Версия для печати
На страницу списка праздников

Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

07 Январь 2018 г. Воскресенье

   Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование имп. Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.
  У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и прав. Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны идти в Вифлеем (г. Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
  В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Спаситель мира.
   "Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2).
 Но среди полночной тишины, когда человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака". 
   Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам "звездословцам", и в лице восточных мудрецов весь языч. мир, незримо для него самого - преклонил колена пред Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы - "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф.2, 11).
  В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится:Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца" (от марта). Там же, в другом месте сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".
 Во II в.на день Рождества Христова 25 декабря указывает свт.Климент Александрийский. В III в. о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает св. Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 г., никомидийские христиане в праздник Рождества Христова сожжены в храме в числе 20000. 
  В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений св. Ефрема Сирина, свтт.Василия Великого, Григория Богослова, свт. Григория Нисского, свтт.Амвросия, Иоанна Златоуста и др. отцов Церкви IV в. на праздник Рождества Христова. 
   Свт. Иоанн Златоуст в слове своем в 385 г. называет праздник Рождества Христова очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноап. царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия в 438 г. и Юстиниана - в 535 излагается закон о всеобщем праздновании Рождества Христова. 
 Никифор Каллист, писатель XIV в., в своей истории говорит, что имп. Юстиниан в VI в. установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V в. Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII - Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - свв.Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX - прп.Кассия и др., которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления празднуемого события.
 В первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока - Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления.
 Причиной было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать из слов свт.Иоанна Златоуста, который в одной из бесед в Рождество Христово говорит: "не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился". К этому могли подать повод слова еванг. Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда "бе Иисус лет яко тридесять" (Лк. 3, 23). 
  Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV в. в иных - до V или даже до VI в. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.
 День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно Божественного свидетельства Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. "Се благовествую вам, - сказал Ангел вифлеемским пастырям, - радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша" (Лк.2,10-20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, "яко родися Спас", Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.
 Согласно с Божест. свидетельством Евангелия, отцы Церкви в Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирн.и радостнейшим, к-рый служит началом и основанием для проч. праздников.
Тропарь Рождества Христова, глас 4
  Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества Христова, глас 3
 Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.
 

                                                                                         

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения