Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч. 20000, в Никодимии в церкви сожженных, тамо же вне церкви пострадавших(302). Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Ап. от 70-ти Никанора(ок.34). Прп.Игнатия Ломского Ярославского (1591). Прп. Корнилия Крыпецкого(1903)

10 Январь 2018 г. Среда

  Церковь поминает 20 000 мчч, в Никодимии в церкви сожженных, и проч., там же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302 г.)
 Во 2-й год царствования имп. Максимиана, когда готовились гонения на христиан, учители Церкви исповедывали правосл. догматы. Среди них св.Кирилл, еп. Никомидийской церкви.  Благодаря его проповедям многие отвращались от идолов и обращались ко Христу. Максимиан хотел предать мучениям христиан, но предстояла война с варварами, поэтому решил повременить. 
 В Никомидии жила прекрасная 14-летняя Домна, воспитанная в цар. чертогах. Царь сделал ее главной жрицей. Божиим Промыслом попали к ней Новозаветн. писания, и дева просвещалась, призвала христианку, дочь знатного вельможи, отправилась тайно ночью к св. еп. Кириллу. Епископ поручил её св.диакону Агапию, чтоб, под его рук-вом, приготовилась постом и молитвами к св. крещению. Домна всё совершала втайне, никто не знал, кроме евнуха Индиса, к-рый решил принять крещение. Когда пришел срок, Домна и Индис были крещены. Во дворце они молились, постились, читали Божеств. Писание. Св.Домна, собрав имущество, тайно отнесла к св.Кириллу. 
 Вскоре св.Кирилл отошел к Богу. По его наставлениям Домна угождала Богу, усердно служа Ему с единомышленником евнухом Индисом. Они ежедневно постились до вечера, трапеза их из чёрств. хлеба и воды, а цар. пищей насыщали голодных.
  О ежедневн. посте узнал начальник евнухов. Он долго бил их, вынуждая признаться, на что употребляли выдаваем. пищу. Евнух, перс по происхождению и вере, рассказал начальнику, сопровождая речь клеветой и оскорблениями, говоря о чистой жизни Домны и Индиса, что они раздают пищу убогим, противникам царя.
 Начальник евнухов осмотрел жилища, ничего не нашел, кроме  креста, Нового Завета, двух тростник. подстилок, глин.кадильницы, свечи и деревян. сосуда с Пречистыми Тайнами. Не найдя золота и украшений, подверг Домну и Индиса мучениям, велел держать в заточении до приезда царя. В темницу св. дева тайно взяла Новый Завет, а Индис небольшой сосудец с Божеств.Таинами. Их морили голодом и жаждой. Без пищи юная дева заболела, но Господь послал ангелов, к-рые осияли их светом, предложили небесн. пищу.
 Вскоре пришел начальник евнухов, и, увидя их радостными, велел поселить в их жилище, снабдил всем нужным, пищей и одеждой, золотом и серебром, девич. убранством. Св.Домна раздала всё нищим, не только пищу, но и драгоцен. одеяния. Видя много нищих, взяла пояс с драгоцен. камнями и жемчугом, отослала к диакону Алимпию продать и деньги отдать нищим. Притворившись безумной, чтоб уйти из дворца, она падала, источала слюну, тряслась и кричала. Начальник евнухов не знал, что делать. Услышав, что христиане исцеляют такие болезни, призвал св.Анфима, преемника св.Кирилла, вручил деву, чтоб исцелил ее до возвращения царя, евнуха Индиса приставил к ней. Епископ охотно отослал Домну в девич. м-рь. Домна радовалась, что сподобилась жить там. Максимиан вернулся с войны. Приписывая победу идолам, решил отблагодарить их жертвами и начать гонения на христиан. Он вынес из дворца золот., серебр. идолов, приносил в жертву волов. Жрецам царь приказал окроплять народ жертв. кровью. Христиане отошли, чтоб не оскверниться. Царь разгневался.
 Внезапно среди ясного дня раздался грохот грома, пошел сильный дождь с ветром и бурей, молниями и градом. Это был гнев Божий: одни, испугались, падали, как мёртвые, другие давили друг друга, многие лишились жизни, царь бежал во дворец. Реки переполнились водой, потопили нивы, уничтожив труд земледельцев, т.к. было время жатвы. Нечестивые должны познать волю Бога. Но жестокосердый царь впал в безумие, выступая против Господа.
 Не найдя Домны и Индиса среди жрецов  12 богов, царь спросил, где они. Услышав, что Домна лишилась рассудка и находится у христиан, а Индис приставлен к ней, Максимиан разгневался на начальника евнухов, лишил сана.  Индиса вернул к обязанности служить идолам в царском дворце. 
 Максимиан открыто преследовал Церковь Христову, разоряя храмы, сооружая капища. Начальниками обл-й назначил тех, кто без пощады мучит христиан. Царь был первым по жестокости, проливал невин. кровь. Отыскивая еп.Анфима, Максимиан вошел в христ. церковь с вооружен. воинами, потребовал отказаться от веры, иначе сожжет храм с людьми. Христ. пресвитер,  св.Гликерий мужественно противостоял ему, и  тот молча вышел из церкви.
 Благочест.народ в церкви прославлял блж. Гликерия. Царь схватил Гликерия. Били, пока мучители не изнемогли. Максимиан следил, чтоб палачи наносили жесток. удары, пока земля не напиталась кровью и не стали видны кости, не были раздроблены, но язык мученика продолжал вещать:  "Я  христианин, раб истинного Бога". Мучитель велел сжечь св. Гликерия за городом.
 Вскоре настал языч. праздник. Повели жертв. животных к капищу во дворце. Царь спросил, где Индис. Индис оделся во вретище, затворился в горнице. Царь велел наложить оковы и отвести в темницу. Максимиан вновь требовал Домну.  Ему ответили, что лишилась рассудка, и начальник евнухов выслал ее из дворца. Вспомнив о начальнике евнухов, царь обезглавил его, ища всюду Домну. Видя, что нельзя скрыть её, игумения м-ря, Агафия, остригла ее, одела в муж. одежду. Оградив молитвой, выпустила из обители, чтоб дева скрылась в муж. образе и не была узнана. Домну нигде не могли найти.
  Это привело царя в гнев; велел разорить м-ри, дев осквернить насилием. В городе творились такие бедствия, будто был в плену у варваров. Девы покрепче бежали в горы и пустыни, скрываясь в пещерах, предпочитая быть растерзанными зверьми, чем попасть в руки гнусных людей. Тех, кому не удалось бежать, схватили, повели на мучения, других в блудилища - на осквернение. Среди них Феофила, чтот взывала к Господу, прося защиты девства, завещанного Ему. Когда ввели ее в жилище грешниц, вошел воин, чтоб осквернить невесту Христову и упал мёртвым. Др. воины сердились, что он долго не выходит. Наконец, один в ужасе увидел друга мёртвым. Узрел свет, лишился зрения, стал ощупывать стены, чтоб выйти. Той же участи подверглись др. Они увидели деву читающей Евангелие, рядом юношу, сиявшего несказан. светом. Все в ужасе бросились бежать.
 Ночью светоносн. юноша довел её до церкви и удалился. Феофила стучала, ибо собравшиеся для всенощн. моления заперли двери из страха пред язычниками. Когда отперли дверь, устремились к св.деве: Феофила все рассказала, омочив помост слезами.
 Вскоре обвинили в принадлежности к христ. вере знатнейших вельмож и слуг двора. Среди них Дорофей, известный воен. славой, гражд. заслугами, наместник Италии. С ним Мардоний, Мигдоний и др. сановники. Царь велел беспощадно бить и в оковах бросить в темницу. Не было дня, чтоб христиан не предавали казни.
 В праздник Рождества Христова в соборной церкви г. Никомидии собралось ок. 20 тыс. христиан. Узнав, император послал в церковь глашатая, что передал повеление выйти и принести жертву языч.богам, иначе император сожжет храм с молящимися. Но те отказались. Совершавший богослужение еп. Анфим крестил оглашенных и всех причастил. 20 тыс. молящихся скончались в огне. Максимиан, считая, что истребил всех христиан, занялся конск. ристалищами и зрелищами. Было в Никомидии  капище языч.богини Цереры. Однажды царь приносил жертвы богине. Зинон, полководец, выступил против идолопоклонника. Максимиан велел сокрушить Зинону камнями уста, разбить лицо, еле живого вывести за город и умертвить.Так увенчался св. мч. Зинон венцом мученическим.
 Тем временем св. Дорофей сидел в оковах с Индисом и проч. дружиной. Блж. еп. Анфим писал послания, увещевал быть твёрдыми в вере. Однажды слуги привели к царю диакона Феофила, что шел к мученикам с посланием от Анфима. Царь велел привести Дорофея с его дружиной; дал прочитать послания Анфима. Они, увидев диакона, приветствовали его. Царь повелел отрезать диакону язык, умертвить за городом камнями и стрелами. Потом умертвил остальных св.мчч.: Дорофею отсекли голову, Мардония сожгли огнем, Мигдония живого засыпали в яме землей, Горгония же, Индиса и Петра бросили в море, привязав им к шее жерновные камни. Так отошли ко Господу Богу доблестные мученики Христовы.
  Св.Домна скрылась в пещере на горе, питаясь растениями. Слыша о смерти св. мчч., радовалась, что перешли в Царствие Небесное. Особенно радовалась об Индисе, дух. брате. Готовясь к подвигу и прося помощи свыше, скорбела, что одна не отошла ко Господу путем мученичества. Святая вошла в город в муж.одежде. Не найдя блж.Агафии, Домна поняла, что та сгорела в церкви с др. св. девами. Стоя на месте сожжен. церкви, Домна рыдала. Ночью пошла на берег, где потоплен Индис с проч.мчч.  Рыбаки, готовившие сети для ловли, приняв ее за мужа, сказали, что отдадут ей часть улова.
Когда забросили сети, ощутили такую тяжесть, что с трудом выволокли их. Среди рыбы увидели тела трех мчч. Горгония, Индиса и Петра. Рыбаки решили отплыть на др.берег., звали мнимого юношу, но тот не захотел. Тогда дали часть рыбы, немного хлеба и отплыли. Св.дева Домна подошла к телам мучеников и, узнав каждого, пролила слезы. Она увидела корабль, приставший к берегу, показала рыбу. Капитан корабля спросил о цене, но Домна ответила, чтобы взял даром. Узнав, что на корабле христиане, св. Домна поведала им о телах св.мучеников, о мучениях, их именах. Капитан вынес чистые полотна и ароматы, завернув тела святых, отнес к город.стене, где у ворот принял конец св. Дорофей. Там погребли тела. Принимая Домну за юношу, капитан просил её уплыть с ними из города. Но св. Домна не согласилась.
Она день и ночь пребывала при гробницах мучеников, благоухая и молясь. Царя известили, что какой-то юноша обходит гробницы христиан и кадит им. Царь приказал отсечь юноше голову. Умертвили мечом св.Домну, когда она молилась при гробницах св.мучеников. Св.тело сожгли. В это время убит мечом после мучений св.мч. Евфимий. Так украсилась Никомидия своими мучениками.
Тропарь, глас 2:
 Страстотерпцы Господни, блаженна земля напившаяся кровьми вашими, и свята селения, приимшая телеса ваша: в подвизе бо врага победисте и Христа со дерзновением проповедасте. Того яко блага молите спастися, молимся, душам нашым.
Кондак, глас 2:
 Тверди душею по вере святии, огнем страдания приемше две тьме страдалец, вопиюще рождшемуся от Девы: приими всесожжения наша за Тя, якоже дары персских царей, злато и смирну, и ливан, превечный Боже.

 Иосиф Обручник, обрученный муж Пресв.Девы Марии, происходил из рода царя Давида. В первом браке у него 4 сына и 2 дочери. Овдовев, св.Иосиф жил в строгом воздержании, был в бедности и, проживая в глухом Назарете, занимался плотничеством. 80-летним старцем св.Иосиф избран первосвященниками хранителем девства Пресв.Богородицы, давшей обет безбрачия. О воплощении чрез Нее Сына Божия ему возвестил Ангел. Св. Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. В Египте жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника.И все же о жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало, хотя апокрифическая лит-ра старалась восполнить этот пробел.
 По-видимому, скончался в 100 лет вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом Христом, т. к. о нем после того не упоминается. Под его именем известно апокрифич. евангелие «История Иосифа плотника».

  Св. царь и прор. Давид был предком по плоти Иисуса Христа, 8-м последним сыном старейшины Вифлеема. Младший сын Иессея, в юности Давид пас стада овец отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к ис-ву обратил на служение Богу. Он отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян в 18 лет  Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны  и заслужил всеобщую любовь народа. Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал.
 Обрадованный Саул, царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. Давид поступал во всех делах благоразумно, чем заслужил еще большую любовь народа. Саул знал от пророка, что Господь отвергнет от него царство и отдаст другому. В Давиде видел преемника, что его раздражало. Саул стал искать смерти Давида. До смерти царь преследовал Давида, но Бог спасал своего избранника. Претерпев много обид от Саула, к-рый видел в нем любимца народа и соперника, Давид явил незлобие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого.
  После гибели Саула и его сына Давид провозглашен царем южной части израильского гос-ва, а после убийства 2-го сына Саула - царем  Израиля Мудро управлял страной новый царь. Заботился об угождении Богу и пользе народной. Израиль стал могущественным гос--вом. Дар песнопевца употреблял для воспитания в народе духа веры и благочестия, любви к отечеству и др. добродетелей.
  Он устроил новую столицу - Иерусалим ("Город мира"), к-рый расцвел пышно и богато, стал знаменитым городом. В нем устроил- новую скинию; его желание построить вместо скинии храм не сбылось. Ему предсказано, что храм построит его сын. Жизнь прор. Давида омрачена тяжелым падением: он взял себе жену Урии, а самого Урию послал в сражение на смерть. Но он же дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся скорби, посланные в наказание за содеян. грех. Образец покаяния св. Давид дал в 50-м псалме. В годы испытаний, вникая в пути Промысла, изливал пред Богом глубокую скорбь и просил Его помощи. При этом от изображения собств. страданий гонимый псалмопевец в прор.духе переносился в песнопениях в будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохнов. повествования Давида собраны в одну книгу Псалмов или Псалтирь. В Богослужении и личной молитве широко употребляется его Богодухновенная "Псалтирь".
  Умер царь Давид в глубокой старости с верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя - Мессии, Иисуса Христа. 

  Ап.Павел в послании к Галатам пишет, что с ап. Петром почитались столпами Церкви и апп. Иаков и Иоанн. Св. Иаков был сыном Иосифа Обручника от первой жены,потому в Евангелии называется братом Господним.
  Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил епископом Иерусалимской церкви. Т. о., на долю ап. Иакова выпала особенная деят-ность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как ост. апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христ. мира. Как глава Иерусалимской церкви, председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 г. Голос его был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостол. собора (Деян.,15 гл.). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить ап. Петра на степень главы Церкви для того, чтобы утвердить это главенство за Римским папой.
Значение ап. Иакова укрепляла подвижнич. жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни др. спирт. напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях  огрубела.
  Служение ап. Иакова было трудное среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, называли опорой народа и праведником. Пребывая в должности Иерусалимского епископа ок. 30 лет, он утвердил св. веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда ап. Павел в последнее путешествие посетил ап. Иакова, собрались к нему пресвитеры, и об успехах христ. проповеди среди евреев передали ему так: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21,20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
 Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться временем между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить.Первосвященником  был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов  спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, к-рые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков поднялся на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали враги. Один священник из племени Рихава начал уговаривать: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но  один изувер, суконщик, ударил вальком апостола по голове и умертвил. Было умерщвлено много христиан.
  Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорид, что Господь наказал евреев за убиение прав. Иакова. Ап. Иаков незадолго до смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, к-рые предстояли им, и предостеречь от заблуждения, будто одна вера может спасти человека. Св. апостол объяснял, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церк. предание приписывает ап. Иакову составление древнейшего чина Божеств.литургии.

  Сщмч. Никанор - один из 7 диаконов, избранных по совету апостолов после вознесения Господня в Иерусалиме. Сщмч. Никанор с 2 000 христиан побит камнями в Иерусалиме в тот день, в к-рый пострадал и св. первомч. Стефан.

 Прп. Игнатий Ломский начал подвизаться иноком в Кирилловом Белозерском м-ре. Затем удалился в окрестности г. Ломска и основал пустынь. По любви к уединению, предоставив управление одному из учеников, прп. Игнатий удалился на берег р. Сары в Вадожскую обл. В лесу на берегу р. Даровицы, впадающей в Сару, прп.Игнатий основал местопребывание, жил отшельником. Это место поныне отмечено часовней над ключевым колодцем. В старину здесь было пустынно, связь с поселками шла по едва заметной тропе. Прп.Игнатий выносил на тропинку плоды трудов - лапти, плетением к-рых добывал хлеб. Желавшие поднимали лапти, взамен оставляли хлеб, к-рым св.отшельник питался сам, часть уделял жившему недалеко прп.иноку Иоакиму.
  Для собравшихся ок. прп. Игнатия ревнителей иноч. жизни построил храм Покрова Богоматери, основал Богородичную Вадожскую пустынь. Здесь прп-ный  почил от трудов  в 1591 г. Мощи его под спудом в бывшей его пустыни, за правым клиросом Благовещенского придела церкви Спаса, что на Лому в 200 км. от г. Ярославля. На раке прп-ного имелось его икон. изображение во весь рост, а подле нее хранились его железные вериги.

  Прп.Корнилий Крыпецкий был уроженцем Псковского края,с. "Великое село", еще с детства имел дар прозорливости, отличался благочестием. Поступив в м-рь, побывал на всех послушаниях, выделялся великой любовью к людям. Сохранилось множество пророчеств преподобного о м-ре и о России. Умер блж. монах Корнилий 28 дек.(10 янв) 1903 г. В 1997 г.в м-ре было обретение мощей прп. старца (память также 22 июля).
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения