Версия для печати
На страницу списка праздников

Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия,Евникиана, Зотика,Помпия,Агафопуса, Василида и Евареста (III). Свт.Феоктиста, архиеп. Новгородского (1310). Прп. Нифонта, еп.Кипрского (IV). Прп. Павла, еп. Неокесарийского (IV)

05 Январь 2018 г. Пятница

 Декий, царь римский, назначил на о.Крит правителем Декия, к-рый похож на царя жестокостью, гонениями на христиан. Прибыв на остров, Декий велел разыскивать всех христиан и приводить на муки. К нему приводили твердых в вере христиан и, после пыток и мук, предавали смерти. Приведены к мучителю и 10 мужей из разных городов: из Горгинского города - Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий и Евникиан; из Киоса - Зотик; из Епиней - Помпий и Агафопус, из Кидонии - Василия, из Ираклии – Еварест. Все они стремились к вечному небесному блаженству.
 Представ пред мучителем, они высказывали смелые речи, показали мужество, терпеливо претерпели мучения. Их мучили, влачили по земле, били камнями, насмехались, плевали – 30 дней терпели они поругания. Суд назначен 8 декабря, к игемону привели страдальцев, полных доблести и мужества. Игемон в ярости жаждал погубить св.мучеников, они готовы терпеть до последн. издыхания. Убийца-игемон потребовал принести жертвы идолам.Мученики отвечали, что готовы на муки во имя Христа.
  По приказу игемона схватили святых, подвергали их разнообразным мукам. Один был повешен и его строгали железными когтями: вырывались жилы, и куски тела падали на землю. Других били камнями и острыми кольями по ребрам до костей; у третьих от тяжких ударов оловом разбивались суставы, раздроблялись кости. Каждого мучили различно. Мученики принимали муки с радостью, и стоявшим казалось, что они не столько страдают от боли, сколько жалеют о недостаточности мучений. Все сбежались посмотреть на них, сохраняющие веру втайне спешили подивиться мужеству страдальцев и утвердиться в вере, а неверные насладиться муками. Они побуждали игемона и мучителей к большей жестокости.
  Декий, не сумев заставить их принести жертву, произнес смертн.приговор. Святых повели на усечение мечом к месту Алоний недалеко от города. По дороге страдальцы спорили, кому первому идти под меч и раньше принять венец. Спор прекратил Феодул, один св. мучеников, говоря, что тот будет первым, кто после всех подставит главу под меч: если, видя усекновение и смерть друзей, не убоится, не изменится в лице, он поистине яв-ся победителем. Все согласились со словами Феодула.Они воспели общую песнь к Богу:
  Тут стали отсекать одному за другим св. головы, души с радостью восходили ко Христу.  Когда ушли мучители, нек-рые из христиан, оставшись, собрали св. тела мучеников и погребли. 
  Когда воссияло опять благочестие, блж.Павел, епископ г. Гортины, прибыв в Константинополь, испросил позволения перенести тела святых из Алония, где они погребены после усечения мечом, в Гортину. Возвратившись в Крит и прибыв на Алоний со множеством христиан, среди к-рых были некоторые при страданиях святых, он нашел тела неповрежденными, перенес их в охранение городу и на помощь всем нуждающимся.
Тропарь мучеников иже в Крите, глас 3
 Многочудный Крит почтим,/ процветший честныя цветы, Христовы бисеры,/ мучеников сорасленых,/ десять бо суть числом, блаженнии,/ иже весь идольский народ посрамиша,// темже и венцы прияша, добледушнии.
Кондак, глас 4:
  Денница возсия мучеников честное страдальчество, предозаряющее нам в вертепе раждаемаго, Егоже Дева безсеменно роди.

 Прп.Нифонт, еп.Кипрский, род. в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве был кротким и добрым, часто посещал церк.службу. Но в юности вел разгульн. грехов. жизнь. Приходя в себя, ужасался глубине падения, но, полагая, что уже не получить прощения, продолжал нечестив. жизнь. 
  Однажды встретил друга, к-рый долго смотрел на него. На вопрос Нифонта, чему удивляется, друг отвечал: "Я никогда не видел у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа". Слова показали Нифонту глубину падения, он взывал к Божией Матери, прося Ее заступничества. После долгой молитвы увидел, что Лик Божией Матери на иконе просветлел и Она улыбнулась.
  С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери отворачивался, а после покаян. слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Нифонт полностью изменил жизнь, проводил время в молитве и покаянии. После болезни, от к-рой получил исцеление с помощью Божией Матери, приобщился Св. Тайн, принял иноч.постриг и усилил подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями.
  Борьба была долголетней, на св.Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией преодолевал их. От Господа получил дар различать происки лукав. духов и побеждать их, также видеть исход душ после смерти.
 Уже в старости, придя в Александрию, был в видении указан Патриарху как достойный принять еп. сан. Его поставили во епископа г. Констанции на Кипре. Епископом пробыл недолго. О времени смерти свт. Нифонт узнал за 3 дня. Пред кончиной его посетил свт.Афанасий Великий. На смертн.одре святой видел ангелов и Пречистую Божию Матерь.

   Св.Павел, еп.Неокесарийский, настолько прославился добродетелями, что имя стало известно Ликинию, царствовавшему в Никомидии. Ликиний, начавший гонения против христиан, потребовал Павла к себе. 
 Когда посланные представили святого на суд царя, постарались действовать угрозами, томили голодом, потом начали бить. Святой мужественно переносил муки, удивляя терпением. Его подвергли страшной пытке: раскален. железный обруч, испускавший огн. искры, ковач посредством клещей положил святому на ладонь, др. ладонью прикрыл обруч и, стянув скобами руки, держал, пока не остыло железо. Двигат. мускулы в руках святого свились и омертвели, пальцы его не могли ни сгибаться, ни разгибаться. Затем его отвезли к берегам р.Евфрат и заключили в темницу.
   Когда имп.Константин Великий, оставив Рим, воцарился на востоке, он выразил желание, чтоб все подданные были христианами, всем, кто был в изгнании и заточении, дарована свобода, и каждый возвратился на родину. Св.Павел занял свт. престол и просиял благочестием, как и прежде, когда был отшельником, присутствуя с 318 св.отцами на I Вселенском соборе в Никее. Св. Павел был там одним из тех, кто носил на теле язвы Господа Иисуса: из присутствовавших на соборе отцов иные лишены были рук, иные - ушей, иные - носа, другие - глаз, или имели др. повреждение на теле. Одни за Христа претерпели биение, преломление костей, истерзание суставов, др. перенесли огн. опаление и строгание телесных членов. Среди них блж. Павел был доброчестным страдальцем за веру Христову, т.к. имел следы палочных побоев, св. руки его обожженные были сведены и не действовали. Собор против еретика Ария, к-рый Божеств. судом предан проклятию. После собора отцы представлялись царю.Константин взял руки блж.Павла и, облобызав их, прикладывал к глазам и др.частям тела.
 Блж. Павел возвратился в свой город на свт.кафедру и после многих лет управления паствою с миром отошел ко Господу.

 Не так много известно о жизни св.архиеп.Новгородского Феоктиста, но можно понять, в чем главный подвиг его. 22 мая 1299 г. преставился Климент, архиеп.Новгородский, «новгородцы с посадником Андреем, рассуждая о преемнике, задумались о добром и смирен. Феоктисте, игумене св. Благовещения. Собрав звоном вече у св. Софии, князь Борис и новгородцы почтительно привели его и посадили на дворе владыки, пока узнают, где митрополит».
 В след.году «митр. Максим, Ростовский еп. Симеон и Тверской еп. Андрей прибыли в Новгород и поставили Феоктиста в архиепископа в Софийском соборе. Новгородцы рады были владыке». В первый раз новгород. владыка посвящается в Новгородском храме св. Софии. 
 В след. году, по благословению св. Феоктиста, заложен камен. храм св. арх. Михаила, чрез 2 года освящен (храм доныне цел). В 1305 г. блж. архипастырь принимает участие в договорах Новгорода с вел.кн.Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений. В том же году святитель освятил храм св.Бориса и Глеба, затем в честь отцов Первого Вселенского Собора. Спустя 2 года новгородцы за печатью архиепископа представили вел.князю жалобу на новгородских наместников.
   В сентябре вел.кн.Михаил прибыл в Новгород и личными распоряжениями успокоил новгородцев. Но время было смутное. Кн. Юрий Данилович препирался с св.вел.кн.Михаилом за новгород. княжение, и происки Юрия наносили неприятности Новгороду.
  Блж.святитель был слаб здоровьем. В декабре 1307 г., «благословив новгородцев, по болезни удалился в м-рь Благовещения Богородицы, чтоб пребывать в безмолвии». Блаженный был болен 3 года. «Он много страдал для Бога», пишет современник; «когда умер, св. душа его взошла на небо, а лицо его как бы озарилось светом, т. ч. видевшие дивились и славили Бога». 
 Блж.Феоктист, игумен Благовещенск.обители, украшен был добротою сердца и смирением. Но Богу угодно дать ему тяжкую болезнь, и душа его страданием телесным возвысилась в дух. совершенстве. Блж.Феоктист, созревший духом в страданиях телесных, мирно почил 23 декабря 1310 г. «Честное тело его положено было в монаст.храме Благовещения Богородицы».
  Первое прославление свт.Феоктиста совершилось спустя 300 лет после кончины. Супруга цар. дьяка Юлиания долго болела, уже потеряли надежду на выздоровление. Ночью во сне явился ей муж в свящ. величии и сказал: «поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк после справок с летописями о гробе блж.Феоктиста привез больную в Благовещенский м-рь, отпел панихиду и раздал щедро милостыню. Больная скоро выздоровела. По желанию благодарн. дьяка написана икона святителя, по явлению, бывшему жене его; в то же время Софийский пономарь Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону с древнего подлинника, к-рый сохранялся на стене Софийской паперти, и изобразил святителя в молитв. положении пред иконою Благовещения. 
 В 1644 г. новгород. наместник царя, кн. Василий Ромодановский, но благоговейн. усердию к святителю, поставил часовню на месте обрушившегося храма, потом устроил раку над мощами с ликом святителя, наконец возобновил камен. храм. В 1707 г. открыто положены мощи святителя. Исцеления продолжались. Так, в 1710 г. поселянка Мария, 20 лет бывшая больною и 3 года слепою, когда облобызала лик святителя на гробе его, мгновенно получила здоровье. В 1714 г. пономар. вдове Евдокии, лежавшей в расслаблении, яв-ся в ночном видении святой: «Для чего напрасно лечишься у глупых волхвов?»  Больная велела сыну вести ее к гробу свт. Феоктиста и здесь получила исцеление.
 В 1786 г. мощи святителя, по разрешению Свят. Синода, перенесены из Благовещенского м-ря в Юрьев м-рь и положены в храме, подле стены, у иконостаса. Архим.Фотий устроил придел в честь свт. Феоктиста.
Тропарь святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго, глас 3
 Божия Слова Премудрости изрядный служитель,/ Ангельскаго жительства истинный подражатель,/ Божественныя чистоты рачитель,/ архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче,/ пастырская красота,/ Великому Новуграду похвала,/ святителю пречестный Феоктисте, отче наш,/ Емуже, Слову Божию, в житий сем послужил еси,/ моли спастйся душам нашим.
Кондак святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго, глас 8
 Архиерейское украшение,/ Великому Новуграду Богодухновенное удобрение,/ сущия бо в нем люди на пажитех живоноснаго закона Господня упасл еси,/ и сего ради в лице святых водворятися сподобися,/ и святую твою память многими леты сотвори неоскверненну,/ в нейже, тя почитающе,— радуйся,— от души вопием ти,/ святителю отче Феоктисте,/ Великому Новуграду похвала и утверждение.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения