус.Церкви. Прославление святых требовало написания им служб и житий, литургических указаний типиконного хар-ра о порядке совершения служб. Все это принял на себя первосвятитель Макарий ради славы Божией и св.угодников, вновь канонизированных на Руси.
 Следует сказать о взаимоотношениях рус. подвижника XVI в. прп. Александра Свирского и свт.Макария. Прп. Александр подвизался в пределах Новгород. епархии, знаком был свт. Макарию по новгородскому архипастырству. Высоко свт. Макарий чтил современника за труды и подвиги, к-рые Господь почтил явлением ему Св.Троицы.
 21 июня 1547 г. в Москве случился небывалый пожар, выгорела почти вся Москва и Кремль. От удушья погибло много народа. Митр. Макарий чудом спасся. Когда его спускали с кремлев.стены на канате к реке, канат оборвался, и  65-летний старец расшибся, едва мог прийти в себя, отвезен в Новоспасский м-рь. Кремл. м-ри Чудов и Вознесенский сгорели; в Китай-городе сгорели все лавки с товарами и дворы. За городом большой посад по Неглинной, Рождественка до Никольского Драчевского м-ря; по Мясницкой пожар шел до церкви св. Флора, на Покровке-до церкви св. Василия, народу сгорело 1 700 чел. Свт. Макарию опалило глаза так, что правое око перестало видеть.
 После пожара началось восстановление Москвы. Строятся новые церкви. Свт.Макарий храмы освящал сам, рассылал грамоты с повелением строить храмы и в др.городах: в Костроме, в Тихвинском м-ре, в Пскове. Заботясь о Рус.земле, святитель милостиво относился к даже заблудшим чадам Церкви. В 1551 г. 23 февраля в Москве в цар.палатах начал работу Собор, созванный митрополитом, - знаменит. Стоглав. Собор возглавлял свт. Макарий в присутствии 8 архиереев, множества архимандритов и игуменов. Вопросы Собора разные. Это внешность христианина, его поведение, церк. благочиние, дисциплина, церк. иконопись, дух. просвещение и многое др. Проблема просвещения важна для свт. Макария. Он повелел протопопу из храма Спаса-на-Бору написать книгу о Св. Троице, житие еп. Василия Рязанского и выверить пасхалию. По инициативе митр.Макария составлен 10-томный «Лицевой летописный свод» (до 16 тыс. миниатюр),«Степенная книга царск. родословия», составленная цар. духовником, протопопом Благовещ. собора Андреем (в постриге Афанасий) в 1555-1563 гг.
  При митр. Макарии началось в Рус. гос-ве печатание книг. Первый «Апостол» вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565 г.) упоминается о его участии..На том же Соборе осуждена ересь Матфея Башкина, не почитавшего Христа Богом и не признававшего церк. Таинств.
 Постничество и пребывание в молитве - повседнев. правило митр. Макария. Митрополит провидел гряд. бедствия Рус.земли, к-рые принесла опричнина, учрежденная царем после кончины Макария. «Грядет нечестие и кровопролитие и разделение земли». В том же году прислал царь Иван Васильевич к митр. Макарию просьбу передать душеполезную книгу. Макарий прислал чин погребения. Разгневался царь. Макарий ответил: «Я богомолец твой прислал, по твоему приказу, ведь ты просил книгу душеполезную, а эта всех полезней; если кто ее со вниманием почитает, тот во веки не согрешит».
  В сер. сентября 1563 г. на память мч. Никиты митр. Макарий совершал крестный ход, во время к-рого простудился и заболел. Наступило Рождество Христово, 25 декабря. Жизнь святителя угасала. Он уже не  читал Св.Евангелие, к-рое ежедневно читал, теперь читали Евангелие разные дух. лица. 31 декабря 1563 г., когда колокол ударил к заутрени, «преосвященный, дивный Святитель и пастырь Митрополии всея Руси предал душу в руки Бога Живаго». Погребен святитель в Успенском соборе Моск. Кремля.
 Так окончил жизнь вел. устроитель Церкви митр. Московский Макарий, и Церковь не забывает забот, трудов и подвигов его. Почитание святителя началось сразу после кончины, вскоре появились первые иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 г., просит пред надгробием святителя благословения, ибо митр. Макарий еще до похода предсказал победу. Иван Васильевич прикладывается к образам свтт.Петра, Алексия, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».
Тропарь
 Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту, днесь, вернии, вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.
Кондак
 Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

 Св. мц. Анисия жила в г.Солуни (Фессалоники) при имп.Максимиана (284-305). После смерти родителей, воспитавших ее в духе христ. благочестия, св. Анисия раздала имущество нищим, вела строгую жизнь в бдении, посте и молитве. Во время гонения на христиан Максимиан издал эдикт, по к-рому всякий имел право безнаказанно убить христианина. Однажды, когда Анисия шла в храм на молитву, ее остановил воин-язычник и потребовал, чтоб пошла на языч. праздник солнца. Св. Анисия кротко отказалась. Когда воин схватил ее и пытался сорвать покрывало, оттолкнула, плюнула: "Да запретит тебе Господь мой Иисус Христос!" Воин в ярости извлек меч и пронзил св.мученицу.
 Собравшиеся над телом громко роптали на жестокого императора, издавшего бесчелов. указ. Христиане похоронили мученицу близ город. ворот, над ее могилой воздвигнут молитв. дом
Кондак мученицы Анисии, глас 4
 Наста светоносный день чудесных подвиг твоих, страстотерпице преславная,/ днесь Божия честная Церковь празднует и созывает вопити тебе:/ радуйся, дево мученице Анисие всеблаженная.

  Сщмч. Зотик, сиропитатель, знатный и богатый римлянин, был на службе у св.Константина Великого (306-337). Когда царь перенес столицу из Рима в Константинополь, туда переселился и Зотик, принял свящ. сан, стал кормить нищих и странников. Получив деньги от св. Константина, устроил больницу, странноприимный дом, где принимал прокаженных, выкупая у воинов, к-рым приказано топить больных в море.
  На престол вступил сын св. царя Константина, Констанций (337-361), последователь ариан. ереси, на святого донесли, что получил от покойного императора деньги. Св. Зотик показал императору больницу и странноприим. дом. Констанций разгневался, т. к. считал, что на полученные от отца деньги св. Зотик приобрел драгоценности, и хотел получить их обратно. Приказал привязать св. Зотика к диким мулам, к-рые влачили святого по камням. Тело растерзано, и св.мученик предал душу Богу. На месте смерти забил источник, от к-рого многие получали исцеление.
Кондак священномученика Зотика, глас 2
 За любовь Христову, преподобне, нищия возлюбив,/ и сих удоволил еси,/ и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате./ Сего ради вси тя почитаем,/ совершающе память твою. 

 Св.ап. Тимон был одним из 7 диаконов, поставленных апостолами для помощи бедным христ. вдовам. Впоследствии избран епископом в г. Бостре Аравийском, где много пострадал за проповедь имени Христова, мученически скончался: его бросили в раскал. печь, но вышел невредимым. Затем предан крестной смерти. О нем повествуется в книге Деяний апостольских (Деян.6,1-7). 

  Св.мч.Филетер Никомидийский дважды претерпел мучения за Христа: при Диоклитиане (284-305) и при Максимиане (305-311). Когда Диоклитиан прибыл в Никомидию, на суд привели св.Филетера, что был высокого роста с красивым лицом. Император сравнил св.Филетера с языч.богом. На вопрос о звании мученик сказал: "Я сын епарха, по вере - христианин и живу с христианами". Император склонял его к отречению, хулил Христа, но святой сказал: "Да заградятся уста всякого, будь он царь или кто иной, кто дерзает хулить Христа". Мученик брошен в раскален. печь, но вышел невредим. Диоклитиан, под влиянием чуда и принимая во внимание знатность и красоту святого, отпустил его на свободу.
 Имп.Максимиану донесли, что Филетер христианин. Представ на суд императора, св.мученик опять исповедал веру во Христа. Его подвергли пыткам, бросили на растерзание зверям, но остался невредим.  Его приговорили к усечению мечом, но двое слуг, к-рым поручена казнь, не смогли его умертвить: только заносили меч над головой мученика, руки немели. Убедившись, что Господь охраняет св.мученика, оба палача уверовали во Христа и сами пострадали за веру через усекновение мечом.
 Св. мч.Филетер приговорен к ссылке на Проконнес, один из островов Мраморного моря. По дороге в ссылку совершил много чудес, сокрушил капища идолов. Сопровождавшие в ссылку 6 воинов с начальником уверовали во Христа. На пути к ним вышел св. Еввиот, перенесший много страданий за Христа. Святые с радостью встретились, и в келье Еввиота прожили 7 дней с воинами и начальником. Там же св.Филетер умер (+ 311), погребен Еввиотом. Через 11 дней скончались воины и начальник. Они погребены ок. св.мч. Филетера.

 Прп. Феодора Кесарийская(VIII в.) была дочерью патриция Феофила и жены его Феодоры. Родители долго не имели детей, о чем скорбели. Они много молились и дали обет, если будет дитя, посвятить его Богу. Когда дочь подросла, мать привела ее в обитель св.Анны, где девочка поступила под руководство игумений. Там она научилась Слову Божию.
 Имп.Лев Исавр (716-741), иконоборец, решил выдать замуж Феодору за приближенного. Ее против воли взяли из м-ря, привезли в Константинополь, где всё приготовлено для бракосочетания. Во время брачного пира произошло нападение скифов на столицу, и жених св. Феодоры, посланный отразить врагов, погиб. Св.Феодора незаметно скрылась, села на корабль и достигла обители. За ней явился цар. чиновник, увидел ее принявшей постриг монахиней, одетой в рубище. Она в суровых подвигах бдения, поста и молитвы провела жизнь. На теле носила тяжелые железн. вериги, не снимая до смерти.

 Прп. Феодора Цареградская жила в Константинополе в 1-й пол. Х в., была замужем, но овдовела, вела благочест. жизнь, служа бедным и странникам, затем приняла монашество и жила под рук-вом прп. Василия Нового, обитавшего в ее доме в уединен. келье. Скончалась в преклон. возрасте в 940 г.
Ученик св. Василия Нового, Григорий, по смерти св. Феодоры с мольбой просил святого открыть загробную участь старицы. Прп-ный сказал: "Ты увидишь ее сегодня, если с верой просишь об этом". Григорий думал, как и где сможет увидеть ту, к-рая отошла в вечную жизнь. Когда Григорий заснул, к нему подошел благообразн.юноша: "Встань, зовет тебя прп-ный Василий, чтоб посетить Феодору; если хочешь увидеть ее, иди с ним и увидишь". Григорий пошел к прп-ному, но ему сказали что прп. Василий пошел посетить прп. Феодору. Григорий пошел к нему, очутился в неведомом лабиринте. Узкая и неудобная дорога привела к запертым воротам. Увидев в скважину, что за воротами двор, Григорий окликнул сидевшую там женщину. Она объяснила, что двор принадлежит прп. Василию, к-рый пришел посетить дух. чад. Без разрешения прп. Феодоры служанка не открыла двери. Григорий сильно стучал. Прп. Феодора с радостью впустила его: "Брат Григорий, кто тебя наставил прийти сюда?" Он рассказал, как по молитве св. Василия достиг счастья видеть ее во славе, к-рую приобрела подвижнич. жизнью. Григорий просил прп-ную рассказать ради дух. пользы, как рассталась с телом и прошла в св. обитель. Прп-ная отвечала: « Лютая мне встретилась бы смерть за неправые дела на земле, если бы не молитвы отца Василия. Одни молитвы его сделали смерть легкой". Прп. Феодора рассказала, как устрашило ее при кончине множество злых духов. Они принесли большие книги, в к-рых записаны грехи всей жизни и пересматривали их в нетерпении, ожидая прихода какого-то судьи. Прп-ная пришла в такой трепет и ужас, что изнемогла и в страдании оглядывалась по сторонам, желая увидеть кого-нибудь, кто смог отогнать бесов. Тут увидела двух Ангелов, ставших по правую сторону. Злые духи отошли дальше. "Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, мучите душу умирающей? Не радуйтесь, здесь вашего ничего нет", - проговорил Ангел. Тогда злые духи вспоминали всё, что святая сделала от юности, словом ли, делом ли или помышлением. При этом многое прибавляли от себя, стараясь оклеветать прп-ную. Наконец пришла смерть. Она налила что-то в чашу и поднесла святой испить, после, взяв нож, отсекла голову.  В эту минуту смерть исторгла душу, к-рая быстро отделилась от тела. Ангелы приняли душу и начали отходить с ней на Небо, тело святой осталось лежать на земле, словно сброшенная одежда. Когда св. Ангелы держали душу прп-ной, злые духи опять приступили: "Мы имеем многие ее грехи, отвечайте нам за них". Ангелы стали вспоминать все добрые дела, к-рые сотворила святая: ее милосердие, миролюбие, любовь к храму Божию, терпение, смирение, пощение и многие др. подвиги. Они противопоставили грехам добрые дела, к-рые искупили их. Злые духи заскрежетали зубами, желая похитить св. душу и ввергнуть в бездну. В это время внезапно яв-ся прп. Василий и сказал Ангелам: "Покровители мои, эта душа много мне послужила, успокаивая мою немощь и старость. Я молился о ней Господу, и Он даровал мне благостыню эту". Прп. Василий дал Ангелам какой-то ковчежец: "Когда хотите мытарства воздушные миновать, искупайте ее, взяв из этого ковчежца и отдавая лукавым и злым духам". Отдав ковчежец, святой отошел. Увидев это, злые духи, громко воскликнув, завопили: "Горе нам! напрасно мы трудились, следив за ней, как и где она грешила". Они мгновенно исчезли. Затем снова яв-ся прп. Василий и принес с собой много разл. сосудов с ароматами, к-рые вручил Ангелам. Открывая сосуд за другим, Ангелы возливали на прп. Феодору ароматы. Она исполнилась дух. благоухания и почувствовала, что стала очень светла. Прп. Василий сказал: "Покровители мои! Когда всё необходимое совершите над нею, тогда, приведя ее в предуготованную мне от Господа обитель, оставьте ее там". Сказав, отошел. Св. Ангелы взяли прп. Феодору, направились вверх на Небеса, восходя, как бы по воздуху.
На пути внезапно встретилось 1-е мытарство, к-рое зовется мытарством Празднословия и Сквернословия. Истязатели требовали дать ответ во всем, что прп. Феодора когда-либо о ком-нибудь дурно говорила, обвиняли за неприличный смех, насмешки, дурные песни. Всё это святая забыла, ибо много времени прошло с тех пор, как начала вести жизнь, угодную Богу. Но Ангелы защитили ее.
Выше находилось мытарство Лжи. Находившиеся там злые духи были очень мерзки, свирепы. Они с яростью клеветали на святую, но Ангелы дали им из ковчежца и миновали их без беды.
Когда прп-ная достигла 3-го мытарства - Осуждения и Клеветы, от злых духов вышел более старый и начал рассказывать, какими дурными словами прп-ная оклеветала кого-либо в жизни. Много показывал ложного, но удивительно, с какой подробностью и точностью запомнили бесы то, что забыла сама прп-ная.
 Слуги 4-го мытарства - Объядения и Пьянства - готовы поглотить святую, вспоминая, как она ела утром, не помолившись Богу, ела до обеда и ужина и без меры, нарушала посты. Стараясь вырвать прп-ную из рук Ангелов, один из злых духов сказал: "Не ты ли обещала при св. Крещении Богу отречься от сатаны и всех дел его и от всего, что принадлежит ему? Дав такой обет, как могла совершить то, что совершила?" И бесы пересчитали даже все чаши вина, к-рые выпила прп. Феодора за жизнь. Она сказала: "Да, это было, и это я помню". Ангелы снова дали часть из ковчежца св.о Василия, как делали на каждом мытарстве, и отправились дальше.
"Знают ли находящиеся на земле люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по своей смерти?" - спросила прп. Феодора Ангелов. "Да, они знают, - ответил Ангел, - но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, что они невольно забывают, что их ждет за гробом. Добро тем, которые помнят Свящ. Писание и творят милостыню или делают какие-либо др. благодеяния, к-рые впоследствии могут искупить их от вечных мук ада. Но горе тем, к-рые живут небрежно, как будто бессмертны, думая только о благах чрева и гордости. Если внезапно постигнет их смерть, окончательно погубит, т. к. они не будут иметь в защиту себя добрых дел; души тех людей темные князья этих мытарств, сильно измучив, отведут в темные места ада и будут держать их до пришествия Христова. Так и ты, Феодора, пострадала бы, если бы не получила от угодника Божия Василия дарований, к-рые тебя спасли от всего дурного". В такой беседе Ангелы достигли 5-го мытарства - Лености, где истязуются грешники за дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, ленящиеся в праздн. дни ходить в храм Божий. Там же испытуется уныние и небрежение как мирских, так и дух. людей и разбирается нерадение каждого о душе. Многие оттуда низвергаются в пропасть. Ангелы восполнили недостатки прп-ной дарами св. Василия и отправились дальше.
 6-е мытарство – Воровство- они прошли свободно. Также и 7-е мытарство - Сребролюбия и Скупости- Ангелы прошли без задержки, потому что, по милости Божией, прп-ная всегда довольствовалась тем, что давал Бог, и усердно раздавала имеющееся нуждавшимся.
 Духи 8-го мытарства - Лихоимства, истязующие взяточничество и лесть, заскрежетали от злости зубами, когда Ангелы прошли, ибо они ничего не имели против прп-ной. 9-е мытарство - Неправды и Тщеславия, 10-е - Зависти и 11-е – Гордости- Ангелы прошли свободно.
Вскоре на пути встретилось 12-е мытарство - Гнева. Старейший из духов, исполненный гнева ярости и гордости, приказал слугам мучить и истязать прп-ную. Бесы повторили все подлинные слова, сказанные ею в гневе, припомнили даже, как она с гневом смотрела на своих детей или строго наказывала. На всё  Ангелы ответили, дав из ковчежца.
 Словно разбойники, подскочили злые духи 13-го мытарства - Злопамятства, но, ничего не найдя в своих записях, горько заплакали. Тогда прп-ная осмелилась спросить одного из Ангелов, откуда злые духи знают, кто и что сделал в жизни дурного. Ангел отвечал: "Всякий христианин при св. Крещении приемлет Ангела-хранителя, к-рый невидимо оберегает его от дурного и наставляет на всё доброе, к-рый записывает все добрые дела, совершённые человеком. С др. стороны, злой ангел следит за злыми делами людей и их записывает в книге. Он записывает все грехи, в к-рых испытываются люди, проходящие мытарства и направляющиеся на Небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в Рай и привести прямо в бездну, в к-рой злые духи сами живут. И там эти души будут жить до Второго пришествия Иисуса Христа, если не имеют благих дел, к-рые бы могли вырвать их из рук диавола. Люди, верующие во Св. Троицу, приобщающиеся как можно чаще Св. Тайн, прямо восходят на Небо без препятствий. И св. Ангелы Божий явл-ся защитниками, св. угодники Божий молятся о спасении душ праведно поживших людей. О злочестивых и зловерных еретиках, к-рые не совершают в жизни ничего полезного, никто не заботится и в защиту их ничего Ангелы не могут сказать". В 14-м мытарстве - Разбойничества, к-рого достигли Ангелы, испытывались все, кто кого-нибудь толкнул с гневом, бил по щекам или каким-либо орудием. И это мытарство Ангелы миновали свободно. Внезапно они очутились в 15-м мытарстве - Чародеяния, обаяния (колдовства), отравления, призывания бесов. Здесь находились змееобразные духи, цель существования к-рых - вводить людей в соблазн и разврат. По благодати Христовой прп-ная скоро миновала это мытарство. После этого спросила, за всякий ли грех, к-рый человек совершит в жизни, он истязуется в мытарствах или возможно при жизни загладить грех, чтоб очиститься от него и не мучиться при мытарствах. Ангелы отвечали прп. Феодоре, что не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто, подобно ей, не исповедался чистосердечно пред смертью. "Если бы я исповедала дух.отцу без всякого стыда и страха всё греховное и если бы получила от дух. отца прощение, - сказала прп. Феодора, - я перешла бы беспрепятственно все мытарства, и ни в одном грехе не пришлось быть истязуемой. Но т. к. я не хотела чистосердечно исповедать дух. отцу своих грехов, то здесь истязают меня за это. Конечно, мне помогло то, что я в течение жизни старалась избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а чрез это свободный переход в блж. загробную жизнь. Злые духи, к-рые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрыв их, ничего не находят написанным, ибо Св. Дух делает невидимым всё написанное. Видят это они и знают, что всё записанное изглажено благодаря исповеди, и очень скорбят. Если человек жив, они стараются снова вписать какие-либо др. грехи. Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедаются в надежде, что будет время  для спасения, для оставления грехов. Иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику грехи - вот они будут испытаны в мытарствах. Есть и такие, к-рые стыдятся всё высказать одному дух. отцу, избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, а другие - другому и т. д. За такую исповедь будут наказаны и не мало претерпят при переходе из мытарства в мытарство. Незаметно приблизилось 16 мытарство - Блуда. Истязатели изумились тому, что святая беспрепятственно достигла их, когда начали говорить, что она сделала в жизни, дали много ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места. Так же поступили слуги 17-го мытарства - Прелюбодеяния. 18 мытарство - Содомское, где истязуются все противоестественные блудные грехи и кровосмешения, все сквернейшие, тайно совершаемые дела, о к-рых, по слову апостола, стыдно и говорить, прп. Феодора миновала скоро. Когда поднялись выше, Ангелы сказали: "Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства. Знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы. Мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, к-рые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они одни более всех проч. мытарств наполняют огн. родство во аде. Благодари Бога, Феодора, что миновала этих блудных истязателей молитвами прп. Василия. Уже более не увидишь страха". На 19-м мытарстве - Идолослужения и всякой ереси- прп-ную ни в чем не испытывали. В последнем, 20-м мытарстве - Немилосердия и Жестокосердия- записаны все немилостивые, жестокие, суровые и ненавидящие. Душу человека, не следовавшего заповеди Божией о милосердии, сбрасывают отсюда в ад и затворяют до общего воскресения. Словно назойливые пчелы, подлетели слуги жестокого беса, но, не найдя ничего в прп-ной, отошли.
Радостные Ангелы провели святую сквозь Небес. врата. Когда вошли внутрь Неба, вода, бывшая над землей, расступилась, позади снова соединилась. Ликующий сонм Ангелов встретил святую и повел к Престолу Божию. Когда они шли, то на них спустились два Божеств. облака. На необъяснимой высоте стоял Престол Божий, такой белый, что просвещал всех предстоящих пред ним. Она поклонилась Невидимому Богу и услышала голос, повелевший показать ей все души праведных и грешных, и после этого дать покой, где укажет угодник Василий. Когда всё было ей показано, один из Ангелов сказал: "Знаешь, Феодора, что в мире есть обычай: в 40-й день после смерти оставшиеся в живых творят память по умершим. Так вот, там, на земле, сегодня поминает тебя прп. Василий ". "Итак, - закончила рассказ прп. Феодора, - теперь, дух.чадо мое Григорий, после 40 дней разлучения моей души с телом я нахожусь в этом месте, к-рое уготовано для прп. Василия". Она провела его по Небесной обители, где Григорий встретил во дворце за трапезой прп. Василия. Затем святая повела его в сад. Пораженный благами, Григорий стал допытываться о них. Но прп. Феодора лишь сказала, что всё это неземное, но достается тому, кто в земной жизни переносит много скорбей и напастей, кто оберегает заповеди Господни и в точности выполняет их. Когда прп. Феодора сказала, что жизнь на Небе отличается от жизни земной, Григорий невольно осязал себя, желая узнать, во плоти ли он еще. Дух его был радостен, чувства и помыслы чисты. Он захотел вернуться из сада, к-рый ему показывала прп-ная, во дворец. Когда вернулись, за трапезой никого не было. Поклонившись прп. Феодоре, Григорий вернулся домой, и в это мгновение проснулся, стал размышлять, где он был и что было всё то, что он слышал и видел. Он боялся, не бесовское ли это наваждение, и пришел к учителю. Тогда прп. Василий сам рассказал то, что видел Григорий, и просил записать всё виденное и слышанное на пользу ближних.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения