Версия для печати
На страницу списка праздников

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении и с нею мчч.Прота, Иакинфа и Клавдии ( ок.262) Прп. Николая монаха (IХ)

06 Январь 2018 г. Суббота

 Канун праздника Рождества Христова называется Навечерием праздника. Обычай совершать Навечерие пред  Рождеством Христовым, несомненно, древний. Уже в IV в. определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1). Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы, затем вечерня с литургией св. Василия Великого.
  По обычаю, рус. народ в Рождественский сочельник — 24 декабря/6 января — постился до позднего вечера, до появления звезды. В Западной и Южной России, как только является на небе вечерняя звезда, все семейство приступало к св. рождеств.вечери. Пред началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, затем все семейство, заключив молитву благожеланиями, принималось угощаться, и от обильного угощения  Рождественский сочельник назывался Щедрым вечером или Богатою кутьею.
 Важнейшей частью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар. Первая  приготовлялась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и др. плодов, сваренных в воде.
 Стол для трапезы устилался сеном или соломой. Кутья и взвар как главные принадлежности на Рождеств. сочельник имели символическое значение: кутья - пища при поминовении покойников, а взвар варится при рождении дитяти. Наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Смирна, к-рую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, тоже знаменовала смерть Христову. Сено или солома, к-рыми устилался стол и прилавок, напоминали ясли, в к-рых положен Спаситель.
  Наши предки старались Рождеств. сочельник ознаменовать христ. благотворительностью. Так, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавал щедрую милостыню; он делал подаяния на улицах нищим.С благочестивыми обычаями у наших предков совершались обряды, что были остатком дохристианской древности.
  «В навечерии Рождества Христова... мужи и жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Эти беснования и игры были остатками празднества языческой Коляды. 
 В кон. VII в. патр. Иоаким указом запретил скверные и бесовские действия и игрища, которые совершались в Москве и др. городах в навечерие Рождества Христова.
Тропарь предпразднства,глас 4
 Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства, глас 3
 Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Рецепт сочива (колива, кутьи)
200 г очищенной пшеницы, 150 г мака, 50 г очищенных орехов, 50 г изюма, ванильный сахар, мед по вкусу, сахар по вкусу.
 Пшеницу перебрать, промыть, залить водой и варить до готовности, отцедить, остудить. Мак заварить кипятком и держать на огне до тех пор, пока он не будет легко растираться пальцами. Отцедить на сите, пропустить через мясорубку. Перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Переложить в блюдо. Подавать охлажденной.
Пшеничная с медом
 Целые зерна лущеной пшеницы (можно пшеничной крупы) залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. Мед (200 г) развести 4 стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.
 Из риса. 500 г риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить. Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешав, развести небольшим кол-вом воды и соединить с рисом. Все перемешать, добавить вымытый и ошпаренный кипятком изюм (200 г), корицу и снова тщательно перемешать. Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.

 Преподобномученица Евгения, римлянка, жила в Александрии, куда ее отец, Филипп, послан имп.Коммодом (180-192) наместником Египта. Евгения получила прекрасное образование, отличалась добрым нравом и красотой. Знатные юноши добивались ее руки, но вступать в брак не хотела.
Познакомившись с Посланиями ап.Павла, устремилась к христ-ву и тайно от родителей, в сопровождении двух рабов, Прота и Иакинфа, переодевшись в муж.одежду, удалилась в муж. м-рь. Она с рабами и спутниками приняла св.Крещение от еп.Элия, к-рому открыто о ней в видении, он благословил ее подвизаться в м-ре в образе инока Евгения.
 Своими подвигами св. Евгения стяжала дар исцеления. Однажды к ней за помощью обратилась богатая молодая вдова Мелания. Увидев юного инока, женщина воспылала страстью, но будучи отвергнута, измыслила клевету о попытке насилия. Св.Евгения предстала на суд к правителю Египта, т. е. к отцу, вынуждена открыть тайну. Родные обрадовались, найдя ту, к-рую долго оплакивали. Чрез нек-рое время приняли св. Крещение. 
 Но Филипп, по доносу язычников, смещен с поста правителя. Александрийские христиане избрали его епископом. Новый правитель, опасаясь народн. гнева, не стал открыто казнить Филиппа, подослал убийц. Во время уедин. молитвы епископу нанесены раны, от к-рых он чрез 3 дня мученически скончался.
Овдовев, Клавдия с дочерью и слугами уехала в поместье в окрестностях Рима. Там Евгения продолжала иноч.жизнь. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам.
 Чрез несколько спокойных лет имп. Галлиен (260-268) вновь начал гонение на христиан, и многие нашли убежище у св.Клавдии и Евгении. Осиротевшая молодая римлянка из цар. рода, Василла, услышав о христианах и о св. Евгении, решила встретиться с ней и написала письмо. Св.Евгения прислала друзей и сподвижников, Прота и Иакинфа, к-рые просветили Василлу, и она приняла св. Крещение.
  Служанка Василлы рассказала ее жениху Помпею, что невеста стала христианкой, и Помпей пожаловался императору на христиан, проповедующих безбрачие. Привлеченная к ответу, Василла отказалась вступать с Помпеем в брак,  за это ее закололи мечом. Св. Прота и Иакинфа потащили в идол. храм для принесения жертвы, но едва вступили туда, идол упал и разбился. Св.мчч. Прот и Иакинф обезглавлены.
 Св.Евгению насильно привели в храм Дианы, но не успела вступить в него, как всё капище с идолом разрушилось. Св.мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, она осталась невредима. Невредимой осталась она и в огне. Тогда ее бросили в ров, где она находилась 10 дней. 
 Ей яв-ся Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 г. наступил этот праздник, палач умертвил св.мученицу мечом. Вскоре приняла мучен. венец и св.Клавдия. Прмц.Евгения предупредила ее о дне смерти.
Тропарь преподобномученицы Евгении Римской, глас 4
 Агница Твоя, Иисусе, Евгения/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Кондак преподобномученицы Евгении Римской, глас 2
 Благородия нравом тя честноподобне украсив обоживый Господь,/ в рабий образе от Девы нам соединися,/ Иже тя в лик дев свещеносиц вчини/ и с мученики сочета, Евгение,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.

   Прп. Николай монах был военачальником при визант. царе Никифоре I (802-811). Он послан на войну с болгарами. Накануне битвы подвергся искушению от одной женщины, но мужественно воспротивился. В кровопролит. битве погибли все соратники прп-ного, а Николай остался жив.
 Ему открыто в видении, что жизнь дарована за то, что он поборол искушение. После этого блж.Николай оставил мир, удалился в м-рь, принял схиму, непрестанно молился о воинах, павших в сражениях. 
  Своими подвигами он так угодил Господу, что удостоен дара прозорливости.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения