Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Феодора Сикеота, еп.Анастасиупольского (613). Мч.Елиподия Лионск.(ок.177) Перенес.мощей блгв.кн. Всеволода, во Св.Крещении Гавриила, Псковского(1834). Апп.Нафанаила,Луки, Климента (I). Прп.Виталия (609-620). Сщмч.Платона,еп.Банялукского(1941)

05 Май 2018 г. Суббота

 Прп. Феодор Сикеот род. в VI в. в с.Сикее, недалеко от г.Анастасиополя (Малая Азия), в благочест. семье. Когда Мария зачала его, было видение, что светлая звезда сошла к ней в утробу. Прозорлив. старец разъяснил, что благодать Божия сошла на зачатого младенца.
 В 6 лет мать подарила золотой пояс, т.к. хотела, чтоб сын стал воином. Во сне вмч.Георгий сказал, чтоб она не думала о воен.службе сына, т.к. младенцу предназначено служить Господу. Отец скончался рано. Мальчик жил у матери с бабушкой Епидией, теткой Диспенией и маленькой сестрой Влаттой.
 В школе св.Феодор показал недетскую  мудрость: успокаивал товарищей, не допускал ссор. В доме  жил благочест.старец Стефан. Подражая ему, св. Феодор с 8 лет в Вел. пост съедал кусочек хлеба по вечерам. Чтоб мать не заставляла обедать, мальчик возвращался из школы вечером, после причастия в церкви со старцем Стефаном. По просьбе матери учитель отпускал его на обед во время перерыва. Но Феодор уходил в церковь вмч. Георгия.
   В 10 лет смертельно заболел. Его принесли в церковь св. Иоанна Крестителя, положили пред алтарем. Мальчика исцелили 2 капли росы с лика Спасителя на своде храма. По ночам ему являлся вмч. Георгий, к-рый водил молиться в храм до утра. Мать, боясь  дороги в лесу, просила сына не ходить по ночам. Однажды в гневе вывела из церкви и привязала к постели. Ночью во сне  вмч. Георгий повелел не запрещать отроку ходить в храм. Это  видение было Елпидии и Диспении. Женщины убедились в призвании св.Феодора, а маленькая сестра Влатта подражала.
 В 12 святой во сне увидел на Престоле Господа, К-рый сказал:"Подвизайся, Феодор, чтоб принять в Царствии Небесном  награду". Св.Феодор трудился усерднее. Первую и Крестопоклонную седмицы Вел. поста проводил в молчании. Диавол яв-ся как одноклассник, уговаривал прыгнуть в пропасть, показав пример. Мальчика спас вмч.Георгий.
 Однажды мальчик отправился за благословением к старцу Гликерию. В стране была засуха, старец сказал: "Чадо, помолимся Господу, чтоб послал дождь. Узнаем, угодны ли Господу наши молитвы". Старец и отрок, преклонив колена, молились-тотчас пошел дождь. Старец сказал, что на Федоре благодать Божия, благословил стать иноком.
 В 14 св. Феодор ушел из дома, жил при церкви вмч.Георгия. Мать приносила еду, но он оставлял на камнях,  сам съедал просфору. В юности удостоен дара исцеления - по его молитве выздоровел бесноватый юноша.
  Прп.Феодор удалился в полное уединение. Под большим камнем у церкви вмч. Георгия выкопал пещеру, уговорил  диакона засыпать вход, оставив отверстие для воздуха. Диакон приносил хлеб с водой, не говорил, где он. 2 года провел прп. Феодор в затворе и полном молчании. Родные думали, что его съели звери. Диакон открыл тайну, т.к. боялся, что тот умрет в тесной пещере, пожалел рыдавшую мать. Его извлекли полуживым. Мать хотела взять сына домой, но святой остался при церкви вмч. Георгия и чрез несколько дней исцелился. Весть о подвигах юноши дошла до местн. еп. Феодосия. В церкви вмч. Георгия посвятил его во диакона, затем во священника, хотя Феодору было 17 лет.
Св. Феодор отправился на поклонение св. местам в Иерусалим и  в Хозевитской Лавре близ Иордана принял монашество. Когда вернулся, продолжал жить при церкви вмч. Георгия. Бабка Елпидия, сестра Влатта и мать удалились в м-рь, тетка скончалась в добром исповедании.
 Подвижнич. жизнь молодого иеромонаха привлекала людей, ищущих спасения. Прп-ный постриг в иночество юношу Епифания, благочест. женщина, исцеленная святым, привела сына Филумена. Пришел добродет. юноша Иоанн. Постепенно собралась братия. Прп. Феодор продолжал нести тяжелые подвиги. По его просьбе кузнец сделал железную клетку без крыши, такую узкую, что только стоять. В клетке в тяжелых веригах прп-ный стоял от Пасхи до Рождества Христова. От Крещения Господня до Св. Пасхи затворялся в пещере, откуда выходил для свершения Богослужения в субботу и воскресенье. В  Четыредесятницу святой вкушал лишь овощи и яровой хлеб по субботам и воскресеньям.
 Подвизаясь, он получил от Господа власть над дикими зверями. Медведи и волки приходили и брали пищу из рук. По молитве исцелялись прокаженные, изгонялись бесы. Когда в сел. Магатии появилась саранча, жители обратились к прп.Феодору. Он отправил их в церковь. После Божеств. литургии, к-рую совершал прп. Феодор,  саранча вымерла.
 Когда воевода Маврикий возвращался в Константинополь после перс. войны чрез Галатию, прп-ный предсказал, что тот станет императором. Предсказание исполнилось, и имп. Маврикий (582-602) исполнил его просьбу - присылал каждый год в м-рь хлеб.
Маленький храм вмч. Георгия не вмещал всех, кто хотел молиться. Стараниями святого построен новый храм. Скончался Анастасиопольский епископ. Жители упросили Анкирского митр. Павла поставить епископом прп. Феодора. Как ни противился святой, посланцы митрополита и жители Анастасиополя  вывели его из кельи и увезли в город. Став епископом, свт. Феодор много трудился на благо Церкви. Душа  его искала уединен.общения с Богом. Чрез несколько лет он отправился по св. местам в Иерусалим. Там, не открывая сана, поселился в Лавре прп. Саввы, жил в безмолвии от Рождества Христова до Пасхи. Затем вмч. Георгий велел вернуться в Анастасиополь.
 Враги пытались отравить святителя, но Божия Матерь дала ему 3 зернышка. Святитель съел их и остался невредим. Св. Феодор тяготился епископством и испросил у Константиноп. Патриарха Кириака разрешения уйти в м-рь, совершать там Богослужения.  Во время совершения им Евхаристии благодать Св. Духа в виде светлой порфиры покрывала Св. Дары. Однажды,когда прп-ный приподнял дискос с Божеств. Агнцем и провозгласил "Святая святым", - Божеств. Агнец поднялся в воздух,  затем опустился на дискос.
 Правосл. Церковь почитала прп. Феодора святым при жизни. Когда в одном из городов Галатии случилось страшное происшествие- во время крестного хода деревян. кресты стали разбиваться, Константинопольский патриарх св.Фома (607-610;) призвал прп. Феодора, чтоб узнать тайну страшного чуда. Наделенный даром прозрения, прп.Феодор объяснил, что это предвестие грядущ. бед для Церкви (пророчески указал на буд. ересь иконоборчества). Опечаленный св.Патриарх Фома просил прп-ного молиться о кончине, чтоб не видеть бедствия. В 610 г. св.Патриарх Фома преставился, испросив благословения у прп. Феодора. В 613 г. отошел ко Господу и прп. Феодор Сикеот.

Тропарь преподобного Феодора, глас 2
   Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви.
Кондак преподобного Феодора, глас 3
   Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.

   Св. ап. и еванг. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник св. ап. Павла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из просвещенной греч. среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и горячо воспринял спасит. учение от Господа. В числе 70-ти учеников св.Лука послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк.10,1-3). После Воскресения Иисус Христос яв-я св. Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
   Ап. Лука принял участие во 2-м миссионерском путешествии ап. Павла, с тех пор они неразлучны. Когда св. Павла оставили все, ап. Лука продолжал делить с ним трудности благовестнич.подвига (2Тим.4,10). После мученич. кончины первоверх. апостолов св. Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В г. Фивы мученически окончил земной путь.
 По преданию, он написал 1-е иконы Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пресв. Дева, увидев иконы. Св. Лука написал иконы св. первоверх. апп. Петра и Павла.
 Евангелие написано им в 62 - 63 гг. в Риме, под рук-вом ап. Павла. Св.Лука в первых стихах (Лк. 1,3) выразил цель труда: наиболее полно в хронолог. последоват-сти описать всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, дав ист. обоснование христ. упования (Лк.1,4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Пресв. Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).
 В богослов.содержании Евангелие от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Господом, о вселен. значении еванг. проповеди. Св. апостол написал и книгу Деяний св. апостолов в 62-63 г. в Риме. Книга Деяний, явл. продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах св. апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования-Апост. Собор (51 г. по Р. Х.) как основополаг. событие, ставшее догматич. основанием для отмежевания христ-ва от иудейства и самостоят. распространения его в мире (Деян.15,6-29). Богословским предметом книги Деяний является Домостроительство Св. Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

  Св. ап. Климент - епископ в Сардике (в древности богатый город Лидии в Малой Азии). Его имя упоминает св. ап. Павел в Послании к Филиппийцам (4,3). Обращаясь к  "искреннему своему сотруднику", просит: "Помогай им, подвизавшимся в благовествовании  со мною и с Климентом и с проч.сотрудниками , к-рых имена в Книге Жизни"

   Прп.Виталий, инок м-ря прп.Серида, пришел в Александрию при свт. Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском (609-620). Святой, достигнув старости (60 лет), дерзнул взять на себя необыч.подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и усердно молился о них. Прп-ный трудился с утра до вечера, зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, к-рый съедал не ранее заката солнца. Остал. деньги отдавал одной из блудниц, к к-рой приходил на ночь и говорил: "Умоляю, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Прп-ный запирался с блудницей в ее комнате, и пока спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. Так делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел насмешки, просил не осуждать других.
  Св.молитвы прп.Виталия спасли многих падших женщин. Одни ушли в м-ри, другие вышли замуж, третьи честно трудились. Но рассказать о причине исправления и снять обвинения с прп. Виталия боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.
 Нек-рые клирики донесли на него св. Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Нек-рые из епископов и клириков принесли друг на друга письм. доносы царю Константину Великому Он повелел принести зажженную свечу, не прочитав писаний, сжег: "Если бы я собств.глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, покрыл бы такого одеждой, чтобы никто не видел его греха"". Так мудрый свт. пристыдил клеветников.
Прп.Виталий продолжал трудный подвиг: являясь пред людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию. Однажды, выходя из блудилища, прп-ный встретил шедшего туда юношу - блудника, к-рый с бранью ударил его, ибо монах позорит Имя Христа. Прп-ный ответил: "Поверь, что за меня, смиренного, ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".
  Вскоре прп. Виталий поселился в небольшой келье и ночью скончался. В тот же час пред юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться, в исступлении катался по земле, рвал одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.
  Когда через несколько часов юноша пришел в себя, побежал к келье святого: "Помилуй меня, раб Божий, я согрешил против тебя". У дверей кельи пришел в себя и рассказал собравшимся о встрече с прп. Виталием. Юноша постучал в дверь, но не получил ответа. Когда дверь взломали, увидели, что прп-ный преставился к Богу, стоя на коленях пред иконой. В руках был свиток: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".
  Тут пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем. Когда о смерти прп. Виталия узнали спасен.женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.
 Свт. Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных прп. Виталием, св.Патриарх торжественно пронес его останки чрез город и предал их погребению. Многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Св. блгв. кн. Всеволод, в Крещении Гавриил Псковский, внук Владимира Мономаха, род. и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088 -1093 и 1095 -1117 гг. княжил отец, св. блгв. кн. Мстислав-Феодор Великий. В 1117 г., когда вел. кн. Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении.
 Много доброго сделал св. кн.Всеволод для Новгорода. Со свт. Нифонтом, архиеп. Новгородским, воздвиг множество храмов, среди к-рых собор вмч. Георгия в Юрьевском м-ре и храм св. Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в память первенца Иоанна, умершего в младенчестве. В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Св. Софии и др. церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, истратил всю казну. Кн. Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.
  В 1132 г., по смерти св. вел. кн.Мстислава, киевский кн. Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, старший после Киева город. Но младшие сыновья Мономаха Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, св. князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был "вскормлен" ими и не должен уходить от них. "Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, - отметил новгородский летописец, - а целовал крест новгородцам, сказав, "хочу у вас умереть"".
  Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 г. предпринял победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135 - 1136 г. на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не простили поражения князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а св.Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл кн. Святослав Ольгович, "пустиша из города".
  Всеволод ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгородскую волость под Киевом, где в Х в., в годы правления сына Святослава, жила св. равноап. вел. княгиня Российская Ольга. Она, "градов Киева и Пскова изрядная доброто", защитила неправедно обиженного потомка: в 1137 г. жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину равноап. Ольги. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей.
  Славным деянием св. блгв. кн. Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма Живоначальной Троицы на месте деревянного времен равноап. Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм "об одном верху - Святая Троица".
  Только год прокняжил во Пскове св. Всеволод - 11 февраля 1138 г.он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.  Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород св. тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, молили даровать малую частицу св. праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили св. Всеволода в храме св.вмч. Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".
  27 ноября 1192 г. обретены мощи св. князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, где освящен в честь его придел. 22 апреля 1834 г., в первый день Пасхи, св. мощи перенесены в главный храм собора.
  Никогда не нарушалась духовная связь города св. равноап. Ольги со св. князем: он навсегда остался псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 г., когда была разрушена крепостная стена и поляки готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения св. мощи кн.Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил был среди Небесных защитников Пскова.
Тропарь блгв. кн.Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца, глас 4
   Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.
Кондак блгв. князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца, глас 8
   Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Сщмч. Платон, еп.Банялукский(в миру Йованович Миливой), род. 29 сентября 1874 г. в Белграде в семье Илии Йовановича и Йелки Соколович. Учился в гимназиях в г. Вранье и Нише поступил в Белградскую семинарию. Там принял монаш. постриг. После семинарии рукоположен в иеромонаха, направлен в 1896 г. Сербским митр. Михаилом (Йовановичем) в Моск. Сербское подворье. В Москве иеромон. Платон поступил в дух.академию, окончил в 1901 г. кандидатом богословия.
По возвращению из России поставлен вначале старейшиной м-ря Раковица,  вскоре  доцентом в Белграде. Как профессор о. Платон работал в Алексинце и Ягодине, за что отличён достоинством архимандрита.
Во время Балканских и Первой мир.войн архим. Платон был бригадным священником, администратором Охридской епархии,  во время оккупации был в Сербии и с помощью  связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам.
Патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монаст. типографией в Сремских Карловцах и редактором "Вестника Сербской Патриархии" между 1932 и 1938 гг. Кроме того в 1934-1936 гг. о. Платон был старейшиной м-ря Крушедол.
В 1934 г. архим. Платон избран еп. Моравическим.
22 июня 1938 г. еп. Платон избран на Охридско-Битольскую кафедру,  8 декабря 1939 г. перемещен в Баня Луку. С нем. оккупации Югославского королевства начались страдания правосл. сербов в Боснии. 10 апреля 1941 г. новые власти "независимого гос-ва Хорватия" указали покинить епархию, т. к. он родом из Сербии, на что он ответил отказом.
 4 мая 1941 г. ему вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего он обратился к римо-католич. еп. Ёсе Гаричу убедить ответсвтенного офицера позволить остаться на несколько дней собрать вещи.
Гарич успокоил еп. Платона, но в ту же ночь, с 4 на 5 мая, хорватские усташи схватили больного епископа со свящ. Душаном Суботичем и вывезли из Бани Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это сделал усташ Асим Челич.
Изуродованное тело еп. Платона найдено в дер. Кумсале 23 мая 1941 г. Сщмч. похоронен на воинском кладбище в Баня Луке, в 1973 г. перенесен в Банялукский собор.
На заседании Архиерейского Собора Сербской Правосл.Церкви в 1998 г. еп. Платон (Йованович) Банялукский причислен к лику святых Сербской Церкви.

 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения