Версия для печати
На страницу списка праздников

Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского. Прп. Константина Синадского. Прп.Евареста. Прп.Никодима Тисманского, Румынского. Виленской-Остробрамской, «Трех радостей», «Милостивой», Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Богородицы

08 Январь 2018 г. Понедельник

  На др. день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресв. Богородицы, память св. Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и св. Иакова, брата Господня, сына от первого брака св.Иосифа Обручника. Св. Иаков сопровождал с отцом Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
 Праздник Собора Пресв. Богородицы имеет древнее происхождение. В поучениях на праздник Рождества Христова Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного уже соединяется хвала Иисусу Христу с восхвалением родившей Его Богородице. 
 Офиц. установление празднования собора Пресв.Богородицы установлено на Шестом Вселенском соборе в 681 г. (правило 79).

   Сщмч. Евфимий, еп. Сардийский, в период царствования византийского имп. Константина Багрянородного (780–797) и имп. Ирины (797–802) за добродет. жизнь избран еп. Сардийским и присутствовал на VII Вселенском Соборе (787), где обличал иконоборч. ересь. Когда воцарился иконоборец Никифор I (802–811), Евфимия с др. правосл. иерархами сослали на о. Паталарею, где он долго томился. Вызванный из ссылки имп. Львом V (813–820), епископ безбоязненно выступил с обличением иконоборчества, и его вновь отправили в ссылку в г. Асс. Михаил II Косноязычный (820–829) опять принуждал его отказаться от иконопочитания, но безуспешно. Св. мученик подвергнут избиению и в т3-й раз сослан, на этот раз на о. Крит. По приказанию сменившего на троне Михаила имп.-иконоборца Феофила (829–842), св. Евфимий подвергнут тяжким мучениям: его растянули на 4-хх столбах и били воловьими жилами. Чрез несколько дней после пытки св. Евфимий преставился к Богу.

 Прп. Константин Синадский, уроженец г. Синада, еврей, с детства чувствовал влечение к христ. вере. Внимат. отношение к учению Христа воспламенило его сердце, он в ранней юности ушел от родителей в иноч. обитель, крещен с им. Константин, принял монаш.й постриг. Когда поднесли св. крест, он с любовью поцеловал его и приложил к голове. Изображение св. креста отпечаталось у него. Пройдя богоугодн. жизнь в строгих подвигах, св. Константин мирно преставился к Богу.

Прп.Еварест, из Галатии, сын знатных родителей, с юных лет стремился к иноч. жизни, особенно любил читать книги св. Ефрема Сирина. Удалившись в Студийскую обитель, подвизался в строгом посте, бдении и молитвах, нося железн. вериги. Мирно преставился к Богу, достигнув 75 лет, в 825 г.

 Прп. Никодим Тисманский род. в одной из центр. обл-й Македонии. Отец был греком, мать из Сербии. Прп.Никодим получил прекрасное образование, знал серб. и греч. языки, был прекрасным переводчиком и писателем. Монашество принял на Афоне в серб. м-ре Хилендар. Он удостоился пресвите. сана, позже избран игуменом.
 Со Св. Горы Афон прп. Никодим пришел в земли кн. Лазаря, поселился в мест. Кладова на Дунае. Вокруг него собралось большое братство. Среди братии были монахи с Афона, из серб. м-рей. Их усилиями построена церковь Пресв. Троицы. По откровению Божию прп. Никодим Тисманский перешел Дунай и остановился в угро-влашских землях. Здесь, вблизи нынешнего румын. города Тур-Северина, на р. Водице, основал м-рь Водица, посвятив его св. Антонию.
 Второй м-рь, основанный здесь прп. Никодимом, построен в честь Пресв. Богородицы. Находился он во Влахии, на р. Тисман. Оба м-ря, возведенные прп. Никодимом Тисманским, стали крупнейшими очагами правосл. дух-сти в Румынии. В 1375 г.св. кн. Лазарь и Серб. патриарх отправили группу монахов во главе со старцем Исайей для примирения Сербск. и Царьград. патриаршеств. В состав группы входил и прп. Никодим Тисманский как переводчик и мудрый дипломат.
  Прп.Никодим мирно почил 26 декабря 1406 г. Он почитается за привнесение в румын. церковь общежит. монаст.Устава и возрождение монаш. делания на основе исихастского течения в Православии.

 Название Остробрамская икона Божией Матери получила благодаря месту заступничества. Св. образ находится в надвратной часовне Острая Брама, или Острые Ворота в Вильнюсе. О происхождении чудотв. Остробрамской иконы существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в правосл, так и в католич. мире. 
 Согласно правосл. преданию, Остробрамская икона Пресв. Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. вел. кн. литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из крымск. походов на татар. Князь подарил икону первой супруге Марии, а вторая жена Иулиания передала образ Троицкой обители, основанной ею над священ. останками трех первых вилен. мучеников, замученных Ольгердом в нач. княжения.
 В 1498 г., когда в Вильне из-за опасности нашествия татар совершена закладка новых город. камен.стен, а в остром, или «русском», конце города сооружены ворота с башнею, чудотв. образ выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город. После введения унии, правосл. иноки утратили, с Троицкой обителью, свящ. часовню Остробрамскую. Но при уничтожении унии (1839.) древняя Троицкая обитель перешла в руки православных.
  Есть и такая версия: Остробрамская икона прислана Ольгерду греч.имп.Иоанном Палеологом, после принятия вел.князем христ-ва. По др.преданию, икона чудес. образом яв-сь на Острых вратах 14 апреля 1431 г. крепостной ограды г. Вильны.
 Чудотв. образ Остробрамской иконы визант. происхождения глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе выявлена древняя славян. надпись – хвалебн. песнь Богородице «Честнейшую Херувим». 
 Изначально икона была частью композиции Благовещения, отчего образ в древности наз-ся Корсунским Благовещенским. Дева Мария в считается представленной в момент явления Ей Арх. Гавриила, часть изображения к-рого утрачена.
 Икона относится к достаточно редк.типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс со склонен. головой и опущен. глазами. На её лице выражение глубокого мира. Руки скрещены на груди.
 Фигура Богоматери закрыта позолочен. серебр. платьем. Открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебр.платьем фигура закрыта ок. 1671. В низу иконы помещена большая серебр. вота в виде полумесяца с выгравирован. текстом: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой» (1849). Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.
 Жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, предшествующий Воплощению Слова Божия – момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».Лк.I,38). Если провести аналогию между жестом Богоматери и священнодействиями во время Божеств. Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время св. возношения.
Такое сравнение открывает еще одну грань Остробрам. образа – участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается на таком богородичном иконографич. изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.
 Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солн. нимб Богородицы, между лучами к-рого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинств.Жены из книги Откровения св.Иоанна:«И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из 12 звезд»(Откр12,1). Т.о. Божия Матерь Остробрамская явл-ся светозарной Женой, облеченной в солнце небес.славы, К-рая молится за Церковь. Известно, что к иконографии Остробрамской Пресв. Богородицы восходит чудотв. образ Божией Матери Умиление, пред к-рым молился прп. Серафим Саровский.
Молитва иконе Божией Матери "Остробрамская"
 О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.Пресвятая Богородице, Спаси нас!

 Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначальный образ, по преданию, принадлежал кисти всемирно известного итальянского живописца Рафаэля.
         В начале XVIII в., в петровское время, некий живописец послан на учебу в Италию. Возвратясь, он привез копию иконы «Святое Семейство» и оставил в Москве у родственника, настоятеля храма Святой Троицы на Грязех. После смерти художника священник пожертвовал образ в церковь и поместил его над входом пред папертью.
40 лет спустя знатная моск. дама понесла 3 тяж. утраты: оклеветали и отправили в ссылку мужа, имение отобрали в казну, а единств. сын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная женщина просила Царицу Небесную быть Заступницей за невин. страдальцев. Как-то раз услышала во сне голос, повелевший отыскать икону Св. Семейства и помолиться пред ней. Скорбящая дама долго ходила по моск. церквам в поисках иконы, пока не набрела на Троицкую церковь на Покровке. Здесь, на паперти, обнаружила чудотв. образ. 
 После усердн. молитвы женщина получила 3 радостн. вести: муж оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, сын освобожден из плена. Св.икона получила название «Трех Радостей». 
Троицкий храм на Грязех, где до рев-ции хранилась чудотв. икона, неоднократно перестраивался. 10 декабря 1861 г. свт. Филаретом, митр. Московским, освящен главн. престол ик.Божией Матери «Трех Радостей», или Собора Богородицы, явл-ся единств. престолом в честь этого св. образа.
 Икона «Трех радостей» почиталась в царствующ. Доме. Один из списков явл-ся келейной иконой имп. Марии Александровны, жены Александра II. Он подарен императрице по обету, данному пред ракой прп. Сергия ее фрейлиной Анной Федоровной Аксаковой (урожд. Тютчевой), первой воспитательницей сына вел. кн. Сергея Александровича. 
 После смерти Марии Федоровны образ возвращен А.Ф. Аксаковой, но ненадолго. Фрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты вел. кн. Елизаветы Федоровны. 
 Судьба образа Божией Матери «Трех радостей» после закрытия Троицкой церкви в декабре 1929 г. неизвестна. В 1992 г. храм возвращен верующим, при его открытии общине прислано из Патриархии несколько икон, изъятых на таможне. Чудом Божиим там оказался аналойн. образ «Трех Радостей», список сер. XIX в.
 В 1996 г. в храм Живонач. Троицы на Грязех принесли акафист иконе Божией Матери «Трех Радостей», вызвавший споры, стоит ли продолжать по традиции читать акафист Николаю Чудотворцу или заменить его акафистом храм. иконе. В разгар обсуждений пред образом «Трех Радостей» сама собой возгорелась лампада. Приняв это чудо как указание Божие, священнослужители Троицкой церкви по средам совершают молебен с акафистом пред старин. чтимой иконой «Трех радостей», к-рая выносится из алтаря.
   Образ Божией Матери «Трех радостей» издревле полюбился рус. народу. До 1917 икону особо почитали на Дону и Кубани, т.к. считалось, что молитва пред ней помогает возвращению домой казаков. Под особым покровительством образа Божией Матери «Трех радостей» пребывают люди в плену и на чужбине. Известны случаи благодат. помощи от иконы военнослужащим в горячих точках России. Икона считается заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших накопленное трудом, также охранительницей семейного благополучия.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Трех радоОт святыя иконы Твоея / радости неизреченныя преисполнила еси сердце благочестивыя жены./ О Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царица радосте, Приснодево твари, / егда возвратила оной и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, / источая приснотекущий источник радости молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / Радость всему миру родившая, / радости исполни неоскудевающия чтущих Тя.

  Икона Божией Матери "Милостивая"(Киккская) написана, по преданию, св.еванг. Лукой. Название "Киккотиса" получила от горы Киккос на о.Кипр. Здесь находится в имп. обители, в храме, построенном в ее честь.
Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал: сначала был в одной из первых христианских общин в Египте, затем перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнина (конец XI - начало XII в.).
 В эти годы старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный еванг.Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения.
 Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее совершались многие чудеса. Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые недугами и получают исцеление по вере своей. 
    В чудодейственную силу св. иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая". 
   Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.
Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией. Глава Богородицы увенчана короной. Ныне список с этой иконы особо чтим в жен. Никольском м-ре г. Мукачева.

 Барловская икона Божией Матери «Блаженное чрево» также именуется «Помогательница женам чады рождати» или «В родах помощница», «Помощь в родах».
  Икона Божией Матери «Блаженное Чрево» до 1924 г. находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список иконы явлен 26 декабря 1392 г., в воспоминание чего и установлено празднование в этот день. Строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27) послужили наименованием иконы. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII в. икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. Согласно рукописному сборнику XVIII в., образ принесен в Москву из г. Бари, где находился при гробе свт.Николая, архиеп.Мирликийского, отсюда  др.название иконы – «Барловская".На иконе «Блаженное Чрево» из собрания музея г. Рыбинска Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»).По преданию,образ принадлежал прп. Савве Освященному († 532) и находился в лавре его имени недалеко от Иерусалима.
Пред кончиной прп-ный предрек, что обитель посетит тезоименитый ему богомолец цар. рода, к-рому надлежит передать чудотв. образ. В XIII в. свт. Савва Сербский во исполнение этого завещания перенес икону в основанный им Хиландарский м-рь на Афоне, где она пребывает по сей день в Карейской келье и наз-ся «Типикарницей».
 На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с древним памятником. Оригинальным декоратив. дополнением явл-ся рама со сложным плетен. орнаментом позднебарочн. типа («стиль регентства»), заимствованная из какой-то западноевроп. гравюры.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения