Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.14 тыс. младенцев,от Ирода в Вифлееме избиенных.Прп.Маркелла,игум.обители«Неусыпающих»(485). Прп.Василиска Сибирск. (1824), Прп.Фаддея исп.(818), прп.Марка гробокопателя,Феофила и Иоанна Печерск.(ХI-ХII)Прп.Феофила Омучск., прп.Лаврентия Черниговск.

11 Январь 2018 г. Четверг

  Память избиенных Иродом в Вифлееме младенцев Церковь совершает со II в. Прп. Андрей Критский написал песнопения на день избиения младенцев. Когда Иисус Христос род. в Вифлееме, в Иерусалим пришли из востоеп мудрецы-волхвы. Воссиявшая звезда возвестила о рождении Спасителя мира, К-рому они хотели поклониться. Звезда, воссиявшая на Востоке, шла пред ними и остановилась там, где был Младенец (Мф.2,9). Поклонившись новорожден. Царю, волхвы принесли дары: золото - как Царю, ладан - как Богу и смирну - как Истинному Человеку, К-рому надлежало пройти чрез врата смерти. По повелению Иудейского царя Ирода волхвы должны из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать, где Младенец. Но, получив откровение не возвращаться к Ироду, они иным путем отошли в свою страну (Мф.2,12). 
  Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость. Он испугался, как бы Христос не отнял царство. Не зная, что царство Христово"не от мира сего"(Иоан.18:36), Ирод полагал, что Христос будет владеть земным царством. Он послал вооруж. воинов  "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его от двух лет и ниже, по времени, к-рое выведал от волхвов" (Мф.2:16). 14 тыс. убиен.младенцев стали первыми мучениками за Христа.
 Безумный Ирод хотел убить Младенца в числе 14 тыс. невинных страдальцев, но св.Иосиф Обручник, получив чрез ангела откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие.
 Ирод помнил указанное волхвами время появления звезды, к-рая, согласно толкованию св. Златоуста и св.Феофилакта, появилась до Рождества Христова. Если она яв-сь в самый час Благовещения, то от Благовещения Пресв. Богородицы до Рождества Христова прошло 9 мес. Он пытался найти Младенца с помощью коварства и тайных ухищрений, но не мог, ибо Иосиф бежал с Ним в Египет сразу после видения. Старания Ирода найти Христа продолжались год.
  После этого ему понадобилось отправиться в Рим к Кесарю, Ирод был смущен, что не нашел Младенца, ибо боялся, как бы в его отсутствие не нашелся новый царь и не отнял Иудейск.царство. Поэтому решил убить всех детей Вифлеемских, чтоб погубить вместе с ними и родивш. Царя. Совершилось это в первый год по Р.Х., 29 декабря (11 января по н.ст.); в этот день принято Церковью праздновать память избиен. младенцев. От времени же появления звезды прошел год и 9 мес. Ирод уничтожил младенцев от 2-х лет и ниже из боязни и для большей безопасности.
 Уничтожались младенцы разно: одних убивали мечом, др. разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, раздирали на части, пронзали, разрубали пополам. Горько рыдали матери: вопль доходил до небес; они рвали волосы и одежду, терзали себя, т. ч. исполнились слова прор. Иеремии: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Иер.31:15;Мф.2:18). Рамой наз-ся город на холме, в пределах колена Вениаминова. Рахилью нек-рые звали Вифлеем, ибо в нем погребена Рахиль, супруга патр.Иакова, мать Вениамина. От гробницы ее и Вифлеем получил наимен. Рахили. Итак, когда в Рахили, т. е. в Вифлееме, избивали младенцев, то в Раме, отстоявшем недалеко от Вифлеема,  слышны плач, рыдания и вопль матерей о своих чадах.
  Плач этот описывают два св.Иоанна: Златоуст и Дамаскин. Первый повествует о том, что матери спрашивали убийц, за что убивают детей, что они сделали царю. Они с воплями взывали к воинам о пощаде. Они, обезумев от печали, терзали лица, рвали волосы и взывали к Богу:
 - О Владыка! Что значит жестокость царя? Он восстал на Твое творение... Ты дал нам детей, а он отнимает их! 
  Св.Иоанн Дамаскин повествует: матери сидели при трупах убитых младенцев, с распущен. волосами, воздевая руки к небу, рвали на себе волосы, посыпали их пылью, обращались к Ироду:
  - Что значит повеление твое, царь? Разве ты не знаешь, как велика любовь родителей. Звезда оскорбила тебя? Волхвы причинили зло? Но почему ты лишаешь детей Вифлеем? 
 После убиения 14 тыс. св.младенцев казнь Божия постигла царя Ирода. Жесток конец его, как повествует св.Феофилакт: одержимый горячкою и болезнью внутренностей, опухолью ног, заграждением ноздрей, трясением тела и распадением членов он, съедаемый червями, в страшных мучениях испустил дух. 
 Ему недостаточно избить Вифлеемских младенцев, при кончине он предал смерти много знатнейших и славнейших граждан Иерусалима. Он казнил Гиркана, первосвященника Иудейского, тех первосвященников и книжников, к-рых спрашивал: "Где должно родиться Христу?"- и к-рые ответили: "В Вифлееме иудейском". Всех умертвил мечом. Это было для них прав. судом Божиим. Они с Иродом скончались в мучениях, как возвестил Ангел Иосифу в Египте:" Умерли искавшие души Младенца".
  Искал не один Ирод, но все советники его, первосвященники и книжники. Поэтому умер не один Ирод, а все, искавшие души Младенца. Тот был умерщвлен Богом, а эти избиты Иродом.
    Все они хотели убить Христа и были единодушны с Иродом: когда скончался прав.старец Симеон Богоприимец, свидетельствовавший о Христе в храме и пред народом, они за это не сподобили его достойного погребения, что приличествовало св.мужу, мудрому учителю, прозорливому пророку и уважаемому старцу.
 Они предали смерти св.прор.Захарию за то, что он поставил на месте девиц, где не подобало стоять замужним женщинам, Пречистую Деву, вошедшую с Младенцем во храм для очищения. Об этом упоминают Григорий Нисский, Кирилл Александрийский и Андрей Критский.
 Когда увидели это книжники и фарисеи, пришли в негодование; Захария противостоятал им, удостоверяя, что сия Матерь и по рождестве осталась чистой Девой. Они не поверили ему, и тогда святой сказал, что природа человеческая подчинена Создателю и что в Его всесильной воле устраивать тварь Свою по Своему произволению и сделать так, чтобы Дева родила и по рождестве пребыла Девою же. Книжники разъярились на Захарию как на явного законопреступника и, снедаемые завистью, гневались на то, что матерь Младенца поставлена на месте девиц, на то, что возглашались такие свидетельства о Младенце. Они не утаили чувств пред Иродом и искали Младенца, но не нашли, т.к. Иосиф бежал с Марией в Египет.
Симеон вскоре скончался, и они не дали ему достойного погребения. Захария, по их просьбам, осужден Иродом на смерть.  Во время избиения Вифлеем. младенцев убит св. Захарий между церковью и алтарем, т.к. не отдал на убиение сына Иоанна. Так отмстили книжники и фарисеи за его свид-во о Пречист. Деве за то, что поставил Ее во храме на месте девиц.
 Вскоре сами приняли заслуж. казнь от руки Ирода. Отдельно от них усечены Иродом 70 мудр.мужей, собрание к-рых звали Синедрионом. Одного оставил в живых, но повелел ослепить. Были в Иерусалиме 2 премудрых, знаменит. учителя: Иуда, назыв. Аврифеем, и Матфей Гаргулофи; их велел сжечь живыми с друзьями. Еще ранее Ирод восстал на свой дом: казнил брата Ферора, сестру Саломию и мужа ее из колена Давидова, жену Мариамну - тоже из колена Давидова, рожден. от нее сына Антипатра, 2-х сын. Аристовула и Александра и много др. предал неповинно смерти.
 Наконец, при смерти Ирод завещал воинам убить всех славных мужей иудейских, к-рых немало в оковах, чтоб, когда испустит дух, не возрадовались иудеи о его смерти, но  восплакались при виде стольких мужей убитыми. Так погиб Ирод, погубив многих с собою.

Тропарь мучеников 14 000 младенцев, глас 1
 Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.
Кондак мучеников 14 000 младенцев, глас 4
 Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.

   Прп.Маркелл, игумен обители «Неусыпающих», родом из г. Апамеи в Сирии. Он рано лишился родителей-христиан. Образование получил в Антиохии, затем в Ефесе. Имение, доставшееся от родителей, раздал нищим, порвав связь с миром.
  В Ефесе под рук-вом опытного старца Маркелл вступил на путь подвижничества, затем ушел в Византию к прп. Александру, игумену обители «Неусыпающих». Обитель получила название от того, что в ней псалмопение совершалось беспрерывно – день и ночь. Прп-ный принял Маркелла и постриг  в иночество.
  Ревностно подвизаясь в бдении, посте и молитве, святой удостоился вел. дух. дарований и дара прозорливости. Он провидел день кончины аввы Александра и избрание игуменом, но, будучи молод, не захотел иметь подначальных и временно удалился из обители, обходил м-ри, получая назидание от старцев.
  После смерти св.Александра, когда игуменом поставлен авва Иоанн, Маркелл вернулся, к радости братии. Иоанн сделал Маркелла ближайшим помощником. После смерти Иоанна св.Маркелл, вопреки желанию, избран игуменом м-ря и в этом сане пребывал 60 лет.
 Далеко распространилась слава о его св.жизни. К Маркеллу приходили знатные и простые, богатые и убогие. Окружавшие святого много раз видели ангелов, сопутствовавших и охранявших его. Помощью Божией обитель «Неусыпающих» благоустраивалась. Св. Маркелл, получая от верующих ср-ва на расширение и украшение, построил большую церковь, больницу, странноприимный дом. Молитвой врачевал болезни, изгонял бесов, творил чудеса.Так, один из иноков послан в Анкару и там заболел. При смерти мысленно воззвал к авве. В тот же час прп.Маркелл дух. слухом услышал вопль ученика, встал на молитву, и больной  выздоровел. Когда корабль, где были иноки, был в опасности, молитвой утишил морскую бурю. Когда святому сказали, что в Византии бушует пожар, он слезно помолился за погибающий в огне город, и пожар утих, как бы потушенный слезами преподобного.
  Однажды слуга вельможи Ардавурия, незаслуженно обвиненный, укрылся в обители от гнева господина. Ардавурий дважды требовал от св.Маркелла, чтобы он выдал Иоанна, но тот  отказывался. Тогда Ардавурий прислал отряд воинов и окружил м-рь. Упавшие духом братия пришли к авве, прося избавления от беды. Св. Маркелл один вышел за ворота м-ря к воинам, держа крест. Преподобного окружало сияние, от креста исходили молнии; слышался гром. Отряд обратился в бегство. Ардавурий, узнав о случившемся, пришел в ужас и ради св. Маркелла простил слугу.
  Преподобный мирно преставился в 485 г. Его ученик Лукиан тяжко скорбел, но на 5-й день после кончины прп. Маркелл явился ему и утешил, предсказав скорую кончину.

Тропарь преподобного Маркелла, глас 8
   В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо Крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Маркелле, дух твой.
Кондак преподобного Маркелла,глас 8
  Яко звезда, красно сияя,/ от Ефеса провозсиял еси нам, всеблаженне, постижно,/ и добродетельми возгремел еси,/ наставник иноком многим быв, преподобие,/ того ради и царствующий град просветил еси,/ и сего ради вопием ти:/ радуйся, отче всеблаженне Маркелле.  

   Прп.Василиск (в миру Василий) род. в сер. 18 в. в Тверской губ., в семье крестьянина. С детства знал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет отличали простота сердца, любовь к Богу и смирен. нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но с согласия жены вел монаш. образ жизни в миру, затем в м-рях.
 Жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянск. пустынников при извест. старце Адриане, от коего принял постриг с им. Василиск. Здесь встретил сомолитвенника и друга прп. Зосиму (Верховского). Трогательная дружба связала их. Ок.10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители, возрастая духом в монаш. подвигах и в молитве Иисусовой.
  Подвижник стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если одолевал сон, он клал поклоны, колол дрова или пел дух. песни.
  Когда заходили странники, он любезно встречал, но если кто-то просился к нему жить, отказывал, говоря, что грешен, вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда проситель настаивал, Василий отвечал с кротостью: "Вместе жить нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келье, а я пойду на др. место". Чистота сердца и глубокое смирение пред Богом и ближними привели Василиска к возвышеннейшему дух.преуспеянию. Его бесценный молитв.опыт описан монахом Зосимой в "Повествовании о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска", к-рая представляет изложение откровений преподобного о необычайных плодах благодати, дарованных ему во время занятия умным деланием.
   Ища большего удаления от мира, Василиск и Зосима избрали местом дальнейшего жительства сибир. леса. В 1798 г. поселились недалеко от р.Томь в р-не г. Кузнецка. В 50 верстах от Кузнецка пустынники нашли удобное место, с помощью благодетелей построили две кельи и стали жить отшельнически. Ходить друг к другу воздерживались до субботы, особенно в среду и пяток хранили уединение. А воскресение и праздники проводили вместе в чтении и дух. беседах, прогуливаясь по окрестностям. Весною, когда травы невелики, недели по две не возвращаясь, ходили по лесу, по горам, долинам, взяв огниво, котелок и сухарей.
 Добрые христолюбцы изредка посещали пустын. старцев, делая приношения. Денег не брали,  только простые и скудные пожертвования, необходимые для пропитания и одеяния. Старались воздавать за них рукоделием: Василиск делал посуду глиняную, а Зосима деревянную. Житие их напоминало житие вел.пустынников Египта первых веков христианства, только вместо жары  приходилось терпеть морозы. Так прожили 24 года, думая, окончить там дни. Однако Господу угодно, чтобы, стяжав высокие добродетели, они послужили делу спасения ближних. Некая мещанка г. Кузнецка, Анисья Котохова, пожелала начать иноч.жизнь. Поблизости м-рей не было, в Россию ехать далеко, она решила прибегнуть к дух. рук-ву пустынников. Получив согласие, она поселилась в деревеньке на берегу р.Томи, к ней стали проситься в сомолитвенницы и др. девицы.
 Старец Василиск часто посещал их, наставляя в иноческой жизни, иногда посылал отца Зосиму. Скоро стало очевидным неудобство монаш. жития среди мирян, надо хлопотать о переводе инокинь в упраздненный м-рь.Тобольский архиерей отдал опустевший м-рь в г. Туринске.Так возрожден Свято-Николаевский м-рь, близ к-рого провел в уединении последние годы прп. Василиск. По старости лет нередко подолгу проживал в обители.
  Блж. кончина старца Василиска последовала 29 декабря 1824 г. Время отхода указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Тайн. До последнего вздоха был он в устной и сердечной молитве и со словами "Господи Иисусе Христе" - испустил дух, словно уснул.
 За 4 дня, прошедших до приезда старца Зосимы, вид почившего стал еще благовиднее. Тело его было мягким, как у спящего. Отец Зосима приказал написать его портрет, ибо по глубокому смирению  при жизни старец на это не соглашался. Пред погребением на 7-е сутки, когда вынимали тело старца из гроба, чтоб спеленать в мантию, оно оказалось гибким, как у живого. Св.подвижник погребен близ алтаря монаст.собора. В 1913 жители Туринска возвели над могилой часовню. В сов. время храм и часовня уничтожены, на их месте построены гаражи.
 Св. мощи прп-ного обретены на месте захоронения в 2000 г., ныне покоятся в Спасском м-ре Екатеринбурга. Иизвестны случаи исцелений и дух. помощи после молитв. обращения к прп. Василиску Сибирскому. Прославление прп.Василиска состоялось на Божественной литургии, 11 января, в муж. м-ре Всемилостивого Спаса г. Екатеринбурга. Чин канонизации совершил архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Мощи святого находятся в Спасском м-ре, а их частица - в м-ре г. Туринска.

 Прп.Фаддей Исповедник, ученик Феодора Студита, защитник иконопочитания, пострадал в царствование Льва V (813 - 820). Во времена иконоборцев он приведен на суд. Еретики, глумясь над Фаддеем, положили на землю икону Спасителя и, набросившись на святого, заставили наступить на нее.
 После этого судья сказал: "Ты попрал икону Христа, присоединяйся к нам". Но Фаддей дерзновенно отвечал, что почитает и с любовью целует св.икону Спасителя, а против воли попрание недействительно, и проклял злочестие иконоборцев. За это забит палками. Бездыхан. мученика за ноги волокли по земле и бросили за город.стеной. Но он был жив. Один христианин взял его в дом, омыл от грязи. Св. Фаддей, прожив еще 3 дня, предал душу Богу.

 Прп. Марк, гробокопатель, подвизался в кон. XI - в нач. ХII вв. в Киево-Печерской обители. Чистый сердцем и простой, он занимался копанием пещер и могил. За тяжелый труд прп-ный не брал ничего, разве кто сам давал что-нибудь, но это он раздавал нищим. Смиряя плоть постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды столько, сколько вмещалось в его медном кресте, к-рый всегда носил с собой.
 Богу угодны были непрестан.труды и подвиги прп.Марка, он сподобился такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса. Случилось, для умершего брата не выкопано место для погребения. Тогда, по просьбе прп. Марка, умерший брат ожил и почил на след. день, когда место для погребения было готово. В др.раз прп. Марк, сильно утомясь, выкопал узкую и неудобную могилу, куда положили умершего брата. Из-за неудобства могилы невозможно ни поправить одежды на умершем, ни возлить елей. Тогда прп.Марк, со смирением прося у всех прощения, повелел мертвецу самому возлить на себя масло. И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и на лицо и, отдавши сосуд, лег и почил вечным сном.
Провидев час кончины, прп. Марк с миром отошел ко Господу, погребен в Ближних (Антониевых) пещерах.

    Прп.Иоанн Печерский и Феофил Плачливый подвизались в Киево-Печерском м-ре в кон.XI - нач. XII вв. Два брата-инока так были соединены узами духовной любви, что упросили прп.Марка Гробокопателя (ХI-ХII вв.) приготовить им одну могилу.
  Спустя много лет старший брат послан по монаст. делам. Брат Иоанн заболел и умер. Чрез несколько дней возвратился прп. Феофил и пошел с братией посмотреть, где положен умерший. Увидев, что он лежит в общем их гробе на первом месте, вознегодовал на блж. Марка: "Зачем положил его здесь на моем месте? Я старше". Пещерник, со смирением кланяясь прп. Феофилу, просил простить его. Затем, обратился к усопшему: "Брат, встань, дай это место старшему, а ты ляг на др.месте". Мертвый подвинулся во гробе.
   Увидев это, прп. Феофил пал к ногам прп. Марка и просил прощения. Пещерник заметил, чтоб он заботился о спасении, т.к. скоро его также принесут сюда. Услышав, прп. Феофил пришел в ужас и решил, что скоро умрет. Раздав всё, что имел, оставив только мантию, каждый день ждал смертн. часа.  Никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез прп. Феофил потерял зрение.  Прп. Марк пред кончиной на его мольбу умереть с ним сказал: "Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой кончины: за три дня до смерти ты прозреешь". Слова святого исполнились. Тело прп. Феофила положено в Антониевой пещере, в гробе с его братом прп.Иоанном, вблизи мощей прп.Марка.

  Прпп. Феофил и Иаков Омучские подвизались на о. Коневце с прп. Арсением. В 1396 г. на реке Омуче в Псковской епархии, недалеко от г. Порхова, св.Феофил и Иаков основали пустынь Успения Пресв. Богородицы. Кончина их последовала око.412 г.

  9/22 августа 1993 г. Архиерейским Собором Украин. Правосл. Церкви Моск. Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский (Проскура Лука Евсеевич, 1868-1950) причислен к лику святых в чине преподобного. Церковь прославила всенародно чтимого святого, праведность к-рого Господь при жизни запечатлел благодат. дарами исцелений недугов по молитв. предстательству, предвидения, смирения и любви. Св.мощи угодника Божия Лаврентия пребывают в Троицком соборе г. Чернигова.
 Схиархим. Лаврентий род. в 1868 г. в сел. Карыльское Чернигов. губ. Отец и мать -  глубоко религ.люди - детей воспитывали в вере в Бога. Лука учился в нач. земской школе, был очень способным. В 13 лет окончил школу, стал помощником учителя. С детства ходил в церковь, пел в церк. хоре. Однажды  в Коропе познакомился с бывшим регентом имп.хора, уроженцем этих мест, к-рый,оценив способности юноши, стал обучать его регент. ис-ву. Здесь освоил игру на скрипке. Ок.года провел Лука в Коропе. Дома стал регентом сел.хора.
 Семья жила бедно. Лука обучался шитью, своим трудом зарабатывал, чтоб помочь семье. В 17  стал прекрасным портным, заказчиков было много. Умерла мать, решил уйти в м-рь. Но старший брат Варфоломей настоял, чтоб он не покидал семьи. Тяжело Луке отклонить свое намерение, но смирился. С другом юности Симеоном Лука ходил пешком в Киев к о. Ионе, чтоб тот благословил получить дух. образование. Но о. Иона сказал:"Ваша семинария при вас" - и не благословил. С Симеоном ездил на Афон. После настойчив. просьб Симеон принят в число братии Афонского м-ря. Луке один из афонских старцев сказал :"Езжай в Россию, ты там нужен ". Он вернулся домой.
 Вскоре молодого талантл. регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского м-ря. Пение в Рыхловском м-ре привлекало не только молящихся, регенты из др. мест приезжали послушать хор, к-рый приобрел известность. Еп.Черниговский Антоний (Соколов), объезжая епархию, посетил Рыхловский м-рь, был  доволен пением. В Чернигове владыка послал настоятелю предписание направить регента Луку Евсеевича в Черниговский Троицкий архиер. дом для управления хором. Так в 1905 г. Лука переехал в Чернигов, где прошла вся жизнь.
  В 1912 г., на 45-м году, Лука пострижен в мон-во с им. Лаврентий. Чрез 2 года рукоположен в иеродиакона, в 1916 г. - в иеромонаха. В 1928 г. по определению экзарха Украины митр. Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 в Киеве прп.Лаврентий тайно пострижен в схиму лаврск. схиигуменом Гавриилом. До закрытия м-ря в 1-й пол. 20-х гг. св.Лаврентий был регентом хора, уставщиком и ведал монаст. книгохранилищем.
 Постепенно возрастал дух. авторитет св. Лаврентия. Он был строгим последователем православия. К нему стремились и простые люди, и чернигов. интеллигенция. Приезжие узнавали, что в Троицком м-ре есть духовник высок. жизни, и рады были к нему попасть. Его любовь, рассудительность, прозрение привлекали мирян, многих дух. лиц, черниг. епископы дорожили его суждением.
  Когда закрыли м-рь, св. Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильининском храме 20 лет. Закрыли и его. Лишенный возможности в храме прославлять Бога песнопением, о. Лаврентий никогда не оставлял правила церк. молитвы. Бережно сохранял богослуж. книги и обширную нотную библиотеку, считая, что  будут еще читать и петь.
 Во время Вел. Отечеств. войны, в период оккупации Чернигова, разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца собрались послушницы, верующие люди и приступили к восстановлению обители. Люди трудились самоотверженно, и в день Арх. Михаила 21 ноября 1941 г. состоялось первое богослужение в церкви Феодосия под Троицким собором. А в 1942 г. освящен главный престол Троицкого собора. На хоры поднялся старец, и храм огласился стройным пением. Обычно регенты дирижируют, стоя лицом к хористам, спиной к иконостасу, если хоры устроены в запад. части храма. Но о. Лаврентий всегда обращен был лицом к алтарю, в центре, а певчие симметрично полукругом по обе стороны.
 Нравств. чистота, дух. высота, любовь к людям вызывали расположение в каждом, кто видел его. Он любил всех, проявляя приветливостью, вниманием, советом. Был психологом, знал дух. мир во всех тончайших оттенках. От него уходили согретые христ. любовью, ободренные, со спокойствием на душе. Часто прп.Лаврентий предотвращал беду, спасал людей от смерти.
  Скончался схиаpхим. Лаврентий 19(6) января 1950 г. Чин погребения возглавлял еп.Иаков. По решению владыки местом упокоения определена усыпальница под Троицким собором, где покоятся 7 архиереев. До закрытия м-ря (в сентябре 1962 г.) в храме совершались панихиды по почившему. Чернигов. архиереи считали долгом помолиться у могилки вел.старца. После ликвидации м-ря доступ в усыпальницу закрыли. Прошло 26 лет. Богомольцы вновь имеют возможность поклониться могиле прп.. Лаврентия Черниговского.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения